Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Танец-импровизация со скалами





В альтернативном варианте совершается переход в практике от гладкой стены к природному рельефу, где почти никогда не встречаются строго горизонтальные и вертикальные плоскости. В естественной среде всегда присутствует наклонная плоскость под большим или меньшим углом, к тому же с неровной поверхностью. Искусство импровизации, необходимое для практики в подобных условиях – среди скал или в лесу, – остается в пределах необходимых движений, хотя и позволяет оттачивать их до тончайших деталей, не просто развивая собственную структуру, а совершенствуя взаимодействие с окружающим энергетическим пространством при всей его непредсказуемости. Именно такой путь кажется наиболее разумным в перспективе постепенного включения в процесс самосознания Вселенной и достижения предельного самадхи (сосредоточения), где все многообразие объектов схватывается как единое целое.

 

Фото 64

 

Здесь я приведу обобщение своих наблюдений за практикой йоги Михаэля Джекеля (Германия) на скалах волшебного побережья Индийского океана и обрывистых берегов стремительной Ганги в Гималаях (фото 64). Поскольку движения среди скал превращались в асаны совершенно естественно и всегда неожиданно, как свободная импровизация, мои описания не относятся к какой-то одной последовательности. Практика случалась всякий раз спонтанно, и происходило это каждый день в разное время, в разных местах, в разных состояниях. Это неизбежно, когда йога из специальных занятий превращается в стиль жизни, вернее, в дух бытия. Основные «мирские» специальности Михаэля – архитектура и танец, позволили ему качественно сочетать «отстройку тела» и артистичность, тогда как склонность к странствиям по всему миру придала его практике не нарочитую, а естественную динамичность. Разумеется, специальные занятия продолжались регулярно в строго определенные утренние часы, как правило, независимо от внешних обстоятельств. Ведь без такой основы – хорошо поставленной практики – никакая импровизация не стала бы возможной, ибо всякое творчество начинается с техники.







 

Фото 65-71

 

Простейшая и очевиднейшая вещь в скальном ландшафте – небольшие «пропасти», через которые нужно перешагивать, причем не всегда оба края расположены на одном уровне (фото 65). Скалы могут отстоять друг от друга дальше или ближе, а удобные для постановки стоп площадки попадаются выше или ниже. Здесь появляется немереное количество возможностей для отработки асан с широко расставленными ногами вплоть до продольного и поперечного шпагатов (фото 66–67). Конечно, продолжение скал вверх с обеих сторон создает также обширное пространство для вариаций с верхней частью тела – скруток (фото 68), наклонов, прогибов. Кроме того, возникает совершенно неизведанная область – пространство «ниже пола», т. е. провал вниз между стопами (фото 69), куда можно вытягиваться и наклоняться, доводя асаны до полностью перевернутых. А если провал ограничен по типу «полколодца» с трех сторон, то при постановке стоп на противоположные скалы можно работать не с их продолжением, а с третьей стороной, обратившись к ней лицом или спиной (фото 70–71). Вместо навесных веревок дополнительные вариации с захватами позволяют выполнять всевозможные уступы.




 

Фото 72-75

 

Совершенно невообразимые вариации создаются в узком ущелье, между двух сближенных стен, бесконечно уходящих вниз и вверх. Удерживаться в таком пространстве можно только за счет «распорок», создаваемых ногами и руками, помещаемыми на едва заметные «зацепки». Здесь достаточно забыться и расслабиться, чтобы рухнуть вниз, поэтому с сосредоточением проблем не бывает. Интересно выглядят в таких проемах серии на основе Пашчимоттанасаны, втиснутой между двух скал: стопы стоят на одной стене, а таз упирается в другую, и все тело укладывается сверху на напряженно выпрямленные ноги (фото 72–73). Примечательно, что даже для выполнения этой асаны на полу нередко рекомендуют представлять подобное отталкивание в противоположные стороны. Здесь же оно просто неизбежно и необходимо для удержания не только формы асаны, но и тела на двух точках опоры. Далее в том же положении можно осваивать окружающее пространство, создавая вариации при помощи свободных рук и туловища (фото 74–75).


