Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Назовите и охарактеризуйте виды эластичности спроса: измерение и специфику





Важной характеристикой спроса является его эластичность – это степень реакции покупателей на изменение цены, которая может быть различной для разных товаров (хлеб и золото). Измерить степень ценовой эластичности спроса можно с помощью коэффициента ценовой эластичности по формуле:

 

Ed=%ΔQd / % ΔP, (21.1)

где:

Ed – эластичность спроса;

Qd – количество спрашиваемой продукции;

P– цена товара.

Эластичность спроса – это процентное изменение количества спрашиваемой продукции к процентному изменению цены. Более подробно эта формула может быть представлена в следующем виде:

Ed=ΔQd / Qd: ΔP/ P (21.2)

где:

Ed – эластичность спроса;

ΔQd – изменение количества спрашиваемой продукции;

Qd – первоначальное количество спрашиваемой продукции;

ΔP – изменение цены;

P – первоначальная цена товара.

Если Ed ≥1 – спрос эластичный; Ed ≤ 1 – спрос неэластичный. Единичная эластичность (Ed =1) – процентное изменение цены приводит к равному изменению спроса. Совершенно неэластичный спрос – изменение цены не приводит ни к какому изменению величины спроса на данную продукцию (лекарства). Совершенно эластичный спрос – самое малое снижение цены максимально увеличивает потребительский спрос. Кривые спроса с различной эластичностью представлены на рисунке 21.1.

Рисунок 21.1 – Кривые спроса с различной эластичностью

 

Кроме ценовой эластичности выделяют также эластичность спроса по доходу. Она показывает, как изменяется спрос на какую-либо продукцию при росте/снижении дохода потребителей. Это процентное изменение количества спрашиваемой продукции к процентному изменению дохода.

 

Eу = %ΔQd / % ΔУ, (21.3)

где:

Eу – эластичность спроса по доходу;

%ΔQd – процентное изменение количества спрашиваемой продукции;

ΔУ – процентное изменение дохода.

При рассмотрении неценовых факторов спроса отмечали, что спрос на товары зависит от цены на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы) товары. Эта эластичность может быть измерена с помощью перекрестной эластичности спроса: процентное изменение спроса на товар 1 к процентному изменению цены товара 2.

Eх=%ΔQd1 / % ΔP2, (21.4)

где:

Eх – перекрестная эластичность спроса;

%ΔQd1 – процентное изменение спроса на товар 1;

ΔP2 – процентное изменение цены на товар 2.

Перекрестная эластичность спроса в зависимости от цены взаимозаменяемого товара положительна, в зависимости от цены взаимодополняющего товара – отрицательна.

22* Опишите действие закона предложения и дайте понятие кривая предложения. Как происходит изменение предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов?

Предложение это количество продукта, которое производитель может предложить к продаже на рынке по определенной цене в течение определенного периода времени.

Факторы, определяющие предложение товаров:

1. Цена товара;

2. цены на ресурсы,

3. цены на сопряженные товары;

4. ожидания производителей относительно будущих цен;

5. количество производителей;

6. технология производства товаров.

Цена товара: закон предложения – при прочих равных условиях увеличение цены приводит к увеличению предложения данного товара. Производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество продукта по более высокой цене. Кривая предложения является восходящей, т.е. демонстрирует прямую зависимость между ценой и предложением определенного товара (табл. 22.1, рис. 22.1).

 


Таблица 22.1 – Зависимость между ценой товара и количеством  
Цена Количество
   
   
   
   
   

 

Рисунок 22.1 – Кривая предложения

 

Цена на факторы производства: рост цен на ресурсы увеличивает издержки предприятия и сокращает предложение.

Цены на сопряженные товары: если два товара являются субститутами, то рост цены на один из них приводит к сокращению предложения другого (замена производства одного товара производством другого). Если товары являются комплементарными, то рост цены на один из них приводит к увеличению предложения другого.

