Харизматическая легитимность
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Харизматическая легитимность





Легитимность власти

Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола.Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность - не одно то же. Легальность власти - юридическое обоснование юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом..Легитимность - это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.

Традиционная легитимность

Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Обычаи выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так принято, так было всегда. Власть традиций такова, что если традицию нарушают лидеры, вожди, то они теряют легитимность в глазах масс и могут быть отстранены от власти. Подобные общества статичны, они могут существовать веками без существенных изменений. Люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. (Египет, Вавилон, Персия, Китай)

Харизматическая легитимность

Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами Исторически харизматическая власть существовала в самых разных политических системах. Это Римская империя при Юлии Цезаре, режим Наполеона, гитлеровский нацизм, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао ЦзэдунаХаризматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или пра­вилами. Он зависит не столько от идей, сколько от при­верженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер по­лагает, что выполняет "историческую миссию", поэтому требует поддержки и послушания. Для возникновения харизматической легитимности важно не столько самообладание харизмой, какими-то особыми качествами вождя, сколько признание ее со стороны последовате­лей. Харизматическая власть является относительно не­стабильной по сравнению с традиционной и легальной, ибо лидеру, чтобы ее удерживать, необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность, решать новые задачи.



Легальная или рационально-правовая легитимность

Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона, ограничение сферы деятельности государства Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущими к ней путями.

13.Политическая система является одной из систем об­щества наряду с социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями человеческой дея­тельности. Специфика политической системы проявляет­ся, во-первых, в том, что через нее осуществляется власть в обществе, принимаются решения, обязательные для все­го общества и каждой его системы. Во-вторых, располагая властью, она вместе с тем является частью надстройки об­щества, которая предопределяется экономическим бази­сом. В-третьих, она имеет относительную самостоятель­ность, которая обусловлена наличием специального механизма взаимодействия структурных элементов, фун­кций и ролей. Отношения в ней регулируются специаль­ными правовыми и политическими нормами.

Политическая система общества — это система по­литических организаций и институтов, политических идей, взглядов, политических, нравственных и правовых норм и традиций, избирательного права, общественного мнения и других специфических элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее, это совокупность политической власти, политичес­ких субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.

Для понимания сущности политической системы важное значение имеет уяснение ее функций. К ним мож­но отнести:

• определение целей и задач общества, разработка программ его жизнедеятельности;

• мобилизацию материальных и духовных ресурсов и всего общества на выполнение социально-политических целей и задач;

• политическую социализацию общества;

• формирование политического сознания граждан;

• политическую связь элементов системы, системы и среды;

• укрепление общественно-политического строя, обес­печение его безопасности;

• нормотворчество;

• легитимацию, т.е. достижение максимально необхо­димой степени соответствия реальной политической жиз­ни официальным политическим и правовым нормам.

В структуре политической системы выделяются следу­ющие ее основные элементы, политические организации и институты; политические и правовые нормы; политичес­кие отношения, политическое сознание и политическая культура. В политическую систему в качестве подсистемы включается избирательная система.

 

Современные модели Д.

В основе становления партиципаторной демократии(ПД) лежит общ-во, базир-ся на инд-ой свободе, равном праве на саморазвитие и активной причастности граждан к упр-ию.Сущ-ие такого общ-ва и осознание гражд-ми необход-сти участвовать в полит. жизни защищают эту сист. от возможной концентрации власти и являются фактором саморазвития гражд-на.

Механизмы ПД выраж-ся в след. – гражд-ая инициатива, референдум,отзыв.Т.О.,создается сист. наивысшей ответств-сти лидеров перед рядовыми членами общ-ва,механизм прямого упр-ия граждан соц. и полит.инст-ми.

Данная модель практически не реализуема и не реализована ни в одном из совр-ых демокр. гос-в. В совр. полит. сист. граждане практически отстранены от процесса принятия гос.решений, хотя многие механизмыПД конституционно закреплены и могут быть реализ-ны.

