|
Тема 5. Современные подходы и теории управленияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Количественная школа управления. Применение методов управления к решению проблем производственного менеджмента. Использование математических методов в управлении, моделирование и принятие управленческих решений. Использование количественных методов в разработке общеэкономических концепциях. Процессный подход в управлении. Общая характеристика функций менеджмента: основные, связующие, интегрирующие, специальные функции. Становление концепции функционального управления. Сравнительная характеристика содержания общих функций управления в западной и отечественной школах управления. Системный подход в управлении.Теория общих систем.Теория общих систем Л. фон Берталанфи. Выявление общих черт, свойственных всем наукам. Работы А.А.Богданова. Тектология. Кибернетика Н.Винера. Механизм контроля системы с помощью коммуникаций, передающих информацию по каналам связи между управляемой и управляющей системами. Теория информации: кодирование, передача и расшифровка сообщений, емкость каналов и математическое изучение связи. Попытки обобщения идей Л.фон Берталанфи, кибернетики Н.Винера и теории информации (К.Боулдинг). Взгляды на управление П.Ф.Друкера. Функции менеджера. Понимание бизнеса (как экономического института, гуманитарной и социальной организации, социального института, интегрированного в общество). Концепция управления по целям (МВО). Инновационная деятельность и предпринимательство. Понятие «менеджер-предприниматель» Условия становления и существования предпринимательского общества. Концепция «общества знаний». Концепция теории бизнеса. Эффективный управляющий. Взгляды Т.Питрса, Р.Уотермана, Р.Паскаля, Э.Атоса на управление. Модель «Маккинси 7 С. Ситуационный подход в управлении. Исследования условий применения различных типов организационных структур в различных условиях (стабильных и изменяющихся) Т.Бернса, Г.Сталкера и др. Их классификации технологий. Методологии подбора способов управления персоналом для достижения целей организации с элементами ситуационного подхода (теории Р.Танненбаума и В.Шмидта, Дж.Хоманса, К.Арджириса, Р.Блейка и Дж.Моутон, А.Этциони, Б.Басса и др). Тема 6. Развитие теории и практики управления в России Управление России начала ХХ в. Управленческая мысль России 1920-30 гг. Движение за научную организацию труда. Школы НОТ. Работы А.А.Богданова, А.К.Гастева, П.М.Керженцева, О.А.Ерманского, Е.Ф.Розмирович, И.М.Бурдянского, П.М.Есманского, Н.А.Витке, Ф.Р.Дунаевского и других ученых. Первая Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства, Вторая Всесоюзная конференции по НОТ. Развитие теоретических основ организации производственных процессов О.И.Непорентом, его классификация операций в производственном процессе. Третья Всесоюзная конференция по внутризаводскому планированию и управлению производством в машиностроении. Взгляды на управление в 50-х 60-х годах ХХ века. Возрождение нотовского движения в 1960-е годы. Работы В.Г.Афанасьева. Взгляды С.Е.Каменицера и Г.В.Теплова на управление. Использование на практике экономико-математических методов, создание экономической кибернетики. Работы А.И.Берга и В.М.Глушкова. Формирование системы планирования и управления народным хозяйством. Формирование теории оптимального планирования народного хозяйства. Влияние работ Д.Е.Слуцкого на развитие экономико-математической теории. Исследования 1970-80-х гг. в области управления. Формирование управленческих концепций, выработка методологических основ теории управления. Работы Р.А.Белоусова, Д.Н.Бобрышева, Д.М.Гвишиани, Д.М.Берковича, О.А.Дейнеко, О.В.Козловой, Л.Н.Качалиной, Г.Х.Попова, Ю.А.Тихомирова по проблемам управления в нашей стране. Разработка современной науки управления общественным производством творческими научными коллективами. Формирование научных школ и центров научных исследований факультета управления Российского государственного гуманитарного университета, лаборатории проблем управления в МГУ им. М.В.Ломоносова, Государственного университета управления, Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, Санкт-Петербургского государственного университета экономики, академических и отраслевых научно-исследовательских институтов и др. Управленческая мысль в современной России. Перспективы менеджмента.
