Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория государств и права как наука: ее предмет, методология, функции.





Билет 1

Теория государств и права как наука: ее предмет, методология, функции.

ТГП – это гуманитарная, фундаментальная, обще теоритическая юридическая наука, изучающая закономерности развития государства, а права как важнейший институт и общества.

Предметам являются основные общие закономерности возникновения функции развития государства и права.

Функции ТГП – это основные направления теоретической деятельности, отражения общего и специфического значения этой науки.

К числу функций относят:

1) Интерпретационная (онтологическая) которое состоит в объяснении сущности государственно правовых явлений.

2) Познавательная (гносеологическая) заключается в познании всех элементов государства и права.

3) Эвристическая заключается в открытии новых явлений в области государства и права.

4) Прогностическая состоит в научных определениях путей развития государства и права.

5) Методологическая заключается в выработке положений, понятий, определений общих для всех юридических наук и применяемых или в качестве научного аппарата.

ТГП изучает правонарушение.

Методология ТГП – совокупность принципов и методов научного исследования общих закономерностей возникновения, функция и развития государства и права.

Основные принципы ТГП являются: Историзм (связь с предыдущим), Объективность, Конкретность, Плюрализм (различные мнения изучаются)

 

2.Понятие и структура категории "правовая система"

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, ооусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

При изучении данной темы целесообразно использовать системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

Выделяют следующие основные правовые семьи:

англосаксонскую (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); Становление и развитие англосаксонского права связано с множеством факторов, определяемых своеобразием правовых традиций и правовой культуры Англии и стран, входящих в эту семью права.

романо-германскую (страны континентальной Европы); Романо-германская правовая система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников. В этой правовой системе господствующая роль отведена закону и в первую очередь кодексу.

мусульманскую; Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада.

социалистическую; Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности

индусскую. Индусское право основано на религии индуизма и регулирует поведение членов индусской общины

 

Билет 2.

Роль и место теории государства и права в системе юридических наук.

Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития, выполняет по отношению к ним определенную методологическую роль, т.е. занимает, как отмечалось, ведущее место в системе юридических наук. В этом смысле теория государства и права

представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, выполняя в его системе примерно ту же роль, что в области различных групп естественных наук выполняют математика, биология, теоретическая физика.

 

С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-право-вых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.

 

Так, изучение историей государства и права государственных институтов и законодательства в отдельных странах или регионах в различные хронологические периоды опирается на понимание разрабатываемых теорией государства и права общих представлений о закономерностях возникновения и развития государства и права, о понятиях государства, права, их сущности, формы государственного правления, государственного механизма (аппарата) и его структуры, источника права, закона, отрасли права и т.д. В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права.

 

Все отраслевые юридические науки – государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. – руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.

 

В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения – один из важнейшихисточников существования и развития теории государства и права.

 

Тесно соотносится теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве.

Социальное регулирование

Главное предназначение ГП состоит в упорядочивание общественных отношений в обеспечении их прогрессивного развития.

Регулирование общественных отношений в обществе происходит по средствам социальных норм. Норма – это принятое в обществе правило поведения.

Все социальные нормы можно разбить:

· Нормы морали (нравственности)- регулируют общественные отношения с позиции сложившихся в обществе понятий, о добре и зле, о справедливости и не справедливости, о порядочности и непорядочности. Выполнение данных норм обеспечиваются только мерами общественного воздействия. (например: уступить место в автобусе)

· Нормы обычаев – такие правила общественного поведения, которые выработаны в течение многократного повторения, передачи из поколения в поколение, доказано, что они эффективны (например: чистка зубов)

· Нормы ритуалов (например: похороны)

· Религиозные нормы – правила поведения регулирование взаимоотношения между верующими и онтогении верующих к церкви и богу.

· Корпоративная норма – правила поведения в коллективных объединениях людей.

Юридические нормы (нормы права) это установленные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важные общественные отношения и обеспечиваемые при необходимости государством.

Юридические нормы являются наиболее эффективными, так как они четко сформулированы государством, содержатся в специальных источниках. Обеспечиваются при необходимости силами государства.

Вся совокупность социальных норм воздействует на общие отношения в комплексе, в чем и проявляется их взаимодействием.

Социальные нормы могут переходить из одной группы в другую мере развития общества.

