Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Объем заданий для заочной формы обучения





Задания к самостоятельной работе по дисциплине «История психологии»

Время на изучение и выполнение данной темы – 96 часов.

Тема 1. Введение. Психологическая мысль в странах Древнего Востока. Психологические учения античности

Задания к разделу

1. Заполните таблицу 1, раскрыв зачатки психологических представлений в философских учениях античности. Обозначьте общее и различия.

Таблица 1

Представители античной философии Учение о душе Учение о познании Учение о чувствах Учение о воли, характере, темпераменте
Демокрит        
Стоики (Лукреций, Эпикур)        
Платон        
Аристотель        
Античные врачи        

2. Ответьте на вопрос. Что нового внес Аристотель в объяснение соотношения души и тела? Можно ли сказать, что Аристотель преодолел дуализм Платона?

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с.

2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

3. Платон. Избранные диалоги, - М.: ЭКСМО 2007.— 768 с.

4. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. – 688 c.

 

Тема 2. Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения

Задания

1. Обозначьте сходства и различия в философских концепциях средневековья в Европе и арабских странах.

2. Обозначьте новые психологические проблемы, которые поднимались в средневековье.

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008.

2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

3. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

 

Тема 3. Завершение развития психологии в рамках учения о душе

Задания

Изучите как происходило оформление эмпирического направления в философии и психологии?

1. Сравните эмпиризм и рационализм по следующим критериям:

- источник происхождения знаний;

- природа всеобщих понятий;

- границы познавательных возможностей человека.

2. Сравните философско-психологические взгляды Ф.Бэкона, Т.Гоббса:

3. задача науки, предмет, методологические принципы;

4. методы исследования;

5. понимание психических явлений.

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с.

2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

3. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. – 688 c.

 

Тема 4. Выделение проблемы сознания и определение путей его изучения

Задания

1. Опишите в чем заключаетсяоткрытие Р. Декартом (1596-1650) рефлекторной природы психики. В чем заключается революционный характер этого открытия? А в чем Декарт остался на прежних позициях, не сумев распространить на всю психику свою рефлекторную схему?

2. Напишите ответ на вопрос. Лейбниц (1646-1716) выдвинул понятие бессознательного в психике (перцепция — неосознанное восприятие, апперцепция — осознанное) и, будучи идеалистом, считал, что вселенная построена из множества душ. Тем не менее, именно с идеалистических позиций он внес много нового в научную психологию. Что именно?

3. Как произошло и утверждение эмпирической и ассоциативной тенденции в английской психологии благодаря Д.Локку.

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 567 с.

2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

3. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 2005. – 688с.

 

Тема 5. Становление и развитие ассоциативной психологии

Задания

Дайте характеристику основных этапов развития ассоциативной философии. заполнив таблицу.

Этап Временные рамки Исследователи Проблематика, ее значение для психологии
       

 

2.Рассмотреть как произошло признание закона ассоциации главным законом психологии и появление ассоцианизма как господствующего психологического направления.

3.Проанализировать материалистическое (Гартли и др.) и идеалистическое (Беркли и др.) толкования закона ассоциации.

4.Что говорит современная психология о роли закона ассоциации в развитии психической жизни.

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с.

2. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

3. Марицинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М.: Академия. 2008. – 544с.

4. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 2005. – 688 с.

 

Тема 6. Развитие психологических знаний в России в XIX веке

Задания

3. Опишите подход И.М.Сеченова к разработке коренных проблем психологии:

- представление о психике и ее детерминации;

- аппарат торможения рефлексов;

- используемые в психологии методы.

4. Проанализируйте, в чем заключается вклад М.М.Троицкого в развитие отечественной психологической науки?

5. Проанализируйте как происходило развитие прикладной психологии (психотехника, педология, поведенчество, психоанализ).

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

3. Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX — началаXX в [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 192 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22791&cat=1668&page=1

4. Российская психология: Антология /Авт.-сост. А.Н.Ждан.- М.:Академический проект, 2009.– 1279 с.

 

Тема 7. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку

Задания

1. Проанализируйте роль В.Вундта (1832-1920) в становлении экспериментальной психологии.

2. Сравните теории структурализма (Э.Титченер) и функционализма (Ф.Брентано, У.Джемс).

