Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1.1. Основные направления организационной теории





Каждый человек в течение всей своей жизни так или иначе связан с организациями. Организация - сложный организм. В нем переплетаются и ужи­ваются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное твор­чество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций сеть свой облик, своя культура, свои традиции и репу­тация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стра­тегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

Трудно переоценить значение научного обоснования всех сто­рон сформирования и эффективного функционирования организаций для современных условий России, когда происходят трудные и мно­гообразные процессы радикальной смены социально-экономических систем. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская актив­ность, переход к различным формам собственности, изменяющиеся функции и методы государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние нарастающих темпов и масштабов революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным организации и управле­нию, построенным на научных принципах, не только необходим, не только возможен, но и стал главным условием успешного осуществления экономических реформ.

Организация - экономическая единица координации, обладающую доступными определению границами и функционирующую более или менее непрерывно для достижения цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками.

Характеристики организации:

1)совокупность участников;

2)согласие или несогласие, относительно некоторых целей и средств их достижения;

3) формальная координация, определяющая структуру с учетом степени ее сложности (иерархия), правил и процедур и степени централизации принятия решений.

Необходимость существования организаций. Виды организаций.

Организация как система. Внешняя и внутренняя среда организаций.

Жизненный цикл организаций.

Классический подход к построению организации.

Принципы организации административной деятельности.

Бюрократическая теория организации.

Теория человеческих отношений.

Системный подход к построению организаций.

Ситуационные теории.

Теория организационного потенциала.

 

Методические указания.

При изучении темы необходимо обратить особое внимание на системный характер организации, обеспечивающий эффективное использование ресурсов на основе их координации. Организация функционирует во внешней среде, с которой имеет связи и должна изменяться при изменении внешней среды.

Вопросы для самопроверки.

1.Основные особенности системного подхода к определению сущности организации.

2. В чем заключается миссия организации?

В чем заключается связь между миссией и целями организа­ции?

3. Каковы принципиальные отличия закрытых и открытых орга­низационных систем?

4. Каким образом можно установить границы открытой органи­зационной системы?

5. Назовите основные различия между статичной и динамичес­кой организациями. Приведите примеры таких организаций.

6. Как можно классифицировать компоненты внутренней среды организации?

7. Как и для чего формулируется общая цель (цели) организа­ции?

8. Назовите основания классификации организаций.

9. В чем заключаются сходство (взаимосвязь) и отличие жиз­ненного цикла продукта и организации?

10. Какие основные изменения происходят в управлении орга­низацией в ходе ее жизненного цикла?

11.Дайте периодизацию организационных изменений в течение XX столетия.

12. Объясните взаимосвязь между целями организации, структу­рой задач и власти и принципами организации управления?

13. В чем сущность теории научного управления?

15. Каковы основные черты классической теории организации? Приведите принципы организации по Файолю.

16. Как можно охарактеризовать бюрократическую теорию орга­низации?

17. Насколько применимы на практике принципы "идеальной" бюрократии? Приведите примеры организаций, которые в наиболь­шей степени приближаются к бюрократии идеального типа.

18. В чем заключается основное воздействие стратегии органи­зации на ее структуру?

19. Назовите основные тенденции в изменении организацион­ных структур. Раскройте их содержание.

 

Структура организации. Характеристики организационного дизайна.

Структура организации как совокупность фиксированных взаимосвязей, которые существуют между подразделениями и работниками орга­низации. Структура как схема взаимодей­ствия и координации технологических и человеческих элементов организации. Формальная и неформальная структура.

Структура как способ организации горизонтального и вертикального разделения труда в организации. Факторы, влияющие на структуру организаций. Централизация и децентрализация.

Методические указания.

При изучении темы необходимо уяснить, что струк­турный подход предполагает использование разделения труда, охва­та контролем, децентрализации и департаментализации. Для эффектив­ного достижения целей организации необходимо понимание структуры работ, под­разделений и функциональных единиц. Организация работы и лю­дей во многом влияет на поведение работников. Структурные и по­веденческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, ориентированы на их достижение.

Схема любой организации показывает состав отделов, секторов и других линейных и функциональных единиц. Однако следует иметь в виду, что такой фактор, как человеческое поведение, который вли­яет на порядок взаимодействия и на усилия по согласованию дейст­вий, не может быть изображен на схеме.

Именно человеческое пове­дение определяет эффективность функционирования структуры в большей мере, чем формальное распределение функций между под­разделениями.

Вот почему организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или орга­нов с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффек­тивность влияют:

1) действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

2) действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

3) полномочия и функции работников организации на различ­ных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой су­ществует реальная и благоприятная возможность достижения высо­кого уровня эффективности производства.

При разработке организационной структуры, в особенности современного крупного предприятия, необходимо обоснование принципов группировки и распределения функций и задач между подразделениями - отделами, подотделами, секторами, департаментами и т. п.

При функциональном подходе организации группируют работников и деятельность в соответствии с функция­ми, выполняемыми в рамках фирмы. Коммерческая фирма выпол­няет такие функции, как производство, маркетинг, финансы, бухгал­терский учет, управление персоналом.

При территориальном подходе создание групп людей осуществляется на базе определенной тер­ритории, где в той или иной форме осуществляется деятельность ор­ганизации.

При производственной группировкедеятель­ность и персонал группируются на базе продукции.

При проектной департаментализации деятельность и люди сосредоточены в подразделении на временной основе.

"Классическая" школа рекомендовала строить организацию, идя снизу вверх и анализируя на каждом этапе возможность и целесообразность создания подразделений в соответствии со следующей схемой:

1) цель или продукция;

2) процесс или тип деятельности или функция;

3) лицо или объект, с которым имеют дело;

4) место.

Вопросы для самопроверки.

1. Назовите факторы, определяющие эффективность организа­ционной структуры.

2. В чем отличие формальной и неформальной организации? Приведите примеры формальных и неформальных отношений в ор­ганизации.

3. Приведите пример организационной структуры и покажите на нем горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.

4. Как изменяются во времени внешние факторы, определяю­щие стратегию организаций и влияющие на их структуру?

5.Каковы различия в организационных структурах традицион­ных и предпринимательских организаций?

6.Как технология производства влияет на организационную структуру, степень централизации и децентрализации управления?

7, Как внешняя среда организации влияет на ее структуру, сте­пень централизации и децентрализации управления?

8. В чем заключается содержание департаментализации и како­вы ее виды?

9. Назовите основные преимущества и недостатки различных ви­дов департаментализации.

10. Представьте условную организационную структуру со смешан­ной департаментализацией.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.