Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Региональная инвестиционная политика как инструмент реализации стратегических целей развития региона





 

В качестве важнейшего инструмента реализации стратегических целей социально-экономического развития региона следует рассматривать региональную инвестиционную политику. Содержание последней заключается в целенаправленной, научно обоснованной деятельности органов регионального управления по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития региона.

Основные аспекты региональной инвестиционной политики представлены на рис. 48.

 

Основные аспекты региональной инвестиционной политики Определение приоритетных проблем обеспечения жизнедеятельности региона, что обеспечивает увязку региональной инвестиционной политики с региональной социально-экономической политикой в целом, реализацию стратегических и тактических задач
Обоснование и выбор системы региональных стратегических и тактических целей инвестирования; определение эффективных способов их реализации
Обоснование и разработка системы мероприятий, направленных на привлечение на территорию региона средств отечественных и зарубежных инвесторов
Согласование региональной инвестиционной политики с федеральными структурами управления
Формирование действенной системы контроля за ходом реализации мероприятий по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов

 

Рис. 48. Содержание региональной инвестиционной политики

 

Региональная стратегия инвестирования должна отвечать ряду требований, к важнейшим из которых следует отнести:

• обеспечение социальной ориентации инвестиций, что предполагает приоритет социальных проблем при выборе направлений и объемов инвестирования и приоритет социальных и экологических факторов при оценке прогнозируемых результатов и последствий инвестирования;

• региональная ориентация инвестирования, что предполагает приоритетное соблюдение региональных интересов в процессе принятия решений в сфере инвестиционной деятельности;

• активная позиция органов управления регионом в вопросе подбора инвесторов.

Процесс обоснования, разработки и реализации региональной инвестиционной политики представлен на рис. 49.

 

 

Рис. 49. Принципиальная схема процесса разработки и реализации региональной инвестиционной политики

 

Практическое осуществление региональной инвестиционной политики в значительной мере определяется разработкой эффективного механизма ее реализации.

Ключевые понятия и положения:

ü региональная экономика,

ü региональное управление,

ü комплексность развития региона,

ü региональные интересы,

ü индикаторы региональных интересов,

ü стратегические цели комплексного развития региона,

ü стратегические цели развития сфер и отраслей хозяйства региона,

ü стратегическое региональное планирование,

ü концепция комплексного социально-экономического развития региона,

ü социально-экономический потенциал региона,

ü стратегические цели социально-экономического развития региона,

ü механизм реализации концепции социально-экономического развития региона,

ü региональная инвестиционная политика.

Вопросы для повторения и контроля

1. Раскройте содержание и дайте характеристику основных элементов региональной политики.

2. Какими характерными признаками обладает региональная экономика как элемент национальной экономики?

3. Какие основные аспекты регионального управления Вы можете назвать?

4. Что Вы вкладываете в понятие «комплексность развития региона»?

5. Что Вы понимаете под «региональными интересами»?

6. Какие наиболее значимые индикаторы региональных интересов Вы можете назвать?

7. Назовите две основные группы стратегических целей развития региона.

8. Раскройте сущность стратегического регионального планирования в современных условиях.

9. Что является объектом и субъектом стратегического регионального планирования?

10. Раскройте основное назначение концепции комплексного социально-экономического развития региона.

11. Какие основные разделы включает концепция социально-экономического развития региона?

12. Назовите основные этапы формирования концепции социально-экономического развития региона.

13. Какую роль в процессе формирования концепции социально-экономического развития региона играет экспертиза? Раскройте содержание последней.

14. Каковы основные задачи анализа и оценки исходной социально-экономической ситуации в регионе?

15. Какова последовательность проведения анализа и оценки исходной социально-экономической ситуации в регионе?

16. Какое содержание Вы вкладываете в понятие «социально-экономический потенциал региона»?

17. Назовите основные составляющие социально-экономического потенциала региона.

18. Какой критерий может использоваться для оценки эффективности использования стартового социально-экономического потенциала региона?

19. В чем заключается содержание процесса обоснования и выбора стратегических целей социально-экономического развития региона?