Так операции с иностранной валютой были запрещены в России до 1994 года, сейчас нет такого запрета, однако нужно делать это через банки.

Существуют два типа социального регулирования: нормативные и казуальные регулирования. При нормативном типе социального регулирования в обществе формулируется социальные нормы и регулирование конкретных общественных отношений осуществляющихся на их основе.

При казуальном типе общеобязательных правил поведения, регулирующих отдельные общественные отношения нет.

Регулирование таких отношений происходит через болевое воздействие применительно к данному случаю. Так, когда не было космического права, то когда спутник падал, то собирались и приходили к общему решению («по понятием»)

 

Билет 4.

Билет 5.

Возникновение государства.

Рассматривается происхождения государства является материалистической теорией, ее западным вариантом. Основоположники К. Марса, В. Энгельс.

Восточный вариант материалистической теорией происхождения государства.

В Азии, Южной Америке в силу засушливого климата имелась потребность человеческого общества в создании дорогостоящих водных сооружений. Для постройки собирались крупные массы людей, которые нуждались в управлении. Вследствие чего возник аппарат управленцев который в последствии перерос в государство.

При этом земля находилась в общественной собственности, но фактически пользовались плодами управления.

 

Билет 6.

Билет 9.

1.Понятие и признаки государственной власти, ее отличие от иных видов социальной власти.

Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения

Признаки: -

является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства,так и за его пределами;

-осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

-обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

-обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства (для формирования бюджета - казны государства);

-распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

-издает нормативно-правовые акты.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы и общеобязательность ее указаний.

 

2. Пробелы в праве, пути их устранения и восполнения.

Пробел в праве - это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Пробелы можно рассматривать с нескольких сторон:

- пробел в позитивном праве, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычаев, ни прецедента;

пробел в нормативно-правовом регулировании, когда отсутствуют нормы закона и нормы подзаконных актов;

- пробел в законодательстве (в узком и точном смысле этого слова), когда отсутствует закон (акт высшего органа власти) вообще;

- пробел в законе, когда имеется неполное урегулирование вопроса в данном законе.

Причины пробелов бывают различными. Это ошибки законодателя, небрежное использование правил законодательной (правотворческой) техники, бурное развитие общественных отношений и многие др.

Пробел может восполнить только создание необходимой нормы, но это процесс довольно долгий. Практика выработала способы восполнения пробелов в праве в виде возможности применения юридической аналогии.

Юридическая аналогия — это разрешение неурегулированного правом случая посредством применения правовой нормы, регулирующей сходные по характеру отношения (аналогия закона) или на основе общих начал (принципов) права (аналогия права).

Аналогия строго запрещена в сфере действия уголовного и административного права, но предусмотрена гражданским законодательством: “в случаях, когда... (гражданско-правовые) отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал (принципов) и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости” (ст. 6 ГК РФ). Аналогия разрешена также и в некоторых других отраслях частного права.

По общему правилу использование аналогии права и закона возможно при следовании определенным требованиям. В их числе:

- строгая обоснованность необходимости и разрешенность законом;

- отсутствие нормы, прямо регулирующей подобный случай;

- соответствие принципам права в целом, отрасли или института данной отрасли права;

- соответствие целям правовой политики государства и т.п.

 

Билет 10.

1.Формационная типология государств: основание, характеристика.

Типология государств.

В основе типологии (классификации по тирам) лежат формационный и цивилизационные подходы (критерии)

Основанием формационного подхода (марксистская теория) является тип общественно-политической формации как единство базиса (производственных отношений) и подстройки.

Поэтому основанию выделяют: - рабовладельческое государство-феодальное государство–буржуазное-социалистическое

Основы цивилизационного подхода к выделенному типу государств лежит тип культуры, географическое положение государства.

Поэтому по типу культуры выделяют несколько десятков типов государств: египетское, китайское, индийское, арабское, православное, мексиканское и др.

Основоположники данного подхода: Шпенглер, Тойнби, Монтескье.

 

 

2. Юридические факты: понятие, классификация. Фактический состав.

Юридические факты – это разновидность социальных фактов, которые могут влиять на правоотношения субъектов права. Это явления объективной реальности, которые отражены в законодательстве.

