Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эффективность руководства и ее критерии





Следует отличать индивидуальную управленческую концепцию (ИУК) от индивидуального стиля деятельности. Напомним, что индивидуальный стиль деятельности – обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов деятельности, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему ее осуществлению. Индивидуальный стиль деятельности взаимосвязан с темпераментом и характерен для любой профессии.

Индивидуальная управленческая концепция – система знаний, опосредованная индивидуальным опытом, потребностями и волевыми устремлениями личности, реально используемыми в качестве руководства к действию. Индивидуальный стиль деятельности – это направленность и способ деятельности, индивидуальная управленческая концепция – это образ деятельности, она непосредственно связана с эффективностью деятельности руководителя.

В структуре ИУК выделяют: 1) стратегические замыслы, обеспечивающие достижение цели; 2) планово-экономические показатели; 3) проблемы, возникающие при выполнении планово-экономических показателей; 4) причины возникновения проблем; 5) управленческие средства устранения проблем; 6) функциональные единицы, реализующие эти средства; 7) информацию о состоянии деятельности.

Индивидуальная управленческая концепция проявляется через стили и стратегии управления. Можно выделить две основные стратегии управленческой деятельности.

Управление по отклонению. Когда в системе сбой, руководитель бросает все силы, чтобы его устранить. Руководитель негативно оценивает любые отклонения и ориентирован на жесткое воплощение решения в жизнь. Он склонен сотрудничать с уступчивыми подчиненными, по отношению к которым применяет элементы принуждения, повышенный контроль, негативные санкции.

Рефлексивное управление ориентировано на решение проблемы. Руководитель стремится к результатам, которые качественно превышают уровень принятого решения. Его действия носят не прямой, а косвенный характер. Для такого руководителя более предпочтительны инициативные, независимые подчиненные.

Эффективность руководства тесно связана с эффективностью деятельности организации. Подлинным критерием ее оценки служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда руководителей и исполнителей.

Критерии эффективности руководства подразделяют на психологические и непсихологические. К психологическим критериям относят:

- удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (например, отношениями, условиями труда);

- мотивация членов коллектива (желание трудиться, стремление сохранить членство в коллективе);

- авторитет руководителя коллектива;

- самооценка коллектива (некий общий итог успешности его функционирования).



Непсихологические критерии эффективности руководства включают:

- действенность, т.е. получение нужных «вещей» (производимой продукции) вовремя (своевременность), с нужными свойствами, в достаточном количестве;

- экономичность выражается формулой: ресурсы, которые следовало бы потребить / ресурсы, фактически потребленные;

- качество – соответствие «спецификациям», т.е. различным качественным признакам;

- производительность = количество, удовлетворяющее требованиям качества / фактически потребленные ресурсы;

- нововведения;

- прибыльность =доходы / издержки.

Руководитель считается эффективным, если он имеет высокие показатели по психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности.

Лекция 9. Межличностные отношения и общение

9.1. Понятие межличностных отношений. Общение, его виды и структура.

9.2. Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры и их виды.

9.3. Вербальная и невербальная коммуникация.

9.4. Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия.

9.5. Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты восприятия.

Понятие межличностных отношений. Общение,

Его виды и структура

 

Личность нельзя изучить вне системы социальных связей, так как сама личность является их «продуктом» и одновременно их активным творцом. Поскольку общение людей носит двусторонний характер, точнее говорить не об отношениях, а о взаимоотношениях. Я.Л. Коломинский определяет взаимоотношениякак специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения.

Важнейшей специфической чертой межличностных отношений
является их эмоциональная основа. Иными словами, они возникают и складываются на основе определенных чувств, возникающих у людей по отношению друг к другу. Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в процессе общения.

Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Исходя из определения, в общении можно выделить три стороны:

· коммуникация (обмен информацией);

· интеракция (организация взаимодействия и совместной деятельности);

· социальная перцепция (восприятие и познание партнерами друг друга).

В общении выделяют содержание, цель и средства. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации (например, через органы чувств, тактильные, знаковые контакты).

Виды общения:

1) по содержанию:

– материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

– когнитивное (обмен информацией, знаниями);

– кондиционное (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);

– мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

– деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);

2) по целям:

– биологическое (необходимо для поддержания, сохранения и развития организма);

– социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост участников общения);

3) по средствам:

– непосредственное (с помощью естественных органов человека);

– опосредованное (с использованием специальных орудий и средств);

– прямое (непосредственные личные контакты);

– косвенное (осуществляется через посредников).

 

Общение как коммуникативный процесс.

Коммуникативные барьеры

Коммуникация не сводится только к передаче информации: информация в условиях человеческого общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Во-первых, общение нельзя понимать лишь как отправление информации какой-то передающей системе и ее прием другой системой, так как в отличие от простого движения информации мы имеем дело с отношением двух активных индивидов, и взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Направляя информацию другому участнику, необходимо ориентироваться на него, т. е. учитывать его мотивы, цели, установки, обращаться к нему. Нужно также предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

В коммуникационном процессе происходит активный обмен информацией. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации: ведь люди не просто обмениваются знаниями, но и стремятся выработать общий смысл. Это возможно лишь тогда, если информация не просто принята, но и понята, осмыслена, когда происходит не просто информирование, а совместное постижение предмета. Поэтому в каждом процессе коммуникации представлены в единстве общение, деятельность и познание.

Во-вторых, обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось это воздействие. При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

В-третьих, коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации (все должны говорить «на одном языке»). Следует иметь в виду, что даже значение одних и тех же слов люди не всегда понимают одинаково.

Обмен информацией возможен лишь тогда, когда знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса (тогда они смогут понять друг друга). Тезаурус – общая система значений, понимаемых всеми членами группы. Причиной неодинакового понимания одних и тех же слов, приписывания им различных значений могут быть социальные, политические, возрастные особенности людей.

Партнерам по общению необходимо также одинаковое понимание ситуации общения (это возможно лишь в случае включения коммуникации в некую общую систему деятельности).

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Они подразделяются на три группы.

I. Барьеры понимания:

1) фонетический (речь-скороговорка, много слов-паразитов)[1];

2) семантический (различие в системах значений участников общения);

3) стилистический (несоответствие стилей общения);

4) логический (логика коммуникатора либо сложна, либо неверна, либо противоречит присущей реципиенту манере доказательства).

II. Барьеры социально-культурных различий вызываются социальными, возрастными, культурными, профессиональными различиями между людьми.

III. Барьер отношения: неприязнь, недоверие к коммуникатору распространяется на передаваемую им информацию.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.