Этическое воспитание социального работника идет по четырем основным направлениям.
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этическое воспитание социального работника идет по четырем основным направлениям.





Изучение теоретических основ профессии как прикладной гуманистической теорииТеория социальной работы учит будущих специалистов подходить к решению проблем человека и общества с точки зрения реализации их потребностей, которая в силу различных причин и обстоятельств может быть временно или постоянно ограниченной. Социальная работа учит относиться к человеку не с точки зрения рыночного утилитаризма, который отторгает экономически бесполезных и слабых членов общества, а с точки зрения гуманистических идеалов, которые говорят о ценности каждого индивида для социума вне зависимости от его экономических возможностей. Даже самый уязвимый, слабый индивид полезен обществу уже тем, что дает возможность наиболее сильным проявлять свои чисто человеческие качества — милосердие, доброту

Развитие высокой чувствительности к моральным факторам. Для того, чтобы знание теоретических основ профессиональной этики проявлялось в повседневной социальной практике, необходимо развивать у специалистов этическую восприимчивость. Такого рода восприимчивость неодинакова у разных людей. Практика показывает, однако, что она может быть существенно развита за счет вовлечения практических социальных работников (или будущих специалистов в области социальной защиты населения) в обсуждение моральных и этических проблем их практической деятельности, за счет акцентирования внимания на нравственно-этической стороне профессиональных действий. Гуманизм в социальной работе должен быть не только теоретической основой, но и практическим содержанием деятельности; и будущий специалист на конкретных примерах, с помощью аналогий должен выработать в себе привычку постоянной нравственной оценки явлений и действий с помощью полученных в процессе обучения и воспитания знаний и усвоенных взглядов.



Глубокое изучение сущности этических норм и кодексов. Изучение этики социальной работы включено в программу профессионального образования. Однако автоматического запоминания основных этических норм для специалиста мало. Моральность и нравственность должны стать основой личности специалиста Развитие навыков этической оценки принимаемых решений. Социальная работа по своей сущности всегда тесно связана с проблемами этического характера. В любом решении, принимаемом социальным работником в связи с необходимостью разрешения проблемной ситуации клиента, можно выделить различные стороны — социально-медицинскую, хозяйственно-бытовую и другие, в зависимости от проблемы и поставленной цели. Немаловажное значение имеет этический аспект принимаемого решения, который присутствует вне зависимости от сущности проблемы и способа ее разрешения. Социальный работник в своей повседневной деятельности часто сталкивается с необходимостью сделать выбор, наметить план действий, принять решение в обстановке, когда нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в сфере социальной защиты населения и смежных с ней областях, действия представителей различных профессий, с которыми социальный работник при необходимости вступает во взаимодействие, наконец, принципы, нормы и привычки, обычно регулирующие его поведение, вступают в конфликт друг с другом. И то решение, которое в конечном итоге принимает социальный работник, должно быть не только эффективным, т. е. ведущим кратчайшим путем и с наименьшими затратами к намеченной цели, но и соответствовать этическим принципам и нормам.

В целом обучение и воспитание социального работника должно иметь главной задачей не только изучение всех тонкостей теории и технологий профессиональной деятельности по оказанию необходимой помощи клиентам, формирования социальной политики, но и умение с точки зрения морали и нравственности управлять своими действиями, выбирать собственные ценности. Такой подход к образованию включает в себя как научные и практические знания, так и этические и моральные ценности, на основе которых социальный работник выстраивает свою настоящую и будущую деятельность. Именно вследствие этого обучение и воспитание социального работника неотделимы друг от друга.

Становление социального работника как высоконравственной, моральной личности должно сопровождаться созданием соответствующей атмосферы в социальных службах, образовательных учреждениях социального профиля, в обществе в целом. Общество — тоже сфера деятельности социального работника. Нести в общество высокие нравственные идеалы, распространять среди клиентов, их близких, других членов общины населенного пункта, района, где работает представитель социальной службы, основные принципы взаимопомощи, чувства единения с окружающими, сострадания и доброты — одна из важнейших функций социального работника. В этическом воздействии реализуется одна из важнейших задач института социальной работы в обществе и профессиональная роль социального работника, представляющего этот институт.

