Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этапы развития налогообложения в истории человечества и России





К основным формам налогообложения в биографии конкретного исторического этапа развития цивилизации следует относить:

• в Древнем мире ― дань с побежденного народа, военная добыча, «налог на побежденного»;

• при возникновении первых государств ― жертвоприношение;

• в Древнем Египте ― арендную плату;

• в ранних феодальных государствах ― дары государству;

• в XYI ― XYII вв. ― помощь государству;

• в XYIII ― XX вв. ― публичное правовое обязательство.

I период ― возникновение первых элементов налогообложения

Древний мир и Средние века отличаются неразвитостью и случайным характером налогов. Налоги и механизмы их взимания находятся в зачаточном состоянии.

Возникновение налогов связано с периодом становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат.

Налоги существуют в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несут повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивают налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.

Формы налогообложения определяются общественной потребностью. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги принимают исключительно денежную форму.

Со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

Одной из первых организованных налоговых систем является налоговая система Древнего Рима.

В Европе до XYI―XYII вв. развитые налоговые системы отсутствуют. Повсеместно налоговые платежи имеют характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляют правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимаются так называемые скупщики, которые выкупают их у государства, внося сумму налога в казну полностью.

II период ― развитие налогообложения, появления первых теорий и налоговых систем

Налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства. Происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играют акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Развитие демократических процессов в европейских странах находит свое выражении в вопросах установления и введения налогов. Право утверждать все государственные расходы и доходы окончательно закрепляется за представительными органами власти.

Налоговые конфликты приводят к историческим событиям (отделение Нидерландов от Испании, Швейцарии от Австрии, Североамериканских штатов от Англии).

Начинает формироваться научная теория налогообложения. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит формулирует принципы налогообложения, дает определение налоговым платежам, обозначает их место в финансовой системе государства, а также определяет, что налоги для налогоплательщиков есть показатель свободы, а не рабства.

III период ― совершенствование налогообложения

(начало XIX ― настоящее время)

Количество налогов уменьшается, значение права при их установлении и взимании увеличивается. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения.

Венцом финансовой науки являются налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны, которые были полностью обоснован научными принципами налогообложения.

Закладывается конструкция современной налоговой системы, в которой прямые налоги, и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, занимают ведущее место.

·

Этапы развития налогообложения в России

Конец IX ― XIII вв.

Финансовая система Древней Руси складывается с конца IX века в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения выступают поборы в княжескую казну, которые именуются «дань». Первоначально дань носит нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Дань взимается повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служит «дым», определявшийся числом печей и труб в каждом хозяйстве.

Косвенные налоги взимаются в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» ― пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городских и крупных селений.

В период феодальной раздробленности Руси большой значение приобретают пошлины за провоз по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку.

XIII в. ― 1476 г.

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Единицами обложения были: в городах ― двор, в сельской местности ― хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («Царева дань», налог непосредственно на монгольского хана); торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

Поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений.

Уплата сборов первоначально контролируется чиновниками хана на местах ― баскаками, в конце 50 ― начале 60-х годов XIII в. дань собирают уполномоченные ханом купцы ― «бесермены», откупавшие у него это право. Однако из-за народных восстаний «бесермены» изгоняются из всех русских городов и функции по сбору переходят русским князьям.

Царствование Ивана III

В конце первой четверти XIY века неоднократные выступления русских городов привели к ликвидации системы баскачества, а политическое объединение Руси вокруг Москвы создало условия для ликвидации иноземной зависимости. Великий Московский князь Иван III Васильевич (1462―1505) в 1476 году отказался от уплаты дани. После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который, отменив выход, ввел первые русские прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III приобретают целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек-укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и др.

Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины.

В царствование Ивана III закладываются первые основы налоговой отчетности. К этому времени относится и введение первой налоговой декларации ― «сошного письма». Площадь земельных площадей переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание налогов.

Царствование Алексея Михайловича (1629 ― 1676 гг.)

Несмотря на политическое объединение русских земель, финансовая система России в XY―XVI веках была чрезвычайно сложна и запутана. Каждый приказ (ведомство) Российского государства отвечал за взимание какого-то одного налогового платежа. В царствование царя Алексея Михайловича система налогообложения России была упорядочена. В 1655 году был создан специальный орган ― Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которые вела Россия в XYII веке, налоговое бремя было огромно. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза приводит к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Эпоха Петра I (1672 ― 1725 гг.)

Эпоха времен Петра I характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавляются все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 году взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди, купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с одной души. Раскольники платили налог в двойном размере. Подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства.

