Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие астрономической картины мира





Создание внегалактической астрономии

Длительное время астрономия развивалась как наука о Солнечной системе. Лишь в XVIII веке, благодаря измерению Рёмером скорости света и открытию Кеплером закона ослабления силы света с расстоянием, астрономия перешла к изучению звезд и галактик.

С увеличением возможности телескопов удалось выявить новый тип космических объектов – туманности, удаленные от нас на огромные расстояния скопления звезд – галактики.

Благодаря Гершелю астрономия стала внегалактической – открыл Уран (1781), несколько спутников Урана и Сатурна, период вращения кольца Сатурна; установил существование двойных и кратных звезд, уточнил оценки блеска у 3 тыс. звезд, заметил различное распределение энергии в спектрах звезд в зависимости от их света. Так же ему принадлежит открытие более 2.5 туманностей (всего время известно 150). Впервые пытался измерить Галактику и оценить размеры и расстояния других туманностей.

Исследования Гершеля способствовали становлению теории основной Вселенной.

Важным элементом астрономической картины мира является высказанная Сведенборгом, Ламбертом и, отдельно от них, Кантом идея космической иерархии – во Вселенной существуют системы нескольких порядков: планеты со спутниками, Солнце с планетами, большие звездные сгущения в Млечном пути, Млечный путь и другие, подобные ему, скопления звезд. Все эти системы подчиняются закону всемирного тяготения.

Идеи развития природы

Идея развития природы – это представление о том, что природа в ходе непрерывного движения с течением времени образует (сама, либо с помощью сверхъестественных сил) из простых, мало организованных форм качественно новые, высшие, более организованные формы (прогресс).

Эта идея зрела долго. В античности движение природы и общества трактовались как чередование неизменных в своей основе событий (круговорот). Период феодализма также не позволил сформировать идею развития, т.к. был консервативен.

Лишь в XVII веке идея развития трактуется как идея эволюции природы.

В настоящее время существуют разные теории развития: метафизическая, диалектическая, системно-синергетические (в XVII веке лишь метафизическая). Согласно этим теориям развитие – это простое количественное изменение (без скачков и перерывов), в котором возможно участие нематериальных (божественных) сил.

Ведущей тенденцией XVII- XVIII века было свести до минимума участие божественных факторов в развитии природы и общества. Наиболее ярко это тенденция проявилась в астрономии.

Идея развития в астрономии

Она принадлежит Декарту, который создал теоретическую модель происхождения мира естественным образом.

Новая ситуация сложилась после создания классической механики. Ньютон считал, что закономерностей гравитационного взаимодействия масс недостаточно для механистического объяснения структуру Вселенной. Во-первых, ему была непонятна сущность орбитального движения планет (закон тяготения объяснял ускорение планет, но не объяснял, откуда взялось движение, которое стремится удалить планеты по касательной), и в результате сделал вывод, что нужно допустить существование божественного «первого толчка», благодаря которому планета приобретает движение и не падает на Солнце.



Во-вторых, в движении планет и спутников существует возмущения, которые могут возрастать со временем. Значит, Солнечная система не обладает свойством самосохранения и потому Бог должен время от времени «подправлять» движения небесных тел. Эти обстоятельства вынудили Ньютона отказаться от попыток научного объяснения происхождения Вселенной.

Первая теория развития Вселенной на основе теории гравитации была создана И.Кантом (1755) опиралась на геометрические, кинематические и динамические параметры, данные наблюдений, физические закономерности. Позже (1796) Лаплас создал космогоническую концепцию, опиравшуюся на строгие математические и механистические закономерности.

Космогония Канта-Лапласа

Кант не согласен с Ньютоном в плане первого божественного толчка. Достаточно допустить, что межпланетное пространство в давние времена было заполнено разреженной материей, простейшими, элементарными частицами, определенным образом взаимодействующими между собой и можно объяснить происхождение и строение Вселенной. Но все, же он полагал, что Бог создал материю в виде первоначального хаоса.

Лаплас же полностью отвергал участие Бога. Опираясь на аналитический аппарат механики, он пришел к выводу, во-первых, все планеты вращаются в одном направлении, во-вторых, их орбиты мало отличаются от окружностей и, в-третьих, т.к. их взаимные наклонения и наклонения к эклиптике имеют незначительные величины, то всеобщего тяготения достаточно для сохранения Солнечной системы.

Всеобщее тяготение позволяет изменяться формам и наклонениям орбит, но только в определенных пределах. Эти изменения носят периодический характер и по истечении определенного времени возвращаются к своему среднему состоянию. Исходя из всего этого, Лаплас сформулировал установку, согласно которой все элементы природы связаны между собой причинно-следственными связями таким образом, что, зная в определенный момент координаты одного элемента, можно предсказать положение этого элемента через любой промежуток времени.

По мнению же Канта в результате действия трех фундаментальных сил (притяжения, отталкивания и химического соединения) создавались начальные неоднородности в распределении плотности материи. Различием частиц по плотности обусловлено возникновение сгущений, которые стали центрами притяжения более легких элементов, притягиваясь в то же время к более плотным сгущениям. Но благодаря силе отталкивания процесс сгущения не привел к концентрации материи в одном месте.

В своей концепции Кант объясняет эллиптическую форму орбит, отклонение орбитальных плоскостей от плоскости экватора, зависимость масс и объемов планет и степени их удаления от Солнца, неодинаковое число спутников у планет, наличие колец у Сатурна и др.

Кроме того, Кант рассматривает развитие Вселенной как процесс, который имеет начало, но не имеет конца (одни системы появляются, другие умирают).

Но концепция имеет и недостатки:

· представление о самопроизвольном возникновении вращения изолированной системы, первоначально находившейся в покое. Это противоречит закону сохранения момента количества движения в изолированной системе. Поэтому Лаплас был вынужден исходить из вращающегося облака материи как начального пункта.

· противоречие с закономерностью распределения в Солнечной системе момента количества движения (mvr) На единицу массы вещества планет приходится в десятки тысяч раз больше лишнего количества движения, чем на такую же массу Солнца. Этого противоречия и не избежал Лаплас.

Но, не смотря на это, Кант убедительно показал, что понять настоящее состояние природных систем можно только через знание истории развития этих систем. Эта идея развития в XVIII –XIX в. перешла в геологию и биологию.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.