Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подход шлюпки к берегу во время прибоя





Подход к берегу во время прибоя – один из самых трудных маневров при управлении шлюпкой и должен производиться хорошо обученными гребцами под командованием офицера.

 

Прибой, как правило, бывает при ветре с моря, но может возникнуть и при штилевой погоде от зыби. Волны прибоя выше и круче волн открытого моря и представляют для шлюпок большую опасность. На них шлюпка зарывается, резко теряет ход, плохо слушается руля, заливается с кормы водой или, что самое опасное, развертывается лагом (бортом) к волне и может опрокинуться.

 

Ширина зоны прибоя зависит от рельефа дна. При пологом рельефе зона прибоя может распространиться на значительное расстояние, при крутом и глубоком – зона прибоя бывает только у самой береговой черты. Особенно опасен прибой у крутого каменистого берега.

 

Подходить к берегу во время прибоя следует только в случае крайней необходимости и в светлое время суток, выбирая пологий песчаный берег.

 

Если шлюпка шла под парусами, то до входа в зону прибоя необходимо убрать паруса, срубить рангоут и перейти на весла.

 

Командир шлюпки должен до входа в зону прибоя принять решение, как подходить к берегу, определить и разъяснить действия каждого гребца и старшины при высадке, приказать команде снять обувь, надеть спасательные жилеты и приготовить якорь к отдаче.

 

Подходить к берегу следует носом или кормой, как правило, с отдачей якоря.

 

Подход носом. До входа в зону прибоя командуют: «Весла по борту», «Снять обувь», «Надеть спасательные жилеты (нагрудники)», «Якорь и якорный канат перенести в корму». Загребные укладывают якорь и канат на кормовой решетчатый люк.

 

Затем командуют: «Якорь к отдаче изготовить». Загребные готовят якорь к отдаче, а старшина в это время переходит на кормовое сиденье, готовит из кормового фалиня петлю, вставляет в нее запасное весло и убирает руль. На больших шлюпках в гнезда погона вставляют две уключины – одна для весла, другая для якорного каната.

 

Получив доклад о готовности якоря к отдаче, командир шлюпки приказывает старшине принять от загребных якорь и быть готовым к его отдаче, входит в зону прибоя и, управляя веслом, удерживает шлюпку вразрез линии прибоя.

 

При подходе к берегу на расстояние 3/4 длины якорного каната (~ 40 м) подается команда «Отдать якорь». Старшина отдает якорь и, потравливая или задерживая якорный канат, удерживает шлюпку вразрез прибоя. Гребцы продолжают грести до момента, когда нос шлюпки коснется грунта, после чего командир командует: «Шабаш, гребцы в воду». Гребцы быстро убирают весла (уключины не вынимают) и, держась за планширь, прыгают в воду У своих бортов. Командир и старшина, оставаясь в шлюпке, с помощью якорного каната удерживают шлюпку вразрез волны. Гребцы, держась одной рукой за планширь, а другой за уключину, как можно быстрее вытаскивают шлюпку на берег, используя силу наката. Командир и старшина прыгают в воду, когда шлюпка твердо встанет на грунт и принимают участие в подъеме шлюпки на берег. Рулевое весло убирается после подъема шлюпки на берег.

 

Момент высадки из шлюпки очень опасен: вал прибоя может подхватить гребцов и ударить о камни, а шлюпку развернуть лагом, перевернуть или захлестнуть волной. Вот почему от всей команды в этот момент требуется особая внимательность и быстрота действий. Если на шлюпке находятся пассажиры, они должны выполнять все указания командира, не мешая гребцам. Пассажиры прыгают в воду после гребцов.

 

Подход кормой. С отдачей якоря с носа выполняется при сильном прибое, когда шлюпку может захлестнуть волной через транцевую доску. В этом случае шлюпка до входа в зону прибоя разворачивается носом против волны и, табаня, подходит к берегу. До отдачи якоря шлюпка удерживается против волны веслами и рулем, для чего При необходимости берут весла «на воду», а затем снова табанят. После отдачи якоря руль убирается и шлюпка удерживается баковыми гребцами против волны с помощью якорного каната.

 

Когда шлюпка коснется грунта, командир, подав команду «Шабаш, гребцы в воду», немедленно со старшиной прыгает в воду и вместе с баковыми гребцами удерживает шлюпку вразрез волны до выхода всех гребцов из шлюпки (баковые гребцы выходят последними).

 

Если высадка производится командой, не имеющей достаточного опыта, и в незнакомой местности, рекомендуется вплотную к берегу не подходить, а спуститься на якорном канате на возможно близкое расстояние. Пассажиры и гребцы вплавь добираются до берега, а на шлюпке остается один гребец, который подбирает слабину якорного каната и отводит шлюпку на безопасную глубину. Он же с помощью бросательного конца или фалиня помогает гребцам возвратиться на шлюпку.

