|
Даведачна-бібліяграфічны апарат бібліятэкіСБА – совокупность справочных и библиографических изданий, каталогов и картотек, используемые при обслуживании читателей. СБА – совокупность упорядоченных массивов вторичных документов, предназначенных для поиска НТИ. СБА – информационно-поисковая система в документальной или электронной форме, цель которой оптимизировать поиск б/г//ф-ой и фактографической информации, помог ориентироваться в б/г/ф-их ресурсах. Функции: коммуникативная, поисковая, оценочная. Состав СБА: - система каталогов и картотек; - СБФ; - фонд неопубликованных библиографических пособий/выполнение справок Качества системность СБА состоит из взаимосвязанных элементов, обеспечивающих его ценность Пластичность – выражает способность СБФ изменяться в зависимости от запросов читателей; Надежность – способность удовлетворять типичные для данной библиотеки и ее подразделений разовые запросы; Экономичность – отражает ограничение состава и полноты СБА (зависит от МТБ библиотеки) Формы:- каталог – библиографическое пособие, которое отражает БФ или часть фонда или фонд нескольких библиотек; - картотека – библиографическое пособие в карточной форме. Каталог связан с БФ, картотека – нет. Задача отразить весь БФ, раскрыть содержание конкретных изданий. Особенности СБА: 1. УНБ – состоит из 3-х частей, имеет универсальный характер В областных библиотеках ведется 5 групп каталогов: основной каталог, каталог на отдельные части БФ, каталог отдельных видов изданий, краеведческий каталог и СК. Ранее велись картотеки рецензий, персоналий, тематические – сейчас переведены в эпект. ф-ку. 2. СБА ЦБС: состоит из 2-х частей (СБА центральной библиотеки и СБА филиалов) Части СБА ЦБ носят сводный характер, централизованная технология ведения СБА, происходящие изменения в СБА:- библиотеки выделяют свой профиль деятельности и в соответствии с этим ведут спец. Часть СБА; - ЦБС ведел. как центры краеведческой информации, ведутся фактографические картотеки; - ЦБС ведет фактографические картотеки, включая неопубликованные материалы органов власти региона. Фомы существования разных частей СБА:- карточные; - печатные издания;- электронные формы. Задачи по развитию СБА: -локальная сеть в одной библиотеке; - выход в Internet. СКС – базируется на аналитич. росписи периодичных и продолжающихся сборников, разделов монографий, руководств и пособий. По тематике универс., но учитыв-их эконом-.., соц-культ-ое развитие региона. Тематическая картотека – отражает документы по наиболее актуальной тематике. Часто носит временный характер.Специальная картотека – отражает заглавия произведений, персоналии. Фактографическая картотека – в основе – разработка типовых макетов описания объекта, дающих полную их характеристику.
Билет №17 1.Тэхналогія вытворчасці бібліягафічных дапаможнікаў Подготовительный этап Подготовительный этап включает в себя следующие процессы: выбор темы; изучение темы; разработку плана-проспекта библиографического пособия; выявление документов. При выборе темы учитывают: актуальность темы, ее перспективный характер, соответствие темы типовым нуждам основных групп пользователей б-ки, профильность темы. Изучение темы состоит: изучение содержания темы; изучение б/гр-ой обеспеченности темы. План-проспект – это модуль будущего б/гр-го пособия, в котором отражается содержащиеся методические особенности работы библиографа при подготовке б/гр-го пособия. В нем отражаются: актуальность темы; содержательные аспекты отражения темы; определяется целевое и читательское назначение б/гр-го пособия; определяется вид, жанр и тип будущего пособия; определяются методические принципы отбора документов; Выявление документов, главная задача: с максимальной полнотой собрать все документы, которые по подчеркнутым критериям.Для этого нужно: выявить круг источников; проследить способы их просмотра. Источники выявления: вторичные (б/гр-е пособия) и первичные. В зависимости от способа просмотра источники выявления документов делятся на: основные (тщательно просматриваются);– дополнительные. В ходе выявления документов ведется две картотеки: картотека выявленных документов, картотека просмотренных источников. Аналитический этап Основные процессы: общий библиографический анализ документа; БО документа;аннотирование или рефератирование документа; Индексирование и предметизация; подготовка БЗ. Общий библиографический анализ документа: библиограф работает с документом, знакомится с титульным листом и со всем документом,.