Ожидания относительно будущих цен и доходов: Если ожидается рост цен на данный товар в будущем, то производители стараются продавать его меньше сегодня, ожидая получить больше прибыли, реализуя продукцию по повышенным ценам и наоборот.

Число продавцов: увеличение числа фирм, предлагающих на рынке данный товар, приводит к увеличению предложения данного товара.

Технология: использование новых технологий позволяет производителям сокращать издержки производства, и увеличивать предложение.

Под влиянием ценовых факторов происходит движение по кривой предложения, под влиянием неценовых – сдвигается сама кривая предложения (рис. 22.2)

Рисунок 22.2 – Смещение кривой предложения под влиянием неценовых факторов

23 ** Покажите сущность эластичности предложения и ее зависимость от временного фактора

 

Важной характеристикой предложения является его эластичность – отношение процентного изменения количества предлагаемой к продаже продукции к процентному изменению ее цены.

Ŋs =%ΔQs / % ΔP, (23.1)

где:

Ŋs – эластичность предложения;

%ΔQs – процентное изменение количества продукции предлагаемой к продаже;

% ΔP – процентное изменение цены данной продукции.

Восходящая кривая предложения имеет положительную эластичность.

Если количество предлагаемого товара фиксировано независимо от цены, то кривая предложения является вертикальной. В этом случае эластичность предложения равна нулю (квотирование).

Изменения цены не приводят ни к какому изменению величины предложения. Предложение является абсолютно неэластичным.

Если цена товара находится на уровне, ниже которого производители не станут предлагать товар к продаже, но по которой они согласны продавать любое количество продукции, на которую предъявляется спрос, это означает абсолютную эластичность предложения.

Абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение представлено на рисунке 23.1.

Рисунок 23.1 – Крайние случаи эластичности предложения

Эластичность предложения и период времени:

- для мгновенного периода предложение неэластично;

- для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене объем выпускаемой продукции;

- для долгосрочного периода предложение эластично.

Более подробно зависимость эластичности предложения от периода времени исследуется в следующем вопросе.

24 ** Что означает рыночное равновесие? Раскройте механизм перехода от мгновенного к краткосрочному и долгосрочному равновесию

Механизм взаимодействия спроса и предложения является важным регулятором процессов, осуществляющихся на рынке, в результате чего достигается рыночное равновесие. Цена, которая приводит спрос и предложение в состояние равновесия, является лучшей ценой, максимизирующей благосостояние потребителей и производителей, т.е. общественное благосостояние.

Зависимость между ценой товара, спросом и предложением на него представлена в таблице 24.1 и на рисунке 24.1.

 

Таблица 24.1 – Зависимость между ценой товара, спросом и предложением

 

Цена Спрос Предложение Недостаток/Избыток
      - 9
      -3
       
      +2
      +4

 

Равновесная цена – цена, соответствующая равенству спроса и предложения (точка А на рисунке 24.1). Равновесное количество продукции – это такое количество, которое продается и покупается по равновесной цене. Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цены на уровне, при котором решения о продаже и купле совпадают, называется уравновешивающей функцией цен (30 рублей).

Рисунок 24.1 – Рыночное равновесие

 

Модели равновесия:

1. Статические (фактор времени не учитывается). Исследуются в микроэкономике. Выделяются:

- мгновенный период;

- краткосрочный период;

- долгосрочный период деятельности экономических субъектов.

2. Динамические (учитывается временной фактор). Исследуются в макроэкономике.

Рассмотрим статические модели.

Мгновенный период:

1. Все факторы производства являются постоянными.

2. Продавец лишен возможности приспосабливать величину предложения к объему спроса, и равновесная цена определяется только кривой спроса.

3. Кривая предложения, является либо строго вертикальной линией (для товаров, не подлежащих хранению), либо имеет возрастающий отрезок (для скоропортящихся товаров).

Краткосрочный период:

1. Часть факторов производства является постоянной, а часть переменной. Продавец может приспосабливать величину предложения в соответствии с рыночным спросом, но только в пределах производственных мощностей предприятия.

2. Рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения на возрастающем отрезке кривой предложения, и только спросом – на вертикальном отрезке кривой предложения.

Долгосрочный период:

1. Все факторы производства являются переменными – можно изменять масштабы производства.

2. В зависимости от динамики издержек (затрат) кривая предложения может иметь вид:

- горизонтальной линии – издержки являются постоянной величиной, и рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены;

- возрастающей линии – издержки увеличиваются, например, из-за роста цен на ресурсы, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесной цены;

- убывающей линии – издержки сокращаются, и рост равновесного объема сопровождается снижением равновесных цен.

С механизмом спроса и предложения тесно связана категория потребительского излишка – это максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за покупку за вычетом действительной цены товара. Сумма излишков всех потребителей, которые приобретают товар, показывает размер совокупного потребительского излишка. Это совокупная выгода, которую могут получить потребители, приобретая товары на рынке.

 

25 ** Раскройте понятие «капитал», в чем состоит отличие различных его трактовок? Проанализируйте понятие капитал как движение, его кругооборот и оборот, амортизацию основного капитала и её норму

Капитал часто отождествлялся со средствами производства и факторами производства.

А. Смит относил к капиталу накопленный труд, воплощенный в орудиях производства.

Д. Рикардо называл капиталом средства производства.

Французские физиократы считали капиталом землю.

К. Маркс определяет капитал как:

1) самовозрастающую стоимость, создаваемую прибавочным трудом рабочих: Д - Т - Д +д;

2) производственные отношения (отношения эксплуатации) между капиталистом и наемным рабочим;

3) непрерывный процесс движения.

В современной экономической литературе под капиталом понимаются капитальные блага, предназначенные для производства, а также инвестированный денежный капитал.

Изначально капитал выступает в денежной форме. На денежный капитал, который призван создавать необходимые условия для соединения факторов производства, предприниматель на рынках факторов производства покупает все необходимое ресурсы на свой денежный капитал.

Д-Т

Другой формой капитала является производительный капитал. Он должен способствовать организации управлению и рациональному соединению приобретенных факторов производства с целью получения большей стоимости, т.е. прибавочной стоимости. Для этого необходимо произвести вещественные носители этой прибавочной стоимости – товары и услуги:

…П…

Третьей формой капитала является –товарный капитал, функции которого состоят в реализации имеющихся товаров и услуг с целью превращения товарного капитала в денежный. Именно здесь и происходит получение прибыли (прибавочной стоимости):

Т’-Д’

Совершается кругооборот - движение капитала, при котором, проходя различные стадии, он возвращается в ту форму, с которой начал свое движение. Это единство двух стадий: обращения и производства

 

Д-Т…П…Т’-Д’

Оборот капитала – это кругооборот капитала, определяемый не как отдельный акт, а как постоянный, непрерывно возобновляемый процесс.

Полный оборот капитал совершит только тогда, когда вся затраченная сумма денег вернется к капиталисту в денежной форме, а для этого требуется несколько кругооборотов.

По функциональной роли в процессе производства капитал (производственные фонды) делится на основной и оборотный. Основной капитал (фонды) – это та часть авансированного капитала, которая целиком участвует в процессе производства, но переносит свою стоимость на готовый продукт по частям, по мере износа и возвращается к предпринимателю в денежной форме в течение нескольких циклов производства.

К основному капиталу относятся: здания, сооружения (пассивная часть), производственное оборудование (активная часть).

Часть авансированного капитала, воплощенная в сырье, топливе, материалах, электроэнергии, затраченная на покупку рабочей силы образует оборотный капитал. Стоимость оборотного капитала учитывается в стоимости продукта целиком и полностью возвращается к предпринимателю в денежной форме после каждого кругооборота капитала.

На предприятии имеются и фонды обращения – это готовая продукция на складе, и денежные средства в расчетах.

Движение капитала совершается в течение определенного времени.