 

Фото 76-77

 

По-разному выглядят на скалах, отстоящих на разном расстоянии, также и прогибы. Простейшая «кобра» принимает необычный вид, когда она выполняется почти вертикально (фото 76). Для этого стопы устанавливаются на одну стену ущелья, а передняя поверхность тела прижимается к другой стене. После чего за счет упора руками голова отводится назад и, коснувшись задней стены, оказывается над стопами. Однако если расстояние между скалами довольно велико, получается совсем новая асана, хотя в профиль она почти в точности совпадает с «коброй» на полу (фото 77). Обычно ноги лежат на полу, а тело оторвано от поверхности, тогда как здесь все наоборот: ноги вытянуты над пустотой, а живот и нижняя часть груди прижаты к вертикальной скале. Причем, кроме двух описанных вариаций – вертикальной и горизонтальной – могут потребоваться иные положения тела в пространстве (фото 78). Ведь скалы непредсказуемы.





 

Фото 78

 

Наконец, добавлю впечатления от собственной практики на скалах, где меня особенно привлекало выполнение лежачих асан на наклонных поверхностях (фото 79–80). Вообще, во всей книге мы почти не рассматривали лежачие асаны, кроме вариантов с воображаемым «переворачиванием» пространства, когда пытались принимать ту же форму «лежа на стене». Также иногда нам попадались варианты с упором стопами в стену, но это, собственно, и все. Однако в пересеченной местности трудно найти ровный участок для практики, даже если не стремиться к импровизациям со скалами. Поэтому асаны, выполняемые лежа, приходится делать на наклонной плоскости, которая в той или иной мере сохраняет тенденцию к превращению в вертикаль. Здесь все зависит от угла наклона и положения головой или ногами вниз…



 

Фото 79-80

 

Однако пора сделать некое усилие, чтобы остановиться, ибо прервать импровизацию непросто, ведь вселенская энергия творения бесконечна.

Заключение
«Стеносмотрение» Будды

«Мне вчера дали свободу…

Что я с ней делать буду?»

В. Высоцкий

Вопрос риторический, ибо свобода сама себя делает… Вопрос о субъекте освобождения, как известно из классических трактатов по йоге, не решается объектом освобождения. Во всяком случае, до тех пор, пока разница между субъектом и объектом остается существенной для последнего. Выбор, характерный для русской религиозной философии, между «свободой от» и свободой для» в йоге неактуален. Но коль скоро «человек свободный» сам решает, как ему определять свободу, нет смысла спорить, хотя искателям свободы можно предложить некое содержание для размышлений «в стенах» дома.

Все хорошо в привычном тупике: безветренно и уютно, совсем по-домашнему. Ведь «перед стеной» – все равно, что «за стеной»… Однако стены, если вы их не рушите и не перешагиваете, постепенно ветшают сами. Метафоры рано или поздно придется оставить, ибо такой способ выражения – тоже оковы из области проявленного мира. Как считают йоги, лучше и вовсе молчать, но с этим все же придется повременить, ибо замолчать тоже можно правильно и неправильно. Итак, повторим вопрос о свободе: что стоит за понятием мукти, обозначающим предельное состояние бытия? Для того чтобы построить связи, исходя из понятного, оглянемся назад – на стену.

«Пока не достигнута свобода тела, о свободе духа и говорить не приходится», – так обрубает все вопросы о мукти основатель айенгар-йоги, техниками которого мы пользовались при взаимодействии со стеной. Современные учителя этого стиля вообще не преподают медитацию, полагая это делом сугубо личным. Однако даже утверждение о «свободе тела» совершенно двусмысленно, что очевидно из концепции «свободного потока», которой мы воспользовались для обозначения самого факта необходимости дальнейшего развития. Один из читателей моей первой книги по практике хатха-йоги «Ученик среди учителей» написал мне в письме: «Сам пробую медитативные техники йоги, но появление болей в спине и автоматически возникающие асаны заставили меня обратить внимание на хатха-йогу».

