Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Телли — остатки древних поселений





Равнины Северной Греции по­крыты холмами, которые называ­ют «теллями» (или, по-гречески, «maguías»): это холмообразные на­пластования остатков древних по­селений эпохи неолита или ранне­го бронзового века. Если от бухты Волос держать путь на запад, пере­секая равнину примерно между современными городами Кардица, Трикала и Ларисса, то можно на­считать сотни теллей, от пяти до пятнадцати метров высотой (рис. 2-1). Они хранят в себе тай­ны народа, обитавшего в этих кра­ях на протяжении многих веков, 8500-4500 лет назад. Время разру­шало глиняные стены жилищ, на их месте строили новые дома и телли, слой за слоем, становились вес выше и выше.

Эти рукотворные холмы окута­ны тайной, и археологи одержимы желанием узнать их секреты. Мне это чувство хорошо знакомо: в 1973—1974 гг. оно подвигло меня на раскопки одного ранненеолитиче-ского телля у южной оконечности Фессалийской равнины. Это ме­сто - Ахиллейон - ввбизи оо торо­да Фарсала оказалось ключом к по­ниманию хронологического, архи­тектурного керамического, равно как и религиозного развития Эгей-

ского неолита.


Рис. 2-1 Фессалийские телли (холмы, образующиеся на месте поселений в ре зультате накопления отходов).

(1)ТелльАргисса, расположенный к западу от г. Ларисса: более чем 121 культурных остатков неолита и раннего бронзового века. (2) Поперечный срез телля Сескло: приблизительно 12 м культурны остатков, начиная с ранненеолитического (раннекерамического) ело внизу и до слоя классической культуры сескло наверху (ок. LXV-LV] вв. до н.э.); расположен в 14 км к западу от г. Волос, Фессалия (Север ная Греция).


Г шо II. Неолитические культуры Юго-Восточно й и Центральной Е в вопы



Хронология Из сотен хорошо сохранившихся курганов объ­ектами профессиональных раскопок в нашем веке стало только около тридцати. Их систематическое изучение началось в 1901 г., когда Хрестос Цунтас приступил к широкомасштабным раскопкам курга­на Сескло2. Впоследствии это название закрепилось за культурой неолитических поселений Фессалии и Южной Македонии. С фессалийской культурой сескло тесно связан ранний неолит Южной Греции, Пелопоннеса и Эгейских островов, который следу­ет рассматривать как одну из ее составляющих (рис 2-2) Во времена Цунтаса считалось что куль­тура сескло восходит примерно к 3000 г. до н.э. Те-

о. Крит

перь при помощи радиоуглеродного анализа уста­новлено, что ее самые ранние этапы, уже с керами­кой, одомашненными животными, выращиванием пшеницы, ячменя, чечевицы и гороха, датируются 6500 г. до н.э. или чуть более ранним периодом.

Стратиграфия кургана Ахиллейон в Центральной Фессалии и 42 полученные там радиоуглеродные дати­ровки помогли уточнить хронологию культуры сескло. Мы получили возможность проследить постепенный переход от одной фазы культурного развития к другой, начиная с 6500-6400 гг. до н.э., когдавАхиллейоне воз­никает поселение, и заканчивая 5600 г. до н.э.

Лишь несколько теллей имеют радиоуглеродные датировки. В частности, Сескло в Фессалии, Эла-тея в Фокиде3, Неа-Никомедия на западе греческой Македонии4, Аргисса5 и пещера Франхти на Пело­поннесе6 дали ряд близких дати­ровок (Табл. 1). Ранняя культура сескло соответствует раннему не­олиту (6500-6000 гг. до н.э.)7, ее классический период - среднему неолиту (6000-5500 гг. до н.э.). Высшая точка ее развития прихо­дится на 6000 г. до н.э.

Возможно, что в первой поло­вине VII тыс. до н.э. здесь сущест-воваладокерамическая культура: в Фессалии этому нет достаточных подтверждений, в отличие от Пе­лопоннеса (пещера Франхти), Крита (Кносс) или острова Кит-нос.