 

При подходе к берегу нескольких шлюпок рекомендуется одной из них встать на якорь мористее прибоя и подать остальным шлюпкам заранее приготовленный конец (можно связать якорные канаты), по которому они поодиночке спускаются к берегу, соблюдая описанные выше правила.

 

 

Отход от берега на прибое

При отходе от берега на прибое необходимо развернуть шлюпку носом к волне, вставить уключины, приготовить петлю из кормового фалиня и вставить в нее весло, всем надеть спасательные жилеты, а затем, используя кругляки, спустить шлюпку на воду. При спуске шлюпки гребцы входят в воду, находясь около своих банок. Нос шлюпки удерживается вразрез волны.

 

Как только форштевень оторвется от грунта, баковые быстро садятся в шлюпку и, выбирая канат якоря, отданного при подходе к берегу, удерживают шлюпку против волны. Остальные гребцы, командир и старшина быстро продвигают шлюпку вперед. Когда шлюпка оторвется от грунта, гребцы по команде командира садятся в шлюпку, быстро разбирают весла и начинают грести. Баковые выбирают якорный канат, а затем и якорь. Старшина с помощью весла удерживает шлюпку вразрез волны.

 

После подъема якоря баковые, не разоружая его, садятся на свои места, разбирают весла и начинают грести. Гребцы наваливаются на весла, чтобы быстрее выйти из зоны прибоя. После выхода из зоны прибоя ставится руль, убирается рулевое весло и разоружается якорь.

 

Подход к берегу и отход от него без отдач и якоря еще более сложны. Опасность постановки шлюпки лагом к волне и опрокидывания ее в этом случае увеличивается. Поэтому рекомендуется при проходе зоны прибоя использовать плавучий якорь или конец с балластиной. При подходе к берегу носом подаются команды «Баковые шабаш» и «Измерять глубину». Левый баковый длинным отпорным крюком измеряет глубину.

 

Когда глубина уменьшится до 1 м, командир, пропустив очередной вал прибоя, командует: «Шабаш, гребцам в воду». Гребцы действуют, как указано выше. Командир и старшина с помощью весла и плавучего якоря удерживают шлюпку вразрез волны, а как только киль коснется грунта, прыгают в воду и помогают гребцам вытащить шлюпку.

 

Отход от берега рекомендуется выполнять следующим образом. Загребные заранее укладывают весла на рангоут. При спуске шлюпки баковые и средние гребцы садятся в шлюпку по команде командира, когда форштевень оторвется от грунта, разбирают весла и начинают грести, удерживая шлюпку против волны. Командир, старшина и загребные во время посадки баковых и средних гребцов удерживают шлюпку против волны, а в момент, когда они начинают грести, дают шлюпке возможно больший ход и быстро садятся в шлюпку. Загребные разбирают весла и включаются в общий темп гребли. Старшина с помощью весла управляет шлюпкой. Командир следит за тем, чтобы шлюпка удерживалась вразрез волны и не теряла ход.

 

Гребцы усиливают проводку весел при подходе очередной волны и ослабляют ее при спуске шлюпки с волны.

 

 

Буксировка шлюпок

Шлюпки могут буксироваться с полным составом гребцов или с командой из трех человек (не менее) – старшины и двух гребцов. Если нужно буксировать несколько шлюпок, впереди ставят более тяжелые. При большом количестве шлюпок их буксируют в двухкильватерной колонне.

 

В этом случае с внутренних бортов шлюпок выставляются кранцы.

 

Шлюпки можно буксировать на фалинях или на специальном буксирном тросе. При буксировке на фалинях носовой фалинь первой шлюпки подается на буксирующий катер и крепится за кнехт. Носовые фалини последующих шлюпок подаются на впереди идущую шлюпку и крепятся одним из трех способов: за кормовой подъемный рым рыбацким штыком, за загребную банку шлюпочным узлом, за носовой фалинь простым или рыбацким штыком. В последнем случае рывки при буксировке воспринимаются не банками и корпусом шлюпки, а фалинями и шлюпки лучше сохраняют строй кильватера.

 

Крепить фалинь за кормовой рым при буксировке не рекомендуется, так как на волне рывком может вырвать транцевую доску. При свежей погоде и зыби рекомендуется буксировать шлюпки на буксирном тросе. Для буксировки можно использовать сизальский, пеньковый или капроновый трос окружностью 100–120 мм. Длину троса выбирают в зависимости от количества буксируемых шлюпок и состояния моря. Носовые фалини всех шлюпок (за исключением концевых) крепятся за буксирный трос стопорным узлом. Расстояние между шлюпками и катером устанавливается так, чтобы буксирующий катер и шлюпки одновременно входили на гребень волны. Места крепления фалиней на буксирном тросе рекомендуется обозначать специальными марками.

