Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Многообразие форм, направлений и видов социальной работы





Социальная работа в России и в зарубежных странах охватывает собой широкий ряд направлений и видов деятельности, содержанием которой является обеспечение, поддержание достаточного уровня жизни для большинства граждан страны, а также осуществление социальной помощи людям, относящимся к наиболее уязвимым, требующим более-менее регулярной либо временной поддержки со стороны государства и общественных структур. Таким образом, основным смыслом социальной работы, реализуемой в соответствии социальной политикой государства, служит: социальная защита и социальная помощь, средством осуществления которых служит функционирующая система социального обслуживания населения.

Все многообразие направлений, видов и форм социальной работы обусловлено целым рядом факторов:

- разнообразием видов клиентов социальной работы;

- многообразием задач, функций, форм деятельности по удовлетворению социальных нужд и потребностей клиентов;

- разнообразием организационных форм социального обслуживания населения;

- различиями в видах социальной помощи разным категориям клиентов;

- другими различиями, обусловленными как объективно-организационными (построением системы социальной работы), так и субъективными обусловленными уникальностью каждого социального взаимодействия, возникающего на стыке отношений социального работника и его клиента).

Типология клиентов. В социальной работы в зависимости от уровня ее действия существуют различные типологии клиентов:

клиентом социальной работы выступает определенный индивид (безнадзорный ребенок; женщина, подвергшаяся насилию; лицо, страдающее алкоголизмом; пожилой человек; инвалид);

клиентом социальной работы выступает группа (семья; производственный коллектив; группа взаимопомощи; школьный класс; студенческая группа);

клиентом социальной работы выступает локальное сообщество (индивиды, проживающие на общей территории, в одной местности; люди сходные по национальности, общей культуре; лица, объединенные социально-экономическим положением или трудной жизненной ситуацией).

Каждому клиенту свойственны определенные характерные личностные черты, которые должны быть обнаружены и задействованы социальным работником в процессе работы. Вне зависимости от того, является ли клиентом социального работника отдельная личность, группа, семья или более крупная социальная структура, ей будут свойственны особые потребности, установки, система ценностей, возможности, уровень знаний, система вероисповедания наряду с физическими характеристиками и накопленным опытом, которые каждого клиента делают по истине уникальным, а ситуацию неповторимой.

Типология клиента связана также со спецификой его запро­са и видом помощи, которую оказывает социальный работник. Основанием для классификации клиентов социальных служб могут выступать как объективные так и индивидуально-личностные критерии и характеристики.

Объективные характеристики клиента социальной работы:

-социально-демографический признак (пенсионеры, служащие, студенты, безработные);

- возраст (дети, молодежь, люди среднего возраста, пожилые, престарелые);

- пол (женщины, мужчины);

-уровень образования (незаконченное среднее, среднее, средне специальное, незаконченное высшее, высшее, ученая степень);

-состояние здоровья (здоровые, временно нетрудоспособные, умственно неполноценные, инвалиды);

-семейное положение (состоящие в браке, вдовые, одинокие, находящиеся в разводе);

- наличие иждивенцев (дети, наличие нетрудоспособных лиц на попечении);

-территориальный признак (жители Крайнего Севера, мигранты, беженцы, сельские жители);

-социально-профессиональный статус (трудоустроенные, безработные, находящиеся в декретном отпуске, домохозяйки);

-материально-экономическое положение (малообеспеченные, с оптимальным уровнем доходов, проживающие за чертой бедности).

Индивидуально-личностные характеристики клиента социальной работы:

-индивидуально-типологические свойства личности (акцентуация характера, особенности темперамента, адекватность самооценки);

-отношение к жизненным затруднениям (агрессия, апатия, смирение, неприятие, злость, безразличие);

-последствия трудной жизненной ситуации (инвалидность, развод, девиантное поведение, безработица, социальное сиротство);

-желание решать и умение «видеть» проблему (отрицание проблемы, саморазрушительное поведение, активная позиция в решении затруднений);

-возможности выхода из проблемной ситуации (наличие/отсутствие финансовых возможностей, возможность обратиться к специалисту).

