Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Метод наблюдения в социальной психологии





Научно целенаправленное организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта называют наблюдением. Изучение социального поведения людёй с помощью метода наблюдения проводилось социологами, этнографами, журналистами, юристами, психиатрами, социальными психологами и педагогами. Пионерами использования социально-психологического наблюдения считаются исследователи поведения детей в 20 — 30-х годах: М.Я. Басов, П.П. Блонский, А.С, Залужный, Ш. Бюлер, В. Штерн, В. Олсон и др.

В 1923 г. М.Я Басов разработал методику психологического наблюдения, наиболее передовую для своего времени. Единицей поведения, по его мнению, служит не реакция, как у бихевиористов, а «акт» поведения, который представляет собой активное действие. Схема психологического наблюдения должна обеспечивать регистрацию не только внешнего проявления, но и внешних и внутренних стимулов, которые вызвали поведение, а также общую обстановку, в которой оно осуществляется («фон»). Основной и оригинальный принцип этой методики, отличающий ее от применявшихся ранее дневниковых психологических наблюдений (например, у В. Штерна, К. Бюлера), — это максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений, четко отграниченная от их психологического истолкования. Предполагается наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов, непрерывная избирательная «фотографическая» запись в определенные отрезки времени.1

П..П. Блонский (1921) большое внимание уделял точности фиксации наблюдаемого, использованию при этом различных технических средств и квантификации.

 

1 Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1975, с 13.

 

Им тщательно выделялись признаки инстинктивно-эмоционального (невербального); поведения, выявлению которых обучались будущие психологи. Имелись в виду элементы экспрессии лица, глаз, мимики, пантомимики, жестикуляции и движений. А. С. 3алужный (1931) критиковал зарубежных психологов (Руссел, Барк, Варендок) за недостаточное внимание к среде и неточность выбора объекта наблюдения. При изучении детских коллективов он применял трехчленную схему наблюдения для описания среды, ситуации (экзогенная, т. е. внешняя, сфера наблюдения) и актов поведения отдельных членов коллектива (эндогенная, т. е, внутренняя сфера).

С исследований Д. Томас и ее сотрудников (1933) начинается систематическая квантификация наблюдений за поведением детей. Дальнейшее развитие метод наблюдения получил в работах Е. Чеппл, Р. Бейлза, Р. Липпитта, Л. Картера, и других социальных психологов. Совершенствованию техники наблюдения способствовала разработка метода группового эксперимента, в котором наблюдение составляет необходимую процедуру контроля и фиксации первичной информации. Определенным стимулом для применения метода наблюдения стали технические достижения в фиксации различных признаков поведения людей, а также развитие других методов. Особое использование получил метод наблюдения при изучении поведения отдельных лиц и групп в их обычной жизни и деятельности (А. Ф. Лазурский, 1916; Э. Мейо, 1927; К. Токи, 1935; К. Левин, 1937) в том числе, когда исследователь становится членом наблюдаемой группы или общности (Н. Андерсон, 1923; У. Уайт, 1937 В. Б. Ольшанский, 1966; У. Сарджент, 1973, и др.).

Наблюдаемое социальное поведение человека, групп или общностей всегда конкретно-исторически обусловлено обществом, непосредственной средой, определенными мотивами и целями. В свою очередь, наблюдение подчиняется соответствующей задаче, гипотезе исследователя, зависит от его направленности, теоретических позиций, знаний и опыта. Особенности наблюдения социально-психологических явлений определяются спецификой предмета исследования. Советские психологи, используя любые методы познания психики человека, групп и общностей, исходят из марксистского понимания активной, преобразовательной сущности деятельности людей. Их исследования основываются на принципах единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, 1934), общего строения внутренней и внешней деятельности, опосредованности психики «сигнальными» процессами, взаимосвязи значения и личностного смысла элементов сознания.2 В связи с этим к процедуре наблюдения предъявляются определенные требования.3

 

2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 94-101.