БО документа: уточнить БО, чтобы оно соответствовало ГОСТу. Общие требования к нему: чтобы было одинаковым по количеству элементов, объему приводимых сведений и форме их представления. Аннотирование или рефератирование документа: несмотря на то, что есть уже эти сведения, есть ГОСТ на аннотацию и реферат. Существуют следующие классификации аннотаций: – по функциональному назначению: 1. Справочные 2. Рекомендательные – по способу характеристики документов: 1. Общие – на документ целиком, 2. Аналитические – на часть документа, 3. Групповые – на группу документов (серию, одного автора…).4 Индексирование и предметизация. Индексирование – это выражение содержания документа с помощью различных ИПЯ (индексы ББК, УДК). Предметизация – это выражение содержания документа с помощью предметных рубрик (отраслевые рубрикаторы, тезаурусы предметных рубрик). 5. Подготовка БЗ. БЗ включает все предыдущие процессы: БО, аннотация, индекс, рубрика. Синтетический этап Осуществляются следующие процессы: отбор выявленных и изученных документов; группировка БЗ. 1. Отбор выявленных и изученных документов: Б/гр-й отбор – это отбор библиографируемых документов в соответствии с качественными критериями. Виды отбора: ограничительный отбор; качественный Заключительный этап Он включает в себя: подготовку справочного аппарата; Редактирование б/гр-го пособия, и его оформление. 1. Подготовка справочного аппарата: Состоит из составления предисловия, вступительной статьи или обзора, вспомогательных указателей, приложений и содержания. Предисловие — им должно открываться любое даже сравнительно небольшое пособие. Вступительная статья или обзор: содержится в крупных рекомендательных и ретроспективных научно-вспомогательных пособиях. Представляет собой более или менее развернутый обзор по основной литературе пособия. Вспомогательные указатели: указатель как бы продолжает группировку. Виды указателей: именные, персональные, предметные, тематические, систематические, хронологические, географические, указатели издающий коллективов и организаций и др.Приложения: списки просмотренных источников; списки условных сокращений; дополнения;
Билет №16 1. Бібліяграфічнае інфармаванне карыстальнікаў інфармацыі Б/г/ф-ое информирование – средство преодоления информац. барьеров на пути исп-ния информации из документа потребителем, возникают многочисленные информационные барьеры: Объективные (не зависят от потребителя и документа). Пространственные – (неизвестно место документа). Географические (расстояние между документом и потребителем). Количественные. Содержательные. Количественные. Субъективные. Языковые. Психологические. Временные Экономические. По формам б/г/ф-ое пособие может быть: - Самостоятельные (периодические, непериодические, продолжающиеся); - Несамостоятельные (прикнижные; пристатейные); - Карточными (автоматизированные и механизированные) По типам Б.П.: - б/г/ф-ий обзор представляет собой связное повествование о документах; - б/г/ф-ий указатель имеет сложную структуру и имеет вспомогательный аппарат; - б/г/ф-ий список – простая структура без вспомогательного аппарата По жанрам: - монографии; словари; - путеводители; планы чтения и т.д. БИ – это информац.,содержащая сведения о Д., это пространственная временная форма движения библиографических знаний. Б/гр инф. Свойственная двойственность. С одной стороны БИ основана на Д, как непосредственном объекте б/гр. Знания, с другой стороны БИ обращена к потребителям, объектам б/гр. воздействия. Дифференцированное библиографическое информирование в библиотеках Беларуси. Дифференцированное библиографическое информирование происходит с учетом долговременных ИП определенных групп потребителей информации. Дифференцированное библиографическое информирование бывает: групповое и индивидуальное, требует больше затрат на подготовку и проведение. Общая технология дифференцированное библиографическое информирование: 1. Определение абонентов, дифференцированное библиографическое информирование – группа или 1 человек, которому нужна информация; 2. Изучение информационных потребностей потребителей 3. Определение круга источников для отбора информации по теме 4. просмотр источников отобранных документов в зависимости с запросами 5. Оформление итогов поиска в виде сигнальных оповещений абоненту 6. Отсылка оповещения абоненту 7. Анализ и уточнение библиографом информационных потребностей источника. Формы индивидуального библиографического информирования: - индивидуальное информирование; - выборочное распространение информации (обратная связь); - индивидуальное распространение с элементами ИРИ; - дифференцированное обслуживание руководства. Формы группового библиографического информирования: - тематические списки новой литературы; - тематические выставки, обзоры; - дни специалиста. День специалиста, с учетом опред. группы пользователей, с активным участием управления предприятия, организации — его проводят для определенной категории специалистов,— это комплексная форма обслуживания. Эту форму обслуживания активно применяют ЦБС с территориальными органами информации проводят для работников агропромышленного комплекса. Используют ее и специальные