В соответствии с Концепцией развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993 г.), одним из важнейших звеньев механизма социальной защиты является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно.

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, реабилитации, организации быта, досуга, проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям, что позволит поднять уровень социальных гарантий населению. Наряду с этим учреждения социального обслуживания должны способствовать координации усилий в этом направлении государственных органов и различных социальных структур, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и т.п. организации, осуществляющие социальную помощь.

Основываясь на концепции системных потребностей социально-экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания населения, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся:

а ) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, «общественному организму» (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;

б) обеспечение поддержания выработки в «общественном организме» так называемых «энергетических излишков». Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания «общественного организма» может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.

— Система социального обслуживания населения может выступать как инструмент коррекции работы, механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе саморегуляции и самоорганизации «общественных организмов», является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их «общественного организма». Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и саморегуляции стала одной из ее важнейших задач.

Важное значение приобретает роль социального обслуживания населения как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту «уровня нормального потребления».

Новое представление о сущности социального обслуживания населения внесли Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее – Закон об основах социального обслуживания) и Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", принятые в 1995 году.

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

В ст.1 Закона об основах социального обслуживания подчеркивается, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В свою очередь, трудная жизненная ситуация в том же законе определяется как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается наследующих подходах:

• помощь должна носить реинтегрирующий характер;

• при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

• социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

• получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

• механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

 

2.Социальная диагностика, социальная терапия, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная помощь и обслуживание.

 

Социальная работа представляет собой целостный комплекс функционирующих и взаимосвязанных технологических систем-процессов, включающих:

- социальное диагнозирование (диагностику) – деятельность специализированных служб и экспертных групп по сбору и обработке данных о наличии в стране людей, групп граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации и нуждающихся в государственной и личностной помощи и поддержке со стороны;

- социальную терапию (помощь) – деятельность специализированных и инциативных организаций по оказанию поддержки, улучшению или изменению условий жизни, всех тех граждан, кто не способен нормально существовать без внешнего содействия;

- социальную профилактику – деятельность специализированных служб и специалистов по недопущению ухудшения положения отдельных граждан или групп граждан (например: профилактика наркомании или алкоголизма путем воспитания и формирования здорового образа жизни молодежи);

- социальную реабилитацию – деятельность специальных социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических учреждений и служб по восстановлению у граждан, клиентов жизненных сил, здоровья, психологического равновесия после травм, падений, или оставления людей определенной категории вне нормального режима жизни (например: помощь людям испытавшим стрессовое состояние вследствие кризиса, катастрофы, потери ближнего или резкого изменения режима всей жизни)

- социальное обслуживание (служение) – оказание необходимых временных или постоянных услуг, помощи людям, лишенным возможности самостоятельно решать основные жизненные вопросы (инвалидам, пожилым людям и т. д.).

Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993 г.), выделяются следующие:

а) функция социальной помощи, которая включает:

— выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;

— профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;

— надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);

— содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;

— организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление;

б) функция консультирования, которая включает:

— консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

— участие в подготовке молодежи к выбору профессии; -

— подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

— родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая включает:

—социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;

— медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;

г) функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три направления:

— предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;

— распространение среди населения медико-психологических, педагогических и иных знаний;

— изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов. В этой связи предусматривается:

— участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;

— формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

Основные направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.):

— предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

— социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

— социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности; проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

— предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

— организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

— консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

— реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Система социальных служб включает сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения.

Важное место в этой системе принадлежит территориальным центрам социального обслуживания населения.

Территориальная социальная служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осуществляющих непосредственное социальное обслуживание различных групп и категорий населения на территории различных административных единиц Российской Федерации: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д.

Сегодня можно наблюдать как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.