20. Что Вы понимаете под механизмом реализации концепции социально-экономического развития региона?

21. Какое содержание Вы вкладываете в понятие «региональная инвестиционная политика»? Назовите основные ее аспекты.

22. Каким основным требованиям должна отвечать региональная инвестиционная политика?

23. Раскройте содержание процесса обоснования, разработки и реализации региональной инвестиционной политики.

Глава 7. Стратегическое планирование развития крупных городов

 

В процессе изучения данной темы курса необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:

1. Современная концепция стратегического планирования развития крупных городов и управления ими.

2. Содержание процесса планирования развития крупных городов и организации управления.

3. Процесс разработки и реализации стратегического плана социально-экономического развития крупного города.

7.1. Современная концепция стратегического планирования и управления развитием крупных городов

 

Особое, специфическое место в системе стратегического планирования регионального развития занимает стратегическое планирование развития крупных городов и городских агломераций.

Проблема системного регулирования развития крупных городов и разработки стратегических планов их развития в условиях переходной экономики становится одной из исключительно актуальных и в то же время недостаточно исследованных экономических проблем. Кардинальные перемены, которые происходят в последние годы в городском развитии и внешних его условиях, столь динамичны и многоаспектны, что потребовалось их принципиально новое теоретико-методологическое осмысление, включая оценку вероятных перспектив их дальнейшего развития. Следует заметить, что большинство практиков к настоящему времени уже осознают, что новая городская политика не может считаться обоснованной, если она не опирается на надежный научный фундамент.

К настоящему времени в мировой практике формируется принципиально новый тип управления городами и их агломерациями, который не сводится к государственному, региональному, муниципальному и тем более к местному самоуправлению. Этот тип управления в специальной литературе получил название «управление крупной городской агломерацией» или «метрополитенское управление». Необходимо отметить, что по степени сложности и масштабу управление крупными городами и городскими агломерациями, включая их стратегическое планирование, можно сопоставить лишь с государственным управлением.

Управление и регулирование развития городов является традиционным предметом фундаментальных и прикладных исследований в области системного анализа, управления, экономики, права, урбанистики, градостроительства и прочих научных дисциплин. Публикаций по данной проблематике в отечественной и зарубежной литературе только за последние три десятилетия насчитывается несколько тысяч наименований.

Следует заметить, что представление о смысле, целях и методах управления сложными социально-экономическими системами городского развития и их регулирование формировались на протяжении достаточно длительного периода времени, когда во всем мире менялись политические, экономические и организационные условия развития городов и, соответственно, воззрения на самоуправление. Именно этим объясняется значительный разброс мнений о целях, содержании и условиях применения определенных управленческих воздействий на социально-экономическое развитие крупных городов и городских агломераций - от концепции допустимости и возможности достаточно жесткого централизованного управления городом и его элементами до теории об изначальной невозможности проведения целенаправленной политики функционально-пространственной трансформации городов.

В нашей стране изучение социальных, экономических, демографических и прочих проблем развития городов наиболее активно осуществлялось в 80-е годы. Результатом такого рода исследований явилось:

• определение организационно-правовых предпосылок автономизации городского управления;

• достойное место в исследованиях академических и отраслевых институтов, вузов городской тематики;

• разработка методических рекомендаций по формированию комплексных планов социально-экономического развития городов и их районов, генеральных планов, районной планировки и схем расселения.

Однако в настоящее время ситуация существенно изменилась. Города, особенно крупные, превратились в центры общественно-политической и социальной напряженности, поскольку практически при той же (или даже большей) концентрации населения резко сокращаются традиционные бюджетные источники финансирования социальной сферы. Принципиально обновились формы, методы и объекты городского управления.

Одновременно с этим получила законодательное закрепление идея территориальной самостоятельности и местного самоуправления, в значительной мере повысилась ответственность городских властей за гарантирование населению соответствующих социальных благ, свобод и др.

