Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Стратегия финансирования функциональных стратегий и крупных программ.





Названные выше компоненты финансовой стратегии отражены на рис. 69.

 

 

Рис. 69. Основные компоненты финансовой стратегии развития предприятия

 

В процессе разработки финансовой стратегии важно придерживаться трех основных принципов: простота, преемственность и адаптивность.

Стратегия НИОКР выражает инновационную политику предприятия, позволяющую повышать и (или) поддерживать конкурентный статус выпускаемой продукции. Обычно принято выделять защитную и наступательную стратегии НИОКР. Защитная стратегия направлена на сохранение своих позиций на рынке и чаще всего связана с поддержанием жизненного цикла выпускаемой продукции.

Наступательная стратегия НИОКР направлена на разработку новых технологических решений для реализации стратегии роста. Форма НИОКР существенным образом зависит от специфики отрасли (скорости обновления ассортимента выпускаемой продукции).

Основные составляющие элементы стратегии НИОКР представлены на рис. 70.

 

 

Рис. 70. Элементы стратегии НИОКР на предприятии

 

Стратегия производства обеспечивает основные направления деятельности предприятия в области выпуска продукции. При этом производственный процесс является наиболее стабильной деятельностью на практике, но и вместе с тем, в случае нестабильности на производстве потрясения для предприятия оказываются наиболее сильными.

Можно выделить три основные стратегические альтернативы стратегии производства на предприятии:

полное удовлетворение спроса – предприятие производит столько продукции, сколько ее требуется на рынке;

производство продукции по среднему уровню спроса - накапливая запасы продукции при падении спроса и удовлетворяя возрастающую потребность за счет накопления;

производство продукции по нижнему уровню спроса - когда недостающее на рынке количество товаров производят конкуренты или предприятия-партнеры в рамках фирмы.

Важнейшие составляющие стратегии производства на предприятии отражены на рис. 71.

 

 

Рис. 71. Основные элементы стратегии производства на предприятии

 

Ключевые понятия и положения:

ü стратегия,

ü процесс стратегического планирования на предприятии,

ü этапы формирования стратегического плана развития предприятия,

ü процесс целеполагания на предприятии,

ü основные цели стратегического планирования на предприятии,

ü процесс реализации стратегии на предприятии,

ü процесс стратегического управления на предприятии,

ü стратегический анализ деятельности предприятия,

ü внешняя деловая окружающая среда,

ü внутренняя деловая окружающая среда,

ü анализ социополитической среды,

ü анализ экономической среды,

ü анализ технологической среды,

ü производственный прогноз,

ü прогноз структурных сдвигов,

ü конкурентный анализ,

ü анализ ресурсного потенциала предприятия,

ü аудит ресурсов,

ü использование ресурсов,

ü контроль ресурсов,

ü финансовый анализ деятельности предприятия,

ü анализ помещения капитала,

ü анализ эффективности функционирования предприятия,

ü анализ изменения финансового статуса предприятия,

ü сравнительный анализ ресурсного потенциала предприятия,

ü процесс определения целей развития предприятия,

ü миссия предприятия,

ü элементы миссии предприятия,

ü рост и рентабельность,

ü уровень и структура предпринимательства,

ü социальная ответственность предприятия,

ü сферы социальной ответственности труда,

ü формулирование целей развития предприятия,

ü классификация целей развития предприятия,

ü иерархия целей развития предприятия,

ü матрица возможностей И. Ансоффа,

ü стратегия «проникновение на рынок»,

ü стратегия «развитие рынка»,

ü стратегия «разработка товара»,

ü стратегия «диверсификация»,

ü цикл развития предприятия,

ü стадии (фазы) цикла развития предприятия,

ü основные базовые стратегии развития предприятия,

ü стратегия роста,

ü стратегия стабилизации,

ü стратегия выживания,

ü стратегическая зона хозяйствования (СЗХ),

ü стратегические хозяйственные центры (СХЦ),

ü процесс выделения СЗХ,

ü подразделение текущей коммерческой деятельности (ЦТКД),

ü функциональные стратегии,

ü стратегии маркетинга,

ü финансовая стратегия,

ü компоненты финансовой стратегии предприятия,

ü структура предпринимательства,

ü стратегия накопления и потребления,

ü стратегия финансирования функциональных стратегий и программ,

ü стратегия НИОКР,

ü основные элементы стратегии НИОКР,

ü технологическое прогнозирование и планирование,

ü управление НИОКР,

ü стратегия производства,

ü планирование производства и контроль,

ü повышение производительности труда,

ü человеческий фактор на производстве,

ü стратегические альтернативы стратегии производства.

 

Вопросы для повторения и контроля

 

1. Что вы вкладываете в понятие «стратегия развития предприятия»?

2. Какие основные этапы можно выделить в процессе реализации стратегии развития предприятия? Дайте характеристику этих этапов.

3. На основе какого принципа должна строиться стратегия развития предприятия?

