Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Религия, обряд и культовые сооружения. Мировые религии.





 

Религия (лат. religio - «совестливость, благочестие, набожность, предмет культа») - особая форма осознания мира, обусловленная верой (духовными представлениями) в сверхъестественные силы и существа (боги, духи), которые являются объектами поклонения («богопочитания»). Это особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности. Инореальность выступает как высшая сила, по отношению к которой устанавливаются особые отношения. Религиозное мировоззрение опирается на веру и связано с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, к сверхчеловеческой реальности, а вера подкрепляется мистическим опытом общения с высшей силой. Религия как форма общественного сознания включает в себя свод моральных норм и типов поведения (что есть добро, зло, смысл жизни), обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Формой и способом общения верующего человека с высшей силой является обряд.

Обря́д (ритуа́л) - совокупность условных, традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Религиозные обряды способствуют закреплению в сознании верующих соответствующих религиозных представлений, формированию религиозного самосознания и укреплению веры в потусторонние силы.

Обряд совершается в культовых местах, т.е. священных (сакральных). Это могли быть древние святилища (сакральные места под открытым небом), а в дальнейшем – специальные сооружения (культовые).

Святилище – место, где пребывает высшая сила, где с нею совершается контакт в традиционной форме обряда (ритуала – совокупности действий и их порядка). В храме святилище – алтарь.

Культовое сооружение – сооружение для культовых нужд, т.е. освященное сооружение для поклонения высшим силам, для свершения обряда и молитвы. Понятие культового сооружения более широкое, чем культовое здание. Древние культовые сооружения (менгиры, кромлехи, подземные некрополи, усыпальницы фараонов - пирамиды, храмы пещерные и подземные - катакомбы) могли и не быть культовыми зданиями.

Культовое здание – прежде всего наземное сооружение с очерченным замкнутым пространством (не в религиозно-символическом, а именно в архитектурном смысле). Культовое (храмовое) здание имеет, как правило, храмовую территорию, на которой могут располагаться другие сооружения, обслуживающие культовые потребности (например, колокольня может не примыкать к храмовому зданию, или это часовня, крестильная на храмовой территории, что в совокупности с культовым зданием представляет культовый ансамбль).

Храм - культовое сооружение или здание, предназначенное для богослужения, религиозных обрядов.

Искусство проектировать и строить культовые сооружения (здания) и называется культовым зодчеством, применительно к храму - храмовым. Архитектура культовых сооружений может называться сакральной (храмовой и т.д.) архитектурой. Храмовое зодчество занимает исключительное место в архитектуре. Имея в своем основании те же принципы и методы строительства, церковные здания разительно отличаются от гражданских строений. В архитектуре храма выражается не обычное стремление организовать жилое и удобное пространство (что мы видим в гражданской архитектуре), а попытка человеком выразить свой путь к Богу посредством монументального зодчества. Храмовое строительство насыщено символизмом как выражением той веры, что подвигает человека посвящать лучшее творение своему Абсолюту (Творцу, Богу, божествам).

 

Религии прошли свой исторический путь развития.

Древние религии – это многобожие – политеизм (в древнем мире, в древнем Египте, Греции, Риме, Индии, у майя и ацтеков, в Древней Руси – до крещения).

В первобытном обществе доминировала опора на магию: система мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события. Это тотемизм - представление о связи человека с окружающим миром, предполагающее воображаемый родственный союз с тем или иным природным объектом – тотемом (животным, растением, неодушевленным предметом, природным явлением). Это анимизм - вера в духов и потусторонние существа, в одушевленность всей природы. И, наконец, это фетишизм - вера в безличную одушевленность природы или отдельных ее частей и явлений.

Так, религия в Древнем Египте развивалась от фетишизма и тотемизма к политеизму, а затем к единобожию, к культу бога Солнца, Атона, во времена правления фараона Эхнатона (хотя идея единобожия у древних египтян не привилась).

Античный мир религии Греции и Рима – это религиозный синкретизм. У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), а внутри этого пантеона существовала жесткая иерархия. Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события. Антропоморфная сущность богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами - подарками (в т.ч. человеческими и иными жертвами), уговорами (т.е. можно обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми поступками.

Еще одна форма религиозного мироощущения - пантеизм - учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространен в ряде античных религиозно-философских школ, элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества, у оккультных учений (теософии и др.).

Существуют религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) - вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм.

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам и др.

Иудаизм, христианство, ислам - авраамические религии (поскольку праотец Авраам – из Пятикнижья - признается основателем традиции).

Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке возникновения). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой-либо национальной или государственной общностью. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается ее влияние на ход истории и масштабы распространения.

Иудаизм формировался с ХIХ в. до н. э. на территории Египта и Палестины. Иудаизм провозгласил монотеизм, углубленный учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей - это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека (Галаха). Иудаизм лишен некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти.

Христианство возникло в I веке н. э. в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования христианство получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея» (Гал. 3, 28), в том смысле, что христианином может быть любой, вне зависимости от его национальной принадлежности. Потому, в отличие от иудаизма, являющегося национальной религией, христианство стало мировой религией. Одним из самых важных нововведений христианства следует считать веру в действительное - а не кажущееся или мнимое - вочеловечение Бога и в спасительность Его жертвенной смерти и воскресения. Вочеловечивание Бога происходит в Иисусе Христе - как осуществление ветхозаветных пророчеств.

Ислам - возник в VII веке н. э. на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Считается, что Мухаммед многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Ислам признает в качестве пророков основателей всех предыдущих монотеистических религий. Это религия единобожия, мусульмане поклоняются Аллаху как высшей силе.

Индийские религии возникли на Индийском субконтиненте. Основной концепцией индийских религий является вера в дхарму - универсальный закон бытия. Практически все индийские религии (за исключением сикхизма) принимают за базовую концепцию кармическую череду перерождений. К индийским религиям относятся индуизм, джайнизм, буддизм и др.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.