Сумма времени, в течение которого вся авансированная стоимость проходит стадии производства и обращения составляет время оборота капитала. За единицу измерения времени оборота капитала принят год (О).

Время оборота капитала можно исчислить по следующей формуле:

 

N= О/о, (37.1)

 

где о - время действительного оборота капитала;

n – число оборотов капитала.

Амортизация – это та часть стоимости основного капитала, которая после реализации товара возвращается предпринимателю в денежной форме, откладывается в счет снашивания средств труда и образует амортизационный фонд, т.е. фонд возмещения основного капитала.

Отношение ежегодной амортизации к основному капиталу называется нормой амортизации.

 

26 *** Какова взаимосвязь текущей дисконтируемой стоимости, ставки процента и фактора времени?

Предприниматель всегда сравнивает ожидаемый уровень дохода на капитал (ожидаемую рентабельность) с текущей рыночной ставкой процента по ссудам.

Общее правило таково: инвестиции следует осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже или равен рыночной ставке процента.

Сравнение уровня дохода с процентной ставкой – не единственный способ обоснования эффективности инвестиционных проектов. Большое значение имеет процедура дисконтирования.

Она связана с тем, что при осуществлении инвестиционных проектов необходимо сопоставлять величину сегодняшних затрат и будущих доходов.

Так, чтобы получить 100 долл. через год (при рыночной ставке 10%), сегодня надо затратить 91 долл.

Формула дисконтирования имеет следующий вид:

 

Vp = Vt/(1+r), (41.1)

где:

Vp – сегодняшняя стоимость будущей суммы денег;

Vt – будущая стоимость сегодняшней суммы;

t – количество лет;

r – ставка процента.

Предприниматель, выбирая инвестиционный проект, должен учитывать и норму амортизации основного капитала.

27 * Перечислите критерии разграничения издержек производства на внешние (явные) и внутренние (неявные). Рассмотрите содержание понятий прибыль: бухгалтерская, экономическая, нормальная

В начале ХХ века была разработана теория объективных издержек альтернативных возможностей (или издержек утраченных возможностей). Ее выдвинул в 1913 г. американский экономист Г. Давенпорт. Данная теория предполагает, что при анализе проблем издержек производства необходимо учитывать редкость ресурсов и возможность их альтернативного использования. В научный оборот было введено понятие экономических издержек.

Экономические, или вмененные издержки любого ресурса, взятого для производства товара, равны его стоимости, или ценности, при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

Экономические издержки – это выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Все эти выплаты могут быть внешними или внутренними.

Внешние издержки – денежные расходы, которые фирма выплачивает в пользу поставщиков (трудовых услуг, сырья, топлива и т.д.), т.е. внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, не принадлежащим к числу владельцев данной фирмы.

Внутренние издержки (неоплаченные) – это денежная компенсация, связанная с самостоятельным использованием собственных ресурсов. Одним из элементов внутренних издержек является нормальная прибыль предпринимателя как вознаграждение за выполняемые им функции. Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль – равна общей выручке за вычетом бухгалтерских (внешних) издержек.

Экономическая прибыль – равна общей выручке за вычетом всех вмененных издержек (внешних и внутренних, включая в последние и нормальную прибыль).

Экономическая прибыль не входит в издержки, т.к. этот доход, полученный сверх нормальной прибыли.

28 *** В чем состоит отличие издержек производства организации в краткосрочном и долговременном периодах?

Краткосрочный период характеризуется тем, что фирма имеет фиксированное количество оборудования и не может изменить производственные мощности, однако она может увеличить степень загрузки данных производственных мощностей, организует свою деятельность за счет поиска лучших комбинаций материалов, труда, которые она имеет. Как правило, фиксированным фактором производства является капитал, а труд – переменным. Безусловно, даже в краткосрочном периоде деятельность фирмы направлена на всевозможное увеличение прибыли, ее максимизацию (или минимизацию убытков).

