Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема «Культурология. Понятие, сущность, основные функции».





Занятие №1

Тема «Культурология. Понятие, сущность, основные функции».

Культурология – наука о культуре и предметом её являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.

К. не только изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Она изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения основных культурно-исторических типов.

Явления К. изучает множество конкретных наук:

· археология

· этнография

· история

· социология

· философия

· эстетика

· мораль

· религия

Одним из первых определение К. дал англ.историк Эдуард Бернетт Тайлор в своей книге «Первобытная культура». Термин К. восходит к латинскому слову, которое означало возделывание почвы – культивирование, т.е. изменение природного объекта под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина выражается важная особенность – единство культуры. Человека и его деятельности. В настоящее время понятие К. означает исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Поэтому понять К. можно только через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. К. не существует вне человека. Процесс социализации – это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ибо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, темперамент – менталитет.

К. – сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира:

1. между социализацией и индивидуализацией

2. между нормативностью и свободой

3. между традиционностью культуры и обновлением

Принято подразделять К. по её носителю

- Мировая культура – это синтез лучших достижений всех нац. культур различных народов.

- Национальная культура – синтез культур различных соц.слоёв и групп (язык, музыка, литература, живопись, религия).

- Культура соц.общностей (городская, сельская, профессиональная, молодёжная)

- Культура семьи

- Культура отдельного человека

Виды К.:

1) материальная К. – это К. труда и материального производства, быта, топоса (места жительства);

2) духовная К. включает в себя познавательную, интеллектуальную, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Исторически К. связывают с гуманизмом, т. к. в её основе лежит мера развития человека. Цель К. – всестороннее развитие человека.



Функции К.

1. чловеко-творческая (гуманистическая)

2. ф-я трансляции (передачи) социального опыта (ф-я исторической преемственности, информационная). Разрыв культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма). Историческая преемственность культуры. Культура, развиваясь, приобретает новые качества, но и сохраняет саму себя. Трансляция культуры - передача культуры из поколения в поколение. Единица времени - примерно 30 лет. Традиция и новация (модернизация) - два полюса культурной жизни. В различных обществах различны соотношения традиции и новации. Основная масса культурного пласта формируется на протяжении многих веков. Традиционное общество противопоставляется современному. Концепция “новый Адам” - идея создания нового общества, новой культуры, нового человека (в США созданные приехавшими пуританами), т.е. принципиально новое общество, Адам без первородного греха. В любом случае, любая культура, основанная на новациях не мыслит себя без традиции. Т.С. Элиот - крупный англоязычный поэт и культуролог XX века - традиционалист. Культура существует как совокупная единица, но когда появляется новая единица, вся совокупность немного изменяется. Прошлое влияет на настоящее так же как настоящее влияет на будущее.

3. гносеологическая (познавательная).

4. регулятивная (нормативная) связана с определением различных сторон общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, отношений К. влияет на поведение и поступки людей, она опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

5. семиотическая (знаковая)- язык, иероглифы, цифры и т.д.

3 слоя искусства:
-1 слой: внешняя материя. Поэзия – язык, живопись – краски, цвета, театр – слова, скульптура – мрамор и т.д. Материя чрезвычайно важна. Чтобы создать произведение искусства необходимо знать законы данного материала.
-2 слой: уровень художественного образа. Живопись – цветы. У этого уровня свои законы. Нельзя, например, все писать акварелью. Также существуют разные законы, напр., закон перспективы. Если не знать законов, невозможно придать смысл произведению.
-3 слой: смысл, замысел (в любой части произведения). На образе сказывается общий смысл. Нельзя понять высшего смысла, если не видишь этой вертикали, применительно к опр. Виду произведения.
Внешняя материя является формой по отношению к образу, который является формой по отношению к смыслу. Образ – факт идеального бытия, материально закреплен.

6. аксиологическая (ценностная) формирует ценностные потребности и ориентации. Нравственное и интеллектуальное содержание выступает критерием соответствующей оценки.