б-ки, в том числе и вузовские, где она получила название День кафедры. Особенность данного мероприятия заключается в том, что открытый просмотр первичных и вторичных документов проводится как по профилю кафедр, так и по отдельным темам. В последнем случае выпускающие кафедры приглашают студентов-дипломников и аспирантов. Работники б-ки совместно с общественными информаторами консультируют сотрудников кафедры, аспирантов и дипломников по методике ведения картотек, б/гр-го поиска, оформления б/гр-х ссылок и списков использованной литературы в научных работах. Показ документов на Дне кафедры сопровождается обзором, с которым выступает один из работников б-ки, общественный информатор или член кафедры. Система ИРИ – обслуживание в режиме ИРИ. Она обеспечивает возможность слежения за реакцией абонентов на высылаемые оповещения. ИРИ, отвечает требованиям: 1. систематичность, оперативность и регулярность доведения информации; 2. максимальная полнота доводимой до абонентов БИ 3. краткое раскрытие содержания документов с помощью реферата или аннотации и/или набора ключевых слов;4.наличие постоянно действующей обратной связи с абонентами.
Билет №15 1. Тэхналогія даведачна-бібліяграфічнага абслугоўвання карыстальнікаў інфармацыі Бгр. ообслуживание – процесс доведения БИ до потребителей. Выделяют 2 вида: б/гр информирование – обеспечение БИ в соответствии с их долгосрочными запросами или без запросов, и СБО (обслуживание) – удовлетворение разовых запросов. Составной частью б/гр работы библиотек всех систем и ведомств является справочно-библиографическое обслуживание. Цели обращения – самообразования, учебные, производственные и др. СБО – предполагает наличие конкретных (разовых) запросов, с которыми в б-ку обращаются отдельные читатели или коллективные абоненты. Б-ка обязана удовлетворить запрос или оказать содействие в поиске ответа за пределами библиотеки. СБО часто называют б/гр обслуживанием в режиме «запрос-ответ». Обращение в библиотеку в режиме СБО принято называть запросом, выдаваемую в ответ информацию – справкой. Все запросы и справки подразделяются на: библиографические и фактографические. Элементы СБО: 1.Разовый запрос (носит б/гр, фактографический х-р) 2.Поиск информации (может быть б/гр, фактографический) 3.Ответ (может быть в виде справки, методической консультации или отказа) Б/гр запрос – требование на библиографическую информацию. 1.Библиографическая справка – ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию: тематическая; уточняющая; адресная 2. Фактографическая справка – содержит фактические данные. На фактографический запрос библиотекарь обязан сообщить конкретные данные, сведения, факты, изменить чью-то концепцию. 3. Методическая консул.- содер. советы и указывает на получение необходимой и. самим потребителем. Отказ на запрос – включает мотивировку невозможности выдать потребителю и. релевантную запросу. Виды: - на этапе приема (не по профилю б-ки, нет определенных элементов БО). – отказ по справке (требуемая и. не выявлена по источникам поиска). – переадресация запроса (куда можно обратиться). По форме отказа – устный, письменный, машиночитаемая. Поиск - осуществляется по источникам БИ. Его эффективность зависит от состояния СБА, уровню взаимодействия б-к, квалификации сотрудников - б/гр и фактографический. Качество и оперативность СБО зависят от следующих факторов: состояние СБО библиотеки; уровня координации и взаимодействия библиотек в области СБО; квалификации и опыта библиографа; уровня библиографической грамотности читателей. Технология СБО. Этапы выполнения запросов: 1. прием запросов: формулировка и уточнении запроса, определение предмета поиска, цели запроса, составление поискового предписания. 2 установка круга источников: подбор и анализ, изучение последовательности их просмотра. 3 поиск библиографической информации: просмотр источников, выявление и., ее оценка, отбор. 4. Оформление справок: тематический список, регистрация в журнале, выдача потребителю. Выдача ее абоненту Тематическая справка – содержит б/гр информацию по определенной теме (б/гр пособие по индивидуальному запросу потребителя). Технология: 1.Прием запроса (беседа с читателем). 2.Изучение тем (определение круга и последовательности просмотра источников- фонд выполненных справок, каталоги, картотеки, указатели). 3. Б/гр поиск, отбор, группировка материала и оформление справки. Уточняющая справка. Адресная справка. Идентична уточняющей. Только в качестве поисковых инструментов могут быть использованы печатные каталоги крупных б-к. В справке указывается шифр хранения д. и б-ки. Фактографическая с. Не является б/гр поиском. С помощью словарей, энциклопедий, справочников, фактографич. картотеки. В качестве приложения в справке может присутствовать БИ – указание д., в котором содержатся интересующие сведения.
