Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль Н.М. Аксариной в развитии науки и практики воспитания





Нина Михайловна Аксарина по своему обра­зованию математик, специалист, которому прочи­ли в этой области большое будущее. И тем не ме­нее она посвятила всю свою научную жизнь раз­работке системы общественного воспитания детей раннего возраста.

Как пишет Аксарина в автобиографии, встречи с В.М. Бехтеревым и Н.М. Щеловановым, зна­комство с работами Н.Л. Фигурина и Н.И. Ка­саткиной, доклады И.П. Павлова, его учеников явились переломным моментом в ее жизни, опре­делили ее дальнейшую научную деятельность: Аксарина решает изучать онтогенез высшей нерв­ной деятельности ребенка. Собственно это реше­ние и приводит ее в Уральский государственный институт охраны материнства и младенчества (1923 г.). Уже в первых сборниках, вышедших под редакцией профессора А.С. Дурново, были опубликованы работы молодого ученого, посвя­щенные вопросам воспитания и обучения детей третьего года жизни в условиях коллектива.

Жизненный путь Н.М. Аксариной - путь неус­танных творческих поисков, путь прекрасного ор­ганизатора, руководителя. Вспомним основные вехи: 20-е годы, Нина Михайловна работает ме­тодистом Уралоблздравотдела, член комиссии по организации Уральского научного института охраны материнства и младенчества, заведующая и научный руководитель одного из его отделов; 30-е годы, Аксарина сотрудник Института педиат­рии АМН СССР, работает в клинике, руководи­мой профессором Н.М. Щеловановым. В Цент­ральный институт усовершенствования врачей (ЦИУ) Н.М. Аксарина пришла уже со сложив­шимися взглядами. Это был крупный ученый, крупный специалист, которого пригласили на ра­боту такие выдающиеся деятели науки, как рек­тор ЦИУ В.П. Лебедева и академик Г.Н. Спе­ранский. В ЦИУ Н.М. Аксарина создает кафед­ру физиологии развития и воспитания детей, ко­торая становится центром подготовки специали­стов по изучению и воспитанию детей раннего возраста.

В годы Великой Отечественной войны Аксари­на член Комиссии по спасению детей из районов, освобожденных от фашистской оккупации: она развертывает сеть яслей и Домов ребенка, разра­батывает программы, руководства, подготавлива­ет кадры. Собственно уже в 30-е годы при актив­ном участии Н.М. Аксариной стали готовить спе­циалистов по раннему детству, разрабатывать программу повышения квалификации врачей и педагогов, специальные серии выпусков библиоте­ки заочного обучения по всем вопросам. До сих пор не устарели эти издания, эти первые руковод­ства.

Систематическое усовершенствование врачей, педагогов началось в Центральном институте усо­вершенствования врачей с конца 40-х годов. В это же время Министерство здравоохранения СССР провело набор на первые курсы ЦИУ вы­пускников дошкольных факультетов. Перед орга­низаторами стояла большая задача: комплексно, т.е. с позицией физиологии, педиатрии и педаго­гики, изучить вопросы развития и воспитания де­тей раннего возраста. И, несомненно, здесь была огромная заслуга Н.М. Аксариной, «первопро­ходца», научно обосновавшего систему подготов­ки кадров по воспитанию детей раннего возраста, определившего особенности этого периода дет­ства.

Организатор и пропагандист, борец за здоровое детство, крупный ученый, яркая личность, чело­век с оригинальным мышлением, Аксарина обла­дала даром анализа и прогноза, научного пред­видения. Под ее руководством кафедра физиоло­гии развития и воспитания детей (ЦИУ) разра­батывала диагностику и динамику развития де­тей. Здесь впервые начали изучать вопросы формирования общения детей друг с другом на пер­вом году жизни, проблемы адаптации, утомления, обучения в детском саду. Разрабатывались и тео­ретически обосновывались задачи и принципы об­щественного дошкольного воспитания.