 

Чтобы буксирный трос и фалини не перетерлись, под них кладут маты лицевой стороной вниз и прихватывают серьгой около транцевой доски и у форштевня. Если буксирный трос и фалини не прихватить серьгой, то они при повороте будут скользить по планширю и могут нанести травму гребцам и командиру (старшине) шлюпки. Порядок буксировки шлюпок определяет командир похода, своевременно объявляя его старшинам шлюпок и старшине буксирующего катера.

 

Для постановки шлюпок на буксир командуют: «Шлюпкам встать на буксир в однокильватерную (двухкильватерную) колонну».

 

При постановке на фалин и первой к катеру подходит головная шлюпка. В кильватер ей последовательно подходят остальные шлюпки.

 

При постановке на буксирный трос первой к катеру подходит концевая шлюпка. Трос, поданный с катера, крепится за носовой подъемный рым рыбацким штыком или за баковую банку шлюпочным узлом. После этого катер дает самый малый ход вперед и травит буксирный трос. Гребцы, табаня, удерживают шлюпку на месте и обтягивают провисающий буксирный трос. Когда конец будет стравлен и обтянут, остальные шлюпки подходят к нему одновременно. Трос поднимают из воды с помощью отпорных крюков и крепят к нему носовые фалини.

 

При подходе к катеру (шлюпке, буксирному тросу) командуют: «Весла по борту» и «Подать (закрепить) фалинь». После закрепления фалиней командуют: «Шабаш», а затем – «Гребцам сесть на рыбины».

 

Гребцы при буксировке находятся на рыбинах и кормовом решетчатом люке, создавая небольшой дифферент на корму, чтобы шлюпка лучше входила на волну. Старшина находится справа на кормовом сиденье и управляет рулем. При наличии груза он размещается возможно ниже и ближе к корме.

 

После постановки на буксир на всех шлюпках, кроме концевых, убирается кормовой флаг.

 

О готовности к буксировке старшины шлюпок докладывают на катер, поднимая ответный вымпел.

 

Чтобы избежать наматывания на винт катера буксирного троса и обрыва фалиней от рывка в начале движения, баковые после крепления фалиней выбирают слабину и с началом движения постепенно травят их, не допуская рывков.

 

Старшина катера, убедившись в готовности шлюпок к буксировке, дает самый малый ход и, когда буксирный трос начнет натягиваться, стопорит ход на некоторое время. Когда трос будет натянут втугую и шлюпки выровняются, старшина снова дает самый малый ход, постепенно увеличивая его до необходимой величины. Скорость буксировки зависит от состояния моря, количества шлюпок, прочности буксирного троса и мощности двигателя катера. Обычно она не превышает 6–8 уз. Во время буксировки на катере и шлюпках выставляются огни и знаки, предусмотренные МППСС-72 для буксирующих и буксируемых судов.

 

Для наблюдения за шлюпками на катере назначается специальная вахта.

 

Старшины шлюпок во время буксировки держат свои шлюпки в кильватер катеру, не допуская рыскания и постановки их лагом во время поворота катера.

 

О предстоящем повороте старшина катера оповещает шлюпки голосом через электромегафон и сиреной. Один короткий звук сиреной означает «поворачиваю вправо», два коротких – «поворачиваю влево». Перед поворотом ход катера уменьшается до малого, а руль перекладывается на 8–10°.

 

При прохождении встречных судов во избежание резких рывков от образовавшихся волн и обрыва фалиней старшина катера уменьшает или стопорит ход.

 

В случае обрыва фалиня или падения человека за борт немедленно оповещаются катер и идущие сзади шлюпки.

 

Катер стопорит ход, а шлюпки управляются так, чтобы не ударить форштевнем человека или вышедшую из строя шлюпку. Человеку бросают спасательный нагрудник. Старшина концевой шлюпки самостоятельно отдает буксирный конец и принимает меры для спасения человека.

 

Для защиты от брызг гребцы используют комплекты дождевого платья или спасательные жилеты. Накрывать гребцов шлюпочным чехлом запрещается.

 

При передаче с катера сигналов и приказаний шлюпки подтверждают их прием подъемом ответного вымпела. На те шлюпки, которые не поднимают ответного вымпела, сигналы репетуются голосом.

 

При подходе к месту назначения катер стопорит ход, и с него подается команда «Отдать фалини» или «Отдать буксир». Шлюпки отдают фалини и действуют по указанию командира похода.

 

 


 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.