Билет №14 1. Фарміраванне бібліяграфічнай культуры карыстальнікаў інфармацыі Б/гр культура – знания, умения и навыки использовать и создавать б/гр информацию. Знания о СБР, о БИ и ее функциях, формах, средствах, каналах, создание библиографических источников, владение навыками ведения б/гр поиска, передачи чтения б/гр знаний, владение электронными средствами. Принципы в основе процесса чтения: принцип научности; принцип систематичности, преемственности в формировании информационной культуры; принцип дифференцированного подхода; принцип наглядности, связь знаний с практикой. Методические требования к организации работы: учет того круга знаний, которые нужны потребителю информации; уделять больше внимания технологической и методологической работе потребителей. Б/гр обучение читателей обозначает доведение до них знаний необходимых для достаточно комфортной ориентации в б/гр ресурсах, формирование основных умений. Значение б/гр обучения: Развитие науч.-техн. прогресса (повышение роли образования базируется на укоренении современных технологий передового опыта); Решение задач бесперебойного образования.; Осуществление коренных изменений в системе образование режим самообразования; Б/гр культура явл. элементом информационной культуры. Глобальная автоматизация и информатизация. В последнее время повышается информационная культура потребителей (около 40% владеют). Содержание знаний должно быть комплексным. Необходимы: Знания о назначении и организации б/гр деятельности в республике и за пределами; Представления об основных видах, типах БЗ и способах их использования.; Овладение б/гр методикой поиска, правил БО, составления списков, ссылок, оформление запросов; Знание комплекса библ.-б/гр услуг предоставляемых библиографами. Владеть умениями исп. ЭК. Выделяют группы, котором необходимо б/гр обучение: возрастные и социальные. Массовые формы формирования б/гр культуры рассчитаны на всех. Они не могут учитывать особенностей читателей и потому ориентированы на простейшую подготовку читателей. Цель – охватить наибольшее кол-во. Наглядные формы: путеводители, плакаты-указатели, схемы размещения СБА, образцы требований на документ, схемы алгоритма поиска, выставки справочной, б/гр и др. л-ры, новых поступлений и тематические, открытый доступ п СБФ. Устные формы: обзоры л-ры, новых поступлений, лекции и консультации. Печатные формы: справчно-консультативные (сведения о б-ке на листовках, закладках, брошюрах), методические пособия (в помощь занятий с потребителем), информ. пособия (справки по обучению)..Комплексные формы: экскурсии, дни информации. Индивидуальные и групповые формы формирования б/гр культуры более эффективны. Устные формы: консультации (учитываются психологические моменты личности), обзоры изданий для определенных лиц. Наглядные формы: выставки новых, справочных, б/гр и др. издании по какой-либо теме. Комплексные формы: дни библиографии, экскурсии. Б/гр обучение разных групп пользователей. Учащиеся – в детских, школьных, публичных б-ках. Организатор – детская ЦБС. Должна планировать б/гр обучение, приобщать учителей, учащихся, родителей. Мероприятия носят комплексных х-р. Студенты – первые сведения в курсе «введение в специальность». Содержание занятий связано с учебной и науч. Деятельностью. Формы: лекции, лабораторные занятия, деловые игры. Организатор библиотеки и преподаватели кафедр. Специалисты – знания основаны на опыте, навыках: организация информационных процессов, владение приемами поиска. Сбора, обработки, анализа д. Формы: лекции, семинары. Организатор – в основном специальные б-ки. Обратить внимание: на правильность формулировки запроса, навыки выявления и. в границах своей специальности, фактор рассеивания информации.
