|
Сущность государственных коммуникаций и связей с общественностью в современной России⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Активным субъектом коммуникативно-информационной деятельности стали службы по связям с общественностью {public relations — PR). Процессы демократизации политической системы, формирование рыночных структур, конкурентных отношений в экономической среде породили необходимость в профессионально организованной деятельности по связям с общественностью с целью формирования общественного мнения. В современных условиях в результате действия различных факторов постепенно формируется новое качество взаимоотношений между обществом и государством, когда не только граждане ощущают зависимость от государства, но и государство в той или иной степени становится зависимым от граждан, их мнения, отношения к принимаемым решениям и действиям власти. Как следствие — в органах государственной власти создаются специальные структуры, целью которых является обеспечение постоянного диалога с гражданским обществом как одного из важнейших условий взаимопонимания и взаимодействия. Формирование государственных служб по связям с общественностью, или государственного PR, в современной России началось еще в период перестройки и гласности — с 1985 г. Сегодня нет органа государственной власти — идет ли речь о федеральном уровне или об уровне субъекта РФ, местного самоуправления, — где не было бы пресс-службы, либо департамента по связям с общественностью, либо специалистов, обеспечивающих в той или иной мере коммуникации с общественностью и конкретными целевыми группами. 274 Основные функции PR в системе государственной службы: 1) коммуникативная, т.е. функция социального общения, налаживания контактов и конструктивного диалога между властью и гражданами. Такие универсальные элементы общения, как взаимодействие, взаимопонимание, в PR становятся элементами профессиональной деятельности; 2) информационная, связанная с коммуникативной и включающая две составляющие — аналитическую и прогностическую; 3) организационная, предполагающая создание условий для взаимопонимания между субъектом и объектом управления. Необходимо подчеркнуть, что принято различать внутренний и внешний PR. Если говорить о PR государственных органов, то внутренний PR выступает как инструмент внутриведомственного менеджмента, а внешний — как средство взаимодействия с реальными и потенциальными общественными партнерами ведомства. Учитывая, что государственные PR в значительной мере подвержены влиянию специфики данного субъекта общественных отношений, можно выделить основные направления деятельности PR-служб: • установление, поддержание, а в определенных случаях — расширение контактов с гражданами, организациями, общественными и коммерческими структурами; • информирование общественности о принимаемых решениях; • мониторинг общественного мнения и общественных настроений; • анализ общественной реакции на действия, конкретные акции должностных лиц и органов власти; • прогнозирование развития общественно-политического процесса, общественного мнения и настроений; • обеспечение ведомства аналитическими материалами; • формирование благоприятного имиджа организации и ее руководства. Деятельность PR-подразделений в органах государственной Власти Организация и реализация взаимодействия государственных органов со средствами массовой информации и, естественно, с институтами гражданского общества являются важнейшими задачами служб, осуществляющих информационный обмен. 275 С динамичным изменением отношений власти и прессы, власти и общества менялись задачи и функции тех РЛ-подразделений властных органов, которые отвечали за связи с прессой. Организационно пресс-службы либо включены в структуру ведомственных /^-подразделений, либо находятся в составе информационно-аналитических управлений, либо являются относительно самостоятельной структурной единицей ведомства. По сути, они стали своего рода посредниками и/или буфером между органами государственного управления и СМИ. Информация, исходящая из ведомства и предназначенная для широкой общественности, проходит через «фильтр» пресс-службы, где осуществляется дозирование и отбор официальной информации. Деятельность пресс-служб в рамках существующего законодательства регламентируется ведомственными документами, как правило «положением о пресс-службе». Во многих государственных ведомствах руководитель пресс-службы одновременно занимает должность пресс-секретаря главы ведомства. Рассмотрим основные ресурсы, которыми обладает пресс-служба, чтобы оказывать влияние на содержание и направленность потоков информации. Главный из них — информация, которая необходима журналистам. Но чтобы использовать ее с наибольшей эффективностью, необходимо обладать еще такими ресурсами, как профессиональное владение технологиями и креативные способности. PR-технологии, к которым обращаются пресс-службы в своей работе, включают такой набор: подготовка пресс-релизов, пресс-конференций, брифингов, а также неформальных встреч с журналистами, комментариев специалистов, авторитетных людей —лидеров общественного мнения. Чаще всего прибегают к организации пресс-конференций и брифингов, в основе которых лежит общение источника информации с приглашенными журналистами. Брифинг, как правило, проводят с тем, чтобы в достаточно лаконичной форме сообщить определенную информацию, дать свой комментарий, познакомить с личной точкой зрения о событиях, обозначенных в данной теме. Вниманию журналистов на брифинге предлагают заранее подготовленный пресс-службой материал (тезисы к теме брифинга, статистика и пр.). Этим, как правило, брифинг ограничивается. Если на подобных встречах звучат вопросы, то происходит это по инициативе самих организаторов и только в рамках обозначенной темы. 276 Пресс-конференция проводится для того, чтобы сделать широко доступной нужную для ведомства и в то же время социально значимую информацию. В пресс-конференции могут участвовать не только отдельные действующие лица />/?