Образовательные технологии В целях усвоения материала курса предусматривается применение следующих образовательных технологий: использование в лекционном курсе анализа мирового опыта и образцов управления в области менеджмента, разбор конкретных ситуаций, самостоятельная работа студентов, выполнение ими контрольных заданий. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Формы промежуточного и итогового контроля: промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины может проводиться в форме контрольных работ. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена. Примерные темы контрольных работ 1. Анализ специфических особенностей управления в Древних цивилизациях. 2. Анализ методов подготовки управленцев в древних государствах. 3. Анализ специфических особенностей управленческих революций в России. 4. Сравнительный анализ подходов А.Гастева и Н.Витке к социальной инженерии. 5. Сравнительный анализ теорий управления Ф.Дунаевского и А.Гастева. 6. Анализ сходств и отличий теорий управления Ф.Тейлора и А.Гастева. 7. Анализ сходств и отличий теорий управления Н.Витке и Э.Мэйо. 8. Сравнительный анализ критериев эффективности Г.Эмерсона и Ф.Дунаевского. 9. Анализ теорий лидерства отечественных ученых 1920-х гг. 10. Анализ основных направлений развития психотехники в России (1920-е годы). 11. Анализ положений основ общей теории организации в трудах А.Богданова (1920 гг.). 12. Анализ теорий советских ученых, разработанных на стыке методологий (1920-е). 13. Анализ культурно-исторических факторов формирования трудовых установок (по работам А.Гастева). 14. Анализ принципов распределения и премирования работ Ф.Тейлора. 15. Сравнительный анализ взглядов на вопросы эффективности управления, координации, формирования организационных структур представителей административной школы управления. 16. Сравнительный анализ взглядов на управление М.Вебера и Ч.Барнарда. 17. Сравнительный анализ взглядов на управление Г.Форда и А.Слоуна. 18. Сравнительный анализ методологий, содержащих элементы ситуационного подхода в изучении процесса мотивации. 19. Сравнительный анализ современной инженерии и «социальной инженерии» 1920-х годов. Примерный список монографи, для анализа Гринспен А., Колризер Дж., Рапай К., Друкер П. Главные книги о бизнесе / пер. с англ. М., 2010. – 1664 с. Друкер П.Ф. Классические работы по менеджменту / пер. с англ. М., 2010. – 224 с. Друкер П.Ф. Эпоха разрыва. Ориентиры для нашего меняющегося общества / пер. с англ. М., 2007. – 336 с.
Методические указания по подготовке и оформлению контрольных работ Методические рекомендации предназначены для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения факультета управления ИЭУиП РГГУ. При разработке рекомендаций учитывались требования Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки «Менеджмент» и действующих нормативных документов. Контрольные работы являются одной из промежуточных форм аттестации студентов, которые выполняются в течение семестра в установленные сроки. Тематика контрольных работ предусматривает проверку уровня знаний студента по некоторым вопросам теоретического лекционного курса, а также самостоятельного изучения ими источников и специальной литературы. Контрольные работы выполняются письменно и сдаются на проверку преподавателю кафедры. Контрольные работы могут проводиться на лекционных или семинарских занятиях в аудиторных классах при условии предварительной подготовки бакалавров. Контрольная работа направлена на индивидуализацию обучения и повышение роли самостоятельной работы бакалавров, поэтому предусмотрен широкий спектр контрольных вопросов, позволяющий бакалавру выбрать наиболее интересную для него тему. С тематикой контрольных работ бакалавры познакомиться в УМК дисциплины. Содержание контрольной работы включает: обоснование актуальности данного вопроса; краткий анализ источников и литературы; теоретическую и/или практическую значимость данного вопроса; основное содержание вопроса; перспективы развития (в зависимости от темы контрольной работы); выводы и рекомендации. Общий объем текстового материала 7-10 страниц. Структура текстовой части контрольной работы может иметь: ведение, основную часть, выводы, список источников и литературы. Разбиение текста на разделы и подразделы может быть сделано по желанию автора, однако небольшой объем контрольной работы делает это не всегда целесообразным. Оценка контрольных работ осуществляется в соответствии с утвержденной на кафедре рейтинговой системой оценки знаний студентов по каждой дисциплине.