 

Занятие №2

Тема «Художественная культура коренных народов Америки: майя, ацтеки, инки».

 

Культура народов доколумбовой Америки развивалась без каких-либо воздействий со стороны европейской или азиатской цивилизации. Среди многочисленных культур Нового Света наиболее развитыми были культура майя (X в. до н.э. – XII в. н.э.) и ацтеков (1325 -1521) в Центральной Америке, а также инков (1438 – 1536) в Южной Америке. Цивилизации этих народов носили религиозный культовый характер, в котором отразилось их стремление к обеспечению плодородия и продолжению жизни рода.

 

Культура майя

Цивилизация индейцев майя сложилась в первой половине I тысячелетия до н.э. Представления майя о мире, состоящем из 13 верхних сфер и 9 нижних, обусловили внешний вид архитектурных сооружений, которые воздвигались на стилобатах – огромных насыпях из земли и щебня, покрытых сверху слоем штукатурки или облицовкой из камня.Они соотносились в представлениях майя с мировым древом, растущим в центре вселенной, и ещё 4 древами, ориентированными по сторонам света. Они имели символические цвета: зелёный – добро и верховная власть, чёрный – война и запад, красный – кровь и восток, белый – царствующие особы и север, жёлтый – плодородие и юг.

Архитектура

Три типа сооружений

  1. Храм в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которой находилось здание с плоской крышей. На крыше возвышался гребень, состоящий из стен с многочисленными отверстиями и орнаментом (для высоты). От подножия пирамиды к двери святилища шла широкая лестница. Площадка, расположенная между ними, была сделана с таким расчётом, что обрядовая процессия жрецов, поднимаясь к храму как будто исчезала в небесах (храмовый ансамбль в Теотиуакане– 64,5м).
  2. Дворец возводился на 10-15-метровом стелобате с 2 входными лестницами по противоположным сторонам и представлял собой узкое, вытянутое в длину здание, делившееся на несколько помещений (дворец в Паленке).
  3. Стадион – сооружения для культовой игры в каучуковый мяч. Представляли собой площадку с широкими стенами, с которых зрители наблюдали за игрой.

 

Скульптура

Стелы – четырёхгранные каменные скульптуры, лицевая сторона которых покрывалась рельефными изображениями правителей, героев (голова и конечности – в профиль, торс – в анфас) или богов, а остальные три – иероглифическими надписями.

Среди небесных божеств главным считалсяВладыка Жизни Ицамна,изображённый в образе небесного дракона с головой ягуара. Для культуры майя характерно сочетание антропоморфных и зооморфных черт в облике богов: женщина-змея, люди-ягуары, орлы, бабочки, колибри. Символы: дракон – небо, змея – водная стихия, орёл – солнце, ягуар – земля.

Живопись

Живопись не занимала в искусстве майя ведущего места. Представлена настенными росписями, росписями на керамике, отражавшими пристрастия к геометрическому орнаменту.

 

Творчество

1. иероглифическое письмо

2. фольклор: гимны, обрядовая поэзия

 

Культура ацтеков

Ацтекское государство образовалось на острове возле солёного озера в долине Мехико («место Мехитли»). Легенда: по велению бога поселиться надо там, где они увидят орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею. Их государство было жестоким и могущественным, т.к. было представление о том, что человечество пережило 4 мира, окончившимися катастрофами, и живёт 5-ю, отсрочить конец которой можно, сохраняя молодость бога солнца и войны, это делается с помощью «чудесной жидкости» - крови погибших воинов и жертв. Смерть порождала жизнь. Отсюда страсть к жертвоприношениям.

 

Строительство

  1. дамбы для сообщения с другими материками
  2. подъёмные мосты
  3. каналы

Скульптура

Деревянные постройки со статуями богов (богиня земли и смерти Коатликуэ, мать Мехитли)

Творчество

Песни-цветы

Спрашиваю сердце: посоветуй,

Где найти цветов дивнодушистых?

У кого спросить?

Блёстку-изумрудинку-колибри, птичку-муху?

Или золотинку-муху? Кого?

