|
Анализ отдельных случаев применения кодексов ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Вопросы этики и социальной ответственности профессии в сфере PR находятся в центре внимания национальных и международных организаций и ассоциаций паблик рилейшнз. Создание кодексов всегда предполагает, что он будет способствовать утверждению той или иной профессиональной деятельности, как профессии и поможет сохранить высокое качество работы. В 1962 году был принят первый профессиональный кодекс Международной Ассоциации общественных отношений (IPRA). В ХХ веке собственные кодексы приняли и многие национальные ассоциации. Среди них можно назвать следующие:
В кодексах можно выделить основные общепринятые положения:
Контрольные вопросы:
Тема 10 – Личность журналиста и PR специалиста: критерии профессионального и нравственного совершенства. План: 1. Требования к образованию журналиста и PR специалиста, как условие обеспечения высокой степени моральной ответственности за результаты его труда. Непрерывность образования. 2. Аккредитация. Защищенность журналиста и PR специалиста. 1. Требования к образованию журналиста и PR специалиста Несмотря на наличие множества кодексов профессиональной практики и формальных программ аккредитации профессиональной деятельности, этические вопросы являются одними из наиболее сложных для каждого специалиста, работающего в сфере PR деятельности. История становления отечественного пиара начинается с 1994 года, когда в Казахстан впервые пришли международные PR-агентства. Они в основном обеспечивали информационную поддержку западным компаниям, которые активно участвовали в приватизационных проектах. В дальнейшем, выполнив свою задачу, эти агентства ушли с нашего рынка. Параллельно с этим шел процесс создания собственных пресс-служб при президенте, правительстве и в национальных компаниях. Тогда же, в середине 90-х годов, открываются Казахстанский и Национальный пресс-клубы, которые обеспечили постоянную площадку для взаимодействия со СМИ и для других заинтересованных в пиаре сторон. Что касается бизнеса, то позиции PR-менеджеров в своем штате первыми начали создавать компании из сектора потребительских товаров (FMCG), которые тогда рассматривали пиар только как вспомогательный инструмент маркетинга.
Ситуация кардинально изменилась в 2000–2002 годах, когда стремительно растущие отечественные компании стали осознавать необходимость создания позитивной репутации и выстраивания «правильных » коммуникаций с клиентами, партнерами, общественностью и властями. Результат не заставил себя долго ждать. Если еще три-четыре года назад эксперты утверждали, что в Казахстане нет полноценного PR-рынка, то сейчас они констатируют его значительный рост. Как с точки зрения увеличения объемов и расширения направлений его развития, так и исходя из значимости и престижа самой профессии пиарщика. Специальность PR-специалиста одна из немногих, находящихся на стыке множества других дисциплин. Пиарщики высшего пилотажа, проработав в этой сфере не один год и зная всю подноготную своей профессии, утверждают, что сделать PR-менеджером любого человека невозможно. Как считает Сулушаш Магзиева, это дело практики, и если человек желает работать в данной сфере, то у него, насколько это возможно, должен быть разнообразный опыт в самых различных областях. Здесь случайных людей нет, ведь по уровню стресса профессия пиарщика стоит в одном ряду с профессиями медика и пожарного. Плюс бешеный ритм жизни и ненормированный рабочий день.