3 См.: Ядов В. А. Социологическое исследование. М., 1972, с. 112; Процесс социального исследования. М.,

1975, с. 335-338; Роговин М. С. Введение в психологию. М., 1969, с. 148-168

 

Общая процедура наблюдения. Наблюдение обычно складывается из следующих процессов:

а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).4

Задачами наблюдения могут быть предварительная ориентировка в объекте, выдвижение гипотезы, ее проверка, уточнение результатов, полученных с помощью других методов, иллюстрация. Объектом наблюдения бывают отдельные лица в различных ситуациях общения, их большие и малые труппы, общности. Наблюдаемые ситуации могут быть естественные и экспериментальные, управляемые и не управляемые наблюдателем, спонтанные и организованные, стандартные и нестандартные, нормальные и экстремальные, различающиеся по видам деятельности, контактов и взаимоотношений между людьми, коммуникативной обстановки и т. д.

Предметом социально-психологического наблюдения служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации. Наблюдаются: а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики, синхронизация; б) выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков; в) движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанции между ними, скорость и направление движения, соприкосновения; г) физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка; д) сочетание перечисленных признаков.

Е. Чеппл (1940) при исследовании межличностных контактов предлагает замерять их количество, длительность, темп, активность, приспособление, инициативу, синхронизацию, доминирование и другие индикаторы поведения участников общения.5

 

4 См. также: Ядов В. А. Указ. Соч., с. 113

5 Chapple E. D. Measuring human relations: an introductions to the study of the interaction of individuals. –

Genet. Psychol. Monogr. N. Y., 1940, 22.

 

По мнению Ю. П. Воронова, фиксируемыми признаками личных контактов должны быть ситуации (мизансцены), последовательность и направленность контакта (ко всем сразу, к себе или без адреса, к отдельным лицам).6

Способ наблюдения определяется задачей, объектом и ситуацией, характером взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым. Различают включенное, когда наблюдатель становится членом исследуемой группы, и невключенное наблюдение, «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); полевое и лабораторное.7 По упорядоченности наблюдения могут быть случайные и систематические, сплошные и выборочные; по характеру фиксации — констатирующие и оценивающие, а также смешанного типа.

Способы регистрации и замера наблюдаемых процессов, событий различаются по степени точности, полноты, надежности и обоснованности информации, по техническим и психическим возможностям, по форме и языку записи, по трудоемкости процесса фиксации, кодировки и расшифровки, анализа, по использованию различных шкал замера.

Результаты наблюдения подвергаются классификации, группировке, математическому анализу, контент-анализу, сопоставлению с результатами, полученными другими исследователями и другими методами.

Разновидности и приемы наблюдения. Социально-психологическое наблюдение подчиняется правилам, общим для любого научного наблюдения: соответствие цели исследования, планирование и проведение наблюдения по определенной схеме взаимодействия личностей, выражение воспринимаемых фактов на операциональном языке, доступном другим наблюдателям, выбор способов наблюдения и фиксации в зависимости от характера изучаемых действий людей и возможностей наблюдения, проверка объективности и надежности наблюдения другими исследователями и другими методами.

Е. С. Кузьмин отмечает три категорических требования для успешного применения наблюдения: четкая формулировка цели, разработка соответствующей схемы и способов фиксации.8 В социальной психологии рекомендуется прежде всего метод наблюдения значимых ситуаций.9 Как правило, при исследовании межличностного общения членов групп, коллективов фиксируется одновременно частота, интенсивность, направленность, длительность различных актов поведения, дается их описание и графическое изображение (динамометрия или социограмма).

 

6 Воронов Ю. П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М., 1974. с. 131—138.

7 См.: 3дравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969, с. 156—164;

Процесс социального исследования. М., 1975, с. 338; Алексеев А. Н. Применение метода включенного

наблюдения в комплексном социальном исследовании. - В кн.: Молодежь. Образование, воспитание,

профессиональная деятельность. Л., 1973, с. 65-72.

8 Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., 1967, с. 30.

9 Там же, с. 29-30.

 

Процедура и техника наблюдения всегда зависят от цели, объекта и возможностей исследования.