Архитектура

В отличие от Ближнего Восто­ка, где жилища были соединены между собой и имели общие сте­ны, поселения культуры сескло состояли из отдельно стоящих до­мов. С открытой стороны средне-неолитические деревни культуры сескло окружали V-oбразныe рвы — возможно, для защиты от диких животных.

Рис. 2-2 Основные поселения Греции раннего и среднего неолита (ок. 6500-5500 гг. до н.э.).

Построение жилищ засвиде­тельствовано на всех этапах суще­ствования Ахиллейона: их архи­тектура изменялась в соответствии с колебаниями климата от более прохладного и сырого (6500-6000 гг. до н.э.) к более теплому (6000-5500 гг. до н.э.). Первые по­стройки появились в середине VII тыс. до н.э., это были вырытые в земле обиталища, которые при­мерно к 6200 г. до н.э. сменились



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини


 


прямоугольными домами с глинобитными стенами (рис. 2-3-2-5). В 6100-6000 гг. до н.э. появилисьдома с каркасами из деревянных столбов, длиной до 6 м, с обмазанными глиной плетеными стенами. Между 6000 и 5600 гг. начинают возводить прочные дома прямоугольной формы на каменном фундаменте, со стенами из сырцового кирпича (рис. 2-4).

В Сескло основное поселение из тридцати или более домов располагалось на вершине холма, от­дельно от разбросанных по соседним склонам жи­лищ, и было окружено каменной оградой (см. его примерную реконструкцию, сделанную на основе


раскопок Цунтаса: рис. 2-5). По подсчетам Демет-риоса Теохариса, продолжившего раскопки Сескло в 1958-1976 гг., общая площадь поселения была 20-25 акров8. (О Сескло см. также главу IX.)

Дома чаще всего состояли из одного помещения: как показали раскопки в Ахиллейоне, двухкомнат­ные постройки были святилищами, причем одна комната отводилась собственно под святилище, а вторая — под мастерскую (см. рис. 7-46). Некото­рые дома были двухэтажными или имели поддер­живаемый опорами чердак. Судя по вылепленным из глины миниатюрным изображениям святилищ,


Рис. 2-3


 

у 'W4n,*'w-v»(j,!- *.-■

^""Hvxjpm.v

 

 

**£?,

&

*

-

Щ

ЧА\л


Рис. 2-3 Дома с каркасом из деревянных столбов и стенами-мазанками; двор с круглыми обмазанными глиной очага­ми, куполообразными печками и глиняными платформами. Ахиллейон II, неподалеку от г. Фарсала, Фесса­лия, 6300-6200 гг. до н. э. Реконструкция Д. Шимабуку.


Глава И. Неолитические культуры Юго-Восточнй й и Центральной Е в ропы



 




Рис. 2-4.1

Рис. 2-4.2


Рис. 2-4 Каменные фундаменты жилищ культуры сескло, Фессалия, 5900-5700 гг. до н.э. (современный вид).


кровли могли быть покатыми. Куполообразные печи располага­лись во дворе; к ним с одной сто­роны была приставлена прямо­угольная скамья, или перед ними располагалась большая круглая платформа (рис. 2-6. 1). Вокруг печей и на платформах часто на­ходят статуэтки беременной бо­гини (см. рис. 7-48 и 7-49), а по­близости от них - камни для пе-ретирания зерна, каменные и костяные орудия горшки и зер-но. Здесь готовили еду и выпол-няли доугнс виды р*i6ot чтО по-видимому, объясняет загадочное отсутствие следов мvcоDa в поме-щениях и их столь удивительную для того времени чистоту.

