|
Тема 7. Деловое общение в коллективе (2 часа)Вопросы 1. Рабочая группа: ее социально – психологические особенности и структура организации. 2. Классификация психотипов личности. 3. Проблема лидерства. Основные типы лидеров. 4. Профессиональная этика менеджера. 5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).
7.2 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной Компетентности 1. Охарактеризуйте рабочую группу как социально – психологическую общность людей. Покажите ее отличие от других социальных групп. 2. Расскажите о морально – психологическом климате коллектива, признаках его незрелости. 3. Что такое «неформальная структура рабочей группы», и каковы особенности ее формирования? 4. Какую структуру рабочей группы можно считать оптимальной? 5. В чем состоит проблема лидерства, и какие типы лидеров вы знаете? 6. Охарактеризуйте основные типы стилей руководства и условия их применения. 7. Что такое «стиль руководства», и от каких факторов он зависит? 8. Каких правил следует придерживаться руководителю в практике применения поощрения и наказаний?
Задание для СРС (1,5 часа) 1. Выполните тесты: 1. А.С. Макаренко выделил ряд этапов, характеризующих степень развития коллектива. Расположите их по порядку: а) человек под влиянием требований коллектива предъявляет общественные требования к самому себе; б) требования коллектива становятся мнением большинства; в) требования к людям предъявляют руководители коллектива как представители общества; г) требования поддерживаются активом коллектива. 2. … - такая форма связи между людьми, которая обуславливает создание доверительной, доброжелательной, комфортной обстановки в коллективе. О чем идет речь? а) дисциплина; б) организационная структура; в) рабочая группа. 3. Эту структуру взаимоотношений в коллективе нередко называют «виноградной гроздью»: а) формальная структура коллектива; б) неформальная структура коллектива. 4. Какое из утверждений верно? а) не всякий коллектив становится группой; б) не всякая группа становится коллективом. 5. Для выявления внутриколлективных и межколлективных связей и отношений используется специфический метод: а) психологический тест; б) социометрический опрос; в) статистические данные. 6. Выявите ошибочное суждение: а) социометрический опрос проводится посторонним для коллектива лицом; б) руководитель учувствует в сборе информации. 7. Продвижение по службе при таком стиле управления основано на том, какой вклад вносит каждый человек в достижение цели: а) авторитарный; б) либеральный; в) демократический. 8. Ниже приведены 5 уровней стимуляции коллектива. Расположите их по порядку: а) сама работа, качество ее исполнения; б) благодарность предприятию за социальную защиту и заботу о личности; в) деньги как средство удовлетворения насущных потребностей; г) деньги как индикатор престижности работы человека; д) гордость за предприятие. 9. Какой стиль управления является наиболее эффективным? а) авторитарный; б) демократический; в) пассивный. 10. Выберите неверное утверждение: а) демократический стиль руководства приводит к самоуправлению; б) при авторитарном стиле управления работники сдерживают собственную инициативу; в) при пассивном стиле руководства без вмешательства лидера организация может начать двигаться не в том направлении. 11. Какие признаки характерны для концепции харизматического лидерства? а) лидер выбирает стиль поведения, который будет эффективно воздействовать на подчиненных; б) лидер обладает нестандартным мышлением; в) лидер влияет на последователей с помощью привлечения их к участию в управлении. 12. Различают 2 модели этой концепции лидерства: негативный и позитивный лидер. Какая это концепция? а) преобразующего лидерства; б) атрибутивного лидерства; в) харизматического лидерства. 13.Ученый У.Беннис выявил 4 группы лидерских качеств. Найдите ошибку. а) физиологические; б) психологические; в) психические; г) умственные; д) личностные. 2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «социометрическая структура», «иерархическая структура», «лидерство в группе», «руководство», «стили руководства»: «авторитарный», «регламентирующий», «авральный», «либеральный», «перестроечный», «консервативный», «дипломатический», «лидерский», «плановый», «административный», «творческий», «коллегиальный», «межличностная совместимость». 