Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА





В начале 1970-х годов американский ученый Игорь Ансофф выдвинул ряд новых идей, касающихся подходов к пониманию и развитию организационных структур управления.

Промышленную организацию он рассматривает как некоторую систему, осуществ­ляющую взаимосвязи с источниками ресурсов и с внешней сре­дой (рынки сбыта, конкуренты, правительство и др.).

Исходя из этого выделяется два исторически сложившихся подхода к фор­мированию организационных структур.

 

Первый из них — струк­турный подход был характерен для периода до Второй мировой войны. Основной упор в нем был сделан на внутреннее строение фирм, разделение функций и рационализацию управления. В сво­ей основе подход являлся статическим, так как не учитывал ди­намики изменения организационных структур под воздействием внешних факторов.

 

Второй — динамический подход получил наи­более широкое распространение после Второй мировой войны. Ос­новное внимание в нем сосредоточивается на анализе связей фир­мы со средой, в которой она действует, и с источниками ресур­сов.

В рамках этого подхода анализ управленческих проблем осу­ществляется в два этапа.

На первом — рассматривается фирма в условиях стабильных внешних связей (статический аспект). Орга­низационные проблемы, возникающие при этом, носят оператив­ный характер.

На втором этапе изучается влияние на организацию изменений внешней среды (динамический аспект). Организаци­онные проблемы, возникающие в связи с этим, И. Ансофф называет стратегическими.

 

И. Ансофф считает, что основная задача высшего руководства со­временной фирмы — решение стратегических проблем в услови­ях изменяющейся внешней среды. Одним из основных тезисов ди­намического подхода является существование тесной зависимос­ти между характером внешних взаимосвязей и поведением фирмы, с одной стороны, и ее внутренней организацией — с другой.

Эта взаимосвязь была прослежена А. Чандлером в его книге «Стра­тегия и структура» на примерах из истории американских ком­паний. А. Чандлер показывает, что изменение внешних условий при­водит к необходимости изменения стратегии фирмы, далее — к изменению ее организационных характеристик и в конечном счете — к преобразованию структуры.

 

 

В условиях относительно постоянных внешних связей основ­ной стратегией фирм было снижение издержек производства и ценовая конкуренция. Как показала практика, наиболее эффек­тивной в этих условиях была функциональная структура, которая достигла своего расцвета в 1910—20-е годы.

Увеличение размера компаний и выход на несколько рынков с различными продуктами в одно и то же время привели к образованию отделении. Результатом явилась дивизиональная структура, широко распрост­раненная в американских компаниях до Второй мировой вой­ны. И. Ансофф рассматривает этот вид организационной структуры как «функциональную структуру, повторенную не­сколько раз».

Образование в послевоенные годы многонациональ­ных компаний привело к необходимости приблизить службы мар­кетинга к национальным рынкам, на которых действует фирма. Произошло ее разделение и образование филиалов в разных стра­нах. И. Ансофф называет такую структуру многонациональной струк­турой, матрицей типа «отделение — страна».

С увеличением числа нововведений и сокращением жизненно­го цикла изделий увеличиваются взаимосвязи между функциями в цепочке «НИОКР — производство — распределение — марке­тинг». Динамическому окружению больше соответствует органи­зация типа «проект — функция». В этой модели фирмы наряду с временными проектными группами существуют функциональные

 

Рассмотрев эволюцию организационных структур, И.Ансофф выделяет основные тенденции в их развитии (табл. 4.). Основной тенденцией можно считать осознание управляющими того факта, что любая организация является сложной совокупностью большого количества взаимосвязанных элементов.

 

Большой набор указанных элементов представляет собой организационный потенциал. Изменение одного из перечисленных элементов не означает еще изменения органи­зации.

Изменение организационного потенциала целесообразнее всего начинать с людей, с управляющих.

Затем следуют измене­ние системы ценностей, действующей на фирме, перестройка информационных потоков, остальных элементов.

 

Таблица 4.

Основные тенденции в изменении

организационных с труктур

 

Унифицированная структура   Множественность видов структур в единой организации
Стабильность   Динамичность
Реактивность   Планируемость
Структурная оптимизация   Оптимизация организационного потенциала
Адаптация структур   Полное конструирование структур

Считается, что основу организационного потенциала составляет так называемая культура организации - совокупность управлен­ческого персонала, системы ценностей, систем и процедур ( системы и процедуры — это совокупность строго документированных при­емов и методов решения проблем управления, таких, как составление планов, проведение учебы, осуществление контроля и т.п. ).

Эта часть организационного потенциала подвержена наиболее сильному воздействию со стороны выбранной стратегии фирмы. Выделяются случаи, когда небольшое изменение стра­тегии может потребовать радикальной перестройки культуры орга­низации и когда изменение стратегии прак­тически не требует изменения культуры организации, следова­тельно, организационного потенциала. Однако чаще всего изменения стратегии связаны с определенными из­менениями организационного потенциала. Сам же характер перехода существенно зависит от конкретных условий. В рамках рассматриваемой теории выявляется влияние жизненного цикла изделия на стратегию изменения организаци­онного потенциала. Так, если продукт является нововведением, то изменение организационного потенциала должно описывать­ся кривой 3, а если продукт близок к фазе своего морального уста­ревания, — кривой 2.

Стратегия поведения (S)

Культура организации (С)

Рис. 2. Стратегии изменения организации

Изложенная выше теория применима лишь к организациям, чутко реагирующим на все изменения внешней среды. Для каж­дого конкретного случая должна устанавливаться оптимальная частота организационных перестроек.

Сам процесс изменения определяется внешними условиями. Проведены эксперименты, когда в организации заранее отрабатывается несколько возможных структур управления и в зависимости от условий выбирается один из вариантов. Причем выбор того или иного варианта может осу­ществляться на ЭВМ с помощью формальных методов.

 

Модель управления фирмой (табл. 5) показывает, что в зави­симости от внешних условий и характера решаемых проблем выс­шее руководство должно концентрировать внимание на вполне определенных моментах, указанных в матрице.

Таблица 5.

Модель управления фирмой

 

  Устойчивые внешние условия (оперативные проблемы) Изменчивые внешние условия (стратегические проблемы)
Вид деятельности Характер проблемы Получение прибыли (реализация потенциала) Создание стратегичес­кого потенциала
Внешний Реализация рыночной стратегии Разработка стратегичес­кого потенциала (1)
Внутренний Экономичность исполь­зования ресурсов Разработка организа­ционного потенциала (2)

Примечание: Совокупности (1) и (2) представляют собой полный потенциал.

 

 

ТЕОРИЯ ИНСТИТУТОВ







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.