Хозяйственный уклад

На протяжении всего сущест­вования культура сескло была свя­зана со стабильным хозяйствен­ным укладом, основанным на вы­ращивании пшеницы (эммера, однозернянки и мягкой карлико­вой), ячменя, проса, вики и горо­ха9. Для самых ранних слоев куль­туры сескло характерны смешан­ные посевы: подобная форма земледелия гарантирует выжива­ние поскольку обеспечивает уро­жай, независимо от климата и ка­чества почвы. Использование этих однолетних культур позволяло со­хранить избыток крупных съедоб­ных семян которые на протяже-нии всего года были для общины источником крахмала протеина и растительного масла. Для поддер­жания плодорОДИя пОЧВЫ 3EDно-

вые культуры засевали вместе с бобовыми; которые способны ак-тивигювать азот содержагпийся в корневых узелках и восстанавли­вать щелочной баланс после сезо­на дождей.

Среди одомашненных живот­ных первое место занимали козы и овцы, за ними шел крупный ро­гатый скот и свиньи. Однако со временем доля коз постепенно уменьшалась: в Ахиллейоне I (се­редина VII тыс. до н.э.) их было 82%, а в Ахиллейоне IV (начало



Гимбутас M. Цив ы изаця я Великой Богини


 



s*^
,,<г*~.

^ гмТтп лЭи*' ''*- ™з

'■«л?.

 


 

*г:

Рис. 2-5.1

>^"


а&*


Рис. 2-5

(1) Художественная реконст рукция поселения классиче ского периода культуры сескло Приблизительно 30 домов ок ружены каменными опорным] стенами и обнесены каменно] стеной. Реконструкция основа на на материалах раскопо! Цунтаса 1901 г.

(2) Остальная часть поселени: рассыпана по прилегающш склонам и занимает около 20-25 акров (5900-5700 гг. до н.э.)


 




 

, К. VbP ■, -. \\Ч J is*

 

Рис. 2-5.2


Рис. 2-6

(1) Куполообразные печи < скамейкой или круглой плат формой, найденные во двора поселений культуры сесклс рядом с ними — кувшины зернотерки, пестики и ступки (a)Ахиллейон II, ок. 6300-6200 гг. до н.э.; (Ь) Ахиллейо 1\ а, 5900-5800 гт. до н. э. На раз резе видно, что несколько ело ев глиняной обмазки перемежа ются со слоями чернозема.

(2) Каменные зернотерки и то поры для работ по дереву, Ахил лейон IV, Фессалия, ок. 5900-5800 гг. до н.э. Небольшие топе ры изготавливали из зеленог камня. Миниатюрные тре угольные топоры, судя по все му, использовались крайне ред ко и имели скорее символиче ское назначение, хотя на и обухах заметны поврежденш возможно, полученные при т садке на рукоятку.

(3) Инструменты, использовав шиеся при изготовлении тка ных материалов: (а) глиняны пряслица; (Ь) глиняные боби ны; (с) костяные иглы, (а) (b) - Ахиллейон III, ок. 6100 5900 гг. до н.э.; (с) - Ахилле* он II, ок. 6200 г. до н. э.

(4) Глиняная ложка, Ахилле* он lb, ок. 6300 г. до н. э.


Глава //. Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Европы



 




зернотерка

г-


Рис. 2-6.1


Рис. 2-6.3









b *,

Рис. 2-6.2


Г\ г\

\ I \ i \


U

ц


v


Pi


 






:


Рис. 2-6.4



Гимбутас М. Цивилизация Великой Бог ш,.


 