Контрольные вопросы к экзамену 1. Особенности становления и развития управления как целостного учения. 2. Обзор литературы по истории управленческой мысли. 3. Периодизация развития управленческой мысли. 4. Характеристика основных школ менеджмента. 5. Особенности становления и развития управления в Древнем Египте. 6. Особенности становления и развития управления в государствах Древнего Востока. 7. Особенности управления и развития управленческой мысли в Древнем Китае. 8. Особенности управления и развития управленческой мысли в Древней Греции. 9. Особенности управления и развития управленческой мысли в Древнем Риме. 10. Особенности формирования взглядов на управление в эпоху становления и развития индустриального общества. 11. Особенности управления времен средневековья в странах Западной Европы. 12. Н.Макиавелли и его взгляды на управление государством. 13. Промышленный переворот и формирование взглядов на управление. 14. Роберт Оуэн и его эксперименты. 15. Особенности управления и развития управленческой мысли периода промышленной революции в Англии. 16. Особенности управления и развития управленческой мысли периода промышленной революции в Америке. 17. Американское общество инженеров-механиков (ASME) как предтеча проведения разработок в области научного менеджмента. 18. Взгляды Ф.У.Тейлора на тарифную систему. Принцип «деления прибыли». Взаимосвязь заработной платы с производительностью труда рабочих. 19. Принципы научного управления Ф.У.Тейлора и их место в методологии научного менеджмента. 20. Философия менеджмента и механизмы ее реализации (по работам Ф.У.Тейлора). 21. Программы «достигающего рабочего» и «достигающего руководителя» Ф.У.Тейлора. 22. Организационная гармония и экономическая целесообразность как важнейшие аксиомы «геометрии труда» Ф.У.Тейлора. 23. Правила человеческих движений Ф.Гилбрета. 24. Всемирная история с позиций менеджмента (по Г.Эмерсону). 25. Пирамида беспорядка Г.Эмерсона. 26. Взгляды Г.Эмерсона на управленческую пирамиду «сверху» и «снизу». 27. Принципы производительности Г.Эмерсона: их состав, содержание, взаимозависимость и взаимосвязи. 28. Взгляды Г.Эмерсона на управление «от достигнутого». 29. Организация и личность. Дисциплина ответственности (по работам Г.Эмерсона). 30. Графические средства Г.Л.Гантта как рабочий инструментарий менеджера. 31. «Общественная корпорация» и особенности ее управления по Г.Л.Ганнту. 32. Ф. и Л.Гилберты и их вклад в стандартизацию труда. 33. «Техническая» и «административная» установки А.Файоля в работе персонала промышленного предприятия. 34. Основные качества менеджера (по работам А.Файоля). 35. «Универсальные» принципы А.Файоля, определяющие построение и функционирование системы управления предприятием. 36. Власть и ответственность, их соотношение в соответствии с принципами А.Файоля. 37. Взгляды А.Файоля на централизацию и децентрализацию. 38. Элементы менеджмента и их содержание (по работам А.Файоля). 39. Сущность концепции «менеджмента персонала» А.Файоля. 40. Принцип «общей цели» Л.Урвика и его роль в координации усилий всех элементов организационной структуры управления предприятием. 41. Дж.Д.Муни и его требования к целям организации. 42. Бюрократия как «идеальный тип» административной организации (по работам М.Вебера). 43. Власть как обязательное условие существования предприятия и теория М.Вебера о ее разновидностях. 44. «Скалярная цепь» в управлении. 45. Поведение людей и экспериментальная психология Г.Мюнстерберга. 46. Принцип инструментализма Г.