Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этические аспекты фотожурналистики





«Достань фото, остальное не имеет значение»,- это девиз сегодняшней печати. Он успел сформироваться в последние 10 лет, когда Украина стала свободной страной, со свободной прессой, свободными нравами, заимствованными с Запада. Забыли учесть только самое главное - этическую сторону дела. Оказывается, она играет далеко не последнюю роль в фотожурналистике.

Профессии журналиста и фоторепортера равнозначны. Этика фотожурналиста на сегодняшний день является пустым словосочетанием. Западная пресса уже давно ввела понятие личной ответственности за любой журналистский материал, причем, этическая сторона этого вопроса может создавать прецедент журналисту. У нас до сих пор не определены этические положения, как среди фотожурналистов, так и пишущих.

Этическая проблема появилась с отменой цензуры. В советские времена говорить о слабых или порочных фотографиях кого-либо было даже не уместно.

Казалось бы, здесь мы имеем дело с простейшим вопросом, который может быть вроде бы ограничен определенными рамками. Не все так просто, когда дело доходит до подачи фотографического материала на страницы газет и журналов. Западная фотожурналистика всегда пестрила приемами отхода от этики. Например, если человек отворачивает лицо, крик «ПОЖАР» заставит его обернуться и задержать взгляд на достаточное количество секунд, чтобы его запечатлеть. Мам с детьми или женщин отдельно легко уговорить позировать, если сказать им, что их фото будут отправлены на конкурс красоты. Такие приемы сегодня являются абсурдными, но они по-прежнему крайне актуальны! Важно, что выработаны они коллективами фотожурналистов. Таким образом, этический план всегда оставался и остается делом самой личности репортера или коллектива, в котором он работает.

На сегодняшний день, фотожурналистика имеет четыре этических принципа, вполне принятых и устоявшихся в наше время.

Фоторепортеру нужно с уважением и особым вниманием относиться к следующим вещам:

- частная жизнь, сцены насилия, сексуальная и социальная благопристойность –

Как понимать эти критерии, дело каждого фотожурналиста, бильдредактора. Но крайне важно, что такие положения все существуют.

Частная жизнь, а точнее- вторжение в нее, больная тема современной журналистики. Сегодня ни одна статья, описывающая личную жизнь, не мыслима без фотографии. Самым распространенным способом показать какой-либо инцидент, является фоторепортаж. Фотографы не задумываются над этикой своих работ.

Фотожурналист преследует разные цели: выставить человека в несвойственном ему виде, порочащим репутацию и рассказывающим семейную драму (такие съемки даже делают скрытой камерой).

Второй ракурс- человек полностью согласен с ситуацией, в которой его изображают. Иногда оба эти случая могут носить общий характер. Взаимодействие текста и иллюстрации является вершиной журналистской этики в целом. С одной стороны журналисты, в том числе и фотожурналисты, пытаются показать тяжесть события, его социальную значимость. Это важно для неповторения таких ситуаций, дальнейшего избегания сложившегося отрицательного явления. Этика фотожурналиста в данном случае направлена на известный тезис «не навреди». С другой стороны показ беззащитной личности в процессе ее драматического страдания, горя может нанести душевную травму, как самому изображаемому человеку, так и его родственникам, окружающим людям.

Протесты «нет насилию на экране и в прессе» сегодня сильны как никогда.

Как же выбрать золотую середину? Вопрос не столько этический, сколько психологический.

Фотожурналист- раб своего труда, это его хлеб и долг, поэтому он волен распоряжаться кадрами своей фотокамеры так, как посчитает это нужным, если это не нарушает правовую сторону дела. Важную роль здесь играет процесс бильд- редактирования, окончательной оценки редакторов, мнение самого журналиста, к чьей статье подобраны снимки. В этой связи, безусловно, могут возникать противоречия. Верх одерживает иллюстративная политика издания, т.е. главный редактор (который, впрочем, тоже может быть зависимым лицом).

Если все-таки «тяжелые» фотографии попадают на полосу здания, все люди, занятые в данном процессе, будут являться ответственными лицами.

