Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этика психологических исследований.





Литература - [0] - гл. 8

и следующие работы – есть в электронной библиотеке –

1) Милграм Эксперимент в социальной психологии,

2) Middlemist et al. Personal Space Invasion in the Lavatory: Suggestive Evidence for Arousal // Journal of Personality and Social Psychology, 1976, Vol. 33, № 5

 

Исследования с людьми

Кроме этических принципов проведения эксперимента на человеке, который приведен в приложении, следует помнить, что

¨ не обязательно говорить испытуемым о целях и задачах исследования, так как в некоторых случаях это может вызвать неестественную реакцию испытуемых и привести к смешению результатов. (Например, мы исследуем как люди ведут себя в разных группах - группе одного с ними пола и смешанной группе. Как цель эксперимента можно указать решение различных проблем, которое требует группового участия).

¨ следует обеспечить испытуемому свободу неучастия. Подумайте, реально ли ваши испытуемые могут не участвовать в данном эксперименте. Например, если это студенты, участвующие в эксперименте за галочки (плюсики, баллы,...), необходимые, чтобы окончить курс успешно, то есть ли у них возможность заработать эти самые галочки (плюсики, баллы,...) другим способом? Если нет, то получается неявное принуждение к участию. Будьте внимательны в случае студентов (учеников), военных, заключенных и ваших подначальных.

¨ защита от вреда - тоже важный вопрос. Никогда не знаешь, какой крюк тебе попадется. Некоторые испытуемые рыдают (от смущения и разочарования), если не справились (с их точки зрения) с заданием. Для защиты от возможного вреда

à используйте пост-экспериментальные консультации, где можно все объяснить без утайки. Можно дать анкету (образец дан в приложении).

à дайте свой телефон или телефон коллег, которые помогут в случае возникновения проблем.

à можно позвонить испытуемым через день и проверить, как они поживают. Не смейтесь! Никогда не знаешь, какой эксперимент придется провести в жизни. Бывают эксперименты, весьма неприятные для испытуемых. Вы можете действительно опасаться за последствия. Смотрели, например, сеансы Кашпировского? А слышали про побочные эффекты?

¨ старайтесь устранить вредные последствия. Например, если вы нагнетали на них депрессию в течение всего эксперимента, постарайтесь тем же методом улучшить их настроение, когда эксперимент кончился.

¨ конфиденциальность должна гарантироваться, если испытуемый не дал согласие на противное - не следует бегать по факультету и всем сообщать: "Таня Иванова - такая тупая студентка! Она хуже всех выполнила мой тест!"

 

Давайте рассмотрим следующие примеры с точки зрения этики:

ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОБЛЕМЫ С ЭТИКОЙ
Психолог сидит в битком набитой библиотеке и записывает детальные наблюдения о способах сидения.  
Психолог снимает, как кто сидит, на видео. Пленки остаются храниться в архиве на вечно, а посетители библиотеки не знают, что их увековечили для истории.  
Психолог говорит студентам, что собирается исследовать их способность понимать текст, а на самом деле - измеряет скорость ответов, а вовсе не понимание.  
Социальный психолог исследует вмешательство посторонних в винном магазине. Разрешение было получено от директора магазина. Прямо на глазах продавца один экспериментатор стянул бутылку ликера. В это время другой экспериментатор подошел к продавцу и спросил, не видел ли тот, что стянули бутылку.  
Психолог подключил электроды к испытуемому мужского пола (с согласия испытуемого). Испытуемому говорят, что с помощью специального прибора, к которому подсоединены проводки, можно измерять сексуальное возбуждение. На самом деле стрелку на приборе шевелит сам экспериментатор как хочет. Испытуемому показывают фотографии голых мужчин и женщин. Умело регулируя показания прибора так, чтобы большее возбуждение приходилось на мужские фотографии, экспериментатор внушает испытуемому, что у него скрытые гомосексуальные наклонности.  

Однако следует помнить, что не существует ясного ответа, что этично и что нет. Ответственность лежит на исследователе, рецензентах и редакторах журналов, которые рецензируют представленные к печати работы.

 

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В некоторых странах в исследовательских центрах существуют специальные комитеты, которые следят за выполнением этических норм. Многие экспериментальные проекты могут быть отнесены к классу проектов, включающих "минимальный риск". Минимальный риск - это риск, не превышающий риск, связанный с ежедневной активностью. Если риск в исследовании превышает минимальный, то решается вопрос о том, насколько этот риск оправдан преимуществами, которые будут получены в результате исследования.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Этические принципы проведения исследования на человеке*

Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании каждого психолога внести ощутимый вклад в психологическую науку и способствовать благополучию Человека. Ответственный психолог обдумывает различные направления, где нужны энергия и возможности человека.

Приняв решение о проведении исследований, психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.

Принципы, о которых говорится ниже, разъясняют исследователю этичное ответственное отношение к участникам экспериментов в ходе проведения исследовательских работ — от первоначального замысла до шагов, необходимых для защиты конфиденциальности данных исследования. Эти Принципы должны рассматриваться в контексте документов, прилагаемых в качестве дополнения к Принципам.

1. При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на Принципы исследований.

Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от Принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований.

2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми.

3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования.

Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых.

4. Честность и открытость — важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.

5. Этика изыскания требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время.

Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником.

Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника.

6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение.

7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам.

8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, что- бы для его клиентов не было тяжелых последствий.

9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и долговременных).

10. Информация, полученная в ходе исследования об участниках эксперимента, является конфиденциальной.

Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия.

 


 

 

11. Как читать и писать экспериментальный отчет.  