ЭлитарнаяД.(ЭД).(Й. Шумпетер, К. Полани, Ф. Хайек, Дж. Бернхейм). Д. представляет собой не народовластие, а возможность народа самому избирать себе правителей. Сторонники этой модели в своих рассуж-ях исходили из того,что основная масса граждан некомпетентны, не обладают достаточными познаниями и плохо информированы, поэтому именно элиты, как образ-ое правящее меньшинство, берут на себя ответст-сть за упр-ие гос-ом. Народный выбор, заставляет элиту ощущать ответст-сть за жизнед-сть гос-а и адекватно реагировать на общ-ые запросы.

Основой ЭД является персонификация полит. ожиданий и усиление полит. роли лидеров, которые, олицетворяя элиту, принимают участие в избир-ой конк-ции. Граждане подключ-ся к полит-им процессам только в период выборов, признавая за элитой право на принятие гос-ых реш. сам-но. Т. О.элитарная модель Д. снимает с граждан ответ-сть за принятие пол. решений и возлагает ее на лидеров имеющих достаточную компетенцию и хорошо информ-ых.

Плюралистическоя концепция Д. В ее основе, лежит перераспределение полит. участия м/у груп-ми, призванными макс-но охватить весь спектр приоритетных общ-ых интерес. Т.О, предполагается избежать диктата большинства над меньшинством и отразить волю как можно большего кол-ва членов общ-ва. Фактически, ни одна из групп интересов не отображает интересы всего общ-ва, сл-но, не может узурпировать власть. В то же время, интересы отдельных гр-н практически никогда не сводятся к одному, поэтому невозможен раскол общ-ва на враждебные группы. Модель ПД сводит к мин-му вероятность тирании и полному контролю власти со стороны правящей элиты, поощряет активность граждан и их участие в группах влияния.

Недостатки:1.реализация данной модели отводит для граж-на, не принадлежащего к какой-либо из групп влияния, роль пассивного наблюд-ля, что ведет к утрате общ-го контроля над сист.2.группы могут стать настолько мощными,что весь полит. процесс превратится в поиск компромисса м/у заинтерес-ми группами, а требования всех граждан останутся неучтенными3.небольшое кол-во граждан формально отожд-ют себя с какой-либо из групп. Т,О, в резул-те групп. деят-сти интересы больш-ва гр-н остаются неучтенными.

22.Демократия как политический режим. Закономерности перехода от тоталитаризма к демократии.

Демократический режим основан на суверенности народа как источника власти, допуске его к участию в решении гос-ых дел и создание для этого условий.

Демократия-не только власть больш-ва, но и признание прав меньш-ва.

Признаки демократического режима:

1) Проведение гласных свободных выборов, кот предполагают 3 условия:

a. Свобода выдвижения кандидатур

b. Свобода избирательного права

c. Свобода голосования

2) Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти

3) Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов

4) Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы

5) Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.

6) Гласность в работе властей всех уровней. Беспрепятственный доступ СМИ и общества к информации. Действительный контроль со стороны общества за осуществлением власти.

7) Провозглашение и юридические гарантии прав и свобод граждан, которые являются высшей ценностью демократии. ДР представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.

8) Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна. Недостатки ДР:

1) возможность превращения демократии в диктатуру большинства.

2) демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

3) Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.

Демократич процессы как правило нач-ся с обширного полит кризиса.В ситуации кризиса формир-ся желание больш-ва к полит переменам, выкристаллизовывается воля больш-ва к изменениям в направлении в демократии.Одновременно формир-ся нов-ая полит элита, приобрет-ая весомую поддержку общ-ва. Теряют своё значение и роль старые полит и идеологические ценности, и развёртывается поиск иных опорных ценностей- гражданских и политических.

След закономерность- это способность больш-ва общ-ва, его элит к соц-полит изменениям в направлении демократии, их стремление к компромиссам, кот необходимы для демократич преобразований.

Переход общ-ва общ-ва к демократии не совместим с революц насилием.Жизнеспособная демократия формир-ся только эволюц-ым путём. Данная закономерность исходит из преобразований через соглашение элит. При этом успех возможен только в случае, если народная масса неслишком идеологизированны и радикализированны. Весь переходный процесс должен проходить в рамках полит институтов и под контролем элит. В противном случае спонтанное выступления масс приведут к разрушениям и анархии

 

23.Государство как институт полит системы: происхождение, признаки и функции.