Наблюдение применяется главным образом при исследовании малых групп и первичных коллективов. По мере увеличения числа наблюдаемых объектов уменьшается число замеряемых признаков. Так, наблюдение за толпой ограничивается регистрацией таких параметров, как число столкновений или их наличие, передвижения групп, лиц определенного пола, цвета одежды, направление и скорость их передвижения, число жестикулирующих, кричащих, говорящих, смотрящих на один объект, изменение громкости шума толпы и т. д. Такое наблюдение может дать только общую динамику настроения, коммуникативной активности индивидов, их групп. Без опроса, анализа ситуации невозможно понять мотивы, содержание взаимоотношения людей в толпе.10 Для социально-психологического исследования личности, малых групп и коллективов обычно используется комплекс методов. Ведущее место занимает наблюдение в экспериментах, особенно при разработке малоизученных проблем. По мнению П. Фресса, первая фаза эксперимента состоит из «наблюдения, которое позволяет обнаружить важные факты и узнать их со всей определенностью».11

Для изучения структуры и динамики взаимоотношений, контактов в группах и коллективах наблюдение применяется в качестве основного или вспомогательного метода. Уточняя характер взаимоотношений, сложившийся в группах ПТУ, мы вели наблюдение за общением учащихся, фиксируя их с помощью кино- и фотокамеры. Это позволило подтвердить результаты, полученные методом социометрии.12 Основным методом анализа коммуникативного поведения бригадиров разливочного цеха первого молокозавода г. Ленинграда было квантифицированное наблюдение. Регистрировались частота и длительность актов вербального и невербального общения бригадира с рабочими, манипуляций с машиной и визуального контроля за ее работой. Обработка результатов наблюдения упрощалась тем, что проводился десятиминутный замер коммуникативного поведения каждого бригадира по десять раз. Проверка на устойчивость методики наблюдения осуществлялась стандартизованным выбором времени и места для наблюдения, одновременным наблюдением и регистрацией поведения бригадира двумя исследователями, сравнением результатов.

 

10 Федоров В. Ф. Опыт изучения зрительного зала. — «Жизнь искусства», 1925, № 23; Вахеметса А. Л.,

Плотников С. Н. Человек и искусство. М., 1968, с. 84—93.

11 Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1—2, М, 1966, с. 106.

12 Ершов А. А. Влияние взаимоотношений между людьми на формирование их отношения к труду. Автореф

канд. дис. Л., 1969.

 

В итоге сделан вывод о зависимости эффективности работы бригады от коммуникативной активности бригадира. В лучших бригадах бригадир сравнительно чаще общался с рабочими.13

С помощью наблюдения обнаруживаются и прослеживаются конфликты в общении между людьми. Изучая конфликты в производственных коллективах, румынский психолог Джета Дан Спынойу пользовалась квантифицированным наблюдением и групповой динамограммой. Регистрировались следующие параметры поведения: время, относящееся исключительно к взаимосвязи человек — труд; время взаимосвязи человек — труд с перцептуальной связью человек — человек; время взаимосвязи труда с отношениями, установленными устным путем; время, занятое исключительно перцептуальной и словесной связью, трудовыми навыками. Посредством «фотографирования» динамики функциональных и межличностных связей, на отрезках в 10 с. были обнаружены конфликтные ситуации, их проявление в функциональных, коммуникативных и перцептуальных связях. Недостаточно констатировать только то, что, например, рабочий А конфликтует с рабочим Б. Распространение и разрешение конфликта отсюда еще неясны. С помощью «фотографирования» динамики исследователи смогли выявить не только эпицентр конфликта, но и вовлеченные движущие силы, направление распространения, результаты. Все это фиксируется в виде динамограммы (стрелы указывают направление актов поведения участников взаимодействия).14 С целью диагностики напряженностей в трудовых группах на капиталистических предприятиях Ф. Шерке выделяет три ступени динамики межличностных конфликтов и присущие им поведенческие признаки, которые наблюдаются:

первая ступень — негативная натянутость во взаимоотношениях, ее признаки: «нервозное» беспокойство, недружелюбный тон обращения, частые жалобы и затруднения, недуги, «тенденциозное» непонимание, общие разногласия, желание критиковать, сплетня, увеличивающаяся «непунктуальность».

вторая ступень — негативная напряженность, ее признаки: взаимная раздраженность, «заряженный» тон обращения, различия во мнениях, частые затруднения, ворчание, длительная неудовлетворенность, нытье, оппозиция, интриги, наушничанье.

третья ступень — конфликт, который открыто, выражается во вспышках аффектов, порывах, в тяжелых обидах и оскорблениях, опорах, пререканиях и ссорах, в насилии, оскорблении, в отказе от работы, в открытом упорстве, неповиновении, в других сходных столкновениях и разрыве.15

 

13 Ершов А. А., Максимова Р. А. Социально-психологический подход к производительности трудовых

коллективов. — Вестн. Ленингр. ун-та, 1974, № 5.

