|
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГОСтр 1 из 6Следующая ⇒ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ Методическое пособие к курсовому и дипломному проектированию
Специальность 19.06.01 - автомобили и автомобильное хозяйство Направление бакалавриата 190600.62 «Эксплуатация транспортно- технологических машин и комплексов» профиль 1. «Автомобили и автомобильное хозяйство»
ВОЛОГДА
УДК 375.629.113.004 Проектирование станций технического обслуживания автомобилей. Вологда: ВоГТУ, 2011. - 116 с.
Методическое пособие к курсовому и дипломному проектированию для студентов дневного и заочного отделения. Содержит указания по расчету объемов возможных услуг, по выбору номенклатуры услуг в условиях конкурентной среды, по оптимизации числа и назначения рабочих постов и по определению числа рабочих, по подбору оборудования и расчету производственных и вспомогательных площадей, по оформлению выполненной работы.
Утверждено издательско-библиотечным советом ВоГТУ
Составители: Дажин В.Г. - д.т.н., профессор, Пикалев О.Н. – к.т.н., доцент, Востров А.В. – ассистент, Курилова Н.В. – ст. преподаватель
Рецензенты: мастер СТО «Лес – Сервис» Р.Б. Терентьев к.т.н., доцент кафедры УИ и ОП А.А. Фролов
О Г Л А В Л Е Н И Е ВВЕДЕНИЕ 5 1. Технический расчёт СТО 7 1.1. Определение производственной программы, числа и типа рабочих постов 71.1.1. Автоцентры, занимающиеся продажей автомобилей и их ТО и Р 7 1.1.2. Независимые городские СТО при превышении спроса над предложением 13 1.1.2.1. Исходные данные для расчета СТО 13 1.1.2.2. Расчет потребности в сервисных услугах в зоне городской СТО 13 1.1.2.3. Годовой объем вспомогательных работ (в чел.-ч) 22 1.1.3. Независимые городские СТО при превышении предложения над спросом 22 1.1.4. Расчет дорожной СТО 29 1.1.5. Корректировка числа постов по упущенным заказам 32 1.1.5.1. Очередность расчета СТО 32 Моделирование и учет, выполняемый программой 35 1.1.5.3. Суть метода Монте – Карло 36 1.1.5.4. Оптимизация основных показателей работы СТО 36 1.1.6. Особенности проектирования кузовного и малярного цехов 38 1.2. Определение числа рабочих 41 1.2.1. Расчет фонда рабочего времени 41 1.2.2. Определение числа производственных рабочих 44 1.2.3. Определение численности ИТР, служащих, МОП и ПСО и 45 вспомогательных рабочих 1.2.4. Составление штатного расписания 47 1.3. Определение числа вспомогательных постов, мест ожидания, хранения и подсобных помещений 48 1.4. Расчет площадей производственных зон, зон ожидания и хранения 49 1.4.1. Расчёт площадей производственных зон, зон ожидания и хранения 49 1.4.2. Расчёт площади производственных участков. 50 1.4.3. Расчет административных и бытовых помещений 53 1.5. Расчёт площади участка СТО 56 1.6. Корректировка объемов выполняемых работ 56 1.6.1. Корректировка объемов выполненных работ по числу рабочих 57 1.6.2. Корректировка объемов выполненных работ из-за упущенных работ вследствие неравномерности поступления заявок 57 1.6.2.1. Корректировка для автоцентров, занимающихся продажей автомобилей 57 1.6.2.2. Корректировка независимых городских СТО при превышении спроса над предложением 58 1.6.2.3. Корректировка при превышении предложения над спросом 58 1.6.3. Оценочные показатели СТО с использованием теории массового обслуживания 63 2. Планировка 66 2.1. Общие положения к разработке планировочных решений предприятий автосервиса 66 2.2. Разработка генерального плана предприятий автосервиса 67 Способы застройки территории предприятий 2.3. Проектирование производственного корпуса СТО 70 2.3.1 Основы проектирования производственных зданий и сооружений 70 2.3.2. Объемно-планировочные решения зданий предприятий автосервиса 75 2.3.3. Планировочно - технологические решения зданий предприятий автосервиса 75 Технический расчёт СТО Однородный пост – это участок, на котором могут выполняться несколько видов работ, что обусловлено применением унифицированного оборудования, оснащением помещений и постов ТО и ТР, квалификации рабочих и требований безопасности. Г) Определение трудоемкости работ. Определяется средняя трудоемкость по каждому виду работ. Делается выборка 50-100 заездов по каждому виду работ и находится их средняя трудоемкость.