Долговременный период – это период, достаточно продолжительный, в течении которого производители товаров могут изменить количество всех используемых ими ресурсов. В этот период в отрасль могут войти новые и выйти старые фирмы. Все факторы (ресурсы) производства в долговременном периоде являются переменными.

Постоянными издержками (TFC) производства называют все затраты, величина которых не меняется при увеличении или уменьшении загрузки мощностей. К ним относятся ежегодная амортизация основного капитала, расходы на поддержание техники предприятия в хорошем состоянии, на сохранение административно-управленческого персонала, сбытовой сети и т.д., включая нормальную прибыль на вложенный капитал.

Переменные издержки (TVC) – это те расходы предприятия, которые меняются в зависимости от объема производства (расходы на сырье, наем рабочей силы, энергию, и т.д.). Их иногда называют пропорциональными или дифференциальными издержками.

В особенно тяжелые периоды предприятие может некоторое время вести производства при ценах покрывающих только переменные издержки. предприятие может нести убытки, равные постоянным издержкам. Однако такие же потери оно понесло бы и в случае остановки производства, но тогда его место на рынке было бы занято конкурентами.

Сумма постоянных и переменных издержек производства образует валовые (общие) издержки производства (ТС).

Издержки производства могут исчисляться и как средние величины. Средние издержки производства определяются путем деления или разложения общей суммы издержек производства данного вида на число единиц продукции (Q).

Более подробный анализ издержек производства представлен в вопросе 15.

Предельные издержки (МС) предстают как чистый прирост валовых (общих) издержек производства при производстве дополнительной единицы партии продукции.

Q

 

Рисунок 47.1 – Издержки производства

 

29 *** Покажите особенности рынка чистой конкуренции, кривых спроса отрасли и предприятия

 

Характерные черты рынка чистой конкуренции:

- неограниченно большое число участников рынка, каждый из которых имеет очень маленькую долю на рынке;

- свободный вход на рынок и выход из него (отсутствуют барьеры для конкурентов);

- абсолютная подвижность материальных, финансовых и трудовых ресурсов;

- свободный доступ к информации о рыночной конъюнктуре;

- производимая продукция является одинаковой или стандартизированной, т.е. не различимой по качеству;

- отсутствует необходимость применения неценовой конкуренции (рекламы продукта, торговой марки и торгового знака);

- никто из участников рынка не может оказать влияния на поведение конкурентов и на определение рыночной цены. Цена на продукцию устанавливается через механизм рыночного спроса и предложения.

Выпуск, характерный для рынка (отрасли) исчисляется тысячами тонн продукции. Что же касается одной фирмы, то, очевидно, что кривая спроса на ее продукцию является совершенно эластичной (горизонтальной), хотя с точки зрения рынка в целом, кривая спроса имеет вполне обычный отрицательный наклон.

 

Рисунок 48.1 – Рыночный спрос и предложение на продукцию в условиях совершенной конкуренции

 

У фирмы, продукция которой обладает совершенной эластичностью, предельный доход просто равен цене. (предельный доход – показывает величину, на которую измениться совокупный доход при изменении объема выпуска на единицу продукции).

Рисунок 48.2 – Кривая спроса на продукцию отдельного производителя

 

Фирма не будет стремиться повысить цену своей продукции для увеличения общей выручки, т.к. покупатель откажется покупать продукцию данного предприятия по завышенной цене и обратится к идентичной продукции конкурента.

При существующей рыночной цене фирма будет стремиться продавать столько продукции, сколько ей экономически выгодно с точки зрения максимизации прибыли.

 

30 *** Что такое равновесное положение организации? Каковы основные критерии максимизации прибыли или минимизации убытков в краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции?

 

В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием и пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки, приспосабливая свой объем производства посредством изменений в величине переменных ресурсов (материалов, труда и т.д.)

Существуют два подхода к определению уровня производства, при котором фирма будет максимизировать прибыль.

Первый способ связан со сравнением предельных издержек и предельного дохода (МС и MR). Поскольку цена задается фирме – совершенному конкуренту рынком, основная проблема, которую фирма решает при максимизации прибыли, – определение объема выпуска.