Посмотрим на «автоматическое возникновение асан» с точки зрения «свободы тела». Вообще-то, это далеко не классика йоги, где даже автоматические функции тела берутся под контроль, и все телесные процессы доводятся до полной осознанности, так что ничто и не шелохнется (даже сердце) без вашей воли. В отличие от мистического восприятия «свободного потока» в йоге вы владеете ситуацией или, по крайней мере, к этому стремитесь. В пределе вы достоверно знаете, как войти в то или иное состояние, и как из него выйти, а также можете в него вернуться, когда нужно и на сколько нужно. Более того, вы способны ввести в него и вывести обратно другого человека (ученика), если он настойчиво вас об этом просит. А изначально позволять телу «данс-импровизэйшн» в йоге решительно недопустимо…

Давайте отступим от древнейшей раджа-йоги, где было обозначено место асан в системе, и обратимся к средневековой хатха-йоге, где практика асан была разработана. Здесь мы найдем наиболее интересные замечания о свободе и необходимости, высказанные в перспективе полного преображения тела, – вплоть до возможности «растворять» его в осознании и «сгущать» при желании снова в нужном виде и подходящем месте. Школы хатха-йоги, зародившиеся в лоне тантризма, распространяли иное отношение к человеческому телу и телесному существованию вообще. Йогов вдохновляла возможность создания преображенного тела, сотворенного не из плоти, а из бессмертной субстанции – света. Расслабление и созерцание позволяло им заменить обычный незыблемый телесный облик восприятием самих себя как текучесть состояний, связанных и резонирующих с целым.

Однако никакого пиетета к «свободному потоку» они не испытывали. Просветление в нетленном теле предполагало техническую работу, которую мы уже начали с опорой на стену – построение вертикали. Обычно распыленная жизненная энергия должна быть сосредоточена в центральном канале и поляризована вдоль срединной оси. Подвижный полюс (Шакти) располагается в основании позвоночника, а неподвижный полюс (Шива) – над макушкой головы. Асаны – одно из подготовительных средств, заставляющих Шакти двигаться вверх, по направлению к Шиве. На этом пути возникают низшие виды самадхи, которые связаны с самопроизвольно возникающими образами в виде мыслей или телодвижений. Но конечное постижение тождества субъективной и объективной реальности – это нирвикальпа-самадхи, или внеобразный экстаз, равный освобождению. Итак, автоматические асаны – не более чем своеобразные сиддхи, или промежуточные формы самадхи, которые (при фиксации на них) бесконечно отдаляют свободу.

Промежуточные формы не только имеют право на существование, но и весьма полезны на определенном этапе – мое восхищение их проявлениями в главе о развитии не было поддельным. Можно отметить современные феномены вроде стиля трай-йоги, созданного Кали Рей именно на основе спонтанных телодвижений, или теории «работы в свободном потоке» Андрея Сидерского, предназначенной для «мастеров». Точно так же есть и мистические течения в индийской традиции, где не только асаны, а все вообще возникает автоматически. Но они исключают установки на контроль, принятые в йоге, а требуют иного – полного предания высшим силам. Даже в древних «Йога-сутрах» уже обозначена эта альтернатива, и после описания технических методов работы с сознанием для достижения самадхи сказано: «…или по любви к Ишваре».

Так, в современной исповеди Свами Муктананды, практиковавшего гуру-йогу в традиции сиддхов, упоминается, как его тело выполняло асаны и мудры при длительном сосредоточении на образе учителя, хотя ничего подобного он прежде даже не видел. Но в той же исповеди, где рассказывается о периодах самостоятельной практики, указано и немало трудностей вот какого свойства. То и другое – йога как путь самоконтроля и мистическое предание на волю Господа – действенно по отдельности, а вместе буксует. И особенно опасны зоны «пустоты», образующиеся тогда, когда вы сами что-то не контролируете, а вас не «ведут». А ведь при неопределенности установки они просто неизбежны! В итоге, мистика и йога совместимы, но с осторожностью.

