Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Финансы субъектов хозяйствования без образования юридического лица.





Граждане Российской Федерации вправе заниматься предпри­нимательской деятельностью без образования юридического ли­ца с момента государственной регистрации в качестве индивиду­ального предпринимателя. Подпредпринимательской деятельно­стью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохо­да, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою иму­щественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица.

Индивидуальная предпринимательская деятельность связана с розничной и мелкооптовой торговлей, предоставлением услуг (в т. ч. брокерских, аудиторских), с некрупным производством това­ров. Предпринимательской деятельностью без образования юри­дического лица могут заниматься частнопрактикующие врачи, юристы (нотариусы, адвокаты), частные детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию, мелкие торговцы, фермеры.

Финансы хозяйствующих субъектов без образования юридическо­го лица это денежные отношения, возникающие в связи с фор­мированием денежных доходов и накоплений индивидуального предпринимателя и использованием их на расширенное воспроиз­водство, материальное стимулирование, выполнение обязательств и удовлетворение иных собственных потребностей. Основное отли­чие финансов индивидуальных предпринимателей от финансов

юридических лиц заключается в том, что в хозяйственный оборот могут непосредственно вовлекаться личные сбережения, и, наобо­рот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

Индивидуальный предприниматель может вступать в финансо­вые отношения с другими, предпринимателями (в том числе с юри­дическими лицами коммерческой и некоммерческой сфер деятель­ности), с государством, с банковской системой, со страховыми орга­низациями. Индивидуальные предприниматели относятся к малому бизнесу, поэтому к ним в полной мере могут быть применимы фор­мы государственной финансовой поддержки малого бизнеса.

Финансовые ресурсы предпринимателей, действующих без об­разования юридического лица, формируются в момент начала предпринимательской деятельности и. как привило, за счет лич­ных сбережений, реже — за счет кредитов банков, обществ взаим­ного кредитования. В дальнейшем основным источником форми­рования финансовых ресурсов является предпринимательский до­ход. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и внебюджет­ные фонды, благотворительные взносы и пожертвования, на лич­ные (семейные) сбережения пличное потребление. Предпринима­тельская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, тогда все полученные доходы пойдут на формирование личных сбережений и личное потребление.



II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

 

Основы функционирования государственных и муниципальных финансов.

 

Содержание государственных финансов.

Государственные финансы занимают важное место в финансо­вой системе страны, что обусловлено их функциональным назна­чением — обеспечить государство денежными средствами, необ­ходимыми ему для выполнения экономических, политических и социальных функций.

По экономической сущностигосударственные финансы —это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богат­ства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряже­нии государства и его предприятий и использованием государствен­ных средств на затраты по расширению производства, удовлетворе­нию социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны и управления.

В составе государственных финансов по уровню государствен­ного руководства экономикой и социальной сферой выделяются следующие звенья:

бюджеты разных уровней государственного управления,

внебюджетные фонды,

государственный кредит,

финан­сы государственных предприятий

 

В составе государственных финансов важную роль играют бюд­жетные взаимосвязи, складывающиеся на федеральном, субфеде­ральном и местном уровнях. Посредством бюджетных отноше­ний в распоряжение государственных структур мобилизуется зна­чительная часть национального дохода, перераспределяемого фи­нансовым методом.

Бюджеты разных уровней являются финансовой базой деятель­ности для государственных органов власти и органов местного са­моуправления. Так, для выполнения общих функций в границах федерации формируется федеральный бюджет. Его ресурсы пред­назначены для:

•финансирования государственных целевых комплексных программ;

•осуществления общегосударственных мероприятий по стаби­лизации экономики, развитию социальной сферы;

•выполнения заключенных ранее международных экономиче­ских и политических соглашений;

•обеспечения государственных расходов, связанных с выпол­нением Россией федеральных функций;

•содержания вооруженных сил и органов управления.

 

В системе бюджетных отношений особое место занимают бюд­жеты субъектов РФ. Концентрируемые в них средства распреде­ляются на:

•финансирование социально-культурной сферы;

•финансирование отраслей хозяйства;

•осуществление финансовой помощи нижестоящим бюджетам;

•правоохранительную деятельность и проч.

Бюджеты субъектов РФ обеспечивают поддержание единого уровня социальной защищенности граждан данной территории, пре­доставление им гарантированных конституцией РФ прав и свобод.

Важное значение в системе бюджетных отношений отводится местным бюджетам, которые обслуживают потребности органов местного самоуправления и населения данной территории, свя­занные с:

• решением вопросов местного значения, установленных зако­нодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

• осуществлением отдельных государственных полномочии, переданных органам местного самоуправления (например, финансирование жилищно-коммунального хозяйства, ос­новной сети детских дошкольных учреждений, школ, меди­цинских и социальных учреждений практически полностью осуществляется за счет средств местных бюджетов);

• обслуживанием и погашением муниципального долга по зай­мам и ссудам.