Классификация юридических фактов и ее основание:

1. юридические факты можно подразделить на: - правообразующие (вступление в брак) - правоизменяющие (перевод на вышестоящую должность) - правопрекращающие (смерть, увольнение)

2. юридические факты могут быть:

-положительными, связывают правовые последствия с наличием определенных обстоятельств (наступление юридической ответственности при наличии правонарушения)

-отрицательными, связывают правовые последствия с отсутствием определенных обстоятельств (для регистрации брака, необходимо отсутствие другого зарегистрированного брака)

3.юридические факты делятся на: -простой юридический факт

-фактический состав, это совокупность юридических фактов, наличие каждого из которых необходимо, а всех вместе достаточно для наступления определенных правовых последствий. (примером фактического состава является состав преступления включающий субъект, объект, субъективную и объективную сторону)

4.по волевому моменту юридически факты разделяют на: события, действия, юридические состояния

-события, не зависят от воли человека (удар молнии, в результате которого начался пожар) разделяются на:

-уникальные -повторяющиеся -одномоментные -длительные

-действия, всегда зависят от воли людей, разделяют на:

-правомерные действия, которые делятся: на

-юридические поступки (не имеют целы вызвать юридические последствия, например: находка)

-юридические акты (направлены на вызывание юридические последствий, пример: сделки, судебные решения) делятся на:

-односторонние (для наступления правовых последствий достаточно воли одной стороны правоотношений)

-неодносторонние (для наступления правовых последствий требуется наличие волеизъявления всех сторон правоотношений)

-неправомерные (уг., гр.,дисципл. правонарушения) делятся на:

-преступления (общественно опасны)

-проступки (административные, дисциплинарные, гражданские)

- юридические состояния, могут зависеть, или не зависеть от воли людей. Примером состояния служит болезнь, которая может наступить помимо воли человека, так и в результате его волеизъявления.

 

Билет 11.

1.Цивилизационная типология государств: основание, характеристика.

Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д.

Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.

В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:

-древние (древнеегипетская, шумерская и др.);

-особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);

- современные.

По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:

-первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);

-вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западно европейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).

Достоинством данной типологии, несомненно, является внимание к культурным, духовным критериям, которые рассматриваются важными факторами государственности.

 

2. Субъективные права и юридические обязанности как элементы содержания правовых отношений.

Основное юридическое содержание правоотношения составляет субъективное право и юридическая обязанность сторон. Субъективное право, или право отдельного лица, – необходимое понятие правовой системы и правовой науки. При этом лицо может быть отдельной личностью, т.е. индивидом, а может иметь коллективный характер, т.е. быть коллективным юридическим лицом, в том числе органом государства, общественной организацией, коммерческим предприятием и т.п. Тогда это субъективное право коллективного субъекта правоотношения. Субъективное право производно от объективного, «книжного» права.

Под субъективным правом понимается установленная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения. Речь идет об известных возможностях, предостав-

ленных индивиду или коллективу юридическими нормами ради достижения целей, поставленных себе этими лицами, удовлетворения их интересов и потребностей. Сущность субъективного права состоит в гарантированной возможности совершать определенные действия. Юридически возможное поведение имеет три формы своего проявления. Во-первых, это возможность управомоченного лица вести себя активно, совершать любые действия, как предусмотренные юридическими нормами, так и не запрещенные законом.

Во-вторых, это возможность требовать от обязанного Лица совершения активных действий или воздержание от действий. Например, право требовать возврата долга по договору займа; уплаты денег за проданное имущество и передачи купленного имущества по договору купли-продажи и т.п

В-третьих, это право притязания или возможность обратиться за защитой своего нарушенного права в правоохранительные органы, т.е. привести в действие охранительный механизм государства. Так, при совершении кражи имущества собственник имеет право сделать соответствующее сообщение или заявление в милицию. Гражданин, считающий, что его незаконно уволили с работы, имеет право обратиться в суд с иском о восстановлении на работе.