д) Определяется время ожидания клиентом выполнения заказа. Примечание: с учетом продолжительности временного интервала (табл. 22)
е) В соответствии с разбивкой видов работ по однородным постам или участкам, определяем число видов работ выполняемых на каждом однородном посту.
Примечание: Все виды работ, их трудоемкости и время ожидания клиентов, идут в порядке их отнесения к однородному посту.
Пример: На первый однородный пост идут работы с 1-й по 3-ю (вводим 3); на второй однородный пост идут работы с 4-й по 9-ю (вводим 6) и т.д.
Определение числа рабочих 1.2.1. Расчет фонда рабочего времени
Фонд рабочего времени поста можно определить по формуле 18 [1].
(18)
Где - число рабочих дней в году; - продолжительность смены; С – число смен; - число рабочих на посту. Расчет фонда рабочего времени должен производиться с учетом режимов труда и отдыха рабочих. Согласно российского трудового законодательства для работников с обычными условиями труда предусмотрена 40-часовая рабочая неделя (для работников с вредными условиями труда – 36 часовая). В связи с этим наиболее широкое распространение получили следующие варианты организации работы слесарей при работе с нормальными условиями: 1) 5-ти дневная рабочая неделя (2 дня выходных) по 8 часов. Работа в 1 или 2 смены. Усредненное число рабочих дней в году – 257. 2) 6-ти дневная рабочая неделя (1 день выходной) по 7 часов. Работа в 1 или 2 смены. Усредненное число рабочих дней в году – 305. 3) 2 дня через 2 (3 через 3) (без выходных) по 12 часов. Работа в 2 смены. Усредненное число рабочих дней в году – 357. Примечание: применение режима работы 305 дней по 8 часов [1,9] подразумевает 6-ти дневную рабочую неделю, а значит 48-часовую рабочую неделю, что не допустимо.
Годовой расчетный фонд рабочего времени для всех вариантов составляет 2070 часов для одной смены и 4140 часов для двух смен. При работе со вредными условиями труда, соответственно 1830 и 3660 часов. Примечание: применение других режимов работы возможно при соблюдении 40-часовой рабочей недели (36-часовой для вредных условий труда) и техническом обосновании в виде Табеля (Приложение А). Результаты расчета фонда рабочего времени для нормальных условий труда приведены в табл. 27. Таблица 27 Фонд рабочего времени для нормальных условий труда
При выборе числа рабочих на посту необходимо руководствоваться следующими рекомендациями: · Для дорожных СТО, и СТО легковых автомобилей, а также грузовых автомобилей особо малого класса принимать 1 человека на посту. · Для СТО грузовых автомобилей и автобусов класса «малый» и больше принимать до 2 человек на посту.
Выполнение сварочных, окрасочных, краскоприготовительных работ, согласно российского законодательства, считаются работами со вредными условиями труда, при которых должна устанавливаться сокращенная 36-часовая рабочая неделя (по сравнению с 40-часовой при нормальных условиях труда). Однако выполнение работ с вредными условиями не означает автоматического признания рабочего места (должности) с вредными условиями с предоставлением сокращенной рабочего времени и других льгот, согласно действующего трудового законодательства [16]. Процедура официального причисления рабочего места к работе со вредными условиями труда проводится в рамках аттестации рабочих мест аккредитованными лабораториями и центрами [18]. Согласно [17] «Сокращенный рабочий день согласно указанной в Списке продолжительности устанавливается рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим лишь в те дни, когда они заняты во вредных условиях труда не менее половины сокращенного рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. При записи в Списке "постоянно занятый" или "постоянно работающий" сокращенный рабочий день согласно указанной в Списке продолжительности устанавливается рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим лишь в те дни, когда они фактически заняты во вредных условиях труда в течение всего сокращенного рабочего дня». Нормирование времени, проведенное авторами в одном из автоцентров, даже при полной загрузке цехов не позволили причислить к работе со вредными условиями ни одного работника. Хотя для больших цехов с двумя-тремя камерами (в 1 – красится, во 2 – сушится, в 3 – заносится-выносится, укрывается) при работе одного маляра (если работы по подготовке, расстановке, укрытию, снятию укрытия, выносу выполняют другие работники) и колориста, выполняющему большой объем подборов краски с отпылами – время работы с вредными факторами может превысить 50 %. При отсутствии технического обоснования в виде нормирования времени необходимо все рабочие места кузовного и малярного цехов считать с нормальными условиями труда. Таблица 28 Номинальный и эффективный годовые фонды времени производственного персонала
Примечание. Приведенные в таблице эффективные годовые фонды времени не распространяются на работающих в районах Крайнего Севера и других районах, приравненных к ним.