Еще один этический аспект- сексуальная благопристойность. Здесь мы имеем дело с одним из самых сложных вопросов журналистской этики. Он решается изданием, точнее его ориентацией или иллюстративной политикой. Тут следует сказать, что современная пресса превосходит по этой проблеме все имеющиеся СМИ, за исключением, ИНТЕРНЕТА. Причем, превосходит не в лучшую сторону. Многие украинские и западные издания уже не обходятся без таких моментов на своих страницах. Это привлекает публику, создает видимую картину вседозволенности. Как раз здесь имеет место фотомонтаж, чаще созданный без разрешения, т.е. на грани ФОЛА. Фоторепортер отходит на второй план и важен только в случае скрытого репортажа или создания личного портфолио. Главную роль здесь играет обработка конечного снимка, за что отвечают редакторы иллюстративной информации.

Фотожурналист в большей степени уязвим, чем пишущий автор. Написать правду или неправду можно тайком, не показывая себя в кругу своих героев. Фотожурналист должен работать непременно с людьми и не может сделать изобразительный ряд, например, по телефону. Опасность работы фотожурналиста заключается в личном присутствии на происшествии. Фотожурналист и его фотоаппарат никаким образом не защищены в ситуации социальных катаклизмов, свой журналистский долг он выполняет согласно своим убеждениям.

Это образует следующую сентенцию: фотожурналист в гораздо большей мере зависим от этических норм, нежели публицист.

Работа фотожурналиста всегда связана с личными стереотипами и нередко встает в противоречие со служебным долгом. Фотожурналист должен доказать автору почему именно данное фото должно иллюстрировать его статью, как оно может с ним взаимодействовать. Таким образом. Фотожурналисты и публика находятся по разные стороны баррикад. Их объединяет желание «достучаться» до общества, власти, но разъединяет гораздо большее- социальные мотивы, нравственность и этические представления. Люди требуют совсем не многого- учет их мнения, согласие, но журналистика не может ждать этого согласия, когда материал уже должен быть опубликован, иначе он потеряет актуальность.

При этом закон предлагает лишь рекомендательные меры и только после второго предупреждения возможно на основе судебного решения закрыть издание, журналисты могут лишиться профессии и выплачивать значительные штрафы. Но пока таких прецедентов в практике украинского законодательства не было.

Литература

1.Панфилов Н.Д. Искусство фотографии. В этом издании подробно рассматриваются аспекты фотографии как деятельности, в том числе жанровые сцены, фотопортрет, пейзаж, жанровая фотография, фоторепортаж, фотоочерк, архитектура…

2. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. В книге подробно рассматриваются изобразительно-выразительные средства фотографии, такие как композиция, приводится классификация жанров фотографии.

3. Карачев А.А. От созерцания к творчеству. В книге подробно разбирается анализ изобразительно-выразительных средств, таких как формат, фокусировка, кадрировка, линия и др.

4. Оводов А.И. Жанры фотопублицистики.. Подробно рассматривается классификация жанров фотопублицистики, таких как фотоочерк, фотокорреспонденция, фотосерия и др.

5. Коулман Д. Документальная фотография, фотожурналистика сегодня. Обзорный материал о специфики разных направлений фотожурналистики.

6. Грир Ф. Лучшие фотографы мира. Портрет.

7. Медынский С.Е. Оператор. Пространство. Кадр.

8. Панфилов Н.Д. Фотографирование при искусственном освещении.

9. Ангарский П.И. История фотографии.

10. Вартанов А. Классик искусства фотопортрета. Формы бытования снимкв.

11. Касиани Д. Новые перспективы фотожурналистики.

12. Михайловский В. Фотография…

 

Научная работа

На примере авторского фотоальбома раскрыть сущность креативных аспектов фотопублицистики как реального средства убедительности при донесении информации до аудитории.

Исследование носит практический характер.

В ходе работы ставим перед собой следующие задачи, которые согласуются с названиями параграфов исследования:

1. Проследить историю развития фотопублицистики.

2. Определить роль и место фотопублицистике в журналистике.

3. Определить понятия документальная и художественная фотография, сформулировать их задачи, выявить сходства и различия между ними.

4. Охарактеризовать основные жанры фотографии.

5. Охарактеризовать основные жанры фотопублицистики и способы их выражения.

6.Охарактеризовать изобразительно-выразительные средства фотопублицистики.

7. Определить особенности творческого мышлении на примере разных тем, таких как «Светлое время года», «Жанр художественного портрета», «Мосты», «Репортаж с пресс-конференции», «Презентация…», «Интервью актера, политического деятеля, писателя…»…….

8. Провести анализ изобразительно-выразительных средств фотографии автором при создании работ фотоальбома «Светлое время года»……

9. Рассмотреть особенности составления фотоальбома на примере «Светлое время года»…….