В этой связи возникает необходимость переосмысления самого содержания регулятивных воздействий на сложные и в значительной мере противоречивые отношения, которые складываются в процессе функционально-пространственных преобразований города в переходный период. Особый интерес в настоящее время представляют как достаточно стабильные отраслевые блоки социально-экономической структуры города, так и динамично изменяющиеся внешние условия функционирования этих блоков, а также не менее динамичные отношения между ними. Регулирование всех этих процессов можно успешно осуществлять лишь на основе использования системного подхода.

По нашему мнению, на сегодняшний день научно обоснованное представление о регулировании отношений в социально-экономической структуре крупного города может быть сформировано лишь на основе совокупности фундаментальных и прикладных исследований и разработок, которые должны удовлетворять ряду требований. Во-первых, город должен рассматриваться в качестве сложной социально-экономической системы, которая может целенаправленно и результативно регулироваться лишь посредством изменения отношений между его элементами и согласования их интересов. Во-вторых, быть пригодным для анализа ситуации и принятия конструктивных решений в условиях современной российской действительности. В-третьих, учитывать непосредственную специфику перемен, происходящих в системе управления крупными городами.

Процесс организации управления и планирования социально-экономического развития городов требует соблюдения ряда принципиальных требований:

1. Крупные города и городские агломерации, являясь сложными объектами управления и планирования, в значительной мере предопределяют организационные структуры и механизмы управления ими. В соответствии с этим необходимо всесторонне и глубоко изучать особенности городов и городских агломераций как объектов управления и планирования. В этой связи представляется целесообразным создать специальную науку о городах и сформировать собственно городское управление. Последнее, в свою очередь, требует разработки новых подходов к городу как исходному пункту для реформирования городского управления и планирования.

2. Открытость и широта функций крупных городов и городских агломераций требует решения проблем определения их границ как объектов управления. Они должны рассматриваться в качестве целостного объекта, относительно автономной социально-эколого-экономической системы. В этой связи исключительно важное значение приобретает выявление реальных социально-пространственных структур крупного города и городской агломерации как ключевое условие организации внутригородских институциональных структур управления.

Для современных крупных городов характерна достаточно сложная элементарно-предметная структура, которая отличается своеобразным переплетением как минимум четырех типов структур (см. рис. 50). В результате этого формируется своеобразная многослойная полиструктура крупного города и городской агломерации, состоящая из взаимосвязанных функционально-отраслевых и других многомерных блоков общей социально-экономической структуры города (например, инвестиционно-строительный комплекс). В этом случае результативное воздействие на изменение параметров рассматриваемой полиструктуры города или городской агломерации возможно либо в форме жесткого административного управления каждым ее элементом, либо в виде изменения условий функционирования полисистемы города в целом, определяющих содержание и возможные перемены в поведении (экономическом, социальном, экологическом и т. д.) каждого элемента и их совокупностей. Такой подход получил название «концепции системного регулирования функционально-пространственного развития крупного города». Системность такого подхода к управлению крупным городом и городской агломерацией состоит как в одновременном воздействии на полисистему города нескольких взаимосвязанных регуляторов (правовых, экономических и прочих), так и в ориентации этого воздействия на внутриструктурные отношения. Такая концепция предполагает разработку и практическое использование специальных механизмов, адекватных особенностям современных социально-эколого-экономических систем крупных городов и городских агломераций. В специальной литературе такие механизмы получили название «системные регуляторы». Они могут и должны рассматриваться в качестве средств целевого упорядочивания всех отношений в социально-эколого-экономической системе крупного города и городской агломерации.

 

 

Рис. 50. Полиструктура современного крупного города

 

3. Плодотворное и эффективное управление и планирование социально-экономического развития крупных городов и городских агломераций требует, чтобы объект наиболее полно и всесторонне отражался в субъекте управления и планирования.