В попытке сделать следующий шаг – перейти от асан к медитации, мы снова оказались в определенном тупике, особенно заметном в рамках айенгар-стиля. Научившись пользоваться стеной в самой плотной форме, мы подошли к стене в более тонком обличии… Как работать со стеной, преградившей ваш путь? Существует предание о том, как Бодхидхарма пересек «стену» Гималаев и пришел из Индии в Китай, где поначалу попал в полный тупик. Ведь ему предстояло основать чань-буддизм далеко не в пустыне, а в стране с развитой духовной культурой – даосизмом. Если верить легендам, он никуда особенно не торопился, а сидел спокойно дома и занимался, по неологизму русского переводчика, длительным «стеносмотрением». С тех пор данная техника широко используется для подготовки к медитации.

Сведения об авторе

Николаева Мария Владимировна (Атма Ананда, Долма Джангкху, Шанти Натхини) – специалист по западной и восточной философии и личностной психологии, действительный член научной Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма. Автор двадцати пяти научных и популярных книг по разным аспектам восточных культур (общий тираж 110 000, пять переизданы за рубежом) и восьмидесяти статей в академических и периодических изданиях; также постоянный корреспондент йогических журналов, переводчик классических текстов, литературный редактор. Двадцать лет занимается духовными практиками в разных традициях, из них первые десять лет посвятила западной культуре, начиная с христианства, также осваивая путь воина, оккультизм, экстрасенсорику и биоэнергетику.

Пять лет провела в Индии, проживая в ашрамах, совершая паломничества к святым местам. Прошла курсы асан, пранаям и мудр в йогашалах, обучаясь у тридцати индийских учителей; сертифицирована как инструктор по йоге и принята в Индийскую академию йоги; получила посвящения в крийя-йоге, натха-сампрадае, буддизме ваджраяны (карма-кагью) и степень мастера японского рейки. Приняла обеты карма-санньясы в Бихарской школе йоги (адвайта веданта). В последующие три года пребывала в других десяти странах Ю-В Азии: проходила медитативные ретриты (випассана и дзэн) в целом до полугода, изучала даосизм и тайцзы. Ныне живет на острове Бали, проводя авторские семинары и консультации.

Все книги автора

США

Atma Ananda. Kali-Bali. Time-Shift in Eternal Spirit. Charleston, 2010. – На английском.

Atma Ananda. Karma Mastery. Daily Reincarnation. Charleston, 2010. - На английском.

Shanti Nathini. Hatha Yoga Practice. Disciple against Wall. Charleston, 2007; 2008. - На английском.

Shanti Nathini. Taoist Female Practice. Period of Preparation. Charleston, 2008; 2009. - На английском.

Европа

Shanti Nathini. Moters Dao praktikos. Pasirengimo periodas. Vilnius, 2008. – На литовском.

Shanti Nathini. Sublimation Culture. Art of Self-Satisfaction. Vilnius, 2010. – На литовском (в печати).

Shanti Nathini. Taoist Female Practice. Period of Preparation. Sophia, 2010. – На болгарском (в печати).

Dolma Jangkhu. Krauter fur Yoga. Berlin, 2010. – На немецком (в печати).

Индонезия

Atma Ananda. Kali-Bali. Time-Shift in Eternal Spirit. Ubud, 2010. – На английском.

Россия

Николаева М. В. Понятие Мы и суждение Нашей воли. Москва, 2009. – Научная монография.

Николаева М. В. Основные школы хатха-йоги. Петербург, 2007. – Научно-популярное издание.

Николаева М. В. Власть кармы. История идеи. Москва, 2006. – Научно-популярное издание.

Николаева М. В. Практика хатха-йоги. Ученик перед стеной. Москва, 2005.

Николаева М. В. Практика хатха-йоги. Ученик среди учителей. Петербург, 2004.

Атма Ананда. Практика хатха-йоги. Ученик без тела. Москва, 2010. – В печати.

Атма Ананда. Сакральная Азия. Традиции и сюжеты. Москва, 2010. – В печати.