1.2.2. Определение числа производственных и вспомогательных рабочих
Списочная численность производственных рабочих по ТО и ТР легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, определяется отношением годового объема работ к эффективному годовому фонду времени работающих, явочная численность - то же, отношением к номинальному годовому фонду времени работающих, указанному в табл. 28.
, (19)
где Тг – годовой объём работ, чел∙ч; Фт(ш) – годовой объём технологически необходимого (штатного) времени рабочего Определение численности производственных рабочих по профессиям следует производить в соответствии с распределением трудоемкости ТО и ТР легковых автомобилей по видам работ.
Кроме выполняемых на производственных постах и продаваемых клиентам на СТО выполняются вспомогательные работы, направленные на поддержание функционирования СТО. Объем этих работ составляет 10…15 % от общего объема работ.
, (20)
где – объем работ по ТО-ТР. Распределение численности вспомогательных рабочих по видам работ следует принимать по данным табл. 29 [9]. Таблица 29 Распределение численности вспомогательных рабочих по видам работ
На практике объемы вспомогательных работ по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента, ремонту и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудования целесообразно возложить на сторонние организации. Перегон подвижного состава – должностная обязанность мастеров цеха. Прием, хранение и выдачу материальных ценностей – выполняют либо мастера цеха, либо кладовщик (при наличии склада и объема работ). Уборка территории и помещений – при недостаточных объемах работ для введения штатной единицы на полную ставку – вводится на ½ или ¼ ставки согласно получившимся объемам работ.
1.2.3. Определение численности ИТР, служащих, МОП и ПСО
Численность персонала инженерно-технических работников и служащих предприятия, младшего обслуживающего персонала, пожарно-сторожевой охраны в зависимости от размера СТОА согласно [9] следует принимать по данным табл. 30. Таблица 30 Определение численности ИТР, служащих, МОП и ПСО
Вместе с указанными в табл. 30 на СТО возможно введение следующих должностных единиц[4]: · Технический директор; · Главный инженер; · Главный механик. · Сервис-менеджер. · Начальник малярного-кузовного цехов. · Начальник сервисного цеха. · Мастер малярного и кузовного цехов. · Приемщик. · Перегонщик автомобилей. · Мастер сервисного цеха. · Специалист по работе с клиентами. · Диспетчер. · Администратор. · Начальник склада. · Кладовщик. · Логист. · Системный администратор. · Маркетолог и др.
Окончательный выбор количества ИТР, МОП и ПСО производится с учетом потребности проектируемой СТО. В случае, если данные отличаются от представленных в табл. 30 – необходимо представить обоснование введение новых штатных единиц.