4. Назовите основные этапы формирования стратегического плана развития предприятия.

5. Какие основные схемы стратегического планирования развития предприятия Вы можете назвать?

6. Раскройте содержание стратегического анализа деятельности предприятия.

7. Что Вы понимаете под «внешней деловой окружающей средой»?

8. Какие основные элементы принято выделять в составе внешней деловой окружающей среды?

9. Раскройте содержание и назначение анализа общей (дальней) окружающей среды?

10. Раскройте назначение и содержание анализа специфической (ближней) окружающей среды. Какие этапы принято выделять в его составе?

11. Раскройте назначение и содержание анализа ресурсного потенциала предприятия. Какова схема проведения такого рода анализа?

12. Какие общие моменты целесообразно учитывать в процессе формирования целей развития предприятия?

13. Какие основные этапы выделяются в процессе целеполагания на предприятии?

14. Что Вы вкладываете в понятие «миссия предприятия»?

15. Какие основные элементы обычно выделяют в миссии предприятия?

16. Какие основные факторы влияют на определение миссии предприятия?

17. Раскройте содержание собственно процесса целеполагания на предприятии.

18. Что Вы понимаете под «многослойностью» целей развития предприятия?

19. Какие две группы целей целесообразно выделять в составе целей развития предприятия? В чем проявляется взаимосвязь этих двух групп целей?

20. В чем назначение матрицы возможностей И. Ансоффа в стратегическом планировании развития предприятия?

21. Что лежит в основе выбора конкретной стратегии развития предприятия?

22. Использование каких базовых стратегий предусматривает матрица возможностей И. Ансоффа?

23. В чем проявляется взаимосвязь выбора базовой стратегии развития предприятия с циклом его развития?

24. Что Вы понимаете под циклом развития предприятия?

25. Какие фазы принято выделять в составе цикла развития предприятия?

26. Какие базовые стратегии развития предприятия выделяются в соответствии с циклом его развития? В чем их содержание?

27. Что Вы понимаете под «стратегической зоной хозяйствования»?

28. Какие параметры используются для выделения стратегических зон хозяйствования?

29. Что такое функциональная стратегия предприятия?

30. Назовите основные виды функциональных стратегий развития предприятия.

31. В чем заключается назначение и содержание финансовой стратегии развития предприятия?

32. В чем состоит назначение и содержание стратегии маркетинга?

33. Какие виды маркетинговой стратегии предприятия Вы можете назвать?

34. Каковы основные компоненты финансовой стратегии развития предприятия?

35. Какие важнейшие принципы должны соблюдаться в процессе разработки финансовой стратегии развития предприятия?

36. В чем состоит назначение и содержание стратегии НИОКР на предприятии?

37. Какие виды стратегии НИОКР принято выделять на предприятии?

38. От каких факторов зависит выбор стратегии НИОКР на предприятии?

39. В чем заключается назначение и содержание стратегии производства на предприятии?

40. Какие основные стратегические альтернативы можно выделить в стратегии производства на предприятии?

 

Библиографический список рекомендуемой литературы

 

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 1985.

2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.

3. Аронов А.М., Громов А.В. Ключевые факторы успеха стратегического планирования. - СПб.: Лениздат, 2000.

4. Архипов В.М. Стратегическое планирование на предприятии. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

5. Богданов С.С., Петров А.Н., Сигов В.И. Стратегия социально-экономического развития районных центров России. - М.: Пресс-сервис, 1997.

6. Болотов С.П. Разработка стратегии предприятия. - Сыктывкар: Изд-во СПУ, 1999.

7. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. - М.: Банки и биржи, 1997.

8. Буренина Г.А. Основы стратегического анализа деятельности промышленного предприятия. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.

9. Виссема Х. Стратегический менеджмент. – М.: Фин-пресс, 2000.

10. Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятия. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

11. Дашевская Г.М., Китникова В.Г. Методы стратегического планирования (Зарубежный опыт). - М., 1992.

12. Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999.

13. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования: Монография. - СПб.: Знание, 2000.

14. Карлофф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1991.

15. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М.: Прогресс, 1982.

16. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. - М.: Прогресс, 1987.

17. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.

18. Лобанова Е.Н., Соколова О.В. Стратегическое планирование на предприятиях: Методические разработки. – М., 1990.

19. Минцберг Г., Алъстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. - СПб.: Питер, 2000.

20. Основы стратегического планирования: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Знание, 1998.

21. Петров А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1992.

22. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1994.

23. Стерлин А.Р. и др. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. - М.: Наука, 1990.

24. Стратегическое планирование и управление / Под ред. проф. А.Н. Петрова: Учебное пособие.2-е изд., доп. 4.1. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.

25. Стратегическое планирование и управление / Под ред. проф. А.Н. Петрова: Учебное пособие. 4.2. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

26. Стратегическое планирование и управление: современное состояние: Монография / Под ред. проф. А.Н. Петрова и доц. Л.Г. Демидовой. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2002.

27. Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. - М.: Прогресс, 1988.

Содержание

Введение...................................................................................................................................................................................................................... 2

Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.......................................... 4

Глава 1. Содержание и функции стратегического планирования в системе государственного регулирования национальной экономики................................................................................................................................................................................................................... 4

1.1. Содержание и функции современной системы управления национальной экономикой................................................... 4

1.2. Планирование как вид управленческой деятельности...................................................................................................................... 9

1.3. Стратегическое планирование как особая форма плановой деятельности на современном этапе развития общества 12

Глава 2. Методологические основы стратегического планирования.................................................................................................... 14

2.1. Стратегическое планирование: основные понятия и определения............................................................................................. 14

2.2. Концептуальная модель стратегического планирования. Принципиальная схема формирования стратегического плана................................................................................................................................................................................................................................. 15

Глава 3. Методические основы разработки стратегического плана...................................................................................................... 18

3.1. Зарубежный опыт стратегического планирования и управления............................................................................................... 18

3.2. Принципиальная схема формирования системы стратегического планирования и управления....................................... 42

3.3. Методические подходы к проведению стратегического анализа............................................................................................... 46

3.4. Процесс целеполаганияв стратегическом планировании.............................................................................................................. 50

3.5. Методические вопросы стратегического выбора в системе стратегического планирования............................................. 56

3.6. Принципиальные подходы к разработке структуры и системы показателей стратегического плана............................. 58

Глава 4. Теоретические и методические вопросы определения эффективности стратегических планов.................................... 61

4.1. Методологические основы оценки эффективности стратегических планов............................................................................ 61

4.2. Методические подходы к оценке эффективности реализации стратегических планов........................................................ 62

Раздел II. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.......................................................................................................................................................................................................................................... 64

Глава 5. Стратегическое планирование на макроэкономическом уровне............................................................................................ 64

5.1. Содержание и функции макроэкономического планирования в современных условиях..................................................... 64

5.2. Стратегический анализ развития национальной экономики........................................................................................................ 67

5.3. Национальное прогнозирование: содержание и функции в процессе обоснования государственного стратегического плана..................................................................................................................................................................................................................... 68

5.4. Концепция социально-экономического развития страны.............................................................................................................. 70

Глава 6. Стратегическое планирование регионального развития.......................................................................................................... 76

6.1. Региональное планирование – важнейший элемент системы регионального управления.................................................. 76

6.2. Концепция комплексного социально-экономического развития региона................................................................................. 78

6.3. Региональная инвестиционная политика как инструмент реализации стратегических целей развития региона......... 81

Глава 7. Стратегическое планирование развития крупных городов...................................................................................................... 83

7.1. Современная концепция стратегического планирования и управления развитием крупных городов............................. 83

7.2. Содержание процесса организации управления и планирования развития крупных городов.......................................... 86

7.3. Процесс разработки и реализации стратегического плана социально-экономического развития крупного города.. 93

Глава 8. Стратегическое планирование на микроэкономическом уровне............................................................................................ 99

8.1. Стратегическое планирование развития предприятия: содержание и основные понятия................................................... 99

8.2. Стратегический анализ деятельности предприятия...................................................................................................................... 100

8.3. Целеполагание (процедура определения целей развития предприятия)................................................................................ 103

8.4. Базовая и функциональная стратегии развития предприятия.................................................................................................... 105

Библиографический список рекомендуемой литературы....................................................................................................... 111

С 83 Стратегическое планирование: Учебное пособие / Под ред. проф. А.Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003. -200с.

 

ISBN 5-7320-0679-6

 

(Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.). 3000 экз.

Учебное пособие подготовлено преподавателями кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов на основе систематизации и обобщения опыта преподавания курса «Стратегическое планирование» для студентов всех экономических специальностей по направлению 521600 -«Экономика». В нем предпринята попытка изложить в сжатой форме содержание указанного курса и обратить внимание студентов на его наиболее важные и сложные понятия. Оно также может представлять определенный интерес для преподавателей и аспирантов экономических вузов и работников сферы управления всех уровней национальной экономики.

ББК65.9(2)-2

 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебное пособие

Редактор Г.А. Капитонова

Художник C.B. Алексеев

Технический редактор А.И. Сергеева

Корректор О.Л. Графинина

 

Компьютерная верстка Н.В. Ковалдова

 

ЛР № 030800 от 19.01.98

Подписано к печати 25.12.2002 г. Формат 60´81/16. Бумага газетная.

Гарнитура SchoolBook. Печать офсетная. Усл. печ. л. 12,5. Уч.-изд. л. 13,0.

Тираж 3000 экз. Заказ № 18

 

Общество "Знание" Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., 42

 

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО "Омега-Сервис"

198216, Санкт-Петербург, Ленинский пр., 128, корп. Б







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.