Атма Ананда. Стратегия самобытности. Духовная практика. Москва, 2009.

Атма Ананда. Культура сублимации. Опыты самодостаточности. Москва, 2009.

Атма Ананда. Випассана – психотехника. Устойчивость в непостоянстве. Рукопись.

Атма Ананда. Рамана Махарши. Через три смерти. Москва, 2008 (Петербург, 2005).

Шанти Натхини. Свами Вивекананда. Вибрации высокой частоты. Москва, 2007 (Петербург, 2005).

Шанти Натхини. Йога-терапия для восстановления зрения. Петербург, 2009; 2008; 2006.

Шанти Натхини. Женские даосские практики. Период подготовки. Петербург, 2006.

Шанти Натхини. Власть над кармой. Современные методы. Петербург, 2007; 2004.

Шанти Натхини. Стратегия успеха, или Искусство жизни. Москва, 2009; 2007 (Петербург, 2005).

Шанти Натхини. Искусство взаимоотношений: Обретение, потери, война, согласие. Москва, 2009; 2007.

В соавторстве

Долма Джангкху. Травы для йоги. Опыт адаптации к умеренной зоне. Москва, 2008; 2006.

Долма Джангкху. Травы для аюрведы. Опыт адаптации к умеренной зоне. Москва, 2010. – В печати.

Долма Джангкху. Экодизайн в индийской традиции. Москва, 2009; Петербург, 2004.

Долма Джангкху. Экодизайн в китайской традиции. Москва, 2009.

Долма Джангкху. Энергетика любви, территории и пространства. Москва, 2010, 2008; Петербург, 2004.

Долма Джангкху. Энергетическая защита квартир и офисов. Москва, 2010, 2007; Петербург, 2005, 2004.

Долма Джангкху. Энергетика бизнеса и деловых отношений. Москва, 2010, 2007; Петербург, 2004.

Долма Джангкху. Фэн-шуй сверхвысоких технологий. Москва, 2009.

Обратная связь

http://maria-yoga.narod.ru

 

Оглавление

· Введение «Стена» – метафора тупика

· Благодарности

· Часть 1 Теория: выход на вертикаль

· Объемное осознание в практике

· Стены в доме: васту йога-шалы

· «Опора» – вызов для развития

· Часть 2 Практика: калейдоскоп асан

· Типы «давления телом на стену»

· Выравнивание оси внутри тела

· Тадасана – поза «скалы»

· Боковое выравнивание

· Вытягивание передней линии тела

· Руки под прямым углом

· Ноги под прямым углом

· Попытки встать на стену одной ногой

· Отработка упора и надавливания

· Сгибание тела под прямым углом

· Упор как остановка при скольжении

· Наклоны вперед с упором спиной

· Попытки «стоять на стене» двумя ногами

· Неизменное чувство равновесия

· Скручивание: стена с двух сторон

· Прогибы назад: вторая вертикаль

· Подготовка: простое отклонение назад

· Парадоксальный «прогиб в наклоне»

· Классическая «триада» прогибов

· «Мост» – прогиб как таковой

· Прогиб на асимметричной основе

· Перевернутые асаны возле стены

· «Полумост» – на подступах к перевороту

· Халасана, Сарвангасана, Ширшасана

· Стойка на предплечьях

· Стойка на руках

· Расслабление с ногами на стене

· Вариации с навесными веревками

· Веревка для захвата и фиксации

· Дополнительное выравнивание стоя

· Дополнительное выравнивание сидя

· Веревка для подъема и вытягивания

· Вытягивание с тенденцией к наклону

· Вытягивание с тенденцией к прогибу

· Веревка для углубления прогиба

· Веревка для безопорного висения

· Часть 3 Развитие: «свободный поток»

· Подход к стене и отход от стены

· Маллакхамб на канатах и столбах

· Танец-импровизация со скалами

· Заключение «Стеносмотрение» Будды

· Сведения об авторе

· Все книги автора

· Европа

· Индонезия

· Россия

· В соавторстве

· Обратная связь

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.