Может, им известно, где раскрылись

Венчики цветов дивнодушистых?

Кинусь в лес сине-зелёных елей

И цветов огнистолепестковых.

Там под гнётом рос лучеобильных

Венчики к самой земле пригнулись, радуя своими лепестками.

Здесь они, цветы: не говор гор –

Песню их священную я слышу

Около реки зеленоструйной, у ключа с лазурною водою.

Он поёт средь камешков, а вторят

Птица-бубенец и пересмешник.

Звон гремушек разукрашен птичьим пересвистом,

Воздаёт хвалу владыке мира

Песенным узором.

Я сбирал цветы в свою накидку,

Щедроароматные, усладу сердца,

И, цветы срывая, говорил я:

«Этими прекрасными цветами

Я украшу самых благородных,

Всех наизнатнейших увенчаю,

А потом я их повеличаю песней,

И её услышит тот-кто-с-нами».

 

 

Песня, посвящённая богу Кецалькоатль, который, по легенде, обучил ацтеков ремёслам, культивированию маиса, составлению календаря.

Народ Кецалькоатль, тольтеки,

Был многоопытен среди народов

Всё им давалось легко и просто:

Камень бесценный они гранили,

Золото плавили и отливали,

Дивные делала украшенья

Из птичьих перьев они.

Были тольтеки очень богаты,

Было еды у тольтеков вдоволь:

Тыквы – так говорит преданье –

Были толстыми и большими;

Как жернова початки маиса;

Хлопок красивый тольтеки растили

Разных цветов и разных оттенков:

Красный, жёлтый, зелёный хлопок,

Розовый, голубой и синий,

Светло-зелёный тёмно-зелёный,

Рыжий, оранжевый и лиловый;

Сам по себе он так был окрашен,

Ярким таким вырастал он в поле,

Никто не красил его.

Эту сноровку в трудах каждодневных,

Многообразье искусств и ремёсел,

Всё их уменье, всю их мудрость

Им Кецалькоатль дал…

 

Занятие №3

Занятие №4

Тема «Культура Китая».

Китай – самая большая и обособленная из цивилизаций, она формировалась на территории Восточной и Центральной Азии.

Миф о происхождении Вселенной

Из хаоса появился первый человек Паньгу, по мере роста которого произошло отделение неба от земли, а части тела дали начало космическим явлениям и рельефу: дыхание – ветер, голос – гром, левый глаз – солнце, правый-луна, конечности – стороны света, локти, колени, голова – 5 священных гор, кровь – река, волосы – деревья, паразиты – люди. Срединное царство в форме квадрата, находилось в центре земли (Поднебесная). 5 ориентиров в пространстве – пятичленная модель мира с небесным владыкой центра Хуан-ди «жёлтый император» и владыками сторон: планета, первоэлемент, время года, цвет. Повелитель востока Фуси соответствовала планета Юпитер, дерево, весна, зелёный свет. Запад – Шаохао – Венера, металл, осень, белый цвет. Юг – Янь-ди – Марс, огонь, лето, красный цвет. Север – Чжуаньсюй – Меркурий, вода, зима, чёрный цвет. Все мифические персонажи отождествлялись с реальными людьми.

Концепция счастья – летучая мышь (фу) – долголетие, богатство, здоровье, благонравие и естественную смерть.

 

3 вида культа:

1. Они верили, что жизнь – это творение божественной силы, что всё находится в движении и меняется при столкновении Света и Тьмы. Им был свойственен культ природы: духи гор, земли, рек, луны, дождя.

2. Начиная с XVIII в. до н.э. появилось обожествление царской власти, для его обозначения используется тот же иероглиф, что и для верховного божества.

3. Очень сильным был культ предков, основанная на том, что и после смерти человек может вмешаться в жизнь человека. Отсюда традиция хоронить рабовладельца со слугами и рабами, оружием, драгоценностями, утварью.