Обучение - одна из основных проблем педаго­гики раннего возраста. Глубокие исследования в этом направлении принадлежат Нине Михайлов­не, ее сотрудникам и ученикам: Ш. Абдуллаевой, С.М. Кривиной И.М. Кононовой, М.Ю. Кистяковской, Н.Ф. Ладыгиной, Г.М. Ляминой, Г.В. Пантюхиной. Поведение детей, причины на­рушения уравновешенного поведения, охрана нервной системы, профилактика детского утомле­ния - и эти вопросы стали предметом специаль­ных исследований Н.М. Аксариной, сотрудников ее кафедры. Пропагандируя профилактическое направление общественного дошкольного воспи­тания, Аксарина предложила систему комплекс­ного контроля, иными словами, контроль за нерв­но-психическим развитием, поведением и здо­ровьем детей, осуществляемый врачом и педаго­гом. Вот почему специально изучалась специфика развития и воспитания детей в Домах ребенка и в семье, поведение больного ребенка, постановка воспитательной работы в больницах.

Научные исследования Н.М. Аксариной, ука­занные ею направления, предвидения во многом определили и предсказали работы руководимой ею кафедры, исследовательскую работу в этой области научных организаций, как в нашей стране, так и в братских социалистических странах. Проблемы, выдвинутые Н.М. Аксариной еще в 50 - 60-е годы, явились исходным пунктом для их обсуждения и решения уже 70 - 80-е годы, в том числе и в рабочей группе стран СЭВ.

Перу Н.М. Аксариной принадлежат многочис­ленные труды, пособия, руководства, учебники для обучения медиков и педагогов. Ее книги выдержали за последние десять лет пять изданий. Книги и пособия, автор которых Н.М. Аксарина, переведены на иностранные языки и языки наро­дов нашей страны.

На основе исследований онтогенеза высшей нервной деятельности ребенка, физиологического обоснования необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной были впервые разработаны на­учные основы преддошкольной педагогики, педа­гогики раннего возраста.

Н.М. Аксарина - один из организаторов науч­но обоснованной системы общественного воспи­тания детей раннего возраста в СССР. Благодаря организаторской работе Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной в 1959 году в нашей стране были созданы учреждения ясли-сад. Много сделала Ак­сарина и для практики воспитания, для внедре­ния в жизнь научных достижений. Вся жизнь Ни­ны Михайловны была связана с практикой. Она возглавляла методическую секцию Москвы, мно­го ездила по стране, консультировала,

Н.М. Аксарина - крупный общественный дея­тель, награжденный двумя орденами Трудового Красного Знамени, грамотами Комитета Совет­ских женщин, Общества Красного Креста, блес­тящий лектор, прекрасный преподаватель и вос­питатель молодежи, необыкновенный человек. Ее доклады, лекции, статьи, выступления по радио и телевидению буквально зажигали людей, увлека­ли слушателей.

Все, кто сотрудничал с Аксариной, ощущал ра­дость общения с ней, радость встречи с очень ин­тересным человеком, с большим ученым. Творчес­кие взаимоотношения связывали Нину Михайлов­ну с научно-практическими базами кафедры, чле­нами кафедрального коллектива, активными участниками всех конференций.

Первой базой кафедры был Дом ребенка № 8 (с 1949 по 1972 год), где работали педагоги и вра­чи (М.Ю. Кистяковская, Н. Ф. Ладыгина, Э. Л. Фрухт, И. М. Кононова, Н.П. Шаклеина, И.Я. Хиной, Н.И. Фролова, Р.Т. Чадлеева, А.В. Царапкина) и музыкальные руководители (Т.С. Бабаджан и Н.В. Фок). Здесь под руко­водством Нины Михайловны велись исследования по развитию речи, по развитию деятельности де­тей второго и третьего года жизни, профилактике утомления, адаптации. На этой базе учили и учи­лись, прошли школу тысячи специалистов.

Эффективность наставничества проверяется не сразу. Но многие ученики Нины Михайловны - практические работники, стали руководителями учреждений, защитили диссертации, стали специ­алистами высокого уровня подготовки. Да это и не удивительно. Ведь их готовил к жизни такой ученый, как Нина Михайловна Аксарина.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие вопросы развития и воспитания детей раннего возраста изучал и обосновывал Н.М. Щелованов?

2. Какую систему воспитания детей раннего возраста удалось разработать в клинике Н.М. Щелованова?

3. Опишите жизненный путь Н.М. Аксариной.

4. Назовите Труды Н.М. Аксариной.

5. Кто является учениками Н.М. Аксариной?

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.