Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эстетический пантеизм Ф. Шеллинга





 

Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг (1775-1854) - представитель немецкого классического идеализма, разработавший диалектику природы, учение об абсолюте, создавший оригинальную эстетику, способствовавшую “эстетизации” философской мысли, оказавший значительное влияние на естествоиспытателей, поэтов-романтиков, философов иррационалистического направления.

Ф. Шеллинг родился в семье лютеранского пастора, учился на теологическом факультете Тюбингенского университета вместе с Гельдерлином и Гегелем; преподовал в Иенском, Эрлангенском, Мюнхенском, Берлинском университетах. Основные работы: “О мифах”, “О Я как принципе философии”, “О мировой душе...”, “Первый набросок системы натурфилософии”, “Система трансцендентального идеализма”, “Бруно, или о божественном естественном принципе вещей”, “Философия и религия”, “Философские исследования о сущности человеческой свободы...”.

Первоосновой бытия, по Шеллингу, является абсолют - как тождество субъективного и объективного, духовного и природного, нечто содержащее в себе возможность всех вообще определений. Абсолют в такой же мере рождает Вселенную, в какой и творит его художник; а Вселенная - тождество абсолютного организма и абсолютного произведения искусства (система эстетического пантеизма).

Природа как порождение абсолюта, как целесообразное, как форма бессознательной жизни разума находится в постоянном развитии. Источником “бесконечной деятельности” природы служит взаимодействие противоположно направленных сил. Использование диалектического принципа противоречия в изучении природы позволило Шеллингу сделать ряд гениальных догадок, которые позже были подтверждены в естествознании: например, о единстве электрических и магнитных процессов, о единстве процессов возбуждения и торможения в психике и др.

Высшим этапом развития абсолюта, возвращением его к самому себе является не социальное и моральное действие, а художественное творчество; а наиболее совершенным способом познания - эстетическое созерцание (интуиция). В художественной деятельности и в произведении искусства достигается “бесконечность” - идеал, не достижимый ни в теоретическом познании, ни в нравственном деянии. Художник - это гений, то есть “интеллигенция”, действующая как природа; в нем разрешается противоречие, непреодолимое никаким другим путем. Соответственно философия искусства у Шеллинга является “органоном” (орудием) философии и ее завершением.


Развитие диалектического метода

В философии Г. Гегеля

 

Философия Гегеля - завершение и высшее достижение немецкого классического идеализма. Развивая, совершенствуя диалектический метод, Гегель применил его к изучению природы, общества и человека. Источником, развития по Гегелю является дух, но Гегель, по словам К. Маркса, в диалектике идей гениально угадывал диалектику вещей.



Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье крупного чиновника, получил образование в гимназии и Тюбингенском теологическом университете. Студенческие годы будущего философа совпали с крупными политическими событиями. Он восторженно встретил Французскую революцию; вместе с Шеллингом и Гельдерлином участвовал в символической посадке “дерева свободы” в 1791 году. Позже Гегель писал о Французской революции: “Это был великолепный восход солнца. Все мыслящее существа праздновали эту эпоху. В то время господствовало возвышенное, трогательное чувство, мир был охвачен энтузиазмом, как будто лишь теперь наступило действительное примирение божественного с миром”[85]. После окончания учебы Гегель работает домашним учителем в Берне и Франкфурте-на-Майне, преподает в Иенском, Гейдельбергском и Берлинском университетах, читает лекции по философии религии, философии истории, логике, натурфилософии, антропологии, психологии, философии права, эстетике. Летом 1831 года знаменитый философ неожиданно умирает от холеры. Основные работы: “Феноменология духа”, “Наука логики”, “Энциклопедия философских наук”, “Философия права”; посмертно по лекционным записям были изданы: “Философия истории”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по истории философии”.

Основные положения философии Гегеля:

 

Философия Гегеля - это объективный идеализм. Первоосновой мира является Абсолютный Дух (“Абсолютная идея”).

Благодаря саморазвитию абсолютной идеи мир находится в непрерывном и постоянном изменении, развитии. Изучая особенности саморазвития духа, Гегель впервые представил диалектику как теорию развития и методе познания в систематическом виде, сформулировав основные принципы, законы и категории диалектики. Развитие Гегель понимает не как простой количественный рост. Но как сложный противоречивый процесс: “Все вещи противоречивы в самих себе... Противоречие есть корень всякого движения и жизнедеятельности; лишь, поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью” (закон единства и борьбы противоположностей).

Системоорганизующим принципом у Гегеля является принцип триады. В каждом явлении, процессе выделяются три основных стадии:

 

тезис первый этап, исходный пункт развития;
антитезис второй этап, переход в противоположность, “отрицание” тезиса;
синтез третий этап, соединение двух прежних в новом качестве, возврат якобы к началу, замыкание круга.

 

Эта логическая схема является основанием закона отрицания отрицания.

В саморазвитии абсолютной идеи Гегель выделяет три этапа и соответственно три части своего учения:

(Тезис). Идея существует в форме чистых логических сущностей – логика.

(Антитезис). Идея “отчуждает” себя в природу, “Решается из самое себя свободно отпустить себя в качестве природы”[86] - философия природы.

(Синтез). Идея возвращается к себе; в обществе, в сознании человека она познает самое себя и существует в различных формах конкретного духа - философия духа.

По принципу триады систематизированы и логические понятия (категории). Логика у Гегеля представлена как диалектика; то есть понятия у него существуют не в застывшем и изолированном виде, а как подвижные, противоречивые, переходящие друг в друга логические сущности (см. схему 13).

 

Историю Гегель представляет как процесс восхождения духа по ступеням свободы (свобода понимается как интеллектуальная свобода мысли, духа) и выделяет три главных ступени:

 

Первая Восточный мир деспотия, свобода деспота, “свободен один”
Вторая Античный мир (Древняя Греция и Древний Рим) демократия и аристократия, “некоторые свободны”
Третья Германский мир (Христианский мир) истинная монархия: “все свободны”, т.к. все осознают свою духовную сущность

 

В трех высших формах самосознания “абсолютного духа” – искусстве (дух созерцает себя в чувственных образах), религии (дух переживает себя в самоуглублении представлениях), философии (дух мыслит себя в научных понятиях) завершается всемирная история, и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Это замкнутость системы Гегеля, возможность завершения развития противоречит его диалектическому методу, согласно которому все в мире подвержено бесконечному становлению, изменению развитию.

Философия Гегеля оказала влияние на духовную культуру, науку, философию, стала одним из теоретических источников марксизма.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.