14 Dan Spinoiu Geta. Relatiile conflictuale in grupele de munca. - In: Revista de psihologie. Bucuresti, 1970, t. 16 N 1

15 Scherke F. Die Arbeitagruppe in Betrieb. Wiesbaden, 1956, S. 45-46.

 

Приведенные признаки конфликтных взаимоотношений далеко не равнозначны как по своей определенности, внешней выраженности и однозначности, так и по возможности интерпретации наблюдаемых фактов. Для адекватного отражения социально-психологических процессов при их наблюдении в полевых условиях необходимо избегать неопределенных показателей, которые несут в себе образное, общее, а потому весьма субъективное толкование наблюдений, типа «нервозное» беспокойство, «заряженный» тон обращения.

Наблюдение за структурой и динамикой групповой деятельности при решении общей задачи рекомендуется вести невключенно, со стороны, с помощью схемы, моделирующей поступательное и цикличное изменение взаимодействия членов группы. Классическим примером такого наблюдения служат исследования по схеме, предложенной Р. Бейлзом (1957).16 Эта схема более всего пригодна для наблюдений в условиях лабораторного эксперимента. В качестве примера процедуры наблюдения в полевых условиях может быть исследование, проведенное под руководством В. Ньюстеттера в летнем лагере школьников возраста от 10 до 15 лет (1932 и 1933).17 Целью наблюдения было определить отношения членов группы друг к другу в диадах. Наблюдались все подростки в течение 10 мин. Их поведение по особой инструкции отмечалось в тетради. В инструкции, в частности, сказано следующее:

Выберите для наблюдения спонтанно возникающую групповую ситуацию. Заметьте место действия и столько социальных ситуаций, чтобы каждый пункт записи был понятен: на кого направлено действие наблюдаемого индивида, на кого в особенности, поименно или на всех. Регистрируйте каждое действие другого, который относится к наблюдаемому индивиду. Насколько возможно, протоколируйте каждое слово и каждое действие. Далее предлагается 9-пунктовая шкала оценки развития отношений от сердечности до враждебности:

1) физическое выражение симпатии (прикасаться, гладить и т. д.);

2) знаки особого расположения в доброжелательном смысле (давать, одолжить, приглашать, предпочитать, защищать);

3) знаки товарищеского отношения (игровая возня, шепот, смех, улыбки, совместная работа, высказывания, приобщение других);

 

16 Ядов В. А. Указ. Соч., с. 115; Воронов Ю. П. Указ. Соч., с. 131 – 138.

17 Newstetter W. J. e. a. Group adiustment: A study in exsperimental sociologi. N. Y., 1938.

 

4) случайные разговоры (беседы, которые не обязательны для занятий, приветствия);

5) почти нейтральное, но еще немного позитивное расположение (вопросы, согласие, одобрение, похвала, любезное одолжение, выполнение маленьких просьб, игнорирование обиды);

6) знаки равнодушия к правам, требованиям или просьбам другого (игнорирование вопроса или просьбы, отказ выполнить просьбу, попытка быть впереди или господствовать без ссоры, мягкая ирония или критика);

7) признаки нескрываемого, явного конфликта с правами, требованиями или желаниями других (спор, возражения против правил, норм, первенства других);

8) признаки злобы или презрения личностного типа без прямого нарушения прав, требований или желаний (критика ирония, обвинение);

9) признаки гнева или намеренных оскорблений (пренебрегать, противиться, ругаться, угрожать, вызывать на драку, бить).

Наблюдение может проводиться членами исследуемых групп с помощью опросников. Сюда включается и самонаблюдение.

