Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Миф как философско-культурологическая проблема





Миф имеет разные уровни трактовки. Миф прежде всего как форма культуры. Первые попытки осмысления мифа можно встретить у античных авторов и авторов древней Греции. Платон подчеркивал, что миф и мифология связаны с универсальными представлениями о мире. Аристотель говорил о том, что миф- это фабула человеческой истории, то есть те события, которые происходили в определенной последовательности. Платон акцентировал на философской сущности мифа, то Аристотель на исторической сущности. В средневековой культуре мифом всерьез почти никто не занимался. Первым теоретиком мифа был Вико и он считал, что развитие культуры всегда начинается с мифологического этапа, он полагал, что мифологический период- это золотой век человеческой истории. В 17-18 веках достаточно подробно и детально с разных позиций излучался миф разными авторами. Миф нашел больше развитие у французских просветителей и в теории просвещения. Вся концепция просвещения базировалась на уважении, приоритете перед разумом, логикой, интеллектуальными способностями человека. И в этой связи к мифе отношение было крайне пренебрежительное. Например, Мафито говорил, что языческая мифология- это первая ступень религии откровения. Полагает, что это примитивные формы эмоциональной реакции на мир. Такую точку зрения высказывали и другие просветители, видя в мифе - примитивную, эмоциональную форму выражения человека к миру. Отсутствие логичности, рациональности в мифе воспринималось как недостаток. В конце 18- начале 19 века под влиянием идей фитонизма, наоборот, возникает не только пристальный интерес к мифу, но и потребность миф детальнейшим образом изучать и извлекать из него позитивные уроки и смыслы. Работы Шеллинга, он много писал о том, что миф- это понятие эстетическое, богатое художественными элементами, что миф может быть плодотворной основой для развития искусства. Романтики выделяли поэтическую значимость мифа, наличие большого количества символов. Именно романтики, фактически, выступили инициаторами создания специальной школы, изучающей миф. Она называлась "Школой натуризма", потом получила название "Мифологическая школа". Эта школа имела очень глубокие традиции, вела серьезные работы и в основном получила свое развитие в Германии (Мюллер, Шварц, Кун и другие). В русской гуманитарной науке в этот период было много интересных исследователей, которые занимались изучением практического материала, то есть они изучали мифы, различные ритуалы, обычаи народов, связанных с мифологией (Услаев, Афанасьев). Афанасьев написал большой материал на основе различных фольклорных текстов, собранных в нашем регионе.

История мифа имеет бурное продолжение в 19 веке ("Антропологическая школа"- Тэйлор, Фрейзер). Возникает интерес к мифу со стороны философов. Огромное количество работ у Ницше, он вводит целый ряд фундаментальных понятий в систему теории культуры, основанных на мифах. Например, вводит понятие дионисийского начала, апполоновского начала. Очень подробно проблемами мифа занимались исследователи интуитивисты, то есть те психологи и философы, такие как Андрей Берксон, для которых значительно более важными были не рациональные процессы культуры, а иррациональные. Они полагали, что в мифах содержится гигантский багаж, накопленный человечеством именно в практике интуитивного постижения мира.

Школа символизма и ее представитель Эрнст Кассирор. Школа психоанализа - Фрейд и Юнг. Школа герменевтики - Гадамер.

 

Культура древнего Востока

1. Культура древнего Египта

2. Культура Индии

3. Культура Китая

 

Культура древнего Египта

Древние египтяне называли свою страну Кемет, что означает "черная земля". Это название происходило из того, что Нил дает плодородную землю и вокруг Нила образовалась черная земля. Само название Египет происходит от греческого "айгиптас", как полагают историки является искаженным названием древней столицы Египта - Мемфис.

 

Египетская цивилизация относят к числу наиболее ранних цивилизаций. Она возникла в 5 веке до нашей эры. Этот исторический период связан с такой особенностью как сохранение в огромном объеме различных пережитков культуры. В самой культуре Египта мы видим огромное множество элементов первобытной культуры и элементов первобытного сознания.

Начиная с 5 тысячелетия до рубежа 4-3 тысячелетия нашей эры на территории Египта или в огромной долине Нила складывались номы- это такие поселения, которые возникали вокруг каналов, которые прорывали от Нила, эти каналы позволяли орошать землю, обрабатывать сельскохозяйственную территорию вблизи реки. На протяжении всего русла реки Нила возникали различные поселения, разрозненные, постепенно они объединялись в более крупные поселения. Со временем возникают два государства: верхнее и нижнее, которые существовали практические на протяжении полутора тысячелетий, как государства самостоятельные и во многих вопросах враждующие. Между верхними и нижними царствованиями была конкуренция. Каждое из этих государств хотело иметь абсолютное господство в долине Нила. Эта цивилизация относится к речным цивилизациям и условия для жизни были чрезвычайно сложными. Выход к реке и освоение плодородных земель позволяло вести хорошее хозяйство.

