|
Подходы современной дидактикиК наиболее значимым подходам современной дидактики относятся: § Личностный подход, который предполагает в качестве ведущего ориентира, основного содержания и главного критерия успешности обучения не только ЗУНы, функциональную подготовленность к выполнению определенных видов деятельности, но и формирование личностных качеств. § Деятельностный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества (Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина). § Коллективистский подход означает нацеленность педагогического процесса на формирование общественно ценных отношений, ибо внешние отношения формируют внутреннее отношение человека к общественным ценностям, людям, делу, себе самому. § Целостный подход к организации учебно-воспитательного процесса связан с единым комплексным планированием и осуществлением в каждом из основных направлений учебной и внеучебной деятельности учащихся целого веера образовательных и развивающих задач, преодолением мероприятийного характера деятельности, заформализованности общения. § Оптимизационный подход предполагает достижение максимально возможных для конкретных условий результатов на базе экономных затрат времени и сил обучаемых и педагогов. § Технологический подход позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы обучающей и учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов. § Творческий, инновационный подходы требуют постоянной диагностики, исследования достигнутого обучающимися уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных содержания, методов, форм деятельности, сотрудничества в обнаружении истины, педагогического экспериментирования. Резюме Дидактикой называют область педагогики, изучающую процесс обучения. Знание дидактических закономерностей позволяет педагогу спроектировать результативный урок, организовать активную познавательную деятельность учеников. Появившаяся примерно в семнадцатом веке достаточно универсальная система обучения благодаря Я.А. Коменскому три с половиной столетия успешно решала задачи массовой подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду. Однако вызовы информационного общества требуют не только новых систем и моделей обучения и образования, но принципиально новых подходов, что закономерно влечет за собой пересмотр сложившегося дидактического знания, разработку новых педагогических теорий, требует рассмотрения вопросов об информационном обществе и требованиях к образованию, изменении дидактического знания и перспективах его развития, об основных понятиях дидактики и дидактических концепциях. На пути движения цивилизации к информационному обществу» все более совершенствовались средства накопления, передачи, хранения информации, и эта специфика отразилась на всех сторонах обучения. Появились новые понятия и термины, которыми оперирует социальная и образовательная практика, новые информационные средства, широко и прочно укоренившиеся в профессиональной, образовательной и житейской действительности на уровне практически каждого человека. В последние годы методы и содержание обучения во многом изменились в соответствии с требованиями, которые диктует информационное общество к людям, в нем живущим. Образование развивается в условиях информационной среды. Назрела необходимость развивать компетенции учащихся в противовес «обучению на всю жизнь», учить их искать и отбирать информацию, анализировать ее, проверять, критически оценивать, производить свою собственную. Изменились и роли педагога и ученика: последний перестает быть монопольным обладателем знания, а первый - смиренным подражателем и потребителем дозированной информации. Новая дидактика, учитывающая все эти перемены, должна способствовать адекватному развитию образовательной практики в русле инновационных социальных перемен и сделать образование личностно значимым, помогающим ученику самоопределяться в жизни, решать возникающие проблемы, не теряться в потоках информации. В современном компетентностном подходе меняется цель обучения: от формирования научных знаний к формированию компетентной личности, то есть формированию умений самостоятельно приобретать знания, ориентироваться в информационном пространстве, находить и преобразовывать нужную информацию, самому ее производить. Именно с развитием компетенций связывается дидактами возможность сделать ребенка способным решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях и создать условия для развития в разных сферах в течение всей жизни. Вопросы и задания для самопроверки 1.Что свидетельствует о том, что педагогика времен Коменского устаревает? 2.Назовите основные черты индустриальной системы образования. 3. Обозначьте черты информационной культуры. 4. С чем было связано возникновение информационных революций? 5.Назовите сущностные черты информационного общества и охарактеризуйте человека этого общества. Какие черты личности сегодня востребованы? 6.Каковы отличительные признаки современного образовательного процесса? 7.Как можно охарактеризовать миссию современного образования в социокультурном пространстве современного общества? 8.Назовите и раскройте содержание умений информационной культуры. 9.Что означает «Образование в течение всей жизни»? 10.В чем суть компетентностного подхода в образовании? Назовите основные компетенции выпускников ОУ. 11.Приведите примеры инновационных идей в педагогической практике. 12. Какие авторские школы вы знаете? 13.Что изучает дидактика? В чем ее отличие от теории обучения? В чем особенности дидактики как науки? 14.Обозначьте исторические вехи развития дидактики. 14. В чем отличие дидактики информационного общества от классической дидактики? Что отличает современную дидактическую концепцию от предшествующих? 15.Какие задачи решает дидактика? 16. Назовите основные дидактические концепции. В чем их суть? 17. Распределите ответы по группам, которые характеризуют традиционную, педоцентристскую, современную дидактическую концепции: а) обучение сводится к спонтанной деятельности детей, б) обучение понимается как управление учением с опорой на активность ученика, в) обучение состоит в передаче готовых знаний учащимся, г) структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения, д) процесс обучения строится адекватно тому, чтобы формировать систему знаний и обеспечить развитие личности, е) структуру процесса обучения образуют сообщение, понимание, обобщение и применение знаний. 18.Охарактеризуйте подходы современной дидактики.
ГЛАВА 2. Процесс обучения Цели и задачи главы Дать общее представление о сущности, движущих силах, функциях и видах обучения. Рассмотреть урок как одну из основных форм организации учебного процесса. Показать взаимосвязь обучения и развития личности. Раскрыть сущность дидактических принципов как ориентиров в способах достижения высокого уровня качества педагогического процесса. Рекомендации по самостоятельному изучению главы Внимательно изучить лекционные материалы, обратить особое внимание на новые термины, при необходимости уточнить их значение в специальных справочниках. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|