Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Регулирование деятельности коммерческих банков.





Банковская система является центральным звеном кредитно-финансовой системы, институтом рыночной экономики, функционирующим во всех ее сегментах, обеспечивая движение всех денежных средств. Как составная часть финансовой системы любого государствами банковская система играет важную роль в его экономическом и социальном развитии, что в свою очередь предопределяет заинтересованность государства в регулировании банковской деятельности.

Банковские системы современного мира в основном имеют двухуровневый характер: первый уровень представлен центральным банком и государственными органами контроля, второй - коммерческими банками и другими финансовыми организациями. В банковскую систему включены и вспомогательные организации - так называемая «банковская инфраструктура», обеспечивающая жизнедеятельность банков.

В Германии на верхнем уровне действуют два органа: Немецкий Федеральный Банк и Федеральное ведомство надзора за кредитным делом. Во Франции действуют четыре органа: Банк Франции, Комитет по банковской регламентации, Комитет по кредитным учреждениям, Банковская комиссия. В США это Федеральная резервная система, окружные Федеральные резервные банки, Служба финансового контролера, Федеральная корпорация страхования вкладов. Подобное распределение обязанностей на верхнем уровне банковской системы между различными органами обеспечивает наличие механизма взаимных сдержек и противовесов, что позволяет страховать банковскую систему (а значит, и экономику страны) от непродуманных решений какого-либо из управляю­щих органов.

Российское законодательство употребляет два термина - «банк» и «кредитная организация». Кредитную организацию можно определить как юридическое лицо, действующее на основании специально выданного разрешения (лицензии) Банка России, осуществляющее банковские операции и преследующая в качестве основной цели извлечение прибыли.

Кредитные организации делятся на две группы: банки и небанковские кредитные организации. По законодательству России под банком понимается кредитная организация, которая на основании лицензии Центрального банка привлекает на условиях возвратности денежные средства и другие ценности юридических и физических лиц и размещает их от своего имени и под свою ответственность на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные и другие банковские операции.

Небанковские кредитные организации - это юридические лица, не являющиеся банками, с установленным законодательством уставным фондом, которым по лицензии Центрального банка предоставляется право осуществлять отдельные банковские операции, за исключением денежных операций с физическими лицами.

Несмотря на трудности определения банка как особого института в современных условиях в связи с универсализацией банковских систем, банк в отличие от специальных кредитных учреждений выполняет три основных операции, которые являются базовыми для любого коммерческого банка:

• привлечение депозитов;

• осуществление денежных платежей и расчетов;

• предоставление кредитов.

Именно эти операции образуют фундамент, на котором строится работа банка. Благодаря выполнению этих операций, банки обеспечивают беспрепятственное движение денежного капитала, поэтому в рыночной экономике они являются главным звеном, осуществляющим взаимосвязь предпринимателей, повышающим результативность их деятельности. Более того, аккумулирование денежных средств и перераспределение временной свободной части общественного капитала делает банк одним из важнейших субъектов воспроизводственного процесса, предоставляющим необходимый для обеспечения экономического роста капитал в денежной форме. С одной стороны, банковская система функционирует на основе капитала, выраженного в денежной форме, а с другой - взаимодействует с производственным и торговым секторами экономики, а также физическими лицами, имеющими сбережения. Тенденция развития банковского капитала параллельно с развитием производственного и торгового секторов экономики характерна для всех развитых стран.

Рыночная банковская система характеризуется отсутствием
монополии государства на банки и банковскую деятельность. При
этом в национальной экономике действует множество банков по
различным организационно-правовым формам функционирования (акционерные, долевые, государственные) и собственности (паевые, смешанные, совместные, муниципальные, иностранные, государственные и др.), которые выполняют различные функции.

Вместе с тем мировой финансовый кризис, начавшийся осенью 2008 г. подтвердил положение о необходимости государственного регулирования деятельности коммерческих банков. Важнейшее место в системе государственного регулирования банковской деятельности занимает Центральный банк – главное звено банковской системы любой страны. В разных государствах он называется по-разному: центральный, национальный, резервный, федеральный или просто по имени страны (Банк Англии, Банк Италии). В России Центральный банк именуется: «Центральный банк Российской Фе­дерации», или «Банк России».

Первоначально центральные банки возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. Затем за ними закре­пилась роль казначея государства, посредника между государством и коммерческими банками, главного проводника государственной денежно-кредитной политики.