1.2.4. Составление штатного расписания
Штат и заработную плату без социального налога необходимо представить в виде таблицы штатного расписания. Пример штатного расписания приведен в табл. 31. Таблица 31 Штатное расписание
Планировка СТО
2.1. Общие положения к разработке планировочных решений предприятий автосервиса Планировочные решения СТО разрабатываются на основании выполненных технологических расчетов. Под планировкой СТО следует понимать компоновку и взаимное расположение производственных, складских и административно-бытовых помещений в плане здания или отдельно стоящих зданий, предназначенных для ТО, ТР и хранения автомобилей. В основе планировочного решения СТО лежат схема производственного процесса, состав помещений, конструктивная схема здания, технологические маршруты и производственная программа по видам обслуживания, диагностирования и ремонта, пропускная способность постов, а также противопожарные и санитарно-гигиенические требования, требования конструктивной безопасности, экологические требования, предъявляемые к отдельным зонам и участкам. При разработке планировочных решений вновь строящихся предприятий, прорабатываются компоновочные решения отдельно стоящих зданий, составляется генеральный план предприятия, а затем выполняются планировки структурных подразделений. Для разработки планировочных решений расширяющихся и реконструируемых предприятий решаются отдельные вопросы по компоновке помещений, их рациональному размещению, оптимизации количества действующих постов и другие. Таким образом, в процессе разработки планировки СТО, как и других предприятий автосервиса, рассматриваются следующие вопросы: § обеспечение эффективного использования и застройки земельного участка; § рациональное взаимное расположение зданий, сооружений на территории предприятия, помещений, зон, участков и постов с учетом принятой технологии выполнения работ в производственных корпусах; § обеспечение технологических связей и движения на территории и в зданиях предприятия; § размеры, этажность и конструкции зданий и сооружений; соблюдение технологических и строительных норм и требований; минимизации затрат на проектные, строительно-монтажные и эксплуатационные работы; обеспечение научной организации труда на рабочих местах. Принимаются во внимание климатические условия: строительные, противопожарные, санитарно-гигиенические требования, требования по охране окружающей среды и др. При разработке планировочных решений СТО следует учитывать следующие положения: · соответствие планировки схеме производственного и технологического процессам и технологическому расчету; · расположение в одном здании основных производственных зон и участков, если позволяют условия планировки; рациональное использование площади за счет технологически оправданного взаимного расположения помещений, применения экономичных способов расстановки постов; · возможность изменений технологических процессов и расширения производства без существенной реконструкции здания; безопасность производства и удобство выполнения работ; · создание наилучших условий освещения, вентиляции и изоляции шумных процессов производства и другие. Планировка СТО складывается из генерального плана, объемно-планировочного решения зданий предприятия, компоновочных планов отдельно стоящих зданий и сооружений, технологических планировок зон, участков и постов.
2.2. Разработка генерального плана предприятий автосервиса. Способы застройки территории предприятий Исходя из предложенных принципов размещения предприятий автосервиса городские предприятия проектируются с максимально возможным приближением к местам хранения автомобилей, а дорожные - к основным транспортным магистралям. Расстояния от предприятий автосервиса следует принимать не менее 15…20 м до жилых и общественных зданий и не менее 50 м до границ участков дошкольных учреждений, школ и лечебных заведений в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Дорожные СТО рекомендуется располагать на участках населенных пунктов, прилегающих к автомобильным дорогам с напряженными транспортными потоками, или вблизи них. Они как правило, сооружаются в комплексе с АЗС, образуя автозаправочные комплексы (АЗК), или располагаются рядом с ними, что удобно для клиентов и уменьшает срок окупаемости как СТО, так и АЗС. Не рекомендуется совмещать городские СТО с АЗС, так как это резко усложняет и удорожает проекты. При разработке генплана изначально определяется перечень зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия. Размеры и форма участка выбираются, исходя из ситуационного плана (расположение отводимого участка в плане населенного пункта). При выборе участка и размещении на нем зданий и сооружений также следует учитывать возможность расширения предприятия с минимальными перестройками, т.