-кампании. Информирующая сторона может быть представлена экспертами, специалистами, участвующими в подготовке того или иного решения либо документа, людьми, чье мнение влияет на формирование общественного мнения. Необходимый элемент подготовки к пресс-конференции — формирование дополнительных, вспомогательных материалов: пресс-релизов, пресс-папок, приглашений либо извещений о пресс-конференции или брифинге, списка приглашаемых журналистов. Пресс-папка {пресс-кит, медиа-кит), как правило, включает следующие материалы: пресс-релиз; если необходимо — программу пресс-конференции с обозначением ее длительности, времени основного сообщения, имени его автора, а также того времени, которое будет отдано для ответов на вопросы; подборка статистических данных и документы, дополняющие информацию, которая будет предложена на пресс-конференции, соответствующие таблицы или графики; при необходимости — краткие биографии участников пресс-конференции и соответствующий фотоматериал. Необходимыми составляющими по организации и проведению пресс-конференции являются мониторинг, анализ публикаций и отчет. При неформальном подходе огчсг о работе, анализ плюсов и минусов каждой пресс-конференции пополнят банк данных о технологиях, используемых пресс-службой. Работа по связям с прессой не ограничивается перечисленными выше мероприятиями. Весьма продуктивными и обоюдно интересными могут оказаться и другие акции, например проведение семинаров, краткосрочной учебы различных категорий сотрудников СМИ. При этом решающее значение будут иметь: продуманность тематики мероприятия; состав приглашенных лекторов; новизна информации, предложенной журналистам; уровень возможных деловых контактов, которые обеспечат журналистам участие в подобных мероприятиях. Организация связей с общественностью в системе муниципального управления Основной функцией органов местного самоуправления является деятельность, направленная на создание благоприятных условий 277 для жизнедеятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования, а также удовлетворение коллективных (общественных) интересов и потребностей местного сообщества (населения). В связи с этим органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления должны устанавливать стабильные позитивные взаимоотношения прежде всего с населением, его группами. Применение в деятельности органов местного самоуправления /'Я-технологий позволит сформировать положительный имидж самих органов местного самоуправления, а также муниципального образования в целом, что особенно важно в условиях рыночной экономики, поскольку это даст возможность привлечения дополнительных инвестиций в муниципалитет. Кроме того, это дает возможность сформировать взаимоотношения с органами государственной власти различных уровней и другими муниципалитетами на основе конструктивного сотрудничества. Следовательно, в структуре органов местного самоуправления необходимо создание служб по связям с общественностью. Некоторые элементы систем связей с общественностью уже функционируют на уровне органов местного самоуправления: приемные по обращениям граждан; пресс-службы, организационные отделы (организация сходов, собраний, помощь в организации деятельности органов территориального общественного самоуправления, представительных органов местного самоуправления, организация выборов и др.); различные общественные советы при органах местного самоуправления и т.д. Исходя из задач и принципов муниципального управления основными целями деятельности служб по связям с общественностью на уровне муниципальных образований являются: • обеспечение гласности, открытости в работе органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления: • информирование местного сообщества; • формирование благоприятного имиджа органов и должностных лиц местного самоуправления в глазах общественности; • анализ и прогнозирование общественно-политического процесса в муниципальном образовании; • установление партнерских отношений с гражданами и их объединениями, а также содействие сотрудничеству граждан и их объединений с органами местного самоуправления в разра- 278 ботке, реализации программ и решений, а также осуществлению общественного контроля; • формирование у населения чувства сопричастности к управле • организация межмуниципального сотрудничества и др. 1) анализ общественной реакции на принятые либо планируемые к принятию решения, а также на действия должностных лиц и органов местного самоуправления; 2) взаимодействие со средствами массовой информации (опубликование нормативно-правовых актов, интервью должностных лиц, отчеты депутатов, выступления по телевидению и радио, создание интернет-сайтов и др.); 3) ведение и разрешение дел по обращениям граждан в органы местного самоуправления; 4) соучастие в общих делах и действия по реализации коллективных интересов и потребностей населения и его групп. Конечно, деятельность служб по связям с общественностью не ограничивается только таким перечнем. В каждом муниципальном образовании исходя из его особенностей должна формироваться собственная система связей с общественностью, структура органов, осуществляющих эти функции. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|