Центральные банки различных стран обладают разной степенью независимости от правительства. Центральные банки Франции, Италии характеризуются незначительной степенью зависимости. В Великобритании, Нидерландах, Швеции законом установлено право правительства вмешиваться в дела центрального банка. В большинстве стран центральный банк подотчетен парламенту, а управляющий центральным банком не входит в состав правительства. К этой группе относятся Австрия, Великобритания, Дания, США, Франция, ФРГ, Швейцария, Япония и Россия.

Как правило, центральный банк - один государственный банк: Банк Англии (Центральный Банк Соединенного Королевства), Банк Франции, Дойче Бундесбанк, Банк Японии, Швейцарский национальный банк, Банк Финляндии, Банк России и так далее. В США центральный банк представлен двенадцатью региональными федеральными банками, воз­главляемыми Советом управляющих Федеральной резервной системы (ФРС). С 1 июля 1998 года центральным банком европространства является Европейский центральный банк (ЕЦБ), которому национальные центральные банки одиннадцати стран - членов экономического и валютного союза ЕС передали свои основные полномочия и валютные резервы.[8]

Центральные банки различаются по характеру собственности:

• государственные центральные банки - капитал принадлежит государству;

• акционерные центральные банки - капитал принадлежит
общественным, государственным и частным организациям;

• смешанные центральные банки.

Дойче бундесбанк был изначально создан как государственный. Банк Англии и Банк Франции были созданы как частные, затем национализированы.

Ярким представителем акционерных центральных банков является Федеральная резервная система США, учрежденная Федеральным резервным актом в 1913 году. Капитал федеральных резервных банков образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС. Несмотря на акционерную форму организации, Федеральная резервная система принадлежит к числу важнейших государственных учреждений, руководство которых назначается президентом страны.

К смешанным центральным банкам относятся те из них, в капитале которых вместе с государством участвует частный сектор. Среди центральных банков этой группы Банк Японии, где только 55 % уставного капитала банка принадлежит государству.

Несмотря на различия, объединяет центральные банки выполнение ими следующих задач:

• обеспечение устойчивости национальной валюты внутри страны и на международных рынках, сохранение ее покупательной способности и минимизация спекуляции

• обеспечение стабильного развития банковской системы.

• эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов в интересах вкладчиков и кредиторов.

Задачи и функции Банка России сформулированы и закреплены в Конституции РФ и в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В них установлены организационно-правовой статус Банка России, процедура назначения или выборов его руководящего состава, принципы его взаимоотношений с государством и национальной банковской системой. За Банком России закреплено монопольное право на эмиссию денежных знаков. Законом определены следующие основные цели деятельно­сти Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к ино­странным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России, однако это не означает, что он не должен стремиться к получению прибыли. Будучи некоммерческой организацией, Банк России, тем не менее, должен покрывать свои расходы только за счет собственных доходов. В этом заключается суть его экономической независимости. В то же время в соответствии с Налоговым кодексом РФ Банк России по итогам финансового года обязан перечислить в Федеральный бюджет 75% фактически полученной им прибыли, остающейся после уплаты налогов и сбо­ров.

Центральный банк и его структурные подразделения (учреждения) вместе составляют первый уровень. Кредитные организации образуют ее второй уровень банковской системы. Составной частью банковской системы являются также кредитный рынок и банковское законодательство.

 

Таблица 7.3. Структура банковской системы РФ.

Группа кредитных организаций Количество кредитных организаций Доля в совокупных активах банковского сектора, % Доля в совокупном капитале банковского сектора, %
1.01.2008 1.01.2008 1.01.2008
Банки, контролируемые государством   39,2 40,8
Банки, контролируемые иностранным капиталом   17,2 15,7
Крупные частные банки   35,5 33,5
Средние и малые банки Московского региона   3,9 5,6
Региональные средние и малые банки   3,7 4,3
Небанковские кредитные организации   0,5 0,1
ВСЕГО      

Источник: Банк России.

Повышение эффективности банковской системы способствует устранению ряда имеющихся проблем. Во-первых, многие банки располагают относительно небольшим собственным капиталом. По оценке экспертов, величина уставного капитала коммерческого банка должна быть не менее 5 млн. евро. Этой норме соответствует немногим более половины банков РФ. Одна из задач контроля за банковской системой - повышение капитализации банков. Если для вновь создаваемых банков такая норма через процедуры лицензирования действует, то у многих небольших действующих банков уставные капиталы далеки от названной нормы.