е. резервировать площадь. Зарезервированные участки можно использовать для организации платной стоянки автомобилей. По возможности, участок должен иметь прямоугольную форму с соотношением сторон от 1:1 до 1:3. Генеральный план, кроме зданий и сооружений основного назначения, должен включать: § автомобиле - места хранения и ожидания очереди обслуживания, § очистные сооружения, § пожарные гидранты или резервные емкости для воды, § площадку для отдыха; § площадку (навес) для хранения утиля. Перед производственным корпусом предприятия автосервиса со стороны, примыкающей к проезду общего пользования, должны предусматриваться стоянки: § для автомобилей клиентов с отступом от красной линии (границы отвода участка), равным не менее длины автомобиля, § стоянка для личного транспорта работников предприятия. В правой части чертежа генерального плана необходимо указать: § экспликацию зданий и сооружений, по форме Приложения Б; § площадь участка; § коэффициент застройки; § коэффициент озеленения; § в верхней части – розу ветров. Состав помещений, площади, габаритные размеры зданий принимаются по итогам технологического расчета и уточняются планировочным решением зданий. Производственные подразделения могут проектироваться с размещением в одном или нескольких зданиях. В небольших по мощности предприятиях клиентские, административно-бытовые помещения обычно располагаются в одном здании с производственными помещениями. В средних и больших предприятиях они могут выноситься в отдельные здания, в одном из которых располагаются производственные и складские помещения, а в другом - административно-бытовые и коммерческие службы. Помещения, предназначенные для работы с клиентами, размещаются так, чтобы при свободном доступе к постам приемки и выдачи автомобилей из них не было доступа в производственные зоны СТО. Противопожарные разрывы между зданиями принимаются согласно норм пожарной безопасности. Участки мойки рекомендуется располагать отдельно отстоящими от других зданий. Схему движения организуют так, чтобы, автомобили обслуживались на этих участках без заезда в производственную зону, а транспортные потоки не пересекались с основными потоками выезда и заезда на станцию. Очистные сооружения и установки замкнутого цикла для повторного использования воды должны предусматриваться в обязательном порядке согласно действующему законодательству для всех СТО, имеющих посты и линии мойки автомобилей. Пример оформления схемы генплана предприятий автосервиса приведены на рис. 1. Генеральный план предприятия вычерчивается в масштабе 1:1000, 1:500 или 1:200 в зависимости от размеров предприятия и удобства размещения его на чертеже. На чертеже генерального плана наносят изображения зданий, сооружений, стоянок автомобилей, ограждений ворот, площадок с твердым покрытием в соответствии с ГОСТ 21.204-93 «Условные графические обозначения и изображения элементов генеральных планов и сооружений транспорта» (Приложение В), а также пути движения автомобилей. В верхнем левом углу вне поля чертежа наносят изображение преимущественного направления ветров в течение года, внизу или справа — экспликацию зданий и сооружений. Экспликация зданий и сооружений составляется в последовательности, соответствующей их порядковым номерам на чертеже. В ней указывается категория зданий и сооружений по пожаро- и взрывоопасности в соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ. Степень застройки участка автотранспортного предприятия одноэтажными производственными зданиями при закрытом хранении автомобилей обычно составляет 40-50 %, а при открытом хранении – 20-30 % территории предприятия. Площадь озеленения территории предприятия принимают не менее 15 % от общей площади участка при коэффициенте плотности застройки менее 0,5 и не менее 10 % - при плотности застройки более 0,5. Примечание: при не возможности разместить оборудование в спроектированном помещении при выдержке всех расстояний – необходимо возвращаться к проекту производственного корпуса и вносить в него необходимые коррективы по изменению размеров помещения при сохранении расчетной площади. На компоновочном плане производственного участка, зоны, цеха указываются: § габаритные размеры помещения, § координатная сетка имеющихся на чертеже колонн, § наименование смежных помещений, § технологическое оборудование с указанием их грузоподъемности и подводимой мощности, § размеры, необходимые для установки стационарного оборудования, § все расстояния между элементами зданий, стационарным оборудованием и автомобилями для указания возможности работы на посту. В правой части чертежа генерального плана необходимо указать: § перечень технологического оборудования, по форме Приложения Д. Приложение Б ГОСТ 21.204-93 УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ И СООРУЖЕНИЙ ТРАНСПОРТА
ГОСТ 21.614-88
ГОСТ 21.614-88 ИЗОБРАЖЕНИЯ УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И ПРОВОДОК НА ПЛАНАХ
экспликация зданий, сооружений
1 0 80 20 30
экспликация помещений
1 0 80 20 30
Перечень элементов в схемах
8 20 110 10 185
Перечень технологического оборудования
10 90 25 10 185 [1] Для определения числа постов автоматической мойки необходимо провести расчет по методике теории массового обслуживания (раздел 1.6.3) исходя из того, что 90% автомобилей, прибывающих на ТО и ТР должны пройти мойку. [2] См. раздел 1.1.2 или 1.1.3 Расчет независимой городской СТО [3] Исходя из оснащения автоцентров современным производительным оборудованием, инструментом, наличием обученного квалифицированного персонала, наличием технологи ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|