Как читать экспериментальный отчет  
Что искать в... краткое изложение что было сделано, с кем и что в результате обнаружили
  введение что автор предлагает; гипотезы, которые проверялись;
  метод зависимые, независимые, контрольные и все другие переменные; действительно ли метод проверяет гипотезу?
  результаты подтверждают ли результаты гипотезу?
  обсуждение какие выводы даны?
  ссылки (литература) другие отчеты, которые можно почитать: являются ли приведенные цитаты полными, а интерпретация - верной?
         

 

  Как писать экспериментальный отчет  
Что включать в... краткое изложение что было Вами сделано, с кем, и что в результате Вы обнаружили
  введение почему Вы делали это исследование; гипотезы, которые Вы проверяли;
  метод описание всех переменных; включайте достаточно деталей, чтобы кто-нибудь мог повторить Ваше исследование
  результаты таблицы и/или цифры, которые суммируют Ваши результаты показывайте читателю наиболее важные данные
  дискуссия (обсуждение) покажите, как Ваши результаты соотносятся с тестируемой гипотезой. Включите соответствующие выводы и заключения
  ссылки (литература) все ссылки, которые были процитированы в вашем отчете
         

 

  Вопросы для критического читателя  
Что копать в... введение 1. Какая у автора цель? 2. Какая гипотеза будет протестирована в эксперименте? 3. Какие предположения автор делает (явные и неявные)? 4. Если бы я делал эксперимент для проверки этой гипотезы, то что бы я придумал?
  метод Сравните Ваше предложение с предложением автора. Наверняка они отличаются (если только Вы не подсматривали). Теперь переходим к вопросам: 5a. Чье предложение лучше - мое или автора статьи? 5b. Действительно ли метод тестирует гипотезу? 5c. Какие в эксперименте зависимые, независимые и контрольные переменные? 6. Какие результаты я бы предсказал, если бы использовал данных испытуемых, оборудование и процедуру?
  результаты Сравните Ваши предсказания с результатами эксперимента. Если они совпали, переходим к вопросу 8. Если нет, отвечаем на вопрос 7: 7. Неужели автор получил "неправильные" результаты? Ваши ли предсказания ошибочны или результаты поистине невероятны? 8. Как бы я проинтерпретировал результаты?
  дискуссия (обсуждение) Сравните Вашу интерпретацию с авторской. Ответьте на вопросы, если нужно: 9а. Ну почему я не подумал про это?! 9b. Ну почему же автор не подумал про это?!
         

 

Структура экспериментального отчета
название ДОЛЖНО ОТРАЖАТЬ СУТЬ РАБОТЫ!
краткое изложение Это коротенький параграф (обычно 100-150 слов), который суммирует основные положения отчета или статьи. Он должен быть точным, информативным и быстро понимаемым. Прочитать краткое изложение отчета - лучший способ узнать, о чем отчет и стоит ли читать его дальше.
введение ставит проблему, которая должна быть исследована и показывает, почему она важна. Цель исследования должна быть ясно определена. Если предлагается некоторая гипотеза, то следует указать, какие рассуждения лежат в основе ее предсказаний. Так как исследования не проводятся в вакууме, то следует показать связь между данным исследованием и прошлыми исследованиями на эту тему. Тут вовсю используются ссылки.
  включает следующие разделы:
метод испытуемые оборудование (материалы) процедура   этот раздел включает все возможную информацию об испытуемых - сколько их, возраст, пол, условия участия в эксперименте, а также процедуру их выбора и распределения.   Этот раздел описывает все оборудование, которое было использовано (марка компьютера, размеры комнаты, порядок вопросов в вопроснике и вид вопросов)   объясняет, как проводился эксперимент. Этот раздел включает инструкции для испытуемых и описание схемы эксперимента (хотя иногда для этого добавляют специальный раздел - экспериментальная схема).
результаты показывают, что случилось в результате эксперимента. ¨ Обычно сырые данные не приводятся - если Вы собрали 10 000 различных показаний времени реакции, держите их при себе. В отчете приводите результаты статистической обработки Ваших данных. ¨ Используйте таблицы или графики различного вида - это облегчает понимание. ¨ Старайтесь избегать графических эффектов, которые не совсем верно представляют Ваши данные: не используйте преувеличенные шкалы. ¨ Считается дурным тоном приводить данные, не достигшие уровня статистической значимости (р <0.05). Иногда раздел результаты объединяются с разделом обсуждение. Если эти разделы не объединены, то избегайте всякой интерпретации, пока не доберетесь до дискуссии. Приводите только голые факты!
обсуждение обычно включает краткий концептуальный пересказ полученных данных и попытку соотнести данные с гипотезой, указанной в начале. Тут можно давать свои выводы, интерпретации, предсказания, громить теории оппонентов и хвалить себя, любимого. Заодно можно подробно изложить свои взгляды на проблему. Этот раздел не должен быть очень коротким: как говорят американские психологи, уж если вы потратили столько сил на приготовление обеда, так съешьте его с удовольствием! В конце еще можно добавить дополнительный раздел Заключение (Выводы).
ссылки (литература) Ссылки даются в конце статьи или отчета. Они также являются ценной информацией. Они могут служить для оценки значимости статьи: ссылки должны включать последние публикации по теме и самые важные публикации прошлых лет. Не включайте великое множество мало известных старых публикаций - только хиты и новинки!

Иногда после ссылок добавляют примечания и приложения.


[1] Классическое определение шкалы (Дружинин, 1997):

Пусть А - эмпирическая система с отношениями, R - полная числовая система с отношениями, f - функция, которая гомоморфно отображает А в подсистему R (если в области нет двух разных объектов с одинаковой мерой, что является отображением изоморфизма). Назовем шкалой упорядоченную тройку <A; R; f>

* American Psychological Association, 1973







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.