Во-вторых, банки не принимают достаточного участия в кредитовании секторов экономики, о чем свидетельствует структура их доходов, где значительное место занимают доходы от операций с иностранной валютой и ценными бумагами.

Однако есть объективные обстоятельства, определяющие незначительный объем кредитования реального сектора экономики. Инвестиционные проекты требуют «длинных денег», которых у банков недостаточно. Банковские депозиты открываются, в основном сроком до 1 года. Другим обстоятельством является относительно низкая норма рентабельности вложенных ресурсов в реальный сектор экономики, в финансовом секторе прибыльность выше.

Регулятором названной проблемы со стороны финансовых властей является снижение ставки рефинансирования и выдача гарантий под финансирование инвестиционных проектов.

В-третьих, в условиях рыночной экономики происходят банкротства неэффективных банковских структур. Ежегодно десятки банков лишаются лицензии Центрального банка. Поэтому возникает задача страхования вкладов населения и юридических лиц. Такое страхование осуществляется по двум направлениям: с помощью депонирования средств банков в Центральном банке по установленным нормам резервирования и их возврата для выплат вкладчикам и введением системы обязательного страхования вкладов населения.

В России система страхования вкладов была создана в 2004 г. с принятием Федерального закона РФ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 28.11.2003 г., который устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в российских банках, определяет компетенцию Агентства по страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам. Целью закона является укрепление устойчивости банковской системы страны, защиты прав и интересов российских вкладчиков, стимулирование привлечения сбережений россиян в банковскую систему страны. Для банков, работающих со сбережениями населения, участие в системе страхования вкладов является обязательным. Возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700.000 рублей.[9]

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет страховых взносов, уплачиваемых банками, средств федерального бюджета, доходов от инвестирования временно свободных денежных средств фонда и иных источников. Функции по обязательному страхованию вкладов осуществляет федеральная государственная корпорация – Агентство по страхованию вкладов, наделенное широкими полномочиями в сфере регулирования деятельности коммерческих банков, работающих с денежными средствами населения.

Четвертым направлением регулирования является разработка и контроль за выполнением экономических нормативов деятельности коммерческих банков, направленных на минимизацию рисков. Обязательными экономическими нормативами деятельности кредитных организаций являются:

-минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций;

-предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

-максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

-максимальный размер крупных кредитных рисков;

-нормативы ликвидности кредитной организации;

-нормативы достаточности собственных средств (капитала);

-размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

-минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

-нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

-максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам).

Кредитные риски определяются качеством кредитного портфеля (по уровню просроченной задолженности). В соответствии с международной практикой банковского надзора, о высоком кредитном риске свидетельствует доля «неработающих» кредитов, превышающая 10% величины совокупного кредитного портфеля.

Центральный банк устанавливает нормативы концентрации кредитных рисков, а также нормативы кредитных рисков, связанные с акционерами. Нормативы определяют максимальный риск на одного заемщика, максимальный размер крупных (превышающих 5% капитала банка) рисков, максимальный размер кредита, представляемый акционерам.

Показатели рыночного риска рассчитываются по структуре торгового портфеля кредитной организации. Это – процентный, фондовый и валютные риски. Центральный банк проводит «стресс-тестирование» банковского сектора, определяя чувствительность к резким изменениям соответствующих рынков.

Одним из основных направлений регулирования банковского сектора является поддержание высокого уровня его ликвидности, устанавливая значения показателей мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности.

Норматив мгновенной ликвидности регулирует (ограничивает) риск потери банкам ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка, т.е. финансовых активов, которые могут быть получены или реализованы в течение ближайшего календарного дня (например, средств, находящихся на корреспондентских счетах в Центральном банке) к сумме обязательств (пассивов) по счетам до востребования. Минимальное значение – 15%.

Норматив текущей ликвидности регулирует (ограничивает) потерю банкам ликвидности в течение ближайших 30 календарных дней. Этот норматив рассчитывается как отношение финансовых активов, которые могут быть получены и реализованы в течение 30 дней и обязательств банка на ближайшие 30 дней. Минимально допустимое значение – 50%.

Норматив долгосрочной ликвидности регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы, свыше 1 года. Он определяется как отношение кредитных требований банка к собственным средствам (капиталу) банка. Максимально допустимое значение норматива – 120%.

Невыполнение коммерческим банком экономических нормативов деятельности является основанием отзыва лицензии и начала процедуры банкротства.

Детальная нормативная база регулирует достаточность собственных средств и капитала коммерческих банков. В этих целях активы банков делятся по группам рисков.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.