Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Шпенглер и его теория циклического развития, основные взгляды на проблемы культуры ХХ века





Шпенглер - немецкий философ, один из самых известных и авторитетных философов ХХ века по своим убеждениям ницшианец. Он был воспитан на ницшеанской философии. Шпенглер оставил после себя много работ, но главный труд его жизни "Закат Европы", в котором Шпенглер ищет причины рождения великих культур, глубоких исторических изменений, происходивших в обществе и прогнозирует будущее, дальнейшее развитие европейского общества. С точки зрения Шпенглера, идеи рождения культур происходит за пределами земли, она транслируется от космических сил людям, но способны воспринять эту идею далеко не все и он проявляет свою ницшеанскую концепцию, одаренные люди становятся носителями этих идей и они формулируют перед обществом задачи, которые нужно решать. Шпенглер всегда считал, что культура создается единицами, отдельными личностями и масса людей является той средой, которая реализует эти идеи. С точки зрения Шпенглера, на земном шаре множество очагов культуры было отмечено, но культурные источники стали высокими. Высших культур, достигших наивысшего развития всего 8: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская (магическая), мексиканская, европейская (фаустовская).

Каждая из высших культур, согласно Шпенглеру, уподобляется живому организму, последовательно проходящему по воли судьбы через стадию зарождения, юности, зрелости, старости.

 

 

Шпенглер выделяет 3 фазы культуры:

1. Докультурное состояние и этнографическое состояние. Состояние, когда признаки культуры уже появились, но целостный тип еще не сформировался.

2. Собственное культурный период. Разделяется на ранний и поздний. В рамках этого времени формируется особый стиль каждой культуры. Когда исчезает стиль, то исчезают специфические коды, которые обеспечивают целостность культуры.То, что делает каждую культуру не похожей на другие, оригинальную по сравнению с другими.

3. Период цивилизации. Тот стиль, который сформировался во второй период начинает разрушаться.

 

Античный тип культуры. Этот тип культуры прошел свой определенный период. Закончился этот период падением римской империи. Переход от классической Греции к античной культуре в период перонизма. Римская культура рассматривается Шпенглером как последняя стадия античного типа культуры. По мнению Шпенглера, на римском этапе античная культура ничего не приобрела и ничего не могла дать. Все самое ценное и важное было создано в период классики древнегреческой. Позиция Шпенглера заключалась в неразрывной целостности древнегреческой древнеримской культуры как единого типа.

Как и Ницше, Шпенглер полагал, что в структуре культуры самую важную миссию выполняет искусство. Искусство формулирует основные характеристики типа той или иной культуры, определяет основные особенности развития. По мнению Шпенглера, переход от культуры к стадии цивилизации, который в большой степени проявился в ХХ веке для Европы означал закат или прекращение активного развития. По Шпенглеру фаза цивилизационных достижений делает шаг в пользу прагматических интересов, интересы потребления, материального накопления стали значимыми, чем духовные интересы, связанные с творческим развитием. Культура Европы в ХХ веке находит признаки окончательного разрушения.



Иную точку зрения по вопросу о судьбе европейской цивилизации и о том, что представляет собой развитие занимал английский историк Арнольд Тойнби, который считал себя учеником Шпенглером. Как подлинный исследователь, Тойнби не только соглашается, но и выступает оппонентом Шпенглера. Первое, что замечаем в противопоставлении идей Тойнби и Шпенглера связано с разным отношением к понятию цивилизация. Для Шпенглера, цивилизация - это последняя фаза развития любого культурно исторического типа, любой высшей культуры. Тойнби так же выделял высшие культуры, те культуры, которые прошли в своем развитии все фазы, но он считал, что цивилизации проявляются в таких культурах едва ли не с самого рождения. Для него цивилизация никогда не была особым этапом. Для него культура и цивилизация - это две стороны одного процесса. Разнять эти две стороны нельзя. На одних исторических этапах цивилизационные признаки себя проявляют, на других культурные, но отделить одно от другого нельзя. В вопросе о происхождении культуры Тойнби во много соглашается со Шпенглером, так же считает, что идея культуры рождается вне общества, вне человеческой практики, а рождается вне земли, является космическим продуктом. Если для Шпенглера идея космического носит характер обозначения ситуации при которой творческое меньшинство должно эту идею уловить, то Тойнби описывает весь механизм передачи неких импульсов, которые рождаются вне общества людям. Он формулирует закон, который является первой частью его понимания цикличности - закон вызов-ответ. Все акты социального творчества являются делом либо индивидуальных творцов, либо творческого меньшинства, основные массы населения - это инертная не творческая часть общества. Исторические вызовы проистекают из действий самых различных факторов, например, социально-природные факторы, условия благоприятного и не благоприятного климата, фактор географического положения, наличие или отсутствие полезных ископаемых. К социальным факторам Тойнби прежде всего относит факторы политической зависимости или свободы. Отрицательным фактором будет рабство. Ответом на вызовы является деятельность творческих личностей, своего рода героев-чудотворцев. Утверждает, что вызовы воспринимаются творческим меньшинством, личностями, которые улавливают эти вызовы и определяют пути выхода из ситуации, они формулируют ответ на вызов. Тойнби выступает как философ-идеалист для которого первичной является идея. Любая культура может развиваться тогда, когда есть идея культуры, сила, которая эту идею формулирует и развивает, а затем транслирует на саму общественную практику. Второй вопрос заключается в том - кто будет эту идею организовывать? Творческое меньшинство выполняет другую историческую миссию, оно формулирует пути, решения, но не само воплощает эти идеи. Закон мимесиса - соотношение действий, согласованное взаимодействие двух социальных сил творческого меньшинства и не творческого большинства. Для того, чтобы стала развиваться культура, необходимо не только наличие творческого меньшинства, но и наличие закона мимесиса. Слово мимесис означает подражание. Здесь мимесис как добровольное подражание большинства меньшинству.

Закон вызов-ответ должен иметь оптимальное решение, то есть вызовы должны быть не слишком жесткими, не слишком сильными для того, чтобы возникла возможность на этот вызов отреагировать, сформулировать ответ. Если вызов будет слишком слабым, то и в этом случае может быть результат отрицательный, не найдется энергия созидания что-либо менять в обществе, можно будет смириться с этим вызовом. Вызов должен быть таким, чтобы была найдена адекватная сила способная противостоять.

Закон мимесиса. Человечество должно воспринимать этот закон как универсальный, помнить что есть меньшинство и большинство и подчиняться идее. Закон нередко нарушается, он обеспечивает стабильное развитие. К нарушению закона ведут войны, революции, развития массовой культуры, демократизация общества.

Фазы развития культуры:

1. Генезис цивилизации - этап, когда происходит возникновение основных признаков той или иной культуры.

2. Фаза роста - поступательное развитие цивилизации.

3. Фаза надлома - период, в котором начинается упадок цивилизации.

4. Фаза дезинтеграции - период, заканчивающийся гибелью.

 

Первичные культуры, которые прошли все фазы развития и на другой опыт не опирались: египетская, минойская, симическая, майя, андская.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.