Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СТАТИСТИКА РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО И ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, УСЛУГ СВЯЗИ





Качествоусловий жизни зависит не только от качества жилища, но и от уровня развития социальной инфраструктуры, измеряемого количеством учреждений культуры, образования, торговли, бытового обслуживания на 1000 жителей или на единицу площади, например на 1 кв. км. К составляющим социальной инфраструктуры относятся: транспортная сеть (внутригородская и между населенными пунктами), учреждения связи, озеленение городов (что имеет большое значение для улучшения экологической обстановки), инфраструктура села и др.

Развитие транспорта характеризуется количеством его видов на данной территории, протяженностью маршрутов каждого вида. Важны и такие показатели, как количество остановок транспортных средств каждого вида транспорта, их совместимость, но они государственной статистикой не фиксируются. Существенным элементом социальной инфраструктуры является создание условий для использования велосипедного транспорта. Это прежде всего наличие и протяженность велосипедных дорожек в городах и вне городские территорий.

В крупных городах значительно влияние такого фактора, как городской транспорт; его доля весома в расходной части городского бюджета. Например, в Санкт-Петербурге расходы на содержание городского транспорта составили в 1993 г. 10,5% расходной части бюджета города. Выручка от продажи билетов в настоящее время не покрывает и половины расходов на эксплуатацию общественного транспорта: в Санкт-Петербурге она составила для наземного городского транспорта 25% расходов на эксплуатацию в 1994 г. и 22% - в 1995 г., для метрополитена - 45% в 1994 г. и 47% - в 1995 г.

Рост стоимости услуг общественного транспорта следует сопоставлять с ростом цен на другие виды платных услуг населению, на потребительские товары, с ростом заработной платы и денежных доходов населения. Для целей регионального управления должны сопоставляться такие показатели, как объем выручки за предоставленные услуги, количество перевезенных пассажиров, количество лиц, имеющих льготные тарифы, право бесплатного проезда на транспорте. Так, в Санкт-Петербурге 42 категории граждан имеют такое право, в совокупности они составляют более 1 500 000 человек, т. е. более 1/3 жителей города. Это одна из реальных мер по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся, прежде всего пенсионерам-

Официальная статистика довольно скупо освещает работу пассажирского городского транспорта, имеются лишь данные по видам транспорта о числе перевезенных пассажиров, о выполненных пассажиро-километрах. Ведомственная статистика содержит более подробную информацию о количестве маршрутов по каждому виду транспорта, протяженности каждого, о графике движения транспорта по маршруту. Для социальной статистики важны данные о нарушениях режима транспортного обслуживания населения, несчастных случаях на транспорте, о распределении транспортных средств по срокам службы, сравнительные характеристики загрузки транспорта в час "пик" и вне этого времени. Огромное социальное значение имеет развитие сети автомобильных дорог с твердым покрытием. Статистика должна отражать не только их протяженность, но и качество.

Процесс приватизации в нашей стране охватил прежде всего сферу бытового обслуживания и общественного питания. По данным Госкомстата России, на 1 января 1996 г 90,3% малых предприятий жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания являлись негосударственными. Задача социальной статистики состоит в том, чтобы дать сравнительную характеристику обеспечения населения платными услугами учреждений разных организационно-правовых форм, включая магазины розничной сети разных форм собственности. Статистика розничной торговли существенно дополняет данные статистики бюджетов населения в части соотношения продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота.

Если для оценки уровня развития инфраструктуры достаточны показатели насыщенности ее элементами какой-то территории, прежде всего городов, то для определения потребления услуг, предоставляемых учреждениями и организациями социальной инфраструктуры, важны такие показатели, как:

среднее число посетителей за единицу времени (за год, квартал, месяц), обслуженных учреждением химчистки, баней, парикмахерской, кафе, рестораном;

общая сумма выручки, тыс. руб.;

средняя выручкана одного работника данного типа учреждения, руб.;

выручка по видам услуг, тыс. руб. Эти показатели недостаточны для характеристики доступности услуг, их качества, удовлетворенности потребностей. Такая информация может быть получена только путем специальных обследований, Реализация федеральных и региональных социальных программ в части помощи бездомным (беженцам, вынужденным мигрантам, бомжам) приводит к возникновению таких элементов социальной инфраструктуры, как ночлежные дома. Возникают новые организационные формы культурной деятельности, например, народные дома. Все это должно найти отражение в статистике. Статистика должна располагать данными о почтовых отделениях и их работе, о числе жилых помещений, имеющих не только телефоны, но и факсовую связь, связь посредством электронной почты. Кроме того, нужны сведения о количестве уличных телефонов-автоматов, в том числе междугородных и международных (на 1000 жителей). В показатели социальной статистики должны войти данные о распространенности страховых фирм, нотариальных контор, отделений Сбербанка, отделений коммерческих банков на 1000 жителей, в перспективе - банкоматов, т. е. всех тех единиц, от которых зависит комфортабельность жизни людей.

Возрастает обеспеченность населения предметами культурно-бытового назначения длительного пользования. На 100 домохозяйстве 1995 г. было 116 телевизоров, в 1998- 124, холодильников-95 в 1995, 113-в 1998, электропылесосов -53s 1995, 80-в 1998 г. Число автомобилей в расчете на 1000 населения составило в 1994 г. 84,4, в 1995 - 93,3, в 1996 - 102.8, в 1997 - 113,7, в 1998 г. - 122. Это выше, чем в среднем в странах Центральной и Восточной Европы (113 автомобилей на 1000 жителей). Рост обеспеченности предметами длительного пользования создает основу для развития сферы услуг (фото- и кино-мастерские, ателье, мастерские по ремонту бытовой техники, автосервис и т. д.).

Еще одной составляющей социальной инфраструктуры в городах являются парки, скверы. Их распространенность измеряется общей площадью зеленых насаждений (кв. км) и площадью зеленых насаждений на 1000 жителей (кв. км/чел.). В табл. 7.4 приведены данные о насыщенности парками некоторых крупных городов Европы.

Статистические показатели должны отражать развитие инфраструктуры села. К таким показателям относятся: ввод в действие в сельской местности водопроводных сетей (км), канализационных сетей (км), газовых сетей (тыс. км), АТС (тыс. номеров общего пользования), линий электропередачи напряжением 0,4 кВт, 6-20 кВт (тыс. км), автомобильных дорог с твердым покрытием (тыс. км), в том числе местного значения, ведомственных и частных.

Важное значение придается оценке комплексности развития социальной инфраструктуры. Для решения такой задачи можно каждой территориальной единице (области, городу, району) присвоить ранг по значению каждого из показателей социальной инфраструктуры и измерить связь между ранжированием объектов по k характеристикам.

В табл. 7.4 в качестве примера приведены условные данные (на 1000 жителей), по которым можно оценить комплексность развития элементов социальной инфраструктуры в 10 административныхрайонах города (вместо названий районов приведены порядковые номера).

Таблица 7.4







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.