|
Государственный медицинский университет г. семейСтр 1 из 2Следующая ⇒ Государственный медицинский университет г. семей
Кафедра общественного здравоохранения
Силлабус (Syllabus) Дисциплина: Общественное здоровье Код дисциплины: ОZ 5304
Специальность: 5В110200 - «Общественное здравоохранение» Объем учебных часов/кредитов*:45 (1 кредит)
Курс и семестр изучения: 3 курс 5, 6 семестр
Семей 2011 г
Силлабус (рабочая программа студента) составлен кафедрой ____ общественного здравоохранения и информатики, на основании типовой учебной программы, разработанной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан по специальности 5В110200 «Общественное здравоохранение».
наименование дисциплины: « Общественное здоровье»
Авторы к.м.н. старший преподаватель кафедры Хисметова З. А.
Обсужден на заседании кафедры от _______ _______________2011 г.
Протокол №____ Зав.кафедрой, профессор Ж..Б.Базарбек
Сведения о преподавателях: Базарбек Ж.Б. к.м.н., профессор. Базарбек Женисбек Базарбекович с 1993 года возглавляет кафедру общественного здравоохранения и информатики, является автором более ста научных работ. За период работы в академии неоднократно объявлялись благодарности с занесением в личное дело, награжден грамотой акима области, нагрудным знаком отличника здравоохранения РК. Рахметова К.У. к.м.н., доцент Рахметова Кумыс Усеновна в 1981 году закончила лечебный факультет СГМИ. После окончания клинической ординатуры и аспирантуры работает на кафедре с 1993 года, в 1995 году защитила кандидатскую диссертацию. С 1996г. понастоящее время работает доцентом на этой кафедре. Ведет большую учебно-методическую работу, является эдвайзером факультета и старшим куратором кафедры. Является автором более 50 научных работ, из них соавтором трёх монографий. Самарова У.С. к.м.н., доцент С 1994 год по настоящее время работает на кафедре Самарова Умытжан Сапаргалиевна. В 1982 году окончила СГМИ. С 1985 года работала ассистентом кафедры общей гигиены института. В 1994 года защитила кандидатскую диссертацию. С 1995 года работает на кафедре в должности доцента. Является автором более 50 научных работ. Ведет большую учебную, методическую работу. Рахимжанова Ф.С. к.м.н., и.о. доцента Рахимжанова Фарида Сергазиновназакончила в 1989 году СГМИ, лечебный факультет, с1989 года работала на кафедре инфекционных болезней, медицинской биологии, а с 1998 года по настоящее время на кафедре общественного здравоохранения. В 1994 году защитила кандидатскую диссертацию. Является автором более 30 научных работ, в том числе 1 учебно-методического пособия. В настоящее время работает в должности доцента, ведет большую учебную, методическую работу. Хисметова З.А. к.м.н., старший преподаватель С 1994 года после окончания СГМИ на кафедре работает Хисметова Зайтуна Абдулкасымовна. В 2000 году защитила кандидатскую диссертацию. С 2001 года работает в должности старшего преподавателя. Является автором более 30 научных работ. Ведет учебную, методическую, воспитательную работу на кафедре. Мусаханова А.К., к.м.н.,преподаватель Мусаханова Акмарал Калмахамбетовна работает на кафедре с 2009 года, к.м.н.,является автором более 10 работ, ведет учебную, воспитательную работу. Горемыкина М.В., к.м.н., преподаватель Горемыкина Майя Валентиновна работает на кафедре с 2010 года. В 2009году защитила кандидатскую диссертацию. Является автором более 35 научных работ. Ведет учебную, научную работы. Берекенова Г.А., к.м.н., преподаватель Берекенова Гульнар Абубакировна работает на кафедре с 2010 года, к.м.н. Является автором более 20 работ, ведет учебную, воспитательную работу. Нурмуканов Д.К., к.м.н., преподаватель Калиханова К.Е., преподаватель Алтынбекова А.А., преподаватель Введение В настоящее время существует множество определений здоровья, посвященных тем или иным аспектам этой категории и основанных на различных подходах и критериях. Вместе с тем, приходится констатировать отсутствие общепринятой единой трактовки понятия здоровья. Определения и оценки здоровья менялись на протяжении всей истории здравоохранения, а сам процесс становления и развития науки о здоровье сопряжен с преодолением множества трудностей, обусловленных сложностью самого объекта изучения. Историческим событием XX века стало признание социальной обусловленности здоровья, что закреплено в Уставе и многих других основополагающих документах Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического* и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». С этих позиций, общественное здоровье – это комплексная характеристика физического, психического и социального благополучия населения, отражающая усилия общества по ведению гражданами здорового образа жизни, профилактике заболеваний и травм, а также предотвращению влияния неблагоприятных факторов среды обитания. Динамичность общественного здоровья и трансформация типа патологии выдвигают перед общественным здоровьем как отраслью медицинской науки и учебной дисциплиной принципиально новые цели и задачи, решать которые предстоит поколению специалистов новой формации. Цель дисциплины: формирование представлений о методологии статистического анализа и комплексной оценки общественного здоровья, способах управления здоровьем на популяционном уровне. Задачи дисциплины: · обучить методологии и методикам оценки и управления общественным здоровьем; · обучить системному подходу к анализу общественного здоровья; · сформировать готовность к решению проблем общественного здоровья. Конечные результаты дисциплины Студент должен знать: · социальную, экономическую и медицинскую значимость здоровья и болезни; · теории и концепции общественного здоровья; · многофакторную детерминацию общественного здоровья; · показатели и тенденции здоровья населения в связи с динамичными социально-экономическими условиями; · теоретические и методические основы статистики здоровья: основы демографической статистики, статистики заболеваемости, инвалидности и физического