VI тыс. до н.э.) — 70,6%; одновременно с этим воз­
растало значение крупного рогатого скота и сви­
ней"'. Это говорит о том, что скотоводство все более
опиралось на местные ресурсы. В Греции были свои
дикие породы свиней и крупного рогатого скота, ко­
торые постепенно здесь одомашнивались: на это
указывают следы присутствия переходных видов на
местах стоянок. Благодаря более влажному, нежели
в наши дни, климату дубовые рощи и лесистые горы
служили приютом для серн, оленей, ланей, туров,
диких свиней, лисиц, дикой кошки, барсука и козе­
рога. Однако похоже, что охота не получила здесь
большого распространения, поскольку в Ахиллей-
оне и в других местах раскопок только 3% — 6%
идентифицированных костей животных принадле­
жат диким видам. Разнообразие в продовольствен­
ный рацион вносили сезонные фрукты, желуди, оре­
хи и ягоды. О сборах урожая и о помоле зерновых
говорит большое количество вкладышей серпов из
обсидиана и кремневого сланца зернотерок ступок
и пестиков (рис 2-6 1) а тесла скребки и топоры
указывают на(деревообрабатывающие ремесла (рис
2-6 2) Бобины веретена пряслица шилья и тон­
кие костяные иголки с ушками свидетельствуют о
оэтвитии ткзчествз. (т)ис 2-6 3"1 Среди находок сле­
JTV6T тйкжс H3.1R3TK пэлнообпэзньге черпаки и ложки
(рис 2 6 4) рыболовные крючки и костяные нако­
нечники для гарпунов кочяные ™ки

В эпоху раннего неолита люди умели делать чаши и блюда из мрамора, порфира и нефрита, вытачивать крохотные подвески, бусины и статуэтки из черного камня, нефрита, мрамора или алебастра; алебастро­вые и глиняные печати они украшали меандрами, спиралями, треугольниками или зигзагами. Найден­ная в Ахиллейоне алебастровая печать (или играль­ная доска с волнообразным орнаментом) - прекрас­ный образец этого изящного искусства (цветная вклейка 1).

Керамика

Наиболее очевидная часть инвентаря — керами­ческие изделия, хорошо представленные на всех фа­зах культурного развития, начиная с середины VII тыс. до н.э. Постепенное изменение их форм и тех­нологии изготовления помогает установить хроноло­гическую последовательность этих фаз. С момента возникновения керамики, или вскоре после того, гли­няные изделия начинают украшать символическими рисунками. К 6400—6300 гг. до н.э. заметно превали­руют несколько мотивов — треугольники, зигзаги, уголки (шевроны) и сетчатый рисунок (рис. 2-7; цвет­ная вклейка 3).

Округлые формы и круглые донышки самых ран­них глиняных чаш и блюд указывают на то, что они имитировали каменные сосуды, которые продолжа­ли изготавливать и в ранний керамический период


(рис. 2-8). Эволюция керамики отражает постепен­ное совершенствование мастерства: от характерных для раннего неолита I простых лощеных сосудов в форме шара или полушария, с закругленными края­ми и иногда с круглым донышком, к широкому ас­сортименту эпохи среднего неолита (классический период культуры сескло) из красной, коричневой и черной глины, нередко тонкостенных и хорошо обожженных (рис. 2-9). Значительный процент этих поздних изделий покрыт тонким слоем белого као­лина, на который контрастными оттенками красных железистых оксидов нанесен рисунок. Типичные чер­ты прославленного стиля культуры сескло — изобра­жения «языков пламени», треугольников, зигзагов, ромбов и лесенок (рис. 2-10; цветная вклейка 4). Сре­ди прочих производились орнитоморфные (птицеоб­разные) и антропоморфные сосуды. К горловине ри­туальных сосудов часто прикреплялись маски Боги-ни (цветная вклейка 5).

Искусство скульптуры

Традиция лепить или вырезать фигурные изобра­жения восходит к позднему палеолиту. В Эгейском регионе, как и на Ближнем Востоке, она предшест­вовала появлению керамики. Так, глиняные фигур­ки были найдены при раскопках докерамического Кносса, на Крите. Документально засвидетельство­вано, что статуэтки из глины, алебастра, нефрита и черного камня существовали с самого начала куль­туры сескло и на всех фазах ее развития. На поздних этапах около 90% статуэток лепили из глины, накла­дывая ее поверх гальки или цилиндрического или круглого глиняного катышка, меж тем как количе­ство каменных фигурок заметно уменьшилось. Не­большие статуэтки высотой в 2-6 см сохраняются лучше крупных скульптур от которых как правило остаются лишь отдельные фрагменты. В Ахиллейоне; при раскопках участка приблизительно в 100 кв. м, было найдено более 200 глиняных фигурок. Из них 132 — в святилищах 99 — во дворах, рядом с плат­формой или очагом остальные же — в ямах-свалках. Можно с большой степенью уверенности предполо­жить что статуэтки в основном группировались Б святилишах на алтарях э. также во дворе на платфор-мэх или пялом с печью для выпечки хлебэ Почти