Для примера приведем опросник описания поведения лидера (ВDQ), сконструированный Д. Хэмпфилом и А. Кунсом (1957).18 Целью исследователей было создать как можно более объективный метод описания и замера специфического поведения лидера группы, как он выражает свою активность. Отсюда процедурные проблемы: какие фрагменты из общего поведения следует рассматривать как лидерское поведение, и с помощью каких категорий может быть классифицировано это поведение? Чтобы выделить поведение лидера, было использовано следующее операциональное рабочее определение лидерства: лидерство — это поведение индивида, когда он руководит активностью группы относительно общей цели. Следовательно, исключается из наблюдения поведение, направленное на достижение индивидуальных целей. Была принята следующая классификация типов поведения лидера (руководителя) группы:

1) интеграция — способы поведения, которые направлены на то, чтобы повысить кооперацию среди членов группы или ограничить их конкуренцию;

2) коммуникация — способы поведения, которые повышают понимание и знание о процессах, протекающих в группе;

3) продуктивность — способы поведения, которые нацеливают на объем выполняемой работы;

4) репрезентация — способы поведения, с помощью которых, группа представляется вовне ее;

5) членство — способы поведения, которые позволяют руководителю стать членом группы;

6) организация — способы поведения, которые содействуют дифференциации обязанностей и ролей и предписывают правила (нормы) поведения в группе;

7) оценка — способы поведения, которые связаны с распределением поощрений и наказаний;

8) инициация — способы поведения, которые ведут к изменению групповой активности;

9) доминирование — способы поведения, в которых руководитель игнорирует идеи или личность члена группы.

 

18 Yemphill J.K. and Coons A.E. Development of the leader behavior description questionnaire. – In: Leader

behavior: its description and measurement. Columbus (Ohio), 1957, p. 6-38.

 

Чтобы обеспечить наибольшую точность при описании поведения, для независимости от наблюдателей и различных ситуаций, были предписаны следующие критерии для конструирования пунктов опроса:

1) пункты должны описывать специфические акты поведения, а не общие свойства или характеристики поведения;

2) вопросы должны быть применимы для различных организационных структур, групп или ситуаций; они должны быть не настолько специфичны, чтобы использоваться только в немногих ситуациях или группах;

3) пункты должны формулироваться в понятиях, значимых для опрашиваемых;

4) вопросы должны соответствовать тому, что измеряется, а также и другим измерениям;

5) поведение должно быть описано в настоящем времени;

6) пункт начинается с местоимения «Он»;

7) вопрос должен быть ограничен одним способом поведения;

8) вопросы не должны ограничиваться наречиями, характеризующими частоту, с которой происходят акты поведения;

9) вопросы не должны нести ни эмоциональных, ни оценочных компонентов, исключая ситуации, когда эти компоненты неразрывно связаны с описываемым поведением.

Наиболее значимы 1, 2 и 9-й критерии, соблюдение которых сводит к минимуму искажение описания поведения, идущее от описывающего и ситуации. Чтобы противодействовать возможному смешению объективного количественного описания и качественной оценки поведения руководителя, применялась форма «принудительного выбора», т. е. альтернативный ответ, обе альтернативы которого в равной мере оказываются социально приемлемы. Предлагается три пятиступенчатые комбинации. Комбинация А и В состоят из наречий, которые выражают частоту актов поведения, причем шкала В исключает крайние оценки. Шкала С содержит наречия, которые выражают количество, объем поведения:

Комбинация А: всегда, часто, иногда, редко, никогда.

Комбинация В: часто, довольно часто, иногда, редко, очень редко.

Комбинация С: много, довольно много, средне, сравнительно мало, нисколько.

Предпочтительно, где это возможно, использовать комбинацию А. Метрически все комбинации упорядочены в пределах от (—2) до (+2).

Данная методика была предъявлена 357 студентам и преподавателям. 205 человек описали поведение руководителя группы, в которой они были членами. 152 человека описали их собственное поведение как руководителей. Дополнительно была дана общая оценка поведения описываемого руководителя, его оценка по 10 измерениям, а также биографические данные описываемых и описывающих. Результаты показали, что экстремальные оценки применялись редко, особенно при самоописании. Ответы концентрировались на высоких или низких частотах, неравномерно распределяясь по шкале измерения. Проверка связи между общей оценкой поведения руководителя и ответами по отдельным пунктам опросника подтвердила действие «хало-эффекта», т. е. переноса оценки одного признака на другие. При самоописании корреляции были ниже, чем при описании чужого поведения.