 

В середине I в. до н.э. в Китае формируются 3 идеологических направления:

 

Даосизм Конфуцианство Моизм Буддизм
Возник в VI-Vв. до н.э. Основатель: Лао-цзы, книга «Книга о Дао и дэ». Суть: Дао – единый закон, которому подчинён весь мир, духовное начало, перерождающееся в дэ-достоинство человека. Центральная проблема – учение о бессмертии. Абсолютное дао – жизнь-это иллюзия, смерть-возвращение к истинному бытию бессмертной души. В мире всё бесконечно и переходит со временем в свою противоположность. Умирая, человек сохранял внешний облик и на том свете. Выдвигали теорию недеяния, т.е.пассивное созерцание человеком всего окружающего. Не исключали наличие богов, но исключали жертвоприношения. Впоследствии он стал смесью шаманства, колдовства, астрологии, демонологии. Возник в VI-Vв. до н.э. Основатель: Кун-цзы (Учитель Кун). Добродетели: верность, почитание родителей, уважение старших. Суть: каждому человеку отведено своё место в жизни, отрицается насилие, утверждается авторитет правительства. Его учение-свод правил, моральных установок, в основе которой лежит культ повиновения старшим по возрасту и должности. Боги делились на 3 категории: высшая-верховное божество, владыка земли и предков императора. Средняя-боги солнца, луны, ветра, дождя, Конфуций и 188правителей прошлого. Низшая-боги войны, огня, духи земли, рек, покровители городов. Во II-I в. до н.э. она становится государственной религией Китая. Возник в V в. до н.э. Основатель: Мо Ди. Выступали против конфуц-ва: наследственная аристократия. Идея всеобщей любви и взаимной пользы. Подвергались гонениям и преследованиям. Возник на рубеже нашей эры. Пришёл из Индии. Суть: пассивность, отказ от радостей жизни, подавление желаний, которые приводят к страданиям. Дух вечен, материальный мир не существует самостоятельно.

 

Регламентация быта

Мужчина нёс службу, подчинялся главе рода. Женщина должна быть смиренна и послушна мужу.

Торговцам и ростовщикам запрещалось одеваться в парчовые и шёлковые одежды, носить оружие, ездить по городу в колеснице или верхом. Для общества, подавляющего людей, естественной была уверенность в правильности официальных истин. Отсюда склонность к догматизму (линия) и конформизму (сходный). Это приводило к пассивности мысли.

Наука

Математика:

  1. понятие отрицательных чисел
  2. дроби, их сокращение
  3. задачи на проценты
  4. арифметическая прогрессия
  5. составление системы уравнений

Астрономия:

  1. 12 месяцев, месяц-4недели (II в. до н.э.)
  2. дали названия 28 созвездиям (V в. до н.э.)
  3. составление звёздного каталога из 800 планет (IV в. до н.э.)
  4. описание солнечных пятен, затмений

Медицина:

1. наркотики

2. иглоукалывание

3. прижигание

Литература

1. Бурное развитие письменности характерно для первых веков нашей эры, насчитывается около 18 тыс.иероглифов. китайцы первыми создали словари, основанные на тематическом принципу.

2. Великим изобретением было изготовление бумаги (Цай Лунь, 105г.н.э.). самые древние книги: «Книга песен» (300стихов и песен), «Книга перемен». Первый поэт Цюй Юань, его продолжатели: Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь:

 

В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.

Упорхнёт она, словно над дорогой лёгкая пыль…

Я ж хочу одного – чтобы старости вовсе не знать,

Чтоб родные мои собрались под единою крышей,

Каждый мой сын и внук – все друг другу спешат помочь,

Чтоб кувшин и струна целый день пребывали со мною,

Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино,

Чтоб, ослабив кушак, наслаждался радостью полной,

И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил…

 

Где-то в южной стране эта девушка скромно живёт,

И лицо у неё схоже с персиком нежным и сливой.

Утром бродит она у Чандзяна стремительных вод,

А у берега Сян выбирает ночлег сиротливый.

Только люди вокруг равнодушны к её красоте.

Для кого же тогда улыбаться открыто и ясно?

А короткая жизнь приближается к горькой черте.

Увядает краса – и она разрушенью подвластна.