Безусловно, для воспитания социального1 работника в духе морали и нравственности, его наставник или педагог должен и сам обладать высокими нравственными качествами, быть примером нравственно развитой личности. Чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский выработал идеал учителя-гуманиста: «... учителями должны быть лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью... Никто не может сделать людей мудрыми, кроме мудрого, никто — красноречивыми, кроме красноречивого, никто — нравственными или благочестивыми, исключая нравственного и благочестивого1». Нравственность является тем более необходимым качеством, что социальный работник, даже если он и не профессиональный педагог оказывает помощь своему коллеге в освоении основ профессии, уже в силу специфики своей деятельности выполняет педагогические функции в отношении своих клиентов и является для них примером. Однако если человек безнравствен или исповедует «двойную мораль», он не может научить нравственности других, не может содействовать гуманизации общественных отношений, не может быть человеком социальным, а следовательно и социальным работником.

Антропологическая концепция

Исходной проблемой этики был и остается вопрос о природе и происхождении морали. В зависимости от определения ее оснований все имеющиеся в истории этики учения можно условно свести к трем основным типам. Первый — включаете себя большинство креационистских и идеалистических концепций морали, где ее основанием считается божественное либо иное внеисторическое, трансцендентально заданное начало, внешнее бытие человека. Этот тип охватывает собой различного вида религиозные системы морали, а также представления о ее априорной сущности (Кант), абсолютной идеальной заданности (Платон) и др. Второй тип включает представления, базирующиеся на натуралистических (эволюционистских) основаниях морали, где нравственные свойства человека выводятся непосредственно из его биологически заданной в эволюции «животной» природы. Теории третьего типа выводят нравственные требования из социально-исторических условий человеческого бытия. К ним относятся все моральные учения, опирающиеся на принцип историзма в развитии, на теорию антропосоциогенеза, включая и диалектико-материалистическую теорию этики.

Антропологические концепции происхождения морали выводят нравственность из «природы человека» как естественного существа, его потребностей и интересов, «неизменной» биолого-психологической сущности индивида. Исходные установки этого направления были провозглашены еще в V в. до н. э. греческим философом Протагором в его известном изречении: «Человек есть мера всех вещей». В рамках этого направления существовали многие этические школы: гедонизм (от греч. — удовольствие, наслаждение) выводил мораль из эмпирических ощущений удовольствия или неудовольствия. Человека надо научить понимать различие между ними и находить полноту бытия в стремлении к удовольствиям. Главной ценностью для человека является хорошее настроение, а чтобы оно не превращалось в плохое, не надо обременять себя излишними проблемами — имуществом и другими заботами.

Представители эвдемонизма (от греч. — счастье) как разновидности антропологического учения считали счастье исходным принципом нравственности, ее главной целью. Счастье как высшее моральное благо не сводится к сиюминутным телесным удовольствиям, а представляет собой совокупность физических и духовных ценностей. Так, например, счастье, по Сократу, — это достижение внутренней свободы и самосознания личности. Демокрит рассматривал счастье как умение распоряжаться и наслаждаться жизненными благами. Представителями антропологического направления в этике являются Ф. Аквинский, Д. Юм, французские материалисты, Л. Фейербах, русские революционеры-демократы XIX в. и другие мыслители. В современных условиях антропологическая этика представлена в трудах американского философа Э. Фромма и других философов.

Концепция утилитаризма. Ее основным понятием является польза индивида (выгода, личный интерес, корысть и т. д.). Источником нравственности является «природа человека», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка.

25. Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижением физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых, в конечном счете, направлена деятельность.
Деонтология социальной работы - это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.
Таким образом, профессиональный долг специалиста - это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.
Осознание социальным работником своего профессионального долга - есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого социального рaботника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом.
Категория "профессиональный долг" выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой, прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.
Долг - одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определённых действий.
В категории "долг" наиболее ярко проявляется социальныйхарактер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.
Долг как "высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей", внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей.
Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности. Когда же , долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой.
Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющей собой сознательное отношение к профессиональному долгу. Ответственность в свою очередь не является отвлеченным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельности, внимания к людям, окружающим социального работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, - в соответствии с известным принципом - "прежде всего, не навреди", приписываемом Гиппократу.

Воспитательная функция









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.