Билет №13 1. Тэарэтычныя пытанні краязнаўчай бібліяграфіі. Краязнаўства — гэта вывучэнне насельніцтвам на навуковай аснове гістарычных, палітычных, сацыяльна-эканамічных, геаграфічных, культурных, прыродных і шэрагу іншых фактараў, якія характарызуюць у комплексе фарміраванне і развіццё якой-небудзь пэўнай тэрыторыі краіны. Тэрмін "краязнаўства" разглядаецца як комплекс навуковых дысцыплін і ўсебаковае вывучэнне краю мясцовымі жыхарамі, а таксама і як грамадскі рух, які аб’ядноўвае мясцовае насельніцтва. Прадметам пазнання ў краязнаўстве з’яўляецца тэрыторыя, мясцовасць.Кожная бібліятэка акрэслівае тэрытарыяльныя межы свайго краю, у межах якіх ажыццяўляецца іх дзейнасць. Але пры неабходнасці тэр-ныя рамкі краязнаўчай дзейнасці біб-к могуць быць пашыраны з улікам прыродных, экалагічных, гістарычных і інш. асаблівасцей. Аб’ектам вывучэння краязнаўства з’яўляецца прырода, насельніцтва, гаспадарка, гістарычнае мінулае, мастацтва і інш. Ва ўсіх напрамках краязнаўчай дзейнасці мае месца агульны прадмет вывучэння – край. Краязнаўчае бібліяграфазнаўства адна са складаючых бібліятэчна-бібліяграфічнага краязнаўства. Прадметам гэтай навукі з'яўляецца краязнаўчая бібліяграфія як від, яе функцыянальныя, тэарэтычныя, арганізацыйныя і метадычныя асаблівасці. У межах бібліятэчнага сацыяльнага інстытута краязнаўчая бібліяграфічная дзейнасць непарыўна звязана з задачамі, функцыямі, кірункамі дзейнасці бібліятэк і спрыяе іх эфектыўнай рэалізацыі. Бібліяграфічнымі сродкамі ў бібліятэках ствараюцца інфармацыйна-пошукавыя сістэмы па краязнаўстве, якія забяспечваюць карыстальнікам зручны доступ да краязнаўчых дакументаў і ведаў. Краязнаўчыя бібліяграфічныя рэсурсы бібліятэкі актыўна ўплываюць на бібліятэчныя формы краязнаўчай работы і спажыўцоў інфармацыі. У тэорыі і практыцы краязнаўчай сферы бібліятэчнай дзейнасці прыярытэтнае развіццё атрымалі бібліяграфічныя аспекты. Расійскія бібліяграфазнаўцы Н.В. Здобнаў, А.В. Мамантаў, Н.Н. Шчэрба, А.І. Коган, А.М.Маслава, І.І.Міхліна і іншыя вывучалі відавыя і метадычныя асаблівасці краязнаўчай бібліяграфічнай прадукцыі, краязнаўчага даведачна-бібліяграфічнага апарату (КДБА) бібліятэк, бібліяграфічнага абслугоўвання па краязнаўстве і інш. Але пытанні тэорыі, методыкі і арганізацыі бібліятэчнага краязнаўства, вызначэнне яго сутнасна-функцыянальнай структуры на сённяшні дзень з’яўляюцца найбольш слаба тэарэтычна і метадычна распрацаванымі.. Дзяржаўнае краязнаўства гэта: вывучэнне края мясцовымі гаспадарнымі органамі (яны маюць дакументальныя і статыстычныя матэрыялы па эканоміцы і культуры вобласці, раёна, горада…); вывучэнне края дзяржаўнымі ўстановамі: навукова-даследчыя інстытуты, адзяленне і філіялы АН РБ, вопытныя сельскагаспадарчыя станцыі; дзейнасць краязнаўчых музеяў ("Рэчавая энцыклапедыя края"). Іх функцыі: збіраць, вывучаць і папулярызаваць гістарычныя помнікі, творы мастацтва; ствараць экспазіцыі, якія прысвечаны прыродным каштоўнасцям і эканоміцы края; ствараць каталогі, даведнікі, пуцевадзіцелі, тэматычныя зборнікі навуковых прац. Мясцовыя выдавецтвы, абласныя кнігагандлі і кніжныя магазіны спрыяюць распаўсюджванню і папулярызацыі краязнаўчай літаратуры. Грамадскае краязнаўства развіваецца па ініцыятыве аматараў краязнаўства. На сучасным этапе ствараецца многа краязнаўчых грамадскіх арганізацый, якія зарэгістраваны ў розных установах (музеях, бібліятэках, дамах культуры і інш.) У межах школьнага краязнаўства вучні розных класаў вывучаюць свой край у час вучэбных заняткаў, у гуртках і школьных музеях, на экскурсіях, у турысцкіх паходах. Сустракаюцца з мясцовымі краязнаўцамі, удзельнічаюць у вечарынах, конкурсах, алімпіядах па краязнаўстве. Акрамя таго, краязнаўчы матэрыял займае асаблівае месца ў выкладанні шэрагу дысцыплін: гісторыі, геаграфіі, літаратуры.