4. Ситуация: Вы – руководитель. Беседуете со способной женщиной, желающей поступить к Вам на работу. Уровень ее образования и квалификации выше, чем у мужчин, с которыми Вы беседовали раньше. Однако у Вас есть четкое ощущение, что ее прием на эту должность вызовет отрицательную реакцию со стороны Ваших коллег, среди которых нет женщин, и может раздосадовать вышестоящее начальство. Как Вы поступите? Аргументируйте свой ответ. 5. Найдите в газете или журнале пример нарушения морально-этических установок чиновников и дайте этому оценку. Сделайте анализ ситуации в письменной форме. 6. Изложите свою точку зрения относительно способов и методов совершенствования нравственной культуры в сфере государственного управления? 7. Ситуация: Вы – менеджер. Ваш подчиненный игнорирует Ваши советы и указания, делает все по своему усмотрению, не обращая внимания на замечания, не исправляя ошибок, на которые Вы ему указали. Как Вы будете строить с ним отношения в дальнейшем? А. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, примите обычные административные меры наказания. Б. В интересах дела постараетесь вызвать его на откровенный разговор, попытаетесь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт. В. Обратитесь к коллективу, рассчитывая на то, что его неправильное поведение будет осуждено и к нему примут меры общественного воздействия. Г. Попытаетесь вначале разобраться в том, не совершаете ли Вы сами ошибок во взаимоотношениях с подчиненным, а потом уже решите, как поступить.
Тема 8. Психология конфликта и способы его разрешения (2 часа) Вопросы 1. Понятие конфликта, его сущность. Типология конфликтных личностей. 2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. 3. Способы управления и предупреждения конфликтов. 4. Стресс и его особенности. Способы и приемы психической саморегуляции. 5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры). 8.2 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной Компетентности 1. В чем основные причины конфликтов? Приведите их типологию. 2. Сущность конфликтогенов и их типы. Понятие эскалации конфликтогенов. 3. Каковы формулы конфликтов. 4. Охарактеризуйте основные типы конфликтных личностей. 5. Перечислите главные правила поведения в условиях конфликта. 6. Каковы основные правила бесконфликтного общения? 8. Понятие агрессивности и способы снятия напряжения. 9. Какие существуют рекомендации по управлению конфликтом? 10. Каковы основные дисфункциональные последствия конфликтов? 11. Что такое «стресс», «дисстрес» и «эутстресс»?
Задание для СРС (1,5 часа) 1. Выполните тесты: 1. Какое из характеристик по смыслу соответствует понятиям: 1) конфликт; 2)внутриличностный конфликт; 3) межличностный конфликт; 4) межгрупповой конфликт;5) конфликт между группой и личностью? а) конфликт, возникающий между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей; б) столкновение противоположнонаправленных целей, позиций, мнений, взглядов партнеров по общению; в) состояние неудовлетворенности человека какими - либо обстоятельствами своей жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей; г) столкновение противоположнонаправленных интересов различных групп; д) противоречия, возникающие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами общения. 2. Отметьте причины, способствующие возникновению конфликта: а) многословие одного из партнеров; б) коммуникативные барьеры; в) личностно- индивидуальные особенности партнера; г) бестактность; д) неконтролируемость эмоционального состояния; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 3. Конфликтная ситуация – это: а) открытое противостояние взаимоисключающих интересов; б) накопившееся противоречие; в) стечения обстоятельств. 4. Конфликтогены – слова, действия (бездействия), которые: а) помогают разрешить конфликт; б) препятствуют возникновению конфликта; в) способствуют возникновению конфликта. 5. К основным конфликтогенам относятся: а) противоборство; б) проявление эгоизма; в) проявление бестактности; г) стремление к подчинению; д) стремление к успеху; е) проявление агрессивности; ж) стремление к превосходству; з) соперничество. 6. Определите, какая ситуация характеризует: 1) внутриличностный конфликт; 2) межличностный конфликт: а) конфликт, возникающий у руководителя организации в результате проявления родственных чувств к одному из подчиненных и служебного долга; б) конфликт между руководителем и подчиненным по поводу премирования. 7. «Поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон»- это: а) компромисс; б) избегание; в) соперничество; г) сотрудничество; д) приспособление. 