Примерно на рубеже 3-4 тысячелетия до нашей эры происходит объединения верхнего и нижнего государства. С этого момента начинается династийный этап египетской истории. Это был период, связанный с правлением Фараонов. С момента правления египетский фараон обязан был носить две короны на голове (красная и белая корона как знак объединения государств). Два зооморфных символа - юридическими знаками Египта. Обязательно корону египетского фараона, другие элементы одежды украшали изображения кобры. Кобра была покровительницей нижнего царства и богиня Нехбед в виде коршуна была покровительницей верхнего царства. Египтяне очень трепетно относились к тем природным объектам, которые их окружали. Их было немного, природа не баловала египтян и потому все основные объекты, которые были для египтян важны получили очень широкое и разнообразное осмысление в мифологии. Нил - главный источник богатства, согласно одной из легенд, Египет родился из Нила, из цветка лотоса начала зарождаться жизнь. Нил был источником жизни, благополучия, он ассоциировался с границей между миром живых и миром ушедших в мир вечностью (граница между жизнью и вечностью). В реальной жизни египтяне придерживались этого принципа (когда умирал у них человек они отправлялись хоронить на другой берег Нила, считая, что одна половина побережья- восточная, предназначена для жизни повседневной, живой, а западная для перехода в мир иной. Очень часто переход на другой берег, отправление на ладье было символом перехода в мир мертвый). На западном берегу Нила было обилие погребальных комплексов, различных гробниц, пирамид, сооружались храмы, сокровищницы, этого всего не было на восточном берегу- он был для практической жизни, там были постройки египтян, распахивались поля. Солнце - второй природный символ. Солнце важно, потому что оно присутствует постоянно, оно может быть настолько беспощадным, что может уничтожить все живое и, может быть относительно спокойным, чего постоянно египтяне просили. Египтяне полагали, что их жизненный цикл должен быть неким образом соотнесен с порядком космическим, с жизнью солнца. Лучше всего это видно на примере Фараона, потому что он считался сыном бога Солцна, он носил атрибуты солнечные (на его короне должен быть золотой диск, солнечные, золотые лучи). Солнце очень важный символ, свидетельствующий о том, что этот народ находится под покровительством бога солнца. Один из главных богов египетского пантеона - бог Асирис. Согласно легенде, каждое утро он рождался и каждый вечер умирал. Его жизненный цикл был подобен восходу и закату солнца. Жизнь египтян примерно виделась таким же образом, она воспринималась как кратковременное существование на земле, а затем уход в мир вечности на бесконечно счастливое время. Египтяне рассчитывали, что они получат право на счастливое существование в мире вечном, но для этого им нужно было много сделать, чтобы заслужить это право. Для египтян знатных были продуманы самые различные обряды и ритуалы, в том числе, обряды, связанные с захоронением, поскольку они считали, что они уходят со всеми богатствами, которые приобретают на земле. Человека должны были окружать все необходимые вещи, которые ему понадобятся в мире вечном (продукты питания, парфюмерия, посуда, косметические вещи). Захоронения простого человека были скромными, они осуществлялись по иной схеме. Но главный принцип был единым - человек проживает на земле короткий период, для того, чтобы получить обоснование - заслужил он свое право быть в мире вечности или нет. Египтянин прожив жизнь на земле, проходит через суд Азириса, который стал покровителем загробной жизни, и на этом суде бог Анубис - бог бальзамирования, ставит на чашу весов сердце умершего человека, взвешивает его, и если выясняется, что человек очень много в жизни совершил нехороших поступков, то человеку не дают право отправиться в мир вечности, чудовище съедает этого человека, потом выплевывает его на землю, чтобы он смог прожить нормальную жизнь и снова пройти через суд. Для богатых людей очень важным моментом был факт того, чтобы они не работали и получили такой же социальный статус в мире вечном, что и на земле. В захоронении богатых людей присутствовали ящики, в которых были ушебти - это небольшого размера, чаще всего керамические фигурки, иногда были полые (пустые внутри); эти фигурки изображали человека с мотыгами, другими орудиями труда; и считалось, что ушебти - отрабатывают за ушедшего повинность на полях вечности. Фараон считал, что за него это сделают 365 фигурой, которые каждый день будут отрабатывать за него повинность. Египтяне свято верили, что в мир вечности обязательно нужно отправляться, сохранив тело, поэтому в египетской культуре, положение о том, что тело должно быть сохранено, является одним из центральных. Согласно египетской мифологии, тело является вместилищем души, они думали, что у человека есть одна настоящая душа, а вообще у человека есть много душ-двойников. В теле настоящем поселяется душа, поэтому тело нужно сохранять, чтобы прибывать в мире вечном. Разработаны сложные технологии бальзамирования тел, нашли сложные способы сохранения внутренних органов, тело консервировалось в саркофагах; всего их было 3, в них тело получало абсолютную гарантию сохранности. Таким образом, тела настоящие необходимо было как вместилище подлинной души, а души двойников должны были обрести себя или найти для себя пристанище в любом изображении умершего человека. Изготовление различных изображений, на которые были направлены усилия художников, скульпторов древнего Египта, составляли очень значимую часть культуры. Это искусство создавалось для того, чтобы обслуживать заупокойный культ. В каждом изображении поселялась душа-двойник.