 

MR= МС = Р (49.1)

 

В краткосрочном периоде фирма максимизирует прибыль при условии, что предельная выручка MR равна предельным издержкам МС и равна Р. МС=MR = Р, это условие будет выполняться при Qf, так как при Q < QE, МС< MR, и фирма наращивает Q, с тем чтобы получить дополнительную прибыль, а при росте QE уменьшает выпуск, так как здесь МС > MR, и фирма от каждой дополнительно проданной единицы несет убытки. МС не учитывают постоянных издержек.

Второй способ определения максимальной прибыли связан с сопоставлением общих издержек и общего дохода (ТС и TR).

Любую единицу продукции, при которой общий доход превышает общие издержки, фирме следует производить.

 

Рисунок 49.1 – График определения оптимального объема выпуска продукции в краткосрочном периоде

 

Таким образом, по мере роста объема выпуска продукции, происходит рост как общих издержек так и совокупного (общего) дохода. Если увеличение дохода превышает увеличение издержек (т.е. предельный доход больше, чем предельные издержки), то дальнейший рост выпуска продукции на 1 единицу увеличивает совокупную прибыль и наоборот. Следовательно, для максимизации прибыли фирма должна расширить объем производства до тех пор, пока предельный доход превосходит предельные издержки, и тотчас прекратить выпуск, как только увеличивающиеся предельные издержки начнут превосходить предельный доход. Максимальная прибыль – это точка пересечения восходящей ветки кривой предельных издержек с кривой предельного дохода (на графике это расстояние между кривой совокупного дохода и кривой полных издержек – наибольшее.

 

31***Что показывает кривая предложения отрасли в краткосрочном периоде? В чем проявляется взаимосвязь между чистой конкуренцией и эффективным распределением ресурсов?

 

Фирма в условиях чистой конкуренции должна выполнять два правила, которые носят универсальный характер и применимы к любой структуре рынка.

Правило 1. Фирме имеет смысл продолжать функционировать, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки.

Правило 2. Если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Несмотря на определенные ограничения и исключения, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Это требует выполнения двух условий:

1) для достижения эффективности распределения ресурсов последние должны быть распределены так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества;

2) производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

Насколько же эффективно функционирует рынки в условиях совершенной конкуренции? В равновесной ситуации рынок, на котором существует совершенная конкуренция, производит то количество продукции, которое соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения. В экономике, где все рынки, находятся в состоянии совершенной конкуренции и отсутствуют всякого рода внешние воздействия, вопрос о том, что производить, решается, таким образом, автоматически. Более того, в ситуации долгосрочного равновесия вся продукция, появляющаяся на таком рынке, производиться с наименьшими возможными издержками.

Чисто конкурентная модель предполагает отсутствие существенных побочных рыночных результатов. Но на самом деле они есть. Производитель допускает только те издержки, которые должны окупиться. Поэтому у них есть те издержки, которые они стараются избежать (и избегают), тем самым загрязняя окружающую среду. Эти издержки несет общество. Они называются побочными или внешними издержками. С другой стороны есть побочные или внешние выгоды - это например, потребление товаров и услуг (прививки, которые приносят большую выгоду обществу).

Деятельность производителей, направленное на получение прибыли, вызовет распределение ресурсов, которое является выгодным с. точки зрения общества, только если предельные издержки включают все производственные издержки, и цена продукта точно отражает все выгоды, которые общество получает от производителей товара.

32*** Рассмотрите специфику рынка чистой монополии. Как максимизировать прибыль и минимизировать убытки монополиста в краткосрочном и долгосрочном периодах?

 

Характерными чертами рынка чистой монополии являются:

1) в отрасли господствует одна фирма;

2) продукт фирмы является уникальным, у него нет близких заменителей;

3) влияние на уровень рыночной цены и на поведение конкурентов практически не ограничено;

4) вхождение в отрасль конкурентов сдерживается барьерами;

5) нет необходимости в проведении неценовой конкуренции (рекламы продукции, торгового знака и торговой марки).