4. Структура крупного города и городской агломерации как объектов достаточно сложной природы является иерархичной. Современные крупнейшие города обладают 6-11-уровневой реальной социально-пространственной организацией. Эта иерархичность вызывает необходимость адекватной иерархии управления. Вместе с тем мировой опыт управления выработал оптимум, ограниченный преимущественно 3-5 уровнями институциональной организации городского управления. Соблюдение указанного принципа требует изучения реальной иерархии города, организации постоянного мониторинга функций как города в целом, так и отдельных уровней его социально-пространственной структуры. Следует заметить, что поскольку каждый крупный город является уникальным в своем развитии, постольку для успешного и эффективного управления его развитием необходимо изучать происходящие в нем процессы. В этой связи простое и непродуманное копирование организационных структур управления просто лишено всякого смысла.

Особое место в мировой теории и практике управления городами отводится управлению городскими агломерациями. К настоящему времени сформировалось в основном три типа управления агломерацией (см. рис. 51).

 

 

Рис. 51. Основные типы управления городской агломерацией

 

Ассоциативный (координационный) тип управления городской агломерацией предполагает, что органы власти всех городов и поселков, входящих в ее состав, решают общие проблемы развития городской агломерации на основе созданной ими ассоциации. Этот тип управления наиболее распространен в настоящее время, но отличается достаточно низкой эффективностью.

Промежуточный тип управления городской агломерацией предусматривает, что государство законодательно закрепляет за главным городом агломерации ряд приоритетов в решении общих проблем развития агломерации и выборе механизмов управления ею.

Комплексный тип управления городской агломерацией представляется наиболее перспективным, поскольку предполагает обеспечение единства действий органов распорядительной и исполнительной власти городской агломерации.

5. Управление и планирование развития крупных городов как сложных социально-эколого-экономических систем должно основываться на разработке специальных управленческих механизмов, сочетающих внешние (государственные) механизмы управления и собственно городские механизмы управления. Такое ранжирование механизмов управления имеет важное значение для крупных городов, выполняющих реальные общегосударственные экономические и пространственно-коммуникационные функции. Последнее позволит создать основу для договорных и прочих отношений в системе «город - государство».

6. Необходимость обоснования и разработки ресурсного, правового и информационного обеспечения механизмов управления социально-экономическим развитием крупного города и городской агломерации.

 

7.2. Содержание процесса организации управления и планирования развития крупных городов

 

Большое значение для обеспечения управляемости развития крупного города имеет его генеральный план. Вместе с тем исторически сложившаяся методология и методика разработки такого плана, как его содержание и структура, оказались практически непригодными для быстро и динамично развивающихся крупных городов и их агломераций с возникающими у них сложнейшими проблемами.

В последние годы за рубежом заметно активизировались исследования, в которых предпринимаются попытки распространения теоретических моделей стратегического планирования управления развитием предприятий на принципиально новый объект - города. Более того, к настоящему времени стратегическое планирование и управление развитием городов постепенно превращаются во вполне самостоятельные направления научных исследований.

Стратегическое планирование городского развития становится наиболее эффективным методом обеспечения высокой конкурентоспособности городов в условиях растущей конкуренции и усиливающейся глобализации экономики как в Европе, так и в мире в целом. Поэтому процессом разработки стратегических планов и крупных проектов, способных резко выдвинуть город на передовые позиции, охватывается все большее количество городов в странах Западной и Восточной Европы. На рис. 52 представлен далеко не полный список городов, имеющих определенные успехи и достижения или ставших известными благодаря каким-то методическим находкам, а может быть, и тактическим промахам в сфере стратегического управления и планирования. Как правило, города с наиболее активной позицией - это европейские столицы или мегаполисы, испытывающие потребность в решительном движении вперед. При этом можно выявить ряд причин, обусловливающих обращение к разработке стратегии развития. Во-первых, это необходимость выхода из глубокого кризиса, который охватил многие европейские города в конце 1970-80-х гг. Во-вторых, это стремление решить какие-либо определенные структурные проблемы или преодолеть трудности социально-экономического характера. В-третьих, это потребность на фоне относительно благополучной динамики развития повысить свою конкурентоспособность в ожидании значительных перемен в будущем.