Государство-основной институт полит системы, для которого харак-ны структура, функции, тип и форма правления. Это старейший полит институт(гос-ву около 7 тыс. лет), при этом трактовки этого института, его природа неоднозначны. Самая ранняя концепция:

1)теократическая: источник власти сверхестественнен, а во главе гос-ва стоит проводник сверхестественной воли. Власть сокральна(священна).Это не означает, что у власти должен стоять священник, хотя сущ-ют теократические формы правления, когда в одной особе соединён и глава церкви и глава гос-ва.

2)Патриархальная концепция, когда глава гос-ва рассмат-ся как патриарх(отец), кот несёт ответственность за народ- семью, а члены этой семьи признают волю этого отца.

Эти обе концепции близки, поскольку в обеих гос-во воспринимается как данность и не связана с созательным выбором людей.

Новые подходы появились только в эпоху Нов. Времени, а с ними и сам термин гос-во.

Впервые термин stato-единоличная власть+полит сообщество, подчинённое её, употреблён Макиавелли.Затем понятие закрепляется в Испании,где гос-во звучит как estato, во Франции-etak,в Германии-shtat.Принципиальное различие от предыдущ понятий: раздел-е гос-ва и гражд общ-ва.Из итого понимания возникли:

-договорная теория гос-ва. В ней гос-во выспуп особой корпарацией, направленной на обеспеч-е общей волей всех членов общ-ва;

-Историческая(возникла в Герм в 1-0й пол.19 в, авторы- юристы Гюго и Савеньи). Гос-во – не результат общественного договора, а историч эволюции кажд народа, воплощает его традиции, обычаи, дух этого народа. Эта школа переносила на развитие гос-ва законы биологич развития;

-социологическая школа(рубеж 19-20вв). Эту школу не интересовало происхождение, а состояние и функции соврем гос-ва, его сущность: в отраж-ии всех типов, видов социального взаимодействияч.

- нормативистская школа. Доля этой школы госво-это система норм. Главная задача: следить за точным исполн-ем этих норм и законов, в том числе применяя принуждение.

-марксистская «гос-во – есть аппарат классового угнетения»

-теория завоевания.Авторы:Евгений Дюринг и Л.Бунклович.

Гос-во-есть результат насильственного захвата власти(внеш-го или внутреннего)

При всём различии в оценках приподы и происхождения, соврем политология едина в определении признаков этого института:

1)Территория-это простран-ая, материальная основа гос-ва. Это определённая часть суши, территориальные воды, недры и воздушные пространства.

2)Население-это сообщество, проживающее на территории гос-ва и подчинённое её власти.В западно-европейской традиции закрепилась формула: «нация-гос-во»Основой сдесь выступает титульная нация.Гос-ва многонациональны и титульная нация выполняет роль консалидатора, поэтому население образует не этническую, а соц-эк-ую и полит общность, связанную с гос-ом особыми правовыми отношениями-подданство или гражданство

3)Важнейш признак гос-ва суверенность Разделяют суверенитет гос-ва:

*распространение власти на всю террит-ию в рамках гос границ.

*Распространение власти на всё население

*Прираготива гос-ва на осущ-ие юридических полномочий, обязательных для всех.

*Монополия на принуждение и насилие

*Налоги и эмиссия

*Неделимость и неприкосновенность гос территории

*Невмешательство во внутренние дела

Суверенитет народа рассмат-ся как основополагающий принцип демократической государственности

Суверенитет нации-это обеспечение её полновластия в этническом смысле:

-свобода выбора форм гос-ва

-право на самоопределение, вплоть до отделения от многонациональности и образование самостоят гос-ва

Коллизии и противоречия разреш-ся междунар правом, референдумами, плебисцитами.