вСЁГЛа ПЯЛОМ с ними на.ХОЛЯТ хороПЮ сделаНгТУЮ VT'

варь обрядовые сосуды лампь! чеопаки печати с

ручкой Здешние раскопки показали что некоторьк

типы женских изображений (Богини-птицы Богини

змеи Кормилипы)были храмовыми или домашним»

г^жествами Другим как например Беременной Бо

гине поклоня.шсь во лвопе на специально ппелназна

ченных^Гэтогоплятгпоомах,а ямыСя полн^ени(

пягпптяг^ьвя^^

располагались.рядом_с^еоными печатни (смлриса/

дены'вАхиллейГнеОбнаружены фрагменты толь


Глав е II Неолитические культуры Юго-Восточной и Центральной Е в вопы


I]


 





Рис. 2-7

I-

IX

В

I-

й 11 о а)-

IX

)-I-

S,

>-I-

I-

I-м


 


Рис. 2-7
Древнейшая расписная керамика (красный орнамент на белом ангобе) культуры сескло lb, ок. 6400-6300 гг. до н. э., из
>- фессалийских теллей Аргисса, Отзаки и Сескло.

и

Рис. 2-8.1 Рис. 2-8.2

i ----------- \-— "*~----------------- ~^<?S^1§
   
--------------------- efc-—i ^ps»-

Х 1-н

я

>, I,

X

 

Рис. 2-8 Древнейшая керамика своими формами имитировала каменную утварь: (1) блюдо из зеленого камня и (2) керамиче­ское блюдо, Ахиллейон 1а, ок. 6400 г. до н.э.



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Богини


 



 


Рис. 2-9

^Z7 v

■и о

о


о


 


Рис. 2-9
Эволюция керамических форм
от древнейшей фазы (ок. 6500-
6400 гг. до н. э.) до классическо­
го периода культуры сескло (ок.
5800-5700 гг. до н. э.), установ­
ленная на основании раскопок
Ахиллейона (Фессалия) и егс
хронологии. Фазы Ib и II озна­
менованы появлением загну­
тых нilDViKV кD3CB ГООЛовиНЫ
ма ГТ ен ККИУ 1II и Illi* чр к и Т1Т1Г1-
TVHVTHV
р \/ ч f* if___ \/IITf*lf It TT Я Л1 а:

III и IVxar/актерен большой ас сортимент ичлелий изкрасной

тельного процента изделий nох росписью, выполненной кон­трастными оттенками красны> оксидов железа, заметен тон-кий белый каолиновый ангоб.


 


Рис. 2-10


Рис. 2-10 Керамика культуры сескло и: Ахиллейона с красным орна­ментом из «языков пламени» ш белом фоне, ок. 6100-5900 гг до н.э., Ахиллейон Illb- ГVa Южная Фессалия.


 



 


 




 


 


%8Ш


 


Глава П . Неолитические культуры Юго-Восточно й и Центральной Е вро


И


 



Рис. 2-П.2

 


 

Рис. 2-11.1

ко двух изображений мужско­го божества - в сидячей позе, с руками на коленях.

Абстрактное и проникнутое символизмом искусство скуль­птуры имело религиозное на­значение - воспроизведение сезонных ритуалов, изображе­ние домашних охранительных божеств и прародительниц, ис-полнение обетов. По-видимому, мастеров культуры сескло не интересовало натуралистиче­ское изображение человеческо­го тела, однако они превосход­но владели и этой техникой, о чем свидетельствуют некоторые сохранившиеся статуэтки иже 2-11 2-12;цветная вклей-ка!).,







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.