Местные бюджеты используются для регулирования экономи­ческих процессов, влияют на размещение производительных сил, способствуют созданию территориальной инфраструктуры, фи­нансированию затрат по воспроизводству трудовых ресурсов.

Внебюджетные фонды,под которыми понимают специфиче­скую форму перераспределения и использования финансовых ресур­сов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных по­требностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов. Главное их назначение — финанси­рование отдельных целевых мероприятий за счет специальных це­левых отчислений и других источников. Такое обособление источ­ников целевых мероприятий от бюджетных средств позволяет, во-первых, расширить состав средств, направляемых на их обеспе­чение, и, во-вторых, гарантирует целевое использование ресурсов в полном объеме их поступлений.

Внебюджетные фонды довольно разнообразны, что позволяет классифицировать их по соответствующим критериям.

Так, по функциональному назначению выделяют социальные, экономиче­ские, природоохранные внебюджетные фонды и другие.

По при­надлежности (по уровню управления) различают внебюджетные фонды общегосударственного, регионального и местного значе­ния.

По срокам действия внебюджетные фонды подразделяются на постоянные и временные, которые прекращают свое существо­вание после выполнения возложенных на них задач.

Специфической частью государственных финансов выступают денежные отношения, составляющие содержаниегосударственно­го кредита. Эти отношения возникают, например, в связи с моби­лизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и их передачей во временное пользова­ние органам государственной власти для финансирования ими возложенных на них расходов.

 

Региональные финансы.

Региональные финансы представляют собой денежные отноше­ния, посредством которых распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. В состав региональных финансов входят бюджеты субъектов РФ, территориальные внебюджетные фонды, финансы предприятий, находящихся в собственности органов государст­венной власти субъектов РФ, и отношения государственного кре­дита на субфедеральном уровне.

Основной составной частью региональных финансов являют­ся бюджеты субъектов РФ. В Российской федерации к таким бюд­жетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, автономной области, гг. Москвы и Санкт-Петербурга.

Доходы бюджетов субъектов РФ включают налоговые доходы, которые составляют около 80% доходов бюджетов, неналоговые доходы (доходы от эксплуатации имущества, находящегося в собственности государственных органов власти субъектов РФ, от продажи такого имущества, административные платежи и сборы, штрафные санкции), доходы целевых бюджетных фондов, другие доходы и перечисления (дотации, субвенции, взаимные расчеты, финансовая помощь из Федерального фонда финансовой под­держки субъектов РФ (трансферт)). За счет средств бюджетов субъектов РФ преимущественно финансируются промышлен­ность, энергетика, строительство, развитие рыночной инфра­структуры, правоохранительная деятельность и обеспечение безо­пасности на данной территории, расходы на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, средства массовой инфор­мации. Расходы, непосредственно связанные с жизнеобеспечени­ем и социальными потребностями населения, приходятся преиму­щественно на местные бюджеты.

Региональные внебюджетные фонды бывают фондами экономи­ческого и социального развития. К социальным внебюджетным фондам субъектов РФ относятся территориальный Фонд обяза­тельного медицинского страхования (ФОМС), региональные внебюджетные фонды развития жилищного строительства. При­мером экономического внебюджетного фонда являлся до недавне­го времени территориальный Дорожный фонд, который с 1998 г. стал учитываться в составе бюджета.

Внебюджетные фонды региона могут формироваться за счет:

• специальных целевых взносов юридических и физических лиц;

• добровольных взносов и пожертвований граждан, предпри­ятий, организаций;

• доходов от местных займов, местных денежно-вещевых лоте­рей, аукционов.

Региональные внебюджетные фонды создаются на основании решений представительных органов власти субъектов РФ.

Финансовые отношения, которые характеризуют государствен­ный кредит органов власти субъектов РФ, составляют отдельное (второе) звено региональных финансов.

Финансы региональных предприятий составляют последнее зве­но региональных финансов. К ним относятся финансовые ресур­сы предприятий, находящихся в собственности органов государст­венной власти субъекта РФ, и финансовые ресурсы субъектов хо­зяйствования, используемые ими на финансирование социаль­ных объектов на данной территории.

 

Местные финансы.

Местные финансы включают следующие звенья: бюджет орга­нов местного самоуправления, местные внебюджетные фонды, муниципальный кредит, финансы муниципальных предприятий. Остановимся на экономической характеристике каждого из этих звеньев.