Мюнстерберга и его место в управлении предприятием. 47. Группа и индивидуум (по работам М.П.Фоллет). 48. Сущность философии бизнеса М.П.Фоллет. 49. Хоторнские эксперименты и их вклад в развитие теории управления. 50. Взгляды Э.Мэйо на социальные проблемы индустриализма. 51. Организация как социальная система (по работам Ф.Ротлисбергера). 52. Формальные и неформальные организации: понятие, элементы, функции, сравнительный анализ. 53. Теория власти Ч.И.Бернарда. 54. Функции руководителя (по работе Ч.И.Бернарда с аналогичным названием). 55. Теория иерархии потребностей А.Маслоу и ее графическое представление. 56. Вклад Ф.Герцберга в теорию иерархии потребностей. 57. Производственный менеджмент и концепция исследования управления. 58. Системный подход в менеджменте. 59. Теория «общих систем» Л. фон Берталанфи. 60. Кибернетика как наука об управлении, связи и переработки информации (по работам Н.Винера). 61. Процессный подход к управлению и ориентация на многоплановость и многомерность организации. 62. Вклад П.Друкера в теорию и практику современного управления. 63. Концепция управления по целям и ее содержание. 64. Самоуправление и социальное партнерство (по работам П.Друкера). 65. Модель «Маккинси 7С» и ее значение в системе управления современной организацией. 66. Ситуационный подход и ситуационные теории в управлении. 67. Синергетический эффект и способы его достижения. 68. Концепция стратегического управления И.Ансоффа. 69. Вклад М.Портера в теорию конкуренции. 70. Конкурентные силы (факторы) рынка и их анализ (по работам М.Портера). 71. Стратегии конкуренции М.Портера и особенности их выбора в деловой практике. 72. Теория ожиданий В.Врума и ее содержание. 73. Теория «поведения человека» К.Арджириса и современный бихевиоризм. 74. Лидерство и шкала Р.Танненбаума и В.Шмидта. 75. Неформальные группы и модель Дж.Хоманса. 76. Теория незрелости К.Арджириса и ее содержание. 77. Теория стилей Р.Лайкерта. 78. Модель успешного руководителя Б.Басса. 79. Модель эффективной организации Р.Лайкерта. 80. Теории «Х» и «Y» Д.МакГрегора и их соотношение в управлении персоналом на предприятии. 81. Новый организационный гуманизм. У.Оучи и его вклад в теории «Х» и «Y» Д.МакГрегора. 82. Проблемы управления функциональными областями организации в трудах Ф.Котлера, И.Ансофа. 83. Особенности и основные характерные черты развития управления в России. 84. Управленческая мысль в России 1920 – 1930-х гг. 85. Проведение I Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда и производства (1921) и ее результаты. 86. Взгляды на управление А.К.Гастева. 87. Деятельность ЦИТ, его «концепция трудовых установок». 88. П.М.Керженцев и его вклад в развитие науки управления. 89. Вклад Е.Ф.Розмирович в развитие науки управления. 90. Н.А.Витке и его направление в менеджменте. 91. Вклад А.А.Богданова в развитие науки управления. 92. Взгляды на управление Ф.Р.Дунаевского. 93. Вклад Харьковского Всеукраинского института в науку управления. 94. Вклад Таганрогского института научной организации производства и его директора П.М.Есманского в науку управления. 95. Вклад Казанского института научной организации труда в науку управления. Работы И.М.Бурдянского. 96. Вторая Всесоюзная конференция по НОТ и развитие исследований в области НОТ (1924) и ее результаты. 97. Развитие управленческой мысли в России послевоенного периода. 98. Возрождение Нотовского движения в 1960 гг. 99. Научные исследования в СССР 1970-1980 гг. в области управления. 