Знакомство с египетской культурой европейцами состоялось довольно поздно, интерес возникает в начале 19 века. До этого времени очень многие памятники египетской древности подвергались осквернению, разграблению, несмотря на то, что сами египтяне накладывали жесточайший запрет на вторжения свои сокровищницы, облекали это многочисленными легендами и мифами, говоря, что будет большая беда тому, кто проникнет в сокровищницу. К 19 веку очень мало в полном виде сохранилось сокровищниц захоронений. Когда в 19 веке начинается изучение Египта, одним из мощных толчков в изучении стал приход армии Наполеона в Египет. Наполеон привез с собой не только армию солдат, но и исследователей. Они должны были отобрать наиболее ценные экспонаты, часть экспонатов была сразу же вывезена во Францию. Они должны были найти ключи, коды к почтению этой культуры. И кроме французских исследователей, к этой работе подключились исследователи из других стран, но самым первым ученым, которому удалось расшифровать египетскую письменность, соответственно получить ключ к понимаю других текстов Египта Жан Франсуа Шампольон. Благодаря его открытию стало возможно прочитать священные тексты и пролить свет на многие понятия и образы, которые для европейцев были непонятной, фантастической стороной. Главное, что открытие Шампольона дало возможность собрать воедино огромное количество папирусов, специально написанных текстов, в которых рассказывалось о том, что происходило с людьми при жизни (реальные истории) и очень подробно рассказывалось о том, что их ожидает после смерти, о богах древнего Египта и о том в каких взаимоотношениях были египтяне с богами. Все это дало самую достоверную информацию о культуре и дало возможность понять как устроена была египетская культура, в чем заключаются ее основные характеристики и принципы.

 

Характеристика культуры:

1. Культура была неразрывно связана с природой. Связь с природой получила самые разнообразные формы выражения. Даже египетский фараон считался не только правителем, но и покровителем природы. Фараон обязан был регулировать природный процесс. Издавал указы о том, что Нил должен разлиться. Это был психологический акт, потому что египетскому народу было важно видеть, что выполняется все и после того как фараон получал информацию от своих жрецов о том, что Нил должен разлиться, он издавал сразу же такой указ. Он давал распоряжения относительно других природных процессов. Для египтян такая ситуация была нормальной.

2. В основе египетской культуры лежит представления о ценности загробной жизни и незначимости живой. Эта культура была, которая человека ориентировала на жизнь после смерти, а не жизни повседневной на земле. Человек существовал в архаическом формате, который предполагал что человек- это временное явление на земле. Нет интереса к личности, ко всем формам культуры, которые позволяют человеку духовно развиваться.

3. Культура носила элитарный характер. Культура была закрытая, малопонятная большому количеству людей, она обслуживала относительно богатые слои населения. Искусство, тексты - все это было направлено для создания определенной культурной атмосферы для определенный среды общества (жрецов, фараонов).

4. Культура мифологична. Мифом пронизаны все аспекты жизни египтян. Они полагали, что свою жизнь они строят исключительно по модели космической. Мир как граница. Египтяне полагали, что их боги являются воплощениями каких-либо природных явлений и образов. Египетский пантеон весь зооморфнен (боги имеют получеловеческий, полуживотный вид). Очень часто богов изображали просто в виде животных. Зооморфизм берет свои корни в тотемизме (вера кровно-родственная связь с животными). В Египте тотемические культы были очень развиты.

5. Египтяне считали, что существование должно быть посвящено сакральным традициям и их профанное существование на земле было неважным. В рамках обычной жизни человека профанному существованию отводилось очень мало места, сил и средств. Египтяне жили в примитивных жилищах, часто жилища не имели крыши. Это были перегородки без дверей. Они были созданы из тростника и глины, но все, что касалось сакральных сооружений, то были вложены колоссальные средства, было потрачено очень много сил, для того, чтобы создать постройки на века. Происходило это потому что они очень четко разграничивали, то что имеет священую ценность и что такой ценностью не обладает. Их собственная жизнь не представляла для них ценности. Ценность представляла вечность, то, что будет происходить с человеком после смерти.

 

Каноны египетского искусства:

Египетское искусство подчинялось законам и художник не мог от них отойти.

1. Портреты существовали, но никогда не несли внутренние оценки и характеристики. Глаза были безучастными, направлены в вечность.

2. Мужские и женские фигуры изображались разным цветом. Женщина- оливковый цвет, мужчина- терракот и цвет глины.

3. Социальные рамки. Чем выше был социальный статус, тем больше по размеру изображалась фигура.

4. Инкрустирование зрачка. Зрачок разрезался, оживлялся. Один глаз открывался при жизни, а второй только после смерти человека.

5. Все изображения были полихромными- многоцветными. Чтобы точно передать внешность.

6. Допускалось изображение в виде животного полностью.

 

Индия

1. Социально-кастовое устройство древне индийского общества.

2. Веды как памятник индуистской культуры.

3. Место и роль буддизма в культуре древней Индии.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.