Местные бюджеты, являясь самостоятельным звеном бюджет­ной системы, решают определенные задачи по социально-эконо­мическому развитию данной территории, возложенные на орга­ны местного самоуправления в соответствии с бюджетным зако­нодательством. К местным бюджетам традиционно относятся: районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Характеризуя их доходную базу, можно отметить, что основными доходными источниками являются:

• собственные доходы, включающие местные налоги и сборы, доли федеральных и субфедеральных налогов, закрепленные за местным бюджетом на постоянной основе, другие собст­венные доходы;

• поступления от регулирующих доходов, которые передаются в бюджет на фиксированной основе и на определенный срок;

• финансовая помощь в различных формах (дотаций, субвен­ций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований).

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связан­ные с финансированием социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, местного транспорта, органов местного само­управления, местной промышленности и сельского хозяйства. Как правило, в структуре расходов наибольший удельный вес за­нимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и на соци­альную сферу, поэтому любой срыв финансирования в процессе исполнения бюджета чреват социальными осложнениями.

Следующим звеном местных финансов является муниципаль­ный кредит, который представляет денежные отношения, возни­кающие у органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свобод­ных денежных средств в их распоряжение и их использованием на финансирование соответствующих расходов данного муници­пального образования.

Местные органы самоуправления могут также создавать по сво­ему решению различного рода внебюджетные фонды экономиче­ского, социального или природоохранного характера.

 

Государственный бюджет.

 

Бюджет.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон.

В энциклопедическом словаре даны два варианта понятия «бюджет»:

- роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке;

- предположительное исчисление ожидаемых расходов и доходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок.

Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ государственный бюджетносит название федерального.

Бюджет государства- это консолидированный бюджет России.

Статья 6 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет как «свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации». Поэтому бюджет государства- это федеральный бюджет плюс бюджеты 89 субъектов Федерации.

Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке, а являются лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики страны и регионов. Он определяет лишь изъятую государством (в разные уровни бюджетов) части ВВП. Его рост – это прежде всего рост налоговых изъятий, а не увеличение богатства территорий.

Он используется для анализа сводных показателей бюджета при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты территорий.

Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны.

Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686-1689 гг. король был вынужден отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента.

В России первая роспись доходов и расходов была составлена на 1723 г. С 1802 г. роспись составлялась ежегодно. С 1811 г. начинается составление бюджета России.

Бюджет составляется на бюджетный или финансовый год.

Бюджетный год – законодательно установленный срок исполнения государственного бюджета. В РФ финансовый год совпадает с календарным. Япония, ФРГ – с 1 апреля. Италия – с 1 июля. США – с 1 октября.

Кроме финансового года устанавливается и счетный период – это финансовый год и один месяц (январь) для завершения всех операций по исполнению бюджета.

Экономическая сущность бюджета выражается в системе финансовых отношений между государством, органами местного самоуправления и экономическими субъектами, населением по вопросам жизнеобеспечения деятельности государства в целом, выполнения им своих функций. Эти отношения находят свое выражение в принятии ряда нормативных актов, законов, определяющий порядок формирования и использования централизованных фондов денежных средств.

Социальная сущность бюджета определяется, с одной стороны уровнем налогового бремени для отдельных групп населения и экономических субъектов, с другой — направленностью использования бюджетных средств. Другими словами, социальная сущность бюджета может быть раскрыта при детальном рассмотрении и ответе на два вопроса: кто является реальным поставщиком финансовых ресурсов в бюджеты разных уровней? На какие цели и в чьих интересах расходуются средства бюджетов?

С юридической точки зрения бюджет — это документ, принимающий форму закона, правового акта, на основании которого формируются и расходуются фонды денежных средств на выполнение общегосударственных функций, функций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств для удовлетворения наиболее важ­ных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Как специальный финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором: 1) в количественном выражении определены предполагаемые доходы, источники их получения, распорядители и предполагаемые получатели этих средств для реализации тех или иных функций государства, органов местного самоуправления; 2) отражается процесс получе­ния и распределения государственных денежных ресурсов, необ­ходимых для выполнения его функций.

Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.

Совокупность всех бюджетов территории образует консолиди­рованный бюджет данной территории. (ст.2 БК). Все бюджеты бюджетной системы образуют консолидированный бюджет РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод местных бюджетов, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке, а являются лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики страны и регионов. Он определяет лишь изъятую государством ( в разные уровни бюджетов) части ВВП. Его рост – это прежде всего рост налоговых изъятий, а не увеличение богатства территорий.

Он используется для анализа сводных показателей бюджета при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты территорий.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.