Краткосрочный период характеризуется тем, что фирма не может изменить производственные мощности. Однако она может:

1) увеличить степень загрузки данных производственных мощностей;

2) улучшить свою деятельность за счет выбора оптимальных комбинаций материалов, труда, которые она имеет.

Несмотря на то, что чистая монополия может влиять на цену своего товара, анализ максимизации прибыли такой же как в монополистической конкуренции. В условиях чистой монополии необходимо, чтобы предельные издержки практически сравнялись с предельным доходом. Другой вывод из рассмотренной ситуации: предельный доход при чистой монополии меньше цены.

Рисунок 51.1 – Краткосрочное равновесие чистой монополии

 

Максимизирующий прибыль объем производства обозначен как Qм. Единственная цена, при которой Qм может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси выпуска до кривой спроса, а затем, под прямым углом, до вертикальной оси.

Найденная цена есть Рм. При этой цене и величине выпуска Qм монополист получает на единицу товара прибыль (Рм - АСм).

В долговременном периоде даже чистый монополист должен учитывать возможное проникновение конкурентов.

В долговременном периоде максимизирующая прибыль чистая монополия расширяет свои операции до того момента, пока не достигнет объема продукции, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR=LRMC).

Если монополист в такой ситуации установит цену, которая позволит ему получать экономическую прибыль, то нужно предположить, что он заблокирует вход на данный рынок всех других продавцов.

Кривая, изображающая изменение средних совокупных издержек (АС) теперь будет рассматриваться как кривая долгосрочных средних издержек фирмы (LRAC). Кривая предельных издержек (МС) будет соответствовать кривой долгосрочных предельных издержек (LRMC).

Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска, когда LRMC равны долгосрочному предельному доходу (MR). Рассмотрим подробнее особенности поведения монополиста в долговременном периоде.

В случае, когда уровень спроса соответствует MR = LRMC, в точке, где LRMC = LRAC. В этом случае фирма определяет объем производства, соответствующий минимальным долгосрочным издержкам LRACmin.

Кривую долгосрочных средних затрат монополиста обозначим как АС1 при долгосрочном равновесии. В связи с этим монополия добивается использования всей возможной отдачи от масштаба производства.

Однако монопольная цена Рм превышает LRACmin и LRMC. Из этого следует, что потребители не получат всех преимуществ от низких средних издержек монополиста, т.к. он из-за отсутствия конкуренции может установить цену на уровне, выше LRACmin. Это видно на рисунке 51.2.

Рисунок 51.2 – Долгосрочное равновесие на рынке чистой монополии

 

Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных.

 

33 ** Возможна ли ценовая дискриминация на рынке чистой монополии? Рассмотрите виды монополий, барьеры для входа и выхода из отрасли. Чем была вызвана необходимость проведения антимонопольной политики государства?

 

Монополия может быть сама заинтересована в увеличении выпуска продукции или оказания услуг, если она проводит политику ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация — это практика установления разных цен на один и тот же продукт, не оправданная различиями в издержках.

Различают три степени ценовой дискриминации:

1-я степень – совершенная дискриминация состоит в том, что покупателям устанавливается своя цена, которую они могли бы заплатить за каждую единицу. Происходит изъятие потребительского излишка в пользу монополиста;

2-я степень – различные цены устанавливаются на каждую партию продукции. Она осуществляется в виде ценового дисконта или скидок с цены партии товара;

3-я степень – дифференциация рынков, на каждом из которых устанавливается своя цена реализации.

Выделяют три основных типа монополий:

1. Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патентная защита, институт авторских прав).

2. Естественная монополия. Это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм будет не эффективным по масштабу производства. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок к такому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства.

3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится естественным поставщиком данного товара, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. В данной ситуации чаще всего оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Конкуренты у данных фирм появляются позже.

Различают также простую монополию. Это монополия, которая в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.