Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оценка основных итогов программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы





 

Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы, утвержденная Законом Иркутской области от 31 декабря 2010 года №143-ОЗ (далее – Программа), реализовывалась на основе правовых, экономических и организационных механизмов, используемых в государственном управлении, с применением программно-целевого метода.

Период реализации Программы стал временем серьёзных экономических и внешних вызовов как для страны в целом, так и для субъектов Российской Федерации.

 

Замедление темпов экономического и социального развития не позволило реализовать ряд задач, поставленных в Программе, и достигнуть запланированных значений показателей. Однако ожидаемые конечные результаты реализации Программы достигли своего планового уровня.

Валовой региональный продукт, по предварительной оценке, 2015 года, составил 1 032,8 млрд. рублей, увеличившись в 2,3 раза по сравнению с уровнем базисного 2009 года (458,8 млрд. рублей). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по итогам 2015 года составила 32 703,9 рубля, увеличившись к уровню 2009 года (18 192,9 рубля) в 1,8 раза.

Оценивая эффективность социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы, можно сделать следующие выводы.

1. Снижение негативных демографических тенденций:

ожидаемая продолжительность жизни населения увеличилась в 2015 году по сравнению с 2009 годом на 2,4 года и составила 67,4 лет, таким образом, достигнуто значение планового показателя по инерционному варианту;

естественный прирост населения по итогам 2015 года составил 1,7 человек на 1000 населения, что свидетельствует о не достижении планового показателя, установленного Программой (3,8 человека на 1000 населения по инерционному варианту), однако, это значение в 1,2 раза превышает значение показателя 2009 года.

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
базовый факт факт факт факт факт план 1 план 2 факт
Продолжительность жизни населения, лет 65,23 65,26 65,93 66,32 66,72 66,87 67,1 68,0 67,4
Естественный прирост (убыль), человек на 1000 населения 1,3 0,8 1,3 2,0 2,1 1,6 3,8 4,0 1,7

 

Показатель смертности имеет четкую тенденцию к снижению. За 2015 год в Иркутской области умерло 32 903 человека, что на 0,68% меньше, чем за 2014 год (33 127 человек), и на 5,7% меньше по сравнению с 2009 годом (34 898 человек). Коэффициент смертности составил 13,6 на 1000 населения. Устойчивое снижение показателя отмечается начиная с 2011 года.

Сформировалась стойкая тенденция к снижению смертности населения от болезней системы кровообращения (на 0,7% к 2014 году, на 5,4 % к 2009 году), от туберкулеза (на 8% к 2014 году, на 46% к 2009 году). Показатель младенческой смертности уменьшился на 19,5% к 2014 году и на 30,7% к уровню 2009 года. Впервые в 2015 г. удалось добиться значительного снижения показателей неонатальной смертности: ранней - более чем на 30% к предыдущему году, неонатальной на 25%. Показатель смертности детей в возрасте старше 1 месяца снизился на 17%.

На всей территории области создана единая государственная система оказания медицинской помощи населению. Формирование вертикальной системы управления здравоохранением, внедрение одноканального финансирования и реорганизация здравоохранения позволили оптимизировать расходы бюджета.

Эффективное использование ресурсов позволяет полностью удовлетворять потребность населения в медицинской помощи и в лекарственном обеспечении, как на стационарном, так и на амбулаторном этапах. Внедрение стандартов и порядков оказания медицинской помощи обеспечивает единые подходы в лечении пациентов, что гарантирует одинаковую доступность для жителей всех населенных пунктов.

Существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие Иркутской области и особенно ее отдельных территорий оказывает миграция населения. В результате сохранившегося превышения числа выбывших над числом прибывших в 2015 году в Иркутской области отмечена миграционная убыль населения, которая составила 6,1 тыс. человек. При этом следует отметить, что данный показатель снизился на 14,7% по сравнению с 2014 годом.

2. В сфере улучшения качества жизни социально-незащищенных групп населения наблюдается увеличение числа граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, получивших социальные услуги. В сравнении с 2009 годом значение данного показателя увеличилось на 122% и составило 210,5 тыс. человек, что связано с развитием в Иркутской области участковой социальной службы, оказанием срочных социальных услуг и внедрением стационарозамещающих технологий. Таким образом, достигнуто плановое значение по инвестиционному варианту Программы.

На данный момент различными мерами социальной поддержки пользуются 682 тыс. жителей Иркутской области, из них 537 тыс. человек получают региональные социальные выплаты. Всего предоставляется 86 различных мер социальной поддержки в виде денежных выплат и льгот в натуральной форме. В целях осуществления социального обслуживания жителей Иркутской области действуют 90 учреждений.

В настоящее время в регионе продолжается работа по применению механизма предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости.

3. В сфере развития рынка труда и обеспечения занятости населения также наблюдаются положительные тенденции.