Местные власти в этих городах озабочены проблемой смены устаревшего имиджа своего города, выдвижения его на передовые позиции в ближайшем будущем. Кроме того, обращение многих крупных городов к стратегическому управлению связано и с объективной необходимостью реформирования управления развитием окружающего региона. Например, Антверпен, Мальмё, Мюнхен, Роттердам и Штуттгарт, имея сравнительно устойчивое положение на рынке городов и положительную динамику социально-экономического развития, видят задачу стратегического планирования в выдвижении города на более высокую ступень развития, для того чтобы выдержать конкуренцию. А города Бильбао, Бирмингем, Дортмунд, Лиссабон и Турин первоочередной задачей определения стратегии развития считают решение сложных социально-экономических проблем, но при этом рассчитывают также на усиление своей конкурентоспособности и нахождение нового имиджа.

Стратегическое планирование в городах Западной Европы характеризуется рядом своеобразных подходов:

1. Само понятие стратегического планирования трактуется в Западной Европе достаточно вольно и широко. Это относится прежде всего к временному горизонту планов, которые могут как охватывать ближайшие 2-3 года, так и выходить за рамки десятилетия. Широкая трактовка стратегического планирования состоит и в том, что она означает не столько разработку определенного «типового» плана, сколько объединение всевозможных плановых, управленческих и организационных инициатив и программы местных властей в рамках движения к достижению стратегической цели.

 

 

Рис. 52. Охват европейских городов процессами стратегического управления и планирования

 

2. Многообразные разработки стратегических планов, проектов и подходов пока не имеют в своей основе единой научной методологии. Города ищут свой путь, формулируя рамочные методологические принципы и методические подходы, определяющие стратегию развития, что свидетельствует о необходимости и актуальности общеметодологических научных разработок и исследований в области городского стратегического планирования.

3. При разработке стратегии развития европейские города используют разнообразные организационные принципы и формы, в основном выводящие процесс стратегического планирования за рамки текущей деятельности местных властей. Для организации процесса разработки и реализации стратегических планов и программ развития во многих городах создаются совершенно новые, с функциональной точки зрения, органы, часто – регионального уровня, с новыми задачами и особым типом сотрудничества как с общественным, так и с частным сектором.

4. Города достаточно единодушно опираются в процессе разработки стратегии на организацию широкого диалога и дискуссий со всеми действующими в городе целевыми группами, активно вовлекая в первую очередь граждан и общественные группы в творческий процесс осмысления и формирования будущего облика города, его идеального образа. Именно активное участие граждан становится фактором, объединяющим многообразные подходы, и ведущим принципом городского стратегического планирования, не случайно термины «участие», «включенность» и «партнерство» наиболее часто звучат при обсуждении механизмов разработки стратегии.

5. Важной характеристикой стратегического планирования европейских городов является глубокий учет местной специфики при определении целей и задач долгосрочных преобразований. Эта специфика, как правило, отражается в стратегических девизах («лого»), которые очень своеобразно характеризуют стратегию развития конкретного города. Выдвигая смелые, оригинальные и емкие лозунги стратегии развития, европейские города стремятся объединить население, предприятия, все городское сообщество с целью движения в рамках избранного направления на основе достигнутого общественного консенсуса. Эти лозунги разнообразны, в отличие от однообразно повторяемых российскими городами главных целей стратегических планов о стабильном улучшении качества жизни всех слоев населения. Разнообразие и смелость девизов европейских городов не препятствуют тому, что у каждого из этих городов жители всегда находятся в центре внимания, ибо именно для них городские власти разрабатывают и реализуют свои стратегии.

6. Ключевыми катализаторами стратегического планирования европейских городов выступают крупные, так называемые «флагманские» проекты, призванные привлечь внимание к городу, дать толчок структурным сдвигам, резко улучшить ситуацию с рабочими местами, способствовать маркетингу территории и формированию нового имиджа. Европейские города смело планируют подобные проекты, успешно осуществляют финансирование необходимых капиталовложений и реализуют проекты на базе частно-общественного партнерства. Создание современных крупных инфраструктурных объектов - аэропортов и вокзалов, выставочных комплексов и современных жилых зон, а также проведение Олимпийских игр, фестивалей, конгрессов способствуют росту мировой известности городов, притяжению интереса инвесторов и туристов.