развития; · современное состояние здоровья населения Казахстана; · уровни и структуру смертности и заболеваемости населения; · медико-социальную значимость приоритетных классов болезней; · действующие информационные системы учета состояния здоровья населения; · приоритеты охраны здоровья населения. уметь: · рассчитывать и оценивать показатели состояния здоровья населения в связи с социально-экономическими условиями, · собирать и анализировать информацию о демографических процессах и заболеваемости населения, статистически обрабатывать ее с использованием современных компьютерных технологий; · оценивать и интерпретировать результаты статистического анализа здоровья населения во взаимосвязи с факторами среды обитания; · выявлять основные причинно-следственные связи, оценить направление и степень воздействия факторов на здоровье населения; · применять медико-статистические методы изучения здоровья населения; · заполнять медицинскую документацию; · разрабатывать предложения для устранения влияния неблагоприятных факторов и укрепления здоровья населения. Пререквизиты и постреквизиты дисциплины Пререквизиты: информатика, экология, политология, социология, основы права, основы экономической теории, история медицины, биостатистика. Постреквизиты: окружающая среда и здоровье, основы маркетинга и менеджмента, инфекционные болезни, основы доказательной медицины, коммунальная гигиена, эпидемиология, гигиена питания, гигиена детей и подростков, гигиена труда. Краткое содержание дисциплины Репродуктивное здоровье Репродуктивное здоровье, определение. Репродуктивные права граждан и гарантии их осуществления». Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы. Государственная программа «Мужчины и репродуктивное здоровье» на 2009-2012 годы. Планирование семьи. Регуляция плодовитости, определение, методы. Аборт как медико-социальная проблема. Распространенность аборта. Влияние социальных факторов на частоту абортов. Влияние аборта на здоровье женщины. Основные мероприятия по борьбе с абортами. Значение мер контрацепции в борьбе с абортами, профилактике их отрицательных последствий для здоровья женщин детородного возраста. Материнская смертность как интегрирующий показатель здоровья женщин репродуктивного возраста. Материнская смертность, связанная непосредственно и косвенно с акушерскими причинами. Главные причины всех материнских потерь в Казахстане: экстрагенитальные заболевания, акушерские кровотечения, гестозы, аборты. Индекс здоровья женщин. Физическое развитие Основные признаки и параметры физического развития (антропометрические, физиометрические, соматоскопические). Методика статистической обработки антропометрических данных. Стандарты и оценочные таблицы физического развития. Индивидуальная и групповая оценка физического развития. Сигмальная оценка. Медико-социальные аспекты акселерации и децелерации. Система наблюдения за физическим развитием отдельных групп населения: новорожденных, дошкольников, школьников, учащихся, студентов, допризывников, призывников, рабочих отдельных профессий. Инвалидность Причины инвалидности. Группы инвалидности и принципы их определения. Инвалидизация населения, уровни и структура. Документация медико-социальных экспертных комиссий. Показатели инвалидности. Список рекомендуемой литературы На казахском языке основная: 1. Биғалиева Р., Исмаилов Ш. Әлеуметтік медицина және денсаулық сақтауды басқару. – Алматы, 2001. – 371 б. На русском языке основная: 1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с. 2. Общественное здоровье и здравоохранение /Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 528 с. 3. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. - С.-Петербург, 2000.- 914 с. дополнительная: 1. Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: концепция, проблемы и перспективы. – Алматы, 2001.– 100 с. 2. Девятко В.Н., Аканов А.А. Здоровье народа и здравоохранение Казахстана в переходный период: опыт, уроки, проблемы. – Алматы, 1999.-–140 с. 3. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с. 4. Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. – М.: Медицина, 2003. – 512 с. 5. Медик В.А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. – М.: Медицина, 2006. – 528 с. 6. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. – В 3-х частях. – М.: Медицина, 2003. 7. Муминов Т.А., Камалиев М.А. Анализ здравоохранения с позиций социального маркетинга. – Алматы, 2003.– 170 с. 8. Муминов Т.А., Камалиев М.А., Аязбаева А.Г., Шахиева А.М. Медико-социальные и эпидемиологические аспекты здорового образа жизни. – Алматы, 1999.– 170 с. 9. Шарманов Т.Ш. Мировое здравоохранение до и после великой Алма-Атинской конференции. – Алматы-Вашингтон-Женева, 2003. – 143 с. 10. Тульчинский Т.Х., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. – Иерусалим, 1999. – 1049 с.
На английском языке основная: 1. Tulchinsky T.H., Varavikova E.A. The New Public Health: An Introduction. – Jerusalem, 1999. – 1049 10. Методы обучения и преподавания: Лекции: обзорные, проблемные. Практические занятия: работа с электронными пособиями и учебниками, контрольными вопросами и схемами, решение тестовых заданий и ситуационных задач, устный опрос, работа в малых группах Самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП): деловая игра, устный опрос, работа в малых группах Самостоятельная работа студента (СРС): работа с литературой, электронными базами данных и компьютерными обучающими программами, решение ситуационных задач, решение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов и презентаций 11. Критерии и правила оценки знаний: Текущий контроль: Решение ситуационных задач, письменный контроль. Рубежный контроль: коллоквиум. Итоговый контроль: экзамен, включающий устное собеседование и тестирование, оценка практических навыков.
Шкала оценки знаний
Государственный медицинский университет г. семей
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|