Если в состав субъективного права входит не одна, а несколько возможностей, то каждая из них, как составная часть субъективного права, называется правомочием. Например, ст. 209 ГК РФ «Содержание права собственности» предоставляет собственнику право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, т.е. определяет правомочия собственника.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения обязазанного субъекта, т.е. обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностью государственного принуждения необходимость определенного поведения, определенных действий. Если от субъективного права можно отказаться, т.е. не использовать его, то от юридической обязанности отказаться нельзя. Юридическая обязанность также имеет три варианта своего проявления. Это может быть, во-первых, обязанность лица совершать собственные активные действия; во-вторых, обязанность его пассивного поведения; в-третьих, обязанность претерпеть меры государственного принуждения, т.е. нести юридическую ответственность. Например, покупатель, как сторона договора купли-продажи, обязан заплатить за

товар обусловленную сумму денег; продавец, получив чек, обязан отпустить указанный и оплаченный товар, воздерживаться от нетактичного поведения в адрес покупателя (не кричать на него, не оскорблять его, не отказывать в выборе товара в соответствии с чеком и пожеланием), а если продавец допустит нарушения служебной дисциплины, то он будет обязан нести дисциплинарную ответственность.

В жизни чаще всего каждая из сторон в правоотношении обладает и субъективными правами и юридическими обязанностями одновременно. Нередко субъективные права и юридические обязанности носят слитный характер, т.е. совпадают. Иными словами, возможность действовать, предоставленная лицу юридическими нормами, является его обязанностью, составляет для него определенную общественную необходимость действовать. Таковы полномочия органов государства и должностных лиц, составляющие одновременно и их обязанности, и их права. Они образуют компетенцию органов государства и должностных лиц. Осуществление прав в отношении граждан, предприятий и организаций составляет обязанность должностного лица по отношению к государству и его органам.

 

Билет 12.

1.Понятие, признаки, классификация функций государства.

Государство — это люди, живущие на определенной территории и объединенные властью. Таким образом, государство есть организация власти в обществе.

Признаки:

1. Государственная власть является публичной

Публичная власть — это власть, которая:

а) распространяется на все общество; б) выступает от имени всего общества; в) действует в интересах всего общества; г) носит безличный характер, т.е. распространяется на всех лиц, находящихся на определенной территории.

2. Территориальное деление населения

С возникновением государства люди стали делиться по признаку нахождения на определенной территории.

3. Наличие специального аппарата власти

Люди в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально занимаются управлением деятельностью других людей.

4. Наличие налогов и займов

Система налогов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства.

5. Суверенитет

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.

6. Законотворческая монополия

Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).

 

2. Характеристика субъектов правовых отношений.

Участники правоотношений именуются их субъектами.

Правоотношение — то есть отношение между конкретными лицами (гражданами, организациями, государством в лице государственных органов, субъектами федеративного государства, муниципальными образованиями). А также, -- между одним и тем же лицом; представляющим взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов.

Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.

Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:

1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах:

лицо без гражданства; гражданин; иностранец; беженец; индивидуальный предприниматель; учредитель юридического лица.

2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например: Президент; Правительство; Парламент;

Судебная власть; Муниципальное образование.

Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью.

Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.

Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы - это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией.

 

Билет 13.

1.Форма государства: понятие, структура. Модели взаимодействия элементов формы государства.

Форма государства

Государство как организация политической власти может быть устроена по-разному, т.е. иметь различную форму. Под формой государства понимается – организация госудаственной власти, включающая в себя способ формирования и взаимодейтсвия, а себе способ формирования и взаимодействия высших органов государства, территории организованную государственной власти и между нее осуществляется. Иными словами, федеральное государство состоит из трех составных элементов – формы правления; формы государственного устройства и политического режима.

структура Орган государства, · Государственное учреждение, · Материальные средства.

 

На первый взгляд между формой правления, формой государственного устройства и политическим режимом нет жёсткой взаимосвязи, однако можно проследить некоторые тенденции. Демократический режим характерен для республики, а также для конституционной монархии, хотя бывают и исключения. Для суперпрезидентской характерен авторитарный политический режим, для советской республики — тоталитарный или авторитарный политический режим, а для абсолютной монархии — тоталитарный политический режим и унитарное государственное устройство. Для федерации характерна президентская или смешанная форма правления.

 

2. Правовое отношение: понятие, структура, виды.

Правовое отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.

Виды правовых отношений, как правило, различаются:

по своему функциональному назначению;

своей непосредственной принадлежности к отраслям права;

субъектному составу;

характеру выполнения юридических обязанностей;

составу их участников;

длительности.

Элементами структуры административно-правовых отношений являются:

субъекты (участники);

объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

содержание правоотношения.

 

Билет 14.

1.Монархическая форма правления: понятие, признаки, виды.

Монархия (от греческого «моно» - один, «арх» - власть) – это такая функция государственного правления ври котором в осуществление государственной власти в той или иной мере участвует монарх, который является главой государства, получает и передает по наследству.