7. Для финансирования программ и проектов, реализующих стратегию городского развития, европейские города применяют механизмы финансового монтажа, означающего сочетание разнообразных финансовых источников всех уровней управления - как общественных, так и частных. Соединение местных, региональных и национальных средств дополняется банковскими кредитами и частными взносами; умело используются городами Западной Европы и всевозможные гранты и субсидии ЕС, займы международных финансовых организаций.

Осознание местными властями необходимости серьезных перемен в условиях глобализации и роста конкуренции городов и регионов привело к разработке и реализации акций, имеющих стратегическое значение для коренных изменений в ведущих европейских городах. В качестве таких акций выступали либо отдельные плановые мероприятия стратегического характера, либо создание новых структур управления, как правило на уровне метрополии или региона, изменяющих в корне ситуацию в области городского развития с позиций будущего.

Каждый город, разрабатывая и реализуя стратегические подходы, планы, программы, опирается на определенные методы, используемые на протяжении всего планового процесса. При всем своеобразии подходов в рассмотренных городах можно сформулировать основные элементы, имеющие принципиальное значение и включающие:

• учет факторов глобализации экономики и развития конкуренции европейских городов и регионов, обусловливающих необходимость поиска своего места в новой урбанистической системе Европы;

• заинтересованное участие и вовлеченность в процесс стратегического планирования всех целевых групп, в первую очередь населения и общественных объединений, представителей предприятий, малого и среднего бизнеса, инвесторов, а также профсоюзов, торгово-промышленных палат, туристов и т. д.;

• стратегический диалог на всех этапах планирования, использование механизмов обратной связи, мониторинга и корректировки целей и направлений реализации планов;

• успешное партнерство частного и общественного секторов при осуществлении стратегических проектов;

• преемственность стратегических планов;

• сочетание стратегического подхода в городе со стратегией развития более широкого регионального сообщества;

• ориентация стратегических планов на расширение городского пространства, тесно связанное с экономическим развитием, структурными преобразованиями, опорой на новые сектора и точки роста, созданием новых, соответствующих современным требованиям рабочих мест.

Итак, на сегодняшний день большинство европейских городов, серьезно озабоченные проблемами экономического развития, разрабатывают те или иные документы комплексного характера, которые дают возможность в определенной степени скоординировать деятельность в сфере экономической политики. Такого рода документы могут либо входить элементом в интегральные стратегии социально-экономического развития, либо оформляться в виде относительно самостоятельного блока в системе регулирующих механизмов городского управления. Выбор определенной формы является весьма индивидуальным, и отдать предпочтение какой-то одной схеме невозможно. Однако в большинстве случаев целесообразным, по мнению многих зарубежных исследователей, представляется следующий состав документов:

• стратегия социально-экономического развития города, охватывающая все стороны городской жизни;

• экономическая стратегия города;

• концепция экономической политики городских властей;

• набор проектов (программ) по реализации местной экономической политики властей;

• план мероприятий по экономическому развитию города.

Особо следует отметить, что задачи реформирования управления развитием городов и городских агломераций должны быть адекватны государственным интересам (по крайней мере не противоречить им).

В общем случае цели социально-экономического развития любого города можно условно разделить на две основные группы:

• стратегические цели комплексного развития города;

• стратегические цели развития отдельных сфер и отраслей городского хозяйства.

Для практической реализации целей развития города необходимо формирование принципиально новой системы управления городом, ведущее место в которой должно принадлежать стратегическому планированию развития города. В этой связи особую актуальность приобретает разработка комплекса теоретических и методологических проблем стратегического планирования развития крупных городов.

На сегодняшний день уже предпринимаются попытки обобщить имеющийся зарубежный опыт и предложить подходы к решению данной проблемы, учитывающие отечественную специфику. В этой связи хотелось бы обратить внимание на работы А.Е. Когута и B.C. Жихаревича*, которые легли в основу рассматриваемых здесь принципов и методов стратегического планирования городов**.