Функции гос-ва раздел-ся:

*Внутренние:1)обеспечение полит стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач.2)правовая:установление и обеспечение правопорядка3)организаторская политика-упорядочение властной Дея-ти, контроль и координация субъектов полит системы 4)Эк-ая политика-организация, координация и регулирование эк-их процессов через налоговую, кредитную, эмиссионную политику, эк-ое планирование и стимулирование(в том числе применение санкций) 5)соц политика-поддержка солидарности 6)экологическая политика-это обеспечение здоровой среды обитания и режима природопользования 7)культурная политика-условие для удовлет культурных запросов граждан, формирование духовности, гражданственности, гарантирование открытого информац-го пространства 8)образовательная политика-демократизация образования, его непрерывность, качественность, равные возможности получения.

*Внешние:1.обеспечение нац безопасности:нужный уровень обороноспособности, защита территор-ой целостности, суверенитета 2.поддержание мирного порядка, участие в системе междунар отношений, предотвращ войн, сокращ вооружений, участие в разрешении локальных конфликтов и глобальных проблем.3.взаимовыгодное сотрудничество во всех сферах.

 

Типы и формы гос устройства

Формы государственного устройства.

Форма гос-ного устройства отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его основными территориальными единицами. По форме устройства все гос-ва подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные)

1.Простое – унитарное государство, не имеет обособленных гос образований, пользующихся определенной самостоятельностью.

2.Сложное – империя, федерация, конфедерация. Федерация – объединение на добровольной основе, единая конституция, валюта, вооруженные силы.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками : унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований водно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств. 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д. 2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы 4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфеде-рации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии от федеративного устройства конфедерация характе-ризуется следующими чертами : конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация

Типология п. партий

1. Участие во власти:

1) Правящие (форм-т Правит-во, опред. п. курс на основе собств. программы, стратегии и тактики)

2) оппозиционные (строят деят-ть на выдвижении альтернативн. программ развития)

3) парламентские (ставят цель участия в парламенте и создании св. фракций. Гл. цель-завоевать больш-во на выборах)

4) авангардные (ориентир-ны на свержение власти, отлич-ся центролизмом, строгой дисциплиной, при приходе к власти устанавл. тоталит. режим и станов. частью гос.системы)

2. - по организац. структуре:

1) кадровые (немногочислен.,состоящ. из политиков-профессионалов. Активизир-ся в момент выборов)

2) массовые (многочислен.,с постоянн. широк. членством и выражен. ид-гией, финансир-ся через членск. взносы)

- по принципу внутр. орг-ции

1) с фиксир. членством, т.н. оформленные

2) с нефиксир. членством, свободные, неоформлен.(большевики)

3) центролизов.со строгой дисциплиной

4) децентролизов.

По хар-ру ид-гии

1) революц./радикальн.(ориентир. на быстр. п. изменения насильств. путем)

2) реформистские

3) консервативн.(за устойчив. сохран-е сущ-го строя при допущении реформ)

4) реакционно-охранит-е(против перемен, реформ, революций, допускают насилие в отнош-и революц-ров и реформистов)

5) левые(революц., частично реформистск.)

6) правые(консерваторы, революц-ры)

По соц. среде

1) моносредные(ориентир. на 1 соц. среду/группу)

2) промежуточн.(ищут поддержку в разн. группах и стратах)

3) всеобщие(ориентир. на власть и поддержку во всем общ-ве)

По типу руководства

1) вождистские(основана на харизме лидера)

2) коллегиальн.(коллективн. упр-е)

По месту в п. системе

1) госуд.(ид-гия навяз-ся г-ву, а партия форм-т систему гос. упр-я)

2) авторитарн.(не слив-ся с гос-вом, но сост-т основу п. режима)

3) парламентские, к. делятся на:

-мажоритарн., т.е. партии больш-ва

-миноритарн., т.е. партии меньш-ва

 