1. Сістэма краязнаўчых бібліяграфічных дапаможнікаў Фонд справ. и б/гр пособий - Включает все виды справоч. и б/гр источников, посвященных краю: официальные, стат.сборники, памятных дат, справочники по адм.-тер.делению, карты-схемы, б/гр пособия КМД. Фонд формируется в спец. подразделении (сектор, чит.зал). Охватываются все стороны жизни края, удовлетворяют потребности в кр.информации. Универсальные (типа «Новая лит. Об … области»); текущие б/гр пособия (типа «Календарь знам.дат»); универ.ретросп. (типа «Что чит.о крае» и отдельных городах); отраслевые и тематические; персональные и биоб/гр; указатели кр. б/гр пособий. в традиц. и эл. вариантах. Краеведческая литературная библиография по общественному (целевому и читательскому) назначению разделяется на два основных вида: научно-вспомогательную ---. Пособия в помощь научной работе призваны содействовать удовлетворению информационно-б/гр потребностей специалистов-краеведов. «Писатель и наш край», «Лит-ая жизнь края». и рекомендательную 2. Рек. Кр. б/гр худ. Л-ры пропагандирует лучшие в идейно-художественном отношении произведения, в которых нашла яркое отражение жизнь данного края, и тем самым содействует воспитанию у читателя чувства патриотизма, развивает любовь к Родине, которая всегда связывается у человека с родным краем. 3. Персональные указатели- посвященные писателям данного края, широко представлены в краеведческой литературной библиографии. С 60-х гг. УНБ становятся центрами кр.б/гр. Создают нау.-вспом (текущие и ретроспект.) кр.указатели, расширяют деятельность по реком. б/гр инфармации кр.содержания. 1. Научно-вспомогательные указатели типа «Новая литература об области». Эти пособия получили широкое распространение. Аналит.расписывание материалов. Его выпускает 5 каждая областная библиотека. Например, Гомельская б-ка выпускает 1 раз в год, а остальное ежеквартально. На современном этапе многие районные б-ки начинают создавать пособия типа «Новая литература о крае/городе» Они имеют основные методические характеристики: отражают преимущественно новую литературу, посвященную области, изданную в РБ, а также полно расписывают периодич. местную печать, но не отражает в послед. время материалы зарубежной печати. строятся систематично. В основе – типовые схемы. описания в основном сигнальные, есть справочно-методический аппарат, указатели. 2. Универсальные ретроспективные научно-вспомогательные пособия: Эти пособия должны отражать самую основную часть док. массива, к. наиболее используется; создает д. на всех языках за большой хронол. период. Подготовка их – сложна, нужно решать теоретические вопросы: возникновение границы территории с учетом исторических изменений; выявление и отбор д., сложность доступа к источникам, ограничен МТБ и финансированием б-к. Пособия, которые посвящены областям в РБ, выполненных на высоком уровне нет. Примером является комплексный указатель «Полесье», он был периодическим, охватывал литературу за несколько лет, отражает наибольшие хронологические периоды отрасли краеведения (в основном связь с природой). Принимали участие в создании обл.кр.музеи, б-ки ВУЗов, научные организации. Аннотированный универ.указатель «Витебск в 10 веках» составл. К 1000-летию Витебска, тематический ретроспкт. Пособие «Станции Гомель – 100 лет». Текущие научно-вспомогательные указатели сегодня создаются с помощью автоматических технологий. 3. Рекомендационные пособия создаются на современном этапе разрабатываются новые жанры. Р.П.: энциклопедии, справочники, словари. Эти пособия создаются областными библиотека, их активно начали составлять библиотеки районного уровня. Рекомендательные б/гр энциклопедии строятся в алфавитном порядке, по тематическим разделам. Основной информационной б/гр единицей является фактографическая статья, посвященная любым понятием краевого содержания, каждое понятие оформляется и коротко информацию отражает рекомендательной литературы. При создании библиографических пособий важным является сотрудничество библиографов со специалистами – краеведами.