В связи с учреждением специальной государственной должности прибыльщиков, которые были обязаны «сидеть и чинить государю прибыль», количество налогов регулярно увеличивается. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и др. С церковных верований также взимался соответствующий налог.

В результате реформы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

Правление Екатерины II (1729 ― 1796 гг.)

Система финансового управления продолжалась совершенствоваться. В 1780 году были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XYIII века является большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми.

Косвенные налоги дают 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Первая половина XIX в.

Начало XIX века характеризуется развитием российской финансовой науки. В 1810 году Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства ― знаменитый «План финансов», создателем которого выступил выдающийся экономист и государственный деятель М. М. Сперанский (1772 ― 1839 гг.). В 1818 году в России появился первый научный труд в области налогообложения ― «Опыт теории налогов», автором которого выступил выдающийся русский экономист, участник движения декабристов Н. И. Тургенев (1789 ― 1871 гг.).

Вторая половина XIX в.

Большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году. Вторым по значению налогом выступал оброк – плата казенных крестьян за пользование землей.

Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью, и др.

В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.

Конец XIX ― начало XX вв.

Основными налогами являются следующие: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины, промысловый налог; алкогольные акцизы и др.

В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства. Большое значение имеет налог с недвижимого имущества. Отмечается рост налогов, отражающих развитие новых экономических отношений в России: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право торговой деятельностью, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и др.

1917 ― 1930 гг.

После Октябрьской революции 1917 года основным доходом молодого Советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имеют большого фискального значения и носят ярко выраженный характер классовой борьбы. Были введены единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников, и единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым были обложены городская буржуазия и кулачество.

Во всех случаях, когда к этому представлялась возможность, проводился прогрессивный подоходный и поимущественный налоги. Финансы Советского государства строились на непосредственном обращении части доходов от различных государственных монополий на нужды государства.

Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа. Переход на новые экономические отношения в Советской России начался с доклада В. И. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям, «О замене продразверстки продовольственным налогом». В этот же период закладываются основы налоговой системы Советского государства.

На развитие налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда ее черт. Среди прямых налогов выделяются промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог, который выполнял и политическую функцию – по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась по прогрессии.

Характерны двойное налогообложение и дестимулирующие налоги.

К концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений ― действовало 86 видов платежей в бюджет.

1930 ― 1985 гг.

Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют не свойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, индустриализацией и коллективизаций, система налогообложения заменяется административными методами изъятия прибыли предприятий, перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны.

Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.

В 1930―1932 годах в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены налоги с населения, и значительное их число было отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производившихся на основе государственной монополии.

К налогам с населения государство вернулось в связи с началом Великой Отечественной войны: были введены военный налог (отменен в 1946 году) и налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал вплоть до начала 90-х годов.

Основным налоговым поступлением того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления ― хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и др. В 1954 году поступления от налога с оборота составляли 41% в составе всей доходной части бюджета.

В мае 1960 года отменяется налог с заработной платы рабочих и служащих. В третьей программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 года, предлагалось полная отмена налоговых платежей с населения.

К началу реформ середины 80-х годов более 90% государственного бюджета СССР, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства: налоги с населения (прямые) занимают примерно 7 ― 8% всех поступлений бюджета.

1985 ― 1991 гг.

Эпоха перестройки и перехода на новые условия хозяйствования (хозяйственный расчет) с середины 80-х годов объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Уже в конце 80-х годов предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 года был принят закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» ― первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.

На территории России вводится особый «суверенный» режим налогообложения ― Верховный Совет РСФСР принимает Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной, юрисдикцией устанавливается более благоприятный налоговой режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот.

После августовских событий 1991 года была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы. В декабре 1991 года налоговая система России в основном была сформирована.

 

Приложение 4.

Общие теории налогов

Теория обмена (Средние века)

Теория основана на возмездном характере налогообложения. Суть теории: через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и др. Однако данная теория применима только в условия средних веков, когда за пошлины и сборы покупались военная и юридическая защита, так, как будто между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

Атомистическая теория

(Эпоха просвещения; С. де Вобан, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Вольтер, О. Мирабо)

Является разновидностью теории обмена, появилась в эпоху Просвещения. Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому поданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов так же, как и от пользования, услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете, это обмен выгодный, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно. Иными словами, налог выступал ценой общества за выгоды и мир граждан.

Теория наслаждения

(Первая четверть XIX века; Ж. Симонд де Сисмонди)

Теория наслаждения сформулирована в работе Ж. С. де Сисмонди «Новые начала политэкономии» (1819 г.). Теория налога представлена как теория наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и др. В обоснование теории положена теория обмена в современном варианте.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.