 

 

Поэты новой эры: Лу Цзя, Цзя И, Цзи Канн.

Историки: Сыма Цянь, автор «Исторических записок», Бань Гу («История»). Они дают точную характеристику эпохам, хронологию событий, жизни императоров.

Архитектура

1. Дома строились в 2-3 этажа. Типичным было здание из опор в виде деревянных столбов с черепичной крышей и крышей с поднятыми вверх краями и чётко обозначенным карнизом – пагода.

2. Построено более 700 дворцов, самый большой вмещал 10000тыс.человек.

3. В 221-207г. до н.э. начали строить Великую китайскую стену, 4тыс. км

4. Столичный город был обнесён стенами, ориентирован по оси север-юг и делён на 2 части , в каждой из которых пролегло 10 7-километровых улиц, а с востока на запад 14 9-километровых. В конце – ворота. Ядром города служил Запретный город из площадей, парадных покоев, садов и водоёмов. Рядом – Императорский город с административными зданиями, к востоку располагались монастырские и торговые кварталы. Внутренний город составляли рынки, дворцы, жилые кварталы.

Музыка

  1. Ещё до нашей эры китайцам были известны более 20 муз. инструмента: барабан, бубен, дудка, колокольчики, духовые из бамбука, глины. На рубеже нашей эры появились трактаты о музыке («Юэцзи»).
  2. Была создана придворная музыкальная палата Юэфу, при дворе содержали также танцовщиц, но они были представителями низших социальных слоёв.

Прикладное искусство

  1. Изготовление бронзовых зеркал, украшенных резьбой (кость, нефрит). Монеты делали из нефрита, который почитался как золото и серебро.
  2. Совершенствовалась художественная керамика, в IV в.н.э. – фарфор.
  3. Лаковые изделия
  4. Шёлк

 

Театр

Виды театрализованных зрелищ: цирковые представления, акробатические танцы, выступления мимов, музыкально-драматические программы, театр кукол и теней. Сюжеты черпались из народных сказаний и мифов, актёры были из низшего сословия, но к ним относились как к медиумам – посредникам между богами и людьми. Появились декорации – стул-гора, флажок с рыбками-река, веер-легкомысленность. Цель – очистить зрителей от влияния злых духов. Главные зрители – боги.

 

 

Занятие №5

Тема «Культура Японии».

В японской мифологии отсутствует единый творец мироздания. Самопроизвольное установление порядка сопровождалось появлением богов – ками, не имеющих половых признаков. Позже появились Идзанаки и Идзанами, имеющих антропоморфный облик и обладающих способностью рождать богов. Они перемешивали воду копьём и в результате создали твердь, а затем породили духов. Идзанами удалилась в царство мёртвых, Идзанаки сотворил 3 богов, все они родились из воды: Аматэрасу – старшая дочь – богиня солнца и плодородия, прародительница императоров. Цукуёми – бог луны и ночи. Сусаноо – бог ветра и моря. По легенде, внук Аматэрасу, принц Ниниги, сошёл на землю, получив в подарок ожерелье, зеркало и меч – символы японской власти.

Периоды развития:

  1. эпоха первобытно-общинного строя (IVв. До н.э. – VIв. н.э.) – культуры Дзёмон, Яёй, Кофун.
  2. стадия феодализма: раннее Средневековье (VII- XIIвв) – эпохи Нара и Хэйан; зрелое Средневековье (XII –XVIIвв) – культуры Камакура и Муромати; позднее Средневековье (XVII- XXвв) – культура Эдо.