33. Парт сист-совок-ть существ в данном общ-ве партий, а также принцип взаимоотнош-й между ними. Колич-во партий, наличие или отсутствие доминир, уровень конкуренции. С учетом этих призн выдел однопарт сист. Характерна для недемократ режимов и связ с фактич осуществл власти одной партии. Строгая однопарт-ть, когда др партии запрещены законом(СССР, Сев Корея, Куба). Фактич однопарт-ть (искусств однопарт-ть) Когда законом дозвол существ-е многих партий, но сущ контроль и диктат над ними со стороны правящ партии. Бипартийная сист- есть 2 наиб влият партии, реально претенд на власть и делящ ее попеременно. Классич бипартизм- доминир 2 партии(США). На ряду с 2-мя доминир сущ третья менее сильная, но способная влиять на борьбу за власть, поддерж 1 из 2-ух ведущих(Канада, Австрия). Многопарт сист- когда фактич и формально на власть претенд и получ представит-во многие партии. Черты многопарт: 1-отсутствие монополии на власть, 2- наличие высокой полит конкуренции, 3- равные шансы в борьбе за власть, 4- создание блоков и коалиций. Полит блок- объед-е на основе соподчинения. Каолиция- объед-е на равных на осн консенсуса. В многопарт сист как правило формир коалиц правит-ва.

34. В республике Беларусь существуют политические партии разных идеологий и позиций. Разные партии по-разному относятся к нынешней власти. Ныне на территории Беларуси зарегистрированы следующие партии:

1) Аграрная партия. Аграрная партия базируется на демократичных принципах и началах. В основу ее программы положена идеология социал-демократов, которая шире коммунистической. АП категорически выступает против диктатуры: любого класса, социального слоя, какой-то группы.

2) Коммунистическая партия Беларуси (КПБ). Коммунистическая партия Белоруссии убеждена, что только социалистический путь развития способен вывести современное общество из кризиса, спасти человеческую цивилизацию от войн, межнациональных конфликтов, нищеты, бездуховности, ликвидировать социально-политическую основу терроризма, другие общественные пороки, порожденные властью капитала.
История подтверждает, что выразителями народной воли рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции могут быть только коммунисты, а коммунистическое учение является великой наукой создания справедливого и гуманного миропорядка, в котором свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Коммунистическая партия Белоруссии, верная интересам людей наемного труда, стремится объединить в единое массовое социально-классовое движение их борьбу по защите законных прав и интересов, придав ему осознанный и целенаправленный характер. Она и впредь будет отстаивать единство, целостность и независимость Республики Беларусь, национальное достоинство, благополучие и безопасность ее граждан, физическое и нравственное здоровье белорусского народа, свободу и социальное равенство, справедливость и гуманизм, патриотизм и интернационализм, социалистический путь развития страны.

3) Либерально-демократическая партия Беларуси.

4) Республиканская партия труда и справедливости (РПТС) была создана летом 1993 года. Одним из основателей партии был был известный композитор Игорь Лученок. Политичиская цель — создание общества экономического благополучия и социальной справедливости.

5) Белору́сская патриоти́ческая па́ртия — политическая партия Белоруссии. Создана в 1996 году из числа активных сторонников Александра Лукашенко. Поддерживает президента. Также выступает за союз народов России, Белоруссии и Украины, за построение социалистического общества, против прозападных политических сил.

Также существует ряд партий, находящихся в процессе создания.

· Белая Русь (партия) (национально-демократическая, пропрезидентская)

· Республиканская партия Победы (демократическая, пропрезидентская)

· Ново-демократическая партия Беларуси (народно-демократическая, пропрезидентская)

· Белорусская социал-демократическая партия (социал-демократическая, оппозиционная)

· Движение «За Свободу» (национально-демократическое(?), оппозиционное)

· Партия народного сопротивления (национально-демократическая, оппозиционнная)

· Социал-демократическая партия прогресса и согласия (социал-демократическая, оппозиционная)

· Белорусская христианская демократия (католическая, оппозиционная)

