|
Этика психологических исследований. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Литература - [0] - гл. 8 и следующие работы – есть в электронной библиотеке – 1) Милграм Эксперимент в социальной психологии, 2) Middlemist et al. Personal Space Invasion in the Lavatory: Suggestive Evidence for Arousal // Journal of Personality and Social Psychology, 1976, Vol. 33, № 5
Исследования с людьми Кроме этических принципов проведения эксперимента на человеке, который приведен в приложении, следует помнить, что ¨ не обязательно говорить испытуемым о целях и задачах исследования, так как в некоторых случаях это может вызвать неестественную реакцию испытуемых и привести к смешению результатов. (Например, мы исследуем как люди ведут себя в разных группах - группе одного с ними пола и смешанной группе. Как цель эксперимента можно указать решение различных проблем, которое требует группового участия). ¨ следует обеспечить испытуемому свободу неучастия. Подумайте, реально ли ваши испытуемые могут не участвовать в данном эксперименте. Например, если это студенты, участвующие в эксперименте за галочки (плюсики, баллы,...), необходимые, чтобы окончить курс успешно, то есть ли у них возможность заработать эти самые галочки (плюсики, баллы,...) другим способом? Если нет, то получается неявное принуждение к участию. Будьте внимательны в случае студентов (учеников), военных, заключенных и ваших подначальных. ¨ защита от вреда - тоже важный вопрос. Никогда не знаешь, какой крюк тебе попадется. Некоторые испытуемые рыдают (от смущения и разочарования), если не справились (с их точки зрения) с заданием. Для защиты от возможного вреда à используйте пост-экспериментальные консультации, где можно все объяснить без утайки. Можно дать анкету (образец дан в приложении). à дайте свой телефон или телефон коллег, которые помогут в случае возникновения проблем. à можно позвонить испытуемым через день и проверить, как они поживают. Не смейтесь! Никогда не знаешь, какой эксперимент придется провести в жизни. Бывают эксперименты, весьма неприятные для испытуемых. Вы можете действительно опасаться за последствия. Смотрели, например, сеансы Кашпировского? А слышали про побочные эффекты? ¨ старайтесь устранить вредные последствия. Например, если вы нагнетали на них депрессию в течение всего эксперимента, постарайтесь тем же методом улучшить их настроение, когда эксперимент кончился. ¨ конфиденциальность должна гарантироваться, если испытуемый не дал согласие на противное - не следует бегать по факультету и всем сообщать: "Таня Иванова - такая тупая студентка! Она хуже всех выполнила мой тест!"
Давайте рассмотрим следующие примеры с точки зрения этики:
Однако следует помнить, что не существует ясного ответа, что этично и что нет. Ответственность лежит на исследователе, рецензентах и редакторах журналов, которые рецензируют представленные к печати работы.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ В некоторых странах в исследовательских центрах существуют специальные комитеты, которые следят за выполнением этических норм. Многие экспериментальные проекты могут быть отнесены к классу проектов, включающих "минимальный риск". Минимальный риск - это риск, не превышающий риск, связанный с ежедневной активностью. Если риск в исследовании превышает минимальный, то решается вопрос о том, насколько этот риск оправдан преимуществами, которые будут получены в результате исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Этические принципы проведения исследования на человеке* Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании каждого психолога внести ощутимый вклад в психологическую науку и способствовать благополучию Человека. Ответственный психолог обдумывает различные направления, где нужны энергия и возможности человека. Приняв решение о проведении исследований, психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии. Принципы, о которых говорится ниже, разъясняют исследователю этичное ответственное отношение к участникам экспериментов в ходе проведения исследовательских работ — от первоначального замысла до шагов, необходимых для защиты конфиденциальности данных исследования. Эти Принципы должны рассматриваться в контексте документов, прилагаемых в качестве дополнения к Принципам. 1. При планировании опыта исследователь несет персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на Принципы исследований. Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от Принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований. 2. На каждом исследователе всегда лежит ответственность за установление и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми. 3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования. Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых. 4. Честность и открытость — важные черты отношений между исследователем и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений. 5. Этика изыскания требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время. Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником. Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника. 6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение. 7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам. 8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, что- бы для его клиентов не было тяжелых последствий. 9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и долговременных). 10. Информация, полученная в ходе исследования об участниках эксперимента, является конфиденциальной. Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия.
Иногда после ссылок добавляют примечания и приложения. [1] Классическое определение шкалы (Дружинин, 1997): Пусть А - эмпирическая система с отношениями, R - полная числовая система с отношениями, f - функция, которая гомоморфно отображает А в подсистему R (если в области нет двух разных объектов с одинаковой мерой, что является отображением изоморфизма). Назовем шкалой упорядоченную тройку <A; R; f> * American Psychological Association, 1973 Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|