8. Из предложенных характеристик выберите те, которые по смыслу соответствуют: 1) сотрудничеству; 2) компромиссу; 3) избеганию; 4) соперничеству; 5) приспособлению: а) открытая борьба за свои интересы; б) поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон; в) стремление выйти из конфликта, не решая его; г) урегулирование разногласий через взаимные уступки; д) тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. 9. Укажите позиции, которые соответствуют компромиссу: а) одна из сторон обладает достаточной властью и авторитетом; б) обе стороны обладают одинаковой властью; в) обе стороны желают одного и того же, и удовлетворение этого желания имеет большее значение; г) когда иного выбора нет и терять уже нечего; д) возможность выработать временное решение, так как на выработку другого нет времени; е) одна из сторон считает, что нет серьезных оснований для продолжения конфликта. 10. Какая стратегия поведения позволяет выработать навыки слушания, приобрести опыт совместной работы, навыки аргументации, выработать умение сдерживать свои эмоции: а) компромисс; б) сотрудничество; в) избегание; г) приспособление; д) соперничество. 11.Укажите позиции, которые соответствуют приспособлению: а) правда на вашей стороне; б) недостаток власти для решения проблемы желаемым способом; в) лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать свою точку зрения. г) открытое обсуждение проблемы приведет к ухудшению ситуации; д) предмет разногласия неважен и случившееся не особо волнует. 12. Укажите позиции правильного поведения в условиях конфликтной ситуации: а) настаивая на своем предложения, не отвергайте предложения партнера, рассматривайте все предложения и оценивайте все «за» и «против»; б) демонстрируйте свое превосходство; в) не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию; г) независимо от результата разрешения конфликта старайтесь не разрушать отношения с партнером; д) старайтесь как можно чаще обращать внимание на отрицательное эмоциональное состояние партнера: «Что ты злишься?», «Не надо так нервничать!» е) предлагайте партнеру включать механизм идентификации: «Если бы Вы были на моем месте, какие действие предприняли бы?» 13. Чего нельзя допускать в условиях конфликта? а) преувеличивать свои заслуги; б) обрушивать на партнера множество претензий; в) исходить из добрых намерений партнера; г) видеть все только со своих позиций; д) учитывать интересы партнера по общению; е) критически оценивать партнера. 2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «конфликт», «конфликтоген», «конфликтоустойчивость», «инцидент», «конкуренция», «приспособление», «избегание», «компромисс», «сотрудничество», «конфликтные личности», «стресс», «эутстресс», «дисстресс». 3. Заполните по предлагаемому образцу матричную карту (таблицу 1) стратегий поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации и проведите их сравнительный анализ. В каких случаях наиболее уместна или целесообразна каждая из них. Укажите, какой стиль взаимодействия доминирует в вашей деловой практике. Дайте обстоятельное описание этого стиля (стратегии).
Карта (таблица 1). Стратегии поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации.
4. Какие типы конфликтогенов Вам известны. Проанализируйте, какие конфликтогены наиболее часто Вы обнаруживаете в общении с людьми (со своей стороны, со стороны сокурсников, друзей, родителей, преподавателей). 5. Ситуация: Вы – руководитель. Ваше общение с деловым партнером осуществляется в жестких статусных и этикетных рамках. Какие поведенческие стратегии нормативные или гибкие, Вам необходимо реализовать, чтобы добиться более согласованного психологического взаимодействия с партнером? Обоснуйте Ваш выбор стратегии. 6. Упражнение: «Поплавок в океане». Цель: Научиться контролировать себя во время конфликтных ситуаций. Инструкция: Займите удобное положение, закройте глаза, войдите в расслабленное, восприимчивое состояние сознания. Вообразите, что Вы маленький поплавок в огромном океане… У Вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет Вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть Вас, но Вы все равно выныриваете на поверхность!.. Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движения волны, тепло солнца, капли дождя, подушку моря под Вами, поддерживающую Вас… Проследите какие еще ощущения возникают у Вас, когда Вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|