* См.: Жихаревич Б.C. Современная экономическая политика городских и региональных властей. СПб.: ИСЭП РАН, 1995; Основы местной социально-экономической политики / Под ред. А.Е. Когута. - СПб.: ИСЭП РАН, 1995.

** См.: Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. С. 109.

 

Как справедливо отмечает Б.C. Жихаревич, стратегия служит следующим главным целям:

• очертить современное состояние и возможное будущее экономического комплекса города посредством специально организованного процесса обсуждений, соответствующим образом задать ориентиры для городских властей и всех иных организаций, действующих в сфере экономического развития;

• стимулировать открытый диалог и сотрудничество городских властей с представителями предпринимательства и всеми общественными силами города в деле инициирования и реализации долгосрочных масштабных проектов экономического развития;

• укрепить имидж города и репутацию городских властей как открытых для диалога и сотрудничества.

Стратегия имеет индикативное значение, она указывает направление, помогает сориентироваться предпринимателям и инвесторам. В создании и реализации этой стратегии местная власть играет роль инициатора и катализатора.

Механизм стратегического планирования развития города включает в себя три ключевых уровня*:

* Жихаревич Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей. СПб.: ИСЭП РАН, 1995. С. 45-47.

 

1. Собственная экономическая стратегия (в узком смысле) - выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии экономики города и о системе мер и ресурсов, используемых властями города для приближения этого будущего.

2. Стратегический план экономического развития - комплект документов, включающий собственно стратегию и блоки документов по ее реализации, набор стратегических программ и проектов и двухгодичный план мероприятий подразделений местной власти по реализации экономической стратегии.

3. Механизм стратегического управления (экономическая стратегия как процесс) - система стратегических документов, рассматриваемая в совокупности с организационными структурами и процедурами. Такой механизм предполагает, что в наличии имеются:

• система рабочих групп, семинаров, советов, форумов, постоянно работающих над переосмыслением стратегии и продвижением ее на рынок, а также над контролем реализации стратегического плана;

• база стратегической экономической информации, регулярно пополняемая и обновляемая;

• автоматизированная версия вариантов экономической стратегии, включая презентационные публикации на нескольких языках, модифицированные для разных групп читателей, и рабочие документы местной власти распорядительного характера.

Типовая структура комплекта документов стратегического плана развития города, как следует из вышесказанного, состоит из трех блоков.

Первый блок - аналитический, ежегодно или раз в два года обновляемый раздел, который фиксирует основные параметры и характеристики экономического развития города, значимые для выбора стратегических направлений и мониторинга процессов реализации стратегии. Формулирует основные проблемы развития.

Второй блок - собственно экономическая стратегия, то есть описание: а) стратегических целей и приоритетов развития; б) направлений деятельности по реализации стратегических целей; в) ресурсов управления, имеющихся у города для реализации стратегии.

Третий блок - наиболее конкретный и высший для реализации в стратегии. Здесь собираются средне- и долгосрочные управленческие программы, признанные приоритетными для достижения стратегических целей. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных стратегических программ, сводятся в двухгодичный план по реализации стратегических целей и текущей деятельности администрации по реализации экономической политики.

Очевидно, что структура стратегического плана развития города как документа не может быть полностью унифицирована и должна быть конкретизирована применительно к конкретному городу.

Следовательно, при всей практической значимости вопросов стратегического планирования и управления развитием крупных городов (городских агломераций) опыт его применения в условиях нашей страны находится пока на стадии зарождения. Несмотря на то, что зарубежной наукой и практикой накоплен определенный задел теоретических разработок и методических рекомендаций по формированию стратегических планов развития крупных городов (городских агломераций), его использование в российских условиях представляется весьма затруднительным. Последнее обусловливается тем обстоятельством, что эти разработки и рекомендации носят четко выраженный прагматический характер и ориентированы на специфику конкретной страны, а значит, достаточно трудно поддаются адаптации. В этой связи особую актуальность приобретает разработка методологических основ формирования отечественной системы стратегического планирования и управлен







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.