 

Проблему исследования составляет анализ практических работ фотопублицистики.

 

Объектом исследования выбрана фотопублицистика. Предмет исследования- фотоочерк.

 

В научной работе автор должен использовать общенаучную методологию исследования, методы анализа и систематизации теоретических знаний, методологию при работе над созданием авторского фотоальбома, методы при решении вопроса авторских фотографий.

 

Практическая значимость научной работы заключается в умении построения фотоочерка. Сравнение и анализ авторских работ – это умение определить характер использования изобразительно-выразительных свойств, определяющих креативную составляющую журналистского труда. Авторское видение фотожурналиста полезно в практической работе всем, фотографией и собирает дополнительные сведения в обучении фотоискусству.

По теме фотоискусства имеется немало разработок, но лишь некоторые из них смежные с темой нашего практико-теоретического исследования созвучны с аспектами фотопублицистики. Этим и обуславливается новое определение авторских практико-креативных методов работы фотожурналиста.

 

Структура работы включает в себя введение, требуемый библиографический список литературы и источников, приложение.

 

Первая глава «Фотография как вид публицистической деятельности» подразделяется на три параграфа: - история развития фотографии, вехи становления, исследуем основные понятия слова «фотопублицистика» на конкретных примерах; - роль и место фотографии в журналистике; - определяем понятие художественной фотографии, выявляем их задачи, формулируем признаки документальной и художественной фотографии.

 

Вторая глава исследовательской работы – «Теория и практика фотопублицистики» также разбита на три параграфа: - рассматриваем жанры фотографии, к которым относим портретную фотографию, репортаж, пейзаж, архитектура, реклама; - характеризуем жанры фотопублицистики такие как фоторепортаж, Фотоколлаж, фотомонтаж, фотоплакат, как способ повествования в фотопублицистике; - характеризуем изобразительно-выразительное свойство фотографии и фотопублицистики, особенности их использования как жанра для реализации авторского замысла.

 

Третья глава «Особенности построения фотоочерка на примере темы «Светлое время года». Она носит сугубо практический характер. Созданный автором фотоальбом «Светлое время года» рассматривается как отражение творческого поиска начинающего фотожурналиста. Проводим анализ изобразительно-выразительного действа в соответствии с жанровой классификацией фотографий (на примере «Светлое время года» или др.). В заключении объясняем характер составления фотоальбома, цели и задачи, поставленные автором и формулируем мысли, которыми руководствовался автор при составлении фотоальбома.

 

Заключение:

- предпосылки возникновения и развития фотопублицистики, как способа видения мира и отражения действительности, становление фотопублицистики;

- фотопублицистика может выступать как самостоятельный вид массовой коммуникации и находить реализацию в авторских фотовыставках, издаваться в виде авторских работ и альбомов;

- классификация фотографии на документальную и художественную, обе эти формы имеют свои характерные признаки. Фотопублицистика может включать портретную, документальную, репортажную и др. виды фотожурналисткой деятельности…

- деление фотографии на жанры не является общепринятым, эта градация постоянно пополняется заново образовывающимися жанрами, также не исключает существование смешанных форм, их переплетением, взаимопроникновением. В основном можно выделить следующие основные жанры: портрет, пейзаж, репортаж, натюрморт, архитектура, реклама, ню… Вершиной мастерства является фотоочерк;

- к изобразительно-выразительным средствам фотографии относят тонирование (колорит), тон, перспектива, линия, план, ракурс, формат, композиция и др. – все это обусловлено выбором средств реализации авторского замысла;

- главная особенность творческого мышления автора заключается в отображении картины мира через образы и символы, что является своеобразной формулировкой мироощущения, миропорядка, красоты…

- при съемке портрета необходимо выработать правильные изобразительно-выразительные средства портрета- присутствие в кадре глаз и рук человека с обязательным использованием освещения (желательны свет закатного солнца или съемка в помещении в белом или чуть тонированном цвете);

- при съемке пейзажа – это «одушевленность» фотографий, признак присутствия человека, животного, использование драматургии, печать фотографий в черно-белом или чуть тонированном ракурсе;

- определенный порядок расположения фотографий, взаимосвязь между работами, что служит ключом к пониманию смысла;

- для работы фотожурналиста необходимым условием является образное мышление и его воздействие на аудиторию:

- владение мастерством фотографии, знание и использование выразительных средств фотографии повышает профессиональную компетентность журналиста.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.