Древнейший период в развитии японской культуры начинается с IV-I в. до н. э. и называется Дзёмон – «след верёвки» (связано с распространением глиняных ритуальных горшков, декор на которые наносился с помощью верёвки; каменные фигурки в виде инопланетян). В Vв. до н.э.-IVв. н.э. в результате переселения на Японские островаземледельческих племён, разводивших рис, появилась культура Яёй.Строились храмы-амбары, они считались жилищами богов. Перед ними совершались мистерии «первого колоса», связанного с легендой о нисхождении Ниниги; отливались колокола – дотоку, покрывались магическими знаками. Выделение в мифах божества Аматэрасу совпало со временем образования первого государства Ямато, в истории – Кофун(IV-VIвв) – по сооружению гигантских императорских гробниц-курганов в виде замочной скважины, вокруг – водоём в виде подковы. Ограда из глиняных статуэток ханива –фигурки домашних животных и боевых коней, людей: музыканты, слуги, воины, жрецы. 10 000 курганов. Самый крупный – кофун Хасихакана острове Кюсю, его размеры 278 м, где захоронен Ямато. После чего сложился культ тэнно-божественного императора, вместившего в своё тело божественный дух и единолично имевшего право на кунитама – божество – покровителя страны.

На характер японской культуры решающее влияние оказало географическое положение страны (Тихий океан). Отличительной чертой архитектуры является лаконизм и простота. Мифология синто («путь богов»), основу которой составили представления о ками – духах природы, не имеющих зримого облика. Моления, обряд очищения и празднества составили основу религиозного ритуала. Большую роль сыграл император Тэмму, который счоздал гос.совет по вопросам религии, установил религиозные праздники и контролировали храмы. Эпоха реформ вызвала появление первого столичного города – Фудзивара кё. Синтоизм обусловил появление особой эстетики, в которой ценилась естественная красота материала и незавершённость формы.

 

Занятие №6

Самостоятельная работа по теме «Восточная культура»

I вариант II вариант III вариант

1. Религия Индии 1. Религия Китая 1. Религия Японии

2. Наука Китая 2. Наука Японии 2. Религия Индии

3. Искусство Японии 3. Искусство Индии 3. Искусство Китая

 

Среднее царство.

После распада Египта на отдельные территории период Древнего царства закончился. В 2050г. до н.э. Ментухотеп I объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Данный период характеризуется развитием индивидуализма. Об этом свидетельствует поучение Аменемхета I сыну Сенусерту I: «Берегись подданных…не приближайся к ним и не оставайся один. Не доверяй брату, не знай друга, да не будет у тебя доверенного, ибо это бессмысленно. Когда ты спишь, то охраняй сам своё сердце, ибо в день несчастья не имеет человек поддержки». Теперь все слои общества претендовали на привилегии в потустороннем мире. Возникла идея равенства после смерти. Для обеспечения вечной жизни было достаточно одной стелы – каменной плиты с написанными магическими текстами, в которые входили молитвы и то, что необходимо умершему в загробном мире.

Фараоны продолжали строить пирамиды: размеры уменьшились, строительным материалом стал кирпич-сырец, сверху она была облицована известковыми плитами, соединёнными деревянными креплениями.

1. Верхний заупокойный храм фараона XII династии Аменемхета III в Хавара (Фаюмский оазис) – лабиринт (Аменемхет Нимаатр в греческой транскрипции «лабир») – низкое сооружение площадью 72 000кв.м и обнесённое стеной с 6 воротами на юге и севере. Он включал колонные (гипостильные) залы и дворы, галереи и подземные помещения. Залы делились на нефы – вытянутое помещение, ограниченное колоннами, и освещённое через окна. На колоннах изображались стебли папирусы, лотоса, украшались цветным орнаментом и позолотой. Капитель – венчающая часть колонны – в виде распускающегося бутона. Потолок – звёздное небо с золотыми звёздами.

2. Усыпальница царя XI династии Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри, к ней ведёт ограждённая дорога в 1200м и 32м шириной. Главную часть составлял заупокойный храм, оформленный портиком – галерея на колоннах или столбах перед входом в здание. По центру пандус – наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу. Колонный зал и святилище вырублены в скале.

Социальный кризис и вторжение в страну в 1720г.до н.э. гиксосов – кочевые азиатские племена положили конец Среднему царству.

 

Новое царство.

Эпоха Нового царства открылась вступлением в 1580г. до н.э. на престол XVIII в. династии, первым фараоном которой был Яхмес I, изгнавший гиксосов из Египта. Установился культ бога Амона- Ра,которому были посвящены:

Религиозная реформа .