35. Общественные объединения и движения как группы интересов и давления.
Политическое движение представляет собой солидарную политическую активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели.
Кроме партий на политической сцене активно действуют группы давления. В отличие от партий, они не стремятся овладеть властью, а ограничиваются влиянием, давлением на власть, оставаясь при этом все же вне её.
Теория "групп давления" была впервые сформулирована Бентли. Он рассматривал политику как взаимодействие заинтересованных групп, преследующих свои цели. Данный подход далее разрабатывался Истоном.
Группы давления - это совокупность сложных общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Они обладают значительными возможностями оказывать необходимый нажим на политических деятелей и органы власти для принятия ими требуемого решения. Эти группы могут быть официально организованными или складываться неофициально в ходе каких-либо политических кампаний.
Функции:
1. Артикуляция интересов - т.е. преобразования социальных эмоций, ожиданий и чувств граждан в определенные политические требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты и т.д. 2. Информативная функция - доведение до власти информации о проблемах тех или иных социальных групп.
3. Агрегирование - согласования различных потребностей и ожиданий граждан.
4. Формирование политических элит - продвижение представителей от групп интересов во властные структуры (трудовые коллективы, религиозные секты).
3. По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на:
- Одноцелевые
- Многоцелевые.
Весьма распространены и градации групп интересов по сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.
Одной из форм выявления и реализации политических интересов определенных групп являются также общественно- политические движения - это объединения и ассоциации, не входящие в государственные и партийные структуры, соединяющие солидарную политическую активность граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели. Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув ее, движения прекращают свое существование, трансформируются или исчезают.

В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных государственных институтов, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями, а также лица со спонтанными, неявно выраженными социально-политическими интересами. В отличие от политических партий социальная база общественно-политических движений аморфная и более пестрая. К одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, этнических, региональных и других групп.
Как правило, политические движения придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Достигнув этой цели, движения прекращают свое существование, трансформируются в другие движения или в партии. ОПД в отличие от партии не ставит задачи завоевания политической власти, оно лишь пытается влиять на власть, хотя в политической практике нередко бывают исключения.
Помимо вышесказанного, существуют общие признаки ОПД:
1. Отсутствие единой программы, устава.
2. Непостоянство участников. Движения подразумевают коллективное членство, что обычно не допускается в партии.
3. Нет сильного центра, структуры. Ядром могут быть самостоятельные группы, или комитеты созданные партиями.
4. Добровольность участников на основе солидарности.
Некоторым из политических движений удается просуществовать довольно длительный период, и они становятся значительной политической силой. С ними вынуждены считаться. К таким можно отнести движение в защиту прав человека, окружающей среды.
Классификация общественно-политических движений:
1. По отношению к существующему строю: консервативные, реформистские, революционные
2. По месту в политическом спектре: левые, правые, центристские
3. По масштабу: местные, региональные, международные
4. По методам и способам действия: легальные, нелегальные, формальные, неформальные.
5. По продолжительность существования: однодневки, долгожители.

Особое место в политической системе общества занимают общественные организации. К ним относятся профсоюзы, научные, научно-технические, культурно-просветительные , спортивные и др. общества и ассоциации Они аккумулируют широкий диапазон общественных интересов людей -- от политических и экономических до досуговых, от проблемных (экологических, например) до любительских.
Среди общественных организаций видное место, и прежде всего по массовости, занимают профсоюзы. Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культурной и направлены на улучшение труда, быта, отдыха людей. Но главное значение для них имеет защита прав и интересов работников, привлечение их к управлению производственными и общественными делами.
Таким образом, возникновение и функционирование новых общественных организаций, преобразование старых это залог мобильности, жизненности и эффективности любого общества, он всегда символизирует оправдавший себя в истории подход: чем больше мнений, тем вернее решение.

 


 

36.Понятие политическая система и политический процесс соотносятся как статика и динамика. В связи с этим в политологии выделяют теорию порядка, которая изучает большие величины политики и теория процесса движения, изменения величин.

В политический процесс включают:

Генезис (возникновение, конституцирование и легитимизация). Фазы генезиса имеют характеристики одноразовости и постоянства. Одноразовость связана с моментом возникновения, либо на основе политической революции, когда старая система разрушается и создаётся абсолютно новая, либо на основе реформ, когда политическая система адаптируется к актуальным социальным изменениям и задачам.

-конституцирование – оформление в политические институты, создание государства, партий, общественных организаций.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.