100. Развитие проблем управления в трудах Р.А.Белоусова. 101. Проблемы управления в работах В.М.Глушкова, А.И.Берга. 102. Социологические проблемы подбора и расстановки кадров в трудах Б.Д.Лебина, М.Н.Перфильева. 103. Вклад Д.М.Гвишиани в управление. 104. Проблемы подготовки экономических кадров (Вторая Республиканская межвузовская научно-методическая конференция, 1970 г.). 105. Результаты III Всероссийской научно-методической конференции (1973). 106. Вклад Г.Х.Попова в теорию управления. 107. Исследование конкретных проблем управления в трудах К.В.Островитянова, С.Г.Струмилина, В.С.Немчинова. 108. Исследование приоритетных средств управления на современном этапе в трудах отечественных ученых. 109. Формирование управленческих концепций, выработка методологических основ теории управления на современном этапе. 110. Развитие управленческой мысли в РФ в конце ХХ – начале ХХI вв.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Список источников и литературы 1. Список источников 1.1. Обязательные Гринспен А., Колризер Дж., Рапай К., Друкер П. Главные книги о бизнесе / пер. с англ. М., 2010. – 1664 с. Аристотель. Никомахова этика. / Аристотель. Этика. // пер. Н.В.Брагинской, Т.А. Миллер. - М., АСТ: АСТ МОСКВА, 2006, с. 39-280. Гастев А.К. Как надо работать. / Научная организация труда и управления / под общей редакцией А.Н.Щербаня - М., Экономика, 1965, с.75-120. Друкер П.Ф. Классические работы по менеджменту / пер. с англ. М., 2010. – 224 с. Друкер П.Ф. Эпоха разрыва. Ориентиры для нашего меняющегося общества / пер. с англ. М., 2007. – 336 с. Ерманский О.А. Научная организация труда и система Тейлора. / Научная организация труда и управления / под общей редакцией А.Н.Щербаня - М., Экономика, 1965, с.161-182. Керженцев П.М. НОТ. Научная организация труда. / Научная организация труда и управления / под общей редакцией А.Н.Щербаня - М., Экономика, 1965, с.45-74. Керженцев П.М. Принципы организации (избранные произведения). -М., Экономика, 1968, с.59-72. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. - СПб., Азбука, 1998. – 571 с. Платон. Государство. / Платон. Избранное. - М., АСТ: АСТ МОСКВА, 2006, с. 37-353. Тейлор Ф.У. Научная организация труда. / Научная организация труда и управления / под общей редакцией А.Н.Щербаня - М., Экономика, 1965, с.207-263. Файоль А. Учение об управлении. / Научная организация труда и управления / под общей редакцией А.Н.Щербаня - М., Экономика, 1965, с.359-376. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения./ Перс. с англ. / Генри Форд; ред. Е.А.Кочегин. - М., Финансы и Статистика, 1989. - 205 с. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. / Научная организация труда и управления / под общей редакцией А.Н.Щербаня - М., Экономика, 1965, с.265-306.
1.2. Дополнительные
Геродот. История. - Л., Наука, 1972. - 599 с. Карнеги Д., Питер Л., Паркинсон С., Блох А. Ваше преуспевание - в ваших руках. - М., Республика, 1993. – 446 с.
2. Список литературы 2.1. Обязательная:
Учебная
Кравченко А.И. История менеджмента. Учебное пособие для высшей школы. - М., Академический проект, 2000-2010. – 556 с. Кредисов А.И. История учений менеджмента. - Киев, 2000. – 336 с. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Всемирная история управленческой мысли: Краткий курс. М., РГГУ, 2007. - 672 с. Овчинникова Н.В., Макашов И.Н., Чистякова К.А. История управленческой мысли. ЭУМК. - М., РГГУ, 2004. Чудновская С.Н. История менеджмента. /Учебник для вузов. - СПб, Питер, 2004. - 239 с.