Опросник неоднократно модифицировался применительно к объектам и целям исследования. Например, в опроснике X. Ангера (1969) предлагаются вопросы такого типа:

1. Он покидает рабочее место позже, чем его сотрудники:

всегда всякий раз часто иногда довольно никогда

редко

2. Он недоволен своими сотрудниками, если дела идут плохо:

всякий раз часто неоднократно время от при случае довольно

времени редко

Степень интенсивности реакции может быть выражена посредством цифр, например: 1 — слабо, 6 — выражено сильно. Кроме того, взаимодействия членов группы могут дифференцироваться символами согласия, приятия, симпатии (+), отклонения, отвержения, антипатии (-), безразличия, равнодушия (0). С помощью удвоения знака достигается измерение выраженного отношения людей друг к другу, например: (+ +) - сильное согласие, (+ 0) - малое согласие.

Разновидность наблюдения – самонаблюдение - лежит в основе многих материалов, исследуемых социальными психологами (автобиографии, письма, записи самоанализа, опросы).

Систематическое самонаблюдение чаще всего проводится в форме ответов на вопросы анкет, составленных исследователем. «В этом случае, как пишет Поль Фресс, - не наблюдают испытуемого, а обращаются к его опыту. Так, ответ на вопрос: «Вы сердитесь, когда вас дразнят?» — заменяет возможное, но трудно провоцируемое наблюдение на сведения, сообщаемые самим испытуемым и основанные на множестве наблюдений». Следовательно, процедуры конструирования, проверки на надежность методик по самонаблюдению те же, что и для анкет. «Психологи, пользующиеся методом анкет или вопросников, не должны забывать, что самонаблюдение дает не непосредственные данные, имеющие бесспорное значение, а ответ, который требует еще истолкования».19

Вариантом самонаблюдения, дополняющего наблюдение и социометрию, служит метод, который мы назвали социокоммуникометрией. С помощью единой шкалы и однородных признаков исследуемые члены группы определяют интенсивность или частоту реальных и желаемых контактов с каждым из остальных членов группы в процессе совместной деятельности того или иного вида (обычное деловое и личное общение). Преимущество данного метода по сравнению с социометрией заключается в следующем:

Как и шкала приемлемости или социальной дистанции, этот метод позволяет отразить связи каждого с каждым из членов группы. Кроме того, измеряется не только прожективное общение, что делает социометрия, но и одновременно, в тех же единицах — интенсивность и направленность реального общения. Когда социометрию дополняют наблюдением, то сопоставимость результатов может затрудняться различием субъектов, которые измеряют общение в группе, их систем отсчета. При социокоммуникометрии такого рода искажения снимаются, хотя субъективность оценок поведения и отношений может быть высока. Посредством социокоммуникометрии измеряются следующие социально-психологические показатели:

1) коммуникативная активность группы, ее членов, т. е. интенсивность реального общения (коэффициент активности);

2) социометрическая активность группы, ее членов, т. е. интенсивность желаемого общения;

3) комфорт общения — состояние, при котором интенсивность фактического общения совпадает с желаемой;

4) дискомфорт общения — состояние, при котором интенсивность, частота или продолжительность реального и желаемого общения не совпадают, т. е. оценка желаемой активности не равна оценке фактической активности. Если оценка желаемой активности сравнительно выше реальной, то дискомфорт имеет положительную направленность — на сближение. Если ниже — отрицательную. Могут быть вычислены также показатели коммуникативного и социометрического статуса каждого члена группы.

Дискомфорт в общении — состояние определенной потребности в изменении характера контактов с людьми.

 

19 Фресс П., Пиаже Ж. Указ. Соч., с. 115.

 

Он служит мотивом изменения поведения членов группы. С помощью данного метода изучалась социально-психологическая обстановка в коллективах ИТР. Результаты позволяют сделать вывод том, что частота, продолжительность и направленность контактов между членами группы зависят:

а) от особенностей функциональной взаимосвязи и зависимости членов коллектива в процессе совместной деятельности;

б) от пола, возраста, профессии и других характеристик членов коллектива;

в) от пространственно-временных и других физических условий общения (например, расположение рабочих мест, шум;

г) наконец от индивидуальных особенностей членов коллектива и сложившихся взаимоотношений между ними.

Преимущества и недостатки метода наблюдения. Проблема надежности. Наблюдение позволяет непосредственно воспринимать и фиксировать акты поведения, отражать конкретные процессы в конкретных ситуациях, что устраняет опасность забывания или последующих ошибок в суждениях. Между описанием собственного поведения, например, в процессе опроса и наблюдением этого же поведения «со стороны» существует значительное различие в степени объективности в пользу второго.