Билет №10 1. Сучасны стан інфармацыйна-бібліяграфічных рэсурсаў (ІБР) па тэхніцы ў Беларусі Выдел.З этапа развития технич. б/г/фии: 1 этап (1918-1960 (8БУ);2этап(1961-1999)-увелич. число б/г/ф-их изд-й. 3 (199!- по сегод день). Резкого увеличения или понижения изд-ой б/г/ф-ой продукции по технике нет, но если сравнить среднегодовое кол-во У, изданных в предыд 10 лет, то видно уменьш. их кол-во почт в 3 раза. Издаваемые У представлены к универ-ными, общетех-ми, многоотраслевыми, отрасл.,тем., персон-ми. Общетех-ие в основном отраж. 1 вид д-та, кот. Относится к спец. видам тех. лит-ры и д-ции - патенты, НТД отчёты. Центры бт/ф-их ресурсов по технике в Бел-си: ГОСпатент «Официальный бюллетень» 1994г., 1 р. в кв., сообщ. об изобретениях, полезных моделях, пром. образцах, тов. знаках. после бюллетень выходит отдельными вып. «Изобретения. Полезные модели. Промышленные образцы», «Товарные знаки». Учебно-исслед. центр промышленной собств-ти Госпатента с 1997г. 2р. в год издаёт «Каталог научных разработок». БелИСА (Бел. ин-т систем анапиза) - вып. «Бюллетень регистрации НИР, ОКР, ОТР, депонированные науч. рукописи, включ реф-ты завершённых науч.депонир.работ. БелГ ИСС - в обл. НТД. Вып. ГОСТы, СТБ. Большая роль в вып.бгр/кой продукции принадлежит РНТБ. Онак яв-ся респ. депозитарием отеч. и зарубеж. лит-ры по технике, технологии, экон. промышл. и смежным отраслям, явл. гос-ным хранилищем патентной д-ции РБ, НТД и пром. каталогов. Б-ка играет большую роль в инф-ом обслуживании спец-тов. Дает инф-цию о поступлениях в её фонды через тем. списки лит-ры (свыше 30 назв. тем). Б-ка гот. большое кол-во ретроспекг. У. по актуальным темам, межотраслевым и смежным вопр., кот. вкл. лит-ру за 2-5 лет. Н: «Энергосберегающие технологии и оборудования». «Экономия материалов в машиностроении», «Персональные ЭВМ», за длит-ые периоды: «Переработка отходов», «История развития изобретагельства в Бел.» (1945-1995). С 1997г. изд-т тек. «Инф-ый бюллетень», а с 2001г. в эл.виде, уменьшая кол-во бгр/ ф- ой прод в традиц. формах, увеличивая в электр. формах. Б-ка ведёт СводЭК, вкл-ший: «ЭК кн. изд-й», «Сводный эл. кат. периодических, изд-й РНТБ», «НТД» (поступ. с 2000г., «Промкаталоги». Пополняются в текущем режиме за счет новых поступлений и ввода Д пред-х лет изд-я. Имеют БД собств. генерации: «Экономика произв-ва», «Энфгосбережение», «История развития изобретательства в Бел.». Приобретённые БД: «БД патентных д-в» («Патенты России»), БД НТД (БД «Продукция России»), БД ПК и бизнес инф-ции, БД зарубеж. инф-ции. Н: БД компании «EBSCQ». Имеются РЖ ВИНИТИ на бум. И машиночит-х носителях
Билет № 9 ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|