Научная Дункан Дж.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики..пер.с англ. - М., Дело, 1996. – 269. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. Управление в Древних цивилизациях. - М., 2004. – 248 с. Овчинникова Н.В. История развития теории и практики управления в России в ХХ веке.- М., Издательство Ипполитова, 2005. - 199 с. Чистякова К.А. Вклад Н.А.Витке в развитие управленческой мысли. -М., Спутник+, 2006. – 97 с.
2.2. Дополнительная: Миллер Н.В., Богославец Т.Н. История менеджмента: учеб. пособие. Омск. Изд-во ОмГТУ, 2001. – 88 с. Иванов Л.Б. Основы менеджмента: эволюция управленческой мысли: учеб. пособие. СПб, ЛТА, 1996. - 28 с. Беляев В.И. Практика менеджмента: учебное пособие. - М., КНОРУС, 2006. - 248 с. Беркович Д.М. Формирование науки управления производством. - М., Наука, 1973. – 149 с. Бобрышев Д.Н., Семенцов С.П. История управленческой мысли. - М., АНХ при СМ СССР, 1988. – 138 с. Боровский Э.В., Иванов С.А., Макашов И.Н., Овчинникова Н.В., Синельников Ю.А. Формирование и развитие управления в Российском государстве: Учебное пособие./ Под ред. С.А.Иванова. - М., Издательско-типографский центр учебно-педагогических пособий ЦО, 2001. – 240 с. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М., Изд. МГТУ им. Э.Баумана, 1998. – 332 с. Грейсон Д. младший, О’Делл С. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М., Экономика, 1991. – 319 с. Древний Рим / Под ред. В.Бутромеева. - М., Современик, 1997. – 432 с. Древняя Греция / Под ред. В.Бутромеева. - М., Современник, 1997. – 378 с. Ерошкин Н.П. История Государственных учреждений дореволюционной России. - М., Высшая школа, 1997. – 357 с. Изменения в управлении Российским государством (историко-политологический аспект): Учебное пособие. - М., Московск.гос.акад.печати, 1995. -131 с. История политических и правовых учений. Древний мир. - М., Наука, 1985. - 348 с. История политических и правовых учений. Средние века. - М., Наука, 1986. – 346 с. История развития управленческой мысли: Учебное пособие/ Под ред. Н.В.Овчинниковой. - М.. РГГУ, 1994. – 87 с. Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР. - М., Высшая школа, 1986. – 398 с. Корицкий Э.Б., Нинциева Г., Шетов В. Научный менеджмент. Российская история. Учебное пособие для вузов. - СПб., Питер, 1999. - 384 с. Корицкий Э.В., Лавриков Ю.А., Омаров А.М. Советская управленческая мысль 20-х годов. Краткий именной справочник. - М., Экономика, 1990. – 233 с. Кравченко А.И. Социология менеджмента. Учеб.пособие для вузов. –М., ЮНИТИ, 1999. – 365 с. Макашов И.Н., Овчинникова Н.В. История управления в государствах ближнего Востока и Европы (I-XIII вв.): Монография. - М., Компания Спутник+, 2008. – 506 с. Макиавелли, маркетинг и менеджмент.// пер.с англ Н.Качановой под общ.ред. С.Жильцова. - СПб, Питер, 2004. – 272 с. Маршев В.И. История управленческой мысли: учебник. - М., ИНФРА-М., 2005. - 731 с. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. - М., Дело, 1995. – 701 с. Семенова И.И. История менеджмента. - М., Юнити, 1999. – 222 с. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. - М., Молодая гвардия, 1991. – 334 с. Чистякова К.А. Генезис формирования школы «человеческих отношений».- М., Компания Спутник+, 2007. 94 с. Шелдрейк Д. Теория менеджмента от тейлоризма до японизации. – СПб. и др., ПИТЕР, 2001. – 351 c.