Религиозный переворот был осуществлён фараоном XVIII династии Аменхотепом IV – «амарнский период»:

  1. перенёс столицу во вновь отстроенный Ахетанон;
  2. принял новое имя Эхнатон («угодный Атону»)
  3. исчезла антропоморфная и зооморфная иконография
  4. фараон изображался в профиль с некрасивыми чертами лица и фигурой, появились изображения фараона в быту
  5. храмы строились на восточном берегу Нила с открытыми площадками для служб
  6. скульптурные портреты реалистичны (Эхнатон и Нефертити)

 

 

Занятие №7

Общественная жизнь

  • народные собрания
  • органы управления
  • гимнасии – кружки по интересам
  • палестры – места для занятий физ.упражнениями
  • рынок
  • симпосиумы – дружеские пиры для мужчин, где состязались в красноречии, иногда приглашались гетеры – образованные незамужние женщины

Искусство.

  1. реалистическая скульптура из мрамора и бронзы (Фидий: статуи «Афина-воительница», «Афина-Парфенос», «Зевс»; Поликлет «Гера», «Дорифор», «Копьеносец», «Раненая амазонка»). Понятие канона и идеальных пропорций.
  2. живопись (Полигнот, Аполлодор), вазовая роспись.
  3. архитектура. Появляется новый ордер – коринфский, в которых капитель украшена листвой и завитками.

Ансамбль Акрополя в Афинах включает ряд сооружений

1) пропилеи (парадные ворота)

2) храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы)

3) Парфенон

 

 

2) Эпоха кризиса полиса. Причина – Пелопонесская война между Афинами и Спартой.

Философские школы

Киническая Гедоническая
Антисфен и Диоген Синопский признавали духовную свободу человека высшим благом. Конечная цель – счастье, которое обеспечивает независимость от культуры, семьи, имущества, государства. Аристипп и его ученики считали высшим благом наслаждение, т.к. истина непознаваема.

 

Особое развитие приобретает риторика, философия, история.

В строительстве популярность приобретают театры, сооружения круглой формы.

Конец этого периода связан с вторжением в 338г. до н.э. македонцев под предводительством Филиппа II.

 

 

Этрусская культура

В I тыс. до н. э. в Средней и Северной Италии этруски ещё до римлян создали федерацию городов-государств.

* они первыми начали строить купольные здания из клиновидных балок.

* римские цифры

* латинский алфавит

* керамика зачернялась при обжиге и покрывалась лаком – имитация металлические изделия

* реалистический портрет

* гадания по внутренностям животных, полёту птиц

* демонология

Во время Великой колонизации этруски вместе с соседним племенем – латинами (Лаций) были завоёваны Грецией. На этой территории был основан Рим

 

Царский период

Рим возник в центральной части Апеннинского полуострова.

Легенда возникновения: после разрушения греками-ахейцами Трои некоторым солдатам во главе с Энеем

Удалось бежать. Они долго странствовали, пришли в Лаций, царь которого отдал Энею в жёны свою дочь. Их сын – Асканий Юл – основал город Альба Лонга. 14-м царём города был Нумитор, его младший брат сверг с престола. У дочери Нумитора Реи родились близнецы, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя приказал избавиться от наследников и сбросить в реку Тибр. Но они выжили, т.к. волны выбросили их на берег, а затем их напоила своим молоком волчица. Детей подобрал пастух и назвал Ромул и Рем. Повзрослев, братья узнали правду о своём происхождении и вернули Нумитора на престол Альбы. А сами основали новый город, но в споре Ромул убил Рема, так Ромул стал 1-м царём Рима. 753г. до н. э. – время основания Рима как город-государство греческого типа. В Риме правили 7 царей, 3 из них – этруски, при них город был обнесён каменной стеной, устроена канализация, возведён первый цирк для гладиаторских игр. Гладиатор – раб, военнопленный, которых заставляли сражаться на арене цирка между собой или со зверями, обучались в спец.школах.