В 2015 году в Иркутской области уровень общей безработицы в сравнении с 2009 годом по методологии Международной организации труда снизился на 2,6 п.п. (с 10,8% до 8,2%). Уровень зарегистрированной безработицы снизился на 1,5 п.п. (с 2,9% до 1,4%). Тем самым достигнуты плановые значения показателей Программы по инвестиционному варианту.

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
базовый факт факт факт факт факт план 1 план 2 факт
Уровень зарегистрированной безработицы, % 2,9 2,2 1,8 1,5 1,5 1,3 2,2 2,0 1,4
Уровень безработицы по методологии МОТ, % 10,8 10,1 9,1 7,8 8,3 8,8 9,5 8,8 8,2

 

При содействии органов занятости населения Иркутской области за период реализации Программы трудоустроено 276,0 тыс. человек.

4. Снижение объема инвестиций в основной капитал в 2015 году связано с влиянием экономического кризиса, сохраняющейся неопределенностью на финансовом рынке и во внешнеполитической сфере, увеличением стоимости заемных средств. Индекс физического объема инвестиций в 2015 году в % к 2014 году составил 87,6%, что на 13,4% ниже ожидаемого значения по инерционному варианту Программы.

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
базовый факт факт факт факт факт план 1 план 2 факт
Инвестиции в основной капитал (% к предыдущему году) 76,5 106,3 112,2 114,3 107,2 103,5 101,0 109,5 87,6

С 2016 года прогнозируется восстановление положительной динамики объема инвестиций в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов в сфере нефтегазохимии, металлургии, машиностроения, лесопереработки.

5. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции за 2014 год увеличилась в 1,8 раз по сравнению с 2009 годом. Значение данного показателя говорит о достижении планового значения, установленного Программой, по инерционному варианту в 2015 году.

 

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
базовый факт факт факт факт факт план 1 план 2 факт
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % 1,0 1,1 3,0 2,9 1,3 2,5 2,0 5,0 1,8

 

Факторы, препятствующие увеличению показателя в 5 раз, предусмотренному инвестиционным вариантом Программы:

недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;

неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские, прочие услуги);

неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности.

6. С учетом экономических тенденций наблюдается снижение деловой активности в секторе малого и среднего предпринимательства Иркутской области. В связи с этим за период реализации Программы оборот малых и средних предприятий снизился на 1,3 % и в 2015 году составил 467,4 млн. рублей. Снижение объема оборота субъектов малого и среднего предпринимательства происходит на общем фоне замедления темпов роста валового внутреннего продукта страны.

7. В сфере модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и повышения качества предоставляемых коммунальных услуг отмечено недостижение плановых значений Программы по ключевым показателям, характеризующим данное направление:

доля ветхих инженерных сетей коммунальной инфраструктуры, требующих замены, по итогам 2015 года (48,2%) выросла на 17,6 % по сравнению с уровнем 2009 года (41,0%), и в 1,3 раза превышает запланированное на 2015 год значение;

доля убыточных организаций коммунального комплекса составила в 2015 году 40,7%, не достигнув целевого значения по инерционному варианту, установленного Программой (34,0%), хотя наблюдается снижение показателя относительно уровня 2009 года на 16,6%.

Недостижение указанных показателей связано с недостаточностью средств, выделяемых на восстановление основных фондов коммунальной инфраструктуры, неэффективным управлением предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, низкой инвестиционной привлекательностью отрасли, дефицитом кадров в организациях коммунального комплекса.

8. Рост объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2015 году в сравнении с 2009 годом составил 14%. Плановое значение по инвестиционному варианту, установленное Программой (638,9 тыс. тонн), достигнуто. Отклонение данного показателя от плана произошло за счет выполнения предприятиями природоохранных мероприятий.

Показатель 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год
базовый факт факт факт факт факт план 1 план 2 факт
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, тыс. тонн в год 560,3 597,0 621,4 720,0 685,0 637,0 700,0 680,0 638,9

 

Мероприятия с целью достижения предельно допустимого объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух были предусмотрены в планах на 4 предприятиях области: ОАО «Кремний» ОАО «РУСАЛ Братск», Филиал ОАО «РУСАЛ Братск» в г. Шелехов, ОАО «Группа Илим» в Братске.

 

Подводя итоги оценке реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы среди положительных результатов необходимо отметить в целом позитивную динамику основных демографических показателей в сравнении с базисным периодом.

Однако низкий уровень инновационной активности, низкий уровень конкурентоспособности в отдельных отраслях региона, отсталость материально-технической базы промышленных организаций, критический уровень физического и морального износа оборудования, а также замедление роста объемов налоговых и неналоговых доходов регионального и федерального бюджета привели к необходимости существования в условиях жестких бюджетных ограничений и не позволили обеспечить достижение плановых значений показателей в экономической сфере.

 








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.