3. Справочные и информационные издания Всемирная история государства и права: Энциклопедический словарь / Под ред. А.В. Крутских. – М., ИНФРА-М., 2001. Междисциплинарный словарь по менеджменту. – М., Дело, 2005. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление. Словарь. — М., Московский психолого-социальный институт, 2005. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Т.В. Осипова. — М., Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. Саркисов С.Э. Менеджмент: Словарь-справочник. — М.. «Анкил», 2005. Семенов А.К., Набоков В.И. Терминология менеджмента: Словарь. — М.:, Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. — М., ИНФРА-М, 1996. Современный словарь по общественным наукам / Под общей ред. О.Г. Данилина, Н.И. Панова. – М., Изд-во ЭКСМО, 2005. Социальное планирование: Словарь-справочник / Под ред. Н.П. Лебединского и Ю.В. Яковца. – М., Экономика, 1988. Теория управления: социально-технологический подход. Энцикл.словарь / Под ред. Иванова В.Н., Патрушева В.И. — М., Муниципальный мир, 2004. Толковый словарь по управлению. — М., Изд-во «Аланс», 1994. Управление организацией: Энциклопедический словарь. — М., Издательский дом ИНФРА-М, 2001. Управление социалистическим производством (Организация. Экономика): Словарь / Под ред. О.В. Козловой. — М., Экономика, 1983. Управление экономикой: Словарь. Основные понятия и категории / Под ред. Р.А. Белоусова, А.З. Селезнева. — М., Экономика, 1986. Фатхудинов Ф.А. Понятийный аппарат по менеджменту. — М., АО «Бизнесшкола» Интел-Синтез», 1997. Хронология российской истории. Энциклопедический справочник. М., Международные отношения, 1994. – 303 с. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь. — М., ИНФРА-М, 2000. Классики менеджмента / под ред. М.Уорнера / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб., Питер, 2001. – 1168 с. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины Материально-техническим обеспечением учебной дисциплины является наличие компьютерного класса, оргтехники. II. Планы семинарских занятий Пояснительная записка
План семинарских занятий подготовлен кафедрой управления ИЭУиП РГГУ для бакалавров, обучающихся по направлению направления № 080200 «Менеджмент». Целью проведения семинарских занятий является закрепление студентами теоретических знаний по истории развития управления, изучение основных тенденций его развития в их сложной взаимосвязи с целью создания картины единого проблемного поля истории управления и менеджмента. В результате изучения материалов семинарских занятий дисциплины студенты должны знать: · понятийно-категорийный аппарат и основные дефиниции, используемые в дисциплине; · основные школы и подходы менеджмента; · исторический мировой опыт организации управления и менеджмента. Студенты должны уметь: · анализировать и систематизировать различного рода управленческие взгляды, находить в них рациональное зерно, определять повторно воспроизводимые идеи, методологическую основу их возобновления и оценивать их практическую значимость; · соотносить и сочетать взгляды на управление зарубежных и отечественных авторов с целью формирования возможных новых концептуальных положений, моделей управления, путей их совершенствования и практической реализации; · накапливать потенциал собственных знаний в области истории управления и менеджмента с тем, чтобы в дальнейшем, работая в организации, можно было бы выступать в качестве консультанта по привлечению управленческих новаций в ее деятельность. Тематические разделы Тема 1. Тема занятия: «Зарождение и формирование управленческой мысли» - 2 часа Цель изучения темы: на историческом материале показать развитие практики управления и управленческой мысли в Древнем мире и в эпоху феодализма. Задачи занятия: 1. Обсудить периодизацию развития управленческой мысли. 2. Рассмотреть особенности развития управления доцивилизационного периода. 3. Проанализировать особенности управления в древних цивилизациях. 4. Рассмотреть особенности управленческой мысли эпохи феодализма. 5. Выявить основные особенности ранних учений менеджмента (Дж.Стюарта, А.Смита, Р.Оуэна и др.). Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|