3. В чем состоит значение для психологии эволюционной теория Ч.Дарвина?

4. Рассмотрите основные направления развития психологии в России (И.М.Сеченов, К.Д.Кавелин, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский, И.П.Павлов, Г.И.Челпанов).

 

Предполагаемая литература

1. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

3. Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX — началаXX в [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 192 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22791&cat=1668&page=1

4. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных [Электронный ресурс] / Ч. Дарвин. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21948&cat=1044&page=1

5. Сеченов, И.М. Элементы мысли [Электронный ресурс] / И.М Сеченов. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21949&cat=1044&page=3

 

Тема 8. Становление экспериментальной психологии.

Задания

1. Охарактеризуйте концепцию «специфической энергии органов чувств» И. Мюллера. Какова, по Вашему мнению, ее роль в становлении психологии как самостоятельной науки?

2. Назовите авторов и дайте краткое описание следующих открытий в области физиологии и экспериментальной психологии ХIХ в.: абсолютный порог, дифференциальный порог, метод средней оценки, логарифмическая зависимость интенсивности ощущения от величины раздражителя, измерение скорости прохождения нервного импульса.

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

3. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., Академический проект, 2005. - 829 с.

4. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 2005. – 688 с.

 

Тема 9. Становление и развитие прикладных отраслей психологии

Задания

1.Рассмотрите основные направления первых экспериментальных исследований: изучение ощущений, восприятия и внимания; начало экспериментального изучения эмоций; изучение ассоциаций и памяти; Вюрцбургская школа исследования мышления; французская школа экспериментальной психологии:

- исследователи;

- изучаемая проблематика;

- вклад в науку.

2.Рассмотрите роль Ф.Гальтон в развитии тестологии.

3.Особенности развития культурно-исторической психологии (М.Лацарус, К.Кавелин, А.Потебня, Г.Спенсер, Г.Тард, Дж.Болдуин, Э.Дюркгейм, Г.Лебон).

4.Раскройте предмет и методы прикладны отраслей психологии, сложившиеся к началу ХХ в.

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. Учебник. 8-е изд. М., Академический проект, 2008. – 576 с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

3. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., Академический проект, 2005. - 829 с.

4. Российская психология: Антология /Авт.-сост. А.Н.Ждан.- М.:Академический проект, 2009. - 1279 с.

 

Тема 10. Развитие психологии в XX веке. Основные психологические школы.

Задания

Для подготовки к выступлению и презентации необходимо выполнить следующие задания:

1. Выбрать одну из предложенных тем, ознакомиться с литературой.

2. Подготовить материал по схеме, которая должна содержать: название научного направления, основные представители, этапы его становления и развития, основные проблемы, которые решались исследователями, достижения и вклад в мировую психологическую науку, современное состояние и перспективы исследований.

3. Подготовить презентацию доклада.

4. Выступить с презентацией на семинарском занятии.

5. Ответить на вопросы сокурсников и преподавателя.

Вопросы для обсуждения и презентации:

1. Этапы развития психоанализа. Отход З.Фрейда от гипнотерапии и формирование основ концепции: психоанализ как метод и как теория личности. Основные положения: структура личности и стадии развития.

2. Индивидуальная психология А.Адлера: комплекс неполноценности и социальный интерес, анализ ранних воспоминаний.

3. Аналитическая психология К.Юнга: коллективное и индивидуальное бессознательное, понятие об архетипах, психологические типы. Значение психоанализа как метода и как теории.

4. К.Хорни: базальное чувство тревоги и понятие о невротической личности. А.Фрейд: психоаналитическая концепция социализации.

5. Э.Фромм: психоанализ и марксизм, экзистенциальное противоречие человеческого существования.

6. Э.Эриксон: эпигенетическая теория развития личности.

7. Исследования Э.Торндайка интеллекта животных: первые эксперименты, понятие о проблемной ситуации, законы научения.

8. Основания перехода к объективному исследованию поведения. Д.Уотсон: принципы бихевиоризма; Основные экспериментальные достижения бихевиоризма.

9. Когнитивный бихевиоризм Э.Толмена. Гипотетико-дедуктивный бихевиоризм К.Халла. Оперантный бихевиоризм Б.Скинера.