Религия

Анимизм – вера в существование разных духов (манны – души умерших, гении – покровители мужчин, лары – хранители очага и семьи, пенаты – покровители городов и домов, ларвы – злые духи непогребённых покойников, лемуры – призраки мертвецов, преследующие людей. Почитание капитолийской волчицы)

Все религиозные функции были распределены между жрецами. Верховные жрецы – понтифики – осуществляли надзор за другими жрецами, погребальным обрядом, составляли календари. Жрецы – предсказатели. Жрецы – фламины – обслуживали культы определённых богов, жрецы – фециалы – следили за соблюдением международного права. Как и в Греции, в Риме жрецы – выборные должностные лица.

Этрусское господство в Риме кончилось в 510г. до н. э. в результате восстания против последнего царя Тарквиния Гордого, после чего Рим становится аристократической рабовладельческой республикой.

 

Занятие №8

Искусство Империи

Периодизация:

  1. искусство империи Октавиана Августа (31г. до н.э. – 14г. н.э.)
  2. искусство империи Юлиев – Флавиев (14 – 96гг. н.э.)
  3. искусство империи Траяна (98 – 117гг. н.э.)
  4. искусство империи Адриана (117 – 138гг. н.э.)
  5. искусство империи Антонинов ( 138 – 192гг. н.э.)
  6. искусство поздней империи (III – IVвв. н.э.)

 

Архитектура

Самостоятельная работа по теме «Культура Древней Греции и Рима»

I вариант

1. Мифология Древнего Рима.

2. Дать характеристику архаическому и классическому периодам Древней Греции.

3. Дать определения:

Теократия –

Первый помпейский стиль –

 

II вариант

1. Мифология Древней Греции.

2. Дать характеристику Этрусской культуре и периода Республики Древнего Рима.

3. Дать определения:

Аэд –

Второй помпейский стиль –

 

Самостоятельная работа по теме «Культура Древней Греции и Рима»

I вариант

1. Мифология Древнего Рима.

2. Дать характеристику архаическому и классическому периодам Древней Греции.

3. Дать определения:

Теократия –

Первый помпейский стиль –

 

II вариант

1. Мифология Древней Греции.

2. Дать характеристику Этрусской культуре и периода Республики Древнего Рима.

3. Дать определения:

Аэд –

Второй помпейский стиль –

 

Самостоятельная работа по теме «Культура Древней Греции и Рима»

I вариант

1. Мифология Древнего Рима.

2. Дать характеристику архаическому и классическому периодам Древней Греции.

3. Дать определения:

Теократия –

Первый помпейский стиль –

 

II вариант

1. Мифология Древней Греции.

2. Дать характеристику Этрусской культуре и периода Республики Древнего Рима.

3. Дать определения:

Аэд –

Второй помпейский стиль –

 

Самостоятельная работа по теме «Культура Древней Греции и Рима»

I вариант

1. Мифология Древнего Рима.

2. Дать характеристику архаическому и классическому периодам Древней Греции.

3. Дать определения:

Теократия –

Первый помпейский стиль –

 

II вариант

1. Мифология Древней Греции.

2. Дать характеристику Этрусской культуре и периода Республики Древнего Рима.

3. Дать определения:

Аэд –

Второй помпейский стиль –

 

 

Занятие №9

Ислам.

Мусульмане верят в единого бога – Аллаха, для знакомства с религией были избраны пророки. Ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другую религию и считая их «людьми писания». Мир был создан за 6 дней, человек создан Аллахом из глины и духа. Т. о. человек состоит из двух сущностей – телесной и духовной. Женщина вышла из ребра Адама, её назвали Хавой. После изгнания из рая начинается «несчастливый период» в жизни людей, на каждого человека ангелы заводят спец.свиток, куда заносят все его деяния. В день Страшного суда каждый получит по заслугам. Судьба человека записана в Книге Судеб. Судьба – это проявление воли единого и всесильного Бога.

В VIIв. Возникли 4 основных направления в исламе, причина: спор о принципах наследования религиозной и светской власти

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.