Среди наиболее важных качеств и знаний, которыми должен обладать пиарщик, эксперты отмечают способности к журналистике, творческое мышление, знание основ маркетинга, брендинга и рекламы, свободное владение одним или несколькими иностранными языками. Кроме того, PR-менеджер обязан досконально знать специфику деятельности своей компании, иметь глубокие знания в области социальной психологии, семиотики, лингвистики и теории переговоров. Он должен в совершенстве владеть информационными технологиями и специальными компьютерными программами, а также разбираться в политике и юриспруденции. 2. Аккредитация. Защищенность журналиста и PR специалиста Аккредитация – процедура, в ходе которой аккредитационный орган официально признает право юридического лица на выполнение работ в определенной сфере. Цели аккредитации просты: во-первых, обеспечивается доверие к аккредитованным организациям и их деятельности, во-вторых, в торговле устраняются технологические барьеры. И в-третьих, в результате аккредитации защищаются интересы потребителей в вопросах качества продукции или услуг. Контрольные вопросы:
Тема 11– Личное совершенство и совершенство в исполнении общественных функций. План
Регулирование поведения человека в обществе посредством кодексов, нравственных норм и стандартов, законов входит в определение цивилизованного человеческого общества. Часто «Паблик рилейшнз» называют «совестью» менеджмента, тем самым, подчеркивая обязанность специалиста по PR напоминать организации о ее социальной ответственности перед общественностью. Немногие из специалистов по PR желали бы работать в организации, которой руководят люди, пренебрегающие нравственными нормами. Очевидно, что в подобной атмосфере вообще сложно говорить о какой бы то ни было, скажем, официальной или социальной, ответственности. Чаплыгина А. выделяет пять факторов, которые ограничивают социальное поведение человека: 1. Закон: что разрешается и что запрещается законом? 2. Традиция: как традиционно оценивалась и разрешалась подобная ситуация прежде? 3. Общественное мнение: что в настоящее время считается приемлемым с точки зрения большинства? 4. Мораль: ограничения, связанные с духовными и религиозными верованиями и убеждениями, с универсальными ценностями. 5. Этика: стандарты, накладываемые обществом, профессией, организацией или личностью и основанные на совести и общественном сознании с точки зрения того, что хорошо и справедливо по отношению к другим и самому себе. Этические кодексы паблик рилейшнз не случайно запрещают профессиональному PR специалисту репрезентовать неэтичное поведение. Сложности, связанные с попыткой сформулировать принципы этического поведения и ограничить его рамками стандартов и кодексов, объясняются прежде всего разнообразием мировоззренческих установок индивидуумов. Например, что допустимо в одном случае, оказывается неприемлемым в другом; что принимает в общественном поведении отдельное лицо или группа лиц, не принимается другими. Изменяющиеся с течением времени политическая и экономическая ситуация, также привносит дополнительные сложности в определение и претворение в жизнь этических норм поведения. Особенно существенными и имеющими первостепенный характер этические проблемы становятся тогда, когда происходит взаимодействие, осуществляется деятельность в социуме. Как показывает практика, любая профессиональная деятельность приводит к множеству этических по своему характеру вопросов, не исключая и PR деятельность. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности. В зависимости от конкретных исторических условий на первый план выдвигается та или иная сторона профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценность. Чем же обусловлена нравственная оценка профессии? Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные связи и отношения людей. Таким образом, и в каждой профессии рождаются свои моральные "искушения", моральные "потери", возникают определенные противоречия, вырабатываются определённые способы их разрешений. Изначально, в профессиональную деятельность человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок; со своим образом мышления. Среди многообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу. Наряду с этим, у специалистов по PR возникают трудности иного порядка Проблемы этики его профессионального поведения и социальной ответственности во многих случаях обусловлены тем, что сотрудники этой сферы призваны просвещать, поскольку способствуют распространению информации определенного содержания. Все это, в свою очередь, обусловливает специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения. Можно предложить в качестве ориентиров следующие правила этического поведения. Все принципы сгруппированы в три группы: личностная, профессиональная и всемирная этика. Принципы личностной этики Это такие принципы, о которых нам говорят родители в детстве, и соблюдение которых мы ожидаем от окружающих: • надежность и честность, справедливость; • беспокойство за благополучие других; • уважение права других быть самостоятельным; • отказ от несправедливого преимущества над другими. Ответьте на вопрос сами себе: «Смогли бы вы осуществлять PR деятельность в атмосфере систематического не соблюдения нравственных норм?». Тем самым, через призму личной этики вы определили свое отношение к несоблюдению морали и в PR деятельности. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|