Посредством наблюдения можно более точно измерить степень интенсивности актов или способов поведения, чем иными методами. Так, степень взаимодействия в рабочем коллективе, влияние престижа личности на спонтанное общение, реакции которые возникают в коллективе при высказывании вышестоящего руководителя, могут быть измерены намного, точнее, при наблюдении, чем посредством субъективного описания впечатлений членов группы. При этом результаты наблюдения не зависят от установок, наблюдаемых на стереотипные или показные ответы, как это бывает в случае опроса, хотя, конечно, не исключено притворное поведение в присутствии наблюдателя. Кроме того, опытный наблюдатель воспринимает происходящее целостно и может одновременно регистрировать поведение ряда лиц или целой группы. 20

Однако наблюдению присущи и свои недостатки. Установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма чувствительно влиять на результаты наблюдения. 21 Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориентирован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно, только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Наблюдатель может находиться под влиянием наблюдаемых лиц. Трудности интерпретации наблюдаемого обусловлены также неоднозначной связью между мотивами и формами поведения. Наконец, наблюдение требует значительных затрат времени.

 

20 Процесс социального исследования, с. 327-329.

21 Роговин М. С. Указ. Соч., с. 162-168.

 

Проблема надежности наблюдения сводится не только к уточнению гипотез предмета исследования, к выделению критериев и категорий, признаков наблюдения, к контролю и сравнению полученных результатов на одинаковых объектах, но и к устранению ошибок личностного и психологического происхождения в самом восприятии наблюдателя.

Типичными ошибками наблюдения считают следующие:

1. Хало-эффект, который основывается на обобщенном впечатлении наблюдателя и ведет к грубому обобщению, оценке «в черно-белых красках»;

2. Эффект снисхождения, который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку наблюдаемым событиям, поступкам;

3. Ошибка центральной тенденции, которая заключается в стремлении усреднять оценки наблюдаемых процессов; известно, что крайние признаки поведения намного реже встречаются, чем свойства средней интенсивности;

4. Логическая ошибка, когда, например, делают заключение об интеллекте человека по его красноречию или о том, что любезный человек одновременно добродушен; эта ошибка построена на предположении о тесной связи определенных признаков личности;

5. Ошибка контраста, которая вызвана склонностью наблюдателя подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых.

Встречаются ошибки первого впечатления, предубеждений, этнических, профессиональных и других стереотипов, подмена описания факта мнением о нем и т. д.22 Таким образом, повышение надежности результатов наблюдения прежде всего зависит от подготовки и тренировки наблюдателей, от четкой организации наблюдения выбора обоснованных однозначных наблюдаемых признаков, которые регистрируются по единой системе индикаторов на доступном для других языке.

Наблюдение требует наблюдательности, умения не только смотреть, но и видеть качества, которое считали важнейшим для ученого Ч. Дарвин и И. П. Павлов. Зоркость, свежесть взгляда, способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, свойственны творческому мышлению. В обучение наблюдателя входят упражнения по наблюдению за отдельными признаками, аспектами поведения, без потери связи с целым; отработка терминологической точности в описании событий и явлений; овладение современными техническими средствами наблюдения и регистрации.

 

22 См. Процесс социального исследования, с. 329—333; Водович.В. И. Надежность информации в

социологическом исследовании. Киев, 1974, с. 109-120.

 

Стоит также вспомнить, что П. П. Блонский советовал психологам пользоваться стенографией.

Для социального психолога в роли наблюдателя важно установить взаимоприемлемые отношения с наблюдаемыми людьми При этом психологи, как и медикам, всегда необходимо помнить известный этический завет: «не повреди».

Область применения метода наблюдения определяется личностными и психическими возможностями наблюдателей, техническими средствами наблюдения и регистрации, особенностями объекта, доступностью для наблюдения тех или иных социально-психологических явлений, взаимоотношениями между наблюдателями и наблюдаемыми и т. д.

Наблюдение используется в первую очередь тогда, когда требуется минимальное вмешательство в естественный процесс поведения, взаимоотношений людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего, отразить как осознаваемые, так и неосознаваемые, вербальные и невербальные формы поведения.

Обычно наблюдение в социально-психологическом исследовании применяется вместе с другими методами: с экспериментом, опросом, анализом документов.

 

 

Наблюдение в изучении







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.