Монархия бывает: абсолютной (власть монарха не ограничивается никакими другими органами власти) и ограниченной (власть монарха ограничивается властью других органов государственной власти).

Юридические признаки абсолютной монархии:

1. Монарх олицетворяет государство, выступает во внешней и внутренней политике как единоличный, полновластный;

2. Монарх осуществляет единоличное правление, принимает законы, руководит министрами, утверждает наиболее важные судебные приговоре, в праве сам олицетворять

Вместе с тем в государстве существуют вспомогательные органы, помогающие абсолютной монархии осуществлять единоличную власть (законосовещательные органы, исполнительная власть подчиненная монарху, суды)

Абсолютная монархия правит бессрочно и на отвечает перед к\л за результаты своего правления. Абсолютная монархия передает власть по наследству.

При ограниченной монархии государственная власть в той или иной мере рассредоточивается между монархом и другими высшими органами власти.

Ограниченная монархия бывает:

1. Конституционная (парламентская) - монарх царствует, но не правит

2. Сословно представительской – при которой наиболее важные государственные решения монарх принимает совместно с представительскими органами власти

Дуалистическая – власть монарх делить 50/50 между парламентом и правительством

2.Понятие, характеристика механизма правового регулирования. Основные типы (режимы) правового регулирования.

Механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся:

Нормы права правило поведения общего характера, санкционированное Г. и подтвержденное его принудительной силой. Выступают как предписание и как образец, модель поведения в правовых отношениях.

Нормативно-правовой акт – содержит нормы права и регламентирует конкретное правоотношение либо группу общ. отношений.

как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений

Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла (содержания) правовых норм.

Юридические факты – предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям: по предмету правового регулирования — конституционный, административный, трудовой и т. д.; по юридической природе — материальные и процессуальные; по субъектам — правовой режим для ветеранов, казаков, жертв сталинских репрессий и т. п.; по форме выражения — нормативный и договорной. Эти основания имеют большое значение для воплощения правовых режимов в законодательстве, но во всех случаях они будут отражать природу применения данной категории лишь частично: в одном — по методу воздействия на общественные отношения, в другом — по статусу субъекта, в третьем — по уровню нормативных актов, их устанавливающих, и т. д.


Билет 15.

1.Республиканская форма правления: понятие, признаки, виды.

Республика - это такая форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам власти, избираемым всем населением, либо его представителями на определенный срок и несущим ответственность за результаты своего правления перед населением страны.

Юридические признаки республики:

1. Выборность высших органов государственной власти населением

2. Разделение государственной власти на три самостоятельных ветви

3. Участие граждан в делах государства

4. Ограниченность срока полномочий ответственность органов власти за результаты своего правления

 

Виды республик: Парламентские, Президентские, Смешанные

 

Главным признаком парламентской республики является то, что правительство (высший орган исполнительной власти) формируется политическими партиями, получившими большинство мест в парламенте и правительство несет ответственность перед парламентом (парламент вправе объявить недоверие всему правительству или отдельно)

Президент избирается парламентом (или вообще отсутствует) является формальным главой государства, не руководит исполнительной властью, однако обладает правом роспуска парламента.

 

Президентская республика характеризуется тем, что президент является одновременно главой государства и руководителем высшей исполнительной властью (правительством).

Президент не в права распускать парламент. Парламент не участвует в формировании правительства и не контролирует его. Однако вправе отрешить от власти президента (например: США)

 

В смешанной республике президент и парламент избирает население и в той либо иной мере делят полномочия по формированию и контролю за правительством. Так в современной России (супер президентская республика) президент предлагает кандидатуру председателя правительства, в случае ее троекратного не утверждения он вправе распустить парламент.

Президент вправе распустить правительство. А парламент утверждать председателя правительства, парламент вправе объявить квоту правительству, но о роспуске решает президент.

 

2. Применение права: понятие, стадии. Правоприменительные акты.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА - это форма реализации права, субъектами которой являются компетентные органы, наделенные властными полномочиями.

Первая стадия - установление фактических обстоятельств юридического дела,

Вторая стадия - выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению,

Третья стадия - принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление.

Первые две стадии являются подготовительными, третья - заключительной, основной.

На третьей стадии принимается властное решение - акт применения права

Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.