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

3. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., Академический проект, 2005.- 829 с.

4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции [Текст] / З.Фрейд. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.

5. Фромм Э. Душа человека. М.: АСТ., 2004, - 576 с.

 

Тема 11. Важнейшие направления и тенденции развития отечественной психологии советского периода

Задания

1. Проанализируйте в чем заключались идеи комплексного изучения человека В.М.Бехтерева, И. М. Сеченова, И. П. Павлова.

2. Раскройте особенности экспериментального метода (Г.Челпанов, Н.Ланге, А.Лазурский)

3. Дайте общую характеристику условий развития психологии после 1917г.

4. Перечислите основные положения культурно-исторической концепции Л.Выготского.

5. Раскройте теорию деятельности С.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева.

6. Раскройте теорию функциональных систем А.Лурия.

7. В чем заключаются идеи комплексного и системного подхода в трудах Б.Г.Ананьева и Б.Ф.Ломова?

 

Предполагаемая литература

1. Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX — начала XX в [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 192 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22791&cat=1668&page=1

2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21947&cat=1044&page=2

3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005. – 1136 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Академия, 2005. – 352 с.

5. Российская психология: Антология /Авт.-сост. А.Н.Ждан.- М.:Академический проект, 2009. – 1279 с.

 

Тема 12. Современные направления развития зарубежной психологии

Задания

Для подготовки к выступлению и презентации необходимо выполнить следующие задания:

1. Выбрать одну из предложенных тем, ознакомиться с литературой.

2. Подготовить материал по схеме, которая должна содержать: название научного направления, основные представители, этапы его становления и развития, основные проблемы, которые решались исследователями, достижения и вклад в мировую психологическую науку, современное состояние и перспективы исследований.

3. Подготовить презентацию доклада.

Вопросы для обсуждения и презентации:

1. Экзистенциально-гуманистическая психология как теория и практика.

2. Общая характеристика неофрейдизма. Основные представители.

3. Общая характеристика необихевиоризма. Исследования А.Бандуры, Дж.Роттера.

4. Когннитивные исследования. Основные положения конгнитивно-ориентрированного подхода. У.Найссер. Теория обнаружения сигнала. Теория личностных конструктов Г.Келли.

 

Предполагаемая литература

1. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с.

3. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

4. История психологии. XX век. Тексты. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., Академический проект, 2005.- 829 с.

5. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2005. – 688 c.

 

Тема 13. Развитие психологии в России в постсоветский период

Задания к

Для подготовки к выступлению и презентации необходимо выполнить следующие задания:

1. Выбрать одну из предложенных тем, ознакомиться с литературой.

2. Подготовить материал по схеме, которая должна содержать: название научного направления, основные представители, этапы его становления и развития, основные проблемы, которые решались исследователями, достижения и вклад в мировую психологическую науку, современное состояние и перспективы исследований.

3. Подготовить презентацию доклада.

Вопросы для обсуждения и презентации:

1. Культурно-исторический подход в современной психологии.

2. Новые отрасли психологии: социальная психология, психология личности, космическая психология, нейропсихология, патопсихология, психосемантика и др.

3. Системный подход в отечественной психологии.

4. Деятельностный подход в современной психологии.

5. Методологический кризис 90-х годов в отечественной психологии и поиск новых путей развития.

6. Перспективы развития психологии.

 

Предполагаемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник. - М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник /
Т.Д. Марцинковская. - М.: Академический проект 2011 — 521 с.

3. Российская психология. Антология /Авт.-сост. А.Н.Ждан.- М.:Академический проект, 2009, - 1279 с.

3.3. Критерии оценки результатов выполнения самостоятельной работы

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента является оценка сформированности компетенций.

Оценка самостоятельной работы осуществляется в соответствии с Разделом 4 об аттестации учебной работы студентов института.

Баллы БРС присваиваются следующим образом:

- 30 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы достойны отличной оценки;

- 25 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны хорошей оценки;

- 20 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны удовлетворительной оценки;

- 10 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в не полном объеме (не менее 75% заданий), все работы в среднем достойны оценки не ниже хорошей;

- 0 баллов – самостоятельная работа выполнена в срок, в полном объеме, все работы в среднем достойны неудовлетворительной оценки.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.