|
Юридического заочного института (по сокращенной программе)Стр 1 из 4Следующая ⇒ Группа выходного дня
3.2. Содержание дисциплины (программа курса) Раздел I. ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ Тема 1. Предмет этики и проблема соотношения нравственности и права Этика как практическая философия. Нравственность и мораль: общее и особенное. Нравственность и мораль в их развитии. Понятие и феноменология морали. Структура и функции морали. Корни императивности морали: мифологический, религиозный и философский подходы. Функции морали и задачи этики. Проблема происхождения нравственности и варианты её решения (теологический, социально-исторический, натуралистический и др.). Возникновение нравственных норм, запретов и обычаев в условиях родового общества. Первобытное равенство и коллективизм. Сословно-корпоративная мораль Древнего мира. Золотое правило нравственности. Христианская мораль Средневековья. Индивидуализм как нравственный принцип буржуазного общества. Коллективизм советского периода отечественной истории. Морально-нравственный кризис современной цивилизации и проблема нравственного прогресса. Нравственная деятельность как способ реализации нравственных ценностей. Моральный выбор как результат "противоборства" разума и чувств. Проблема нравственной личности. Нравственный выбор и моральный конфликт. Мораль и польза. Всеобщие нормы нравственности и национальные, религиозные, профессиональные моральные ценности. Противоречие между сущим и должным как источник развития нравственности. Уровни и виды этического знания. Этика долга и этика добродетелей. Проблема соотношения нравственности и права: реальность и перспективы. Концепция «право - минимум нравственности»: аргументы «за» и «против». Стратегия усиления нравственного измерения права: осмысление и пути осуществления.
Тема 2. История этических учений Этика Древней Индии и Древнего Китая: общая характеристика. Основные этические идеи Вед, буддизма и джайнизма. Этические воззрения в даосизме и конфуцианстве: сравнительный анализ. Нравственная философия древних греков и римлян: предпосылки и общая характеристика. Этический релятивизм софистов. Вера в человека и этический рационализм Сократа. Сократические школы: гедонизм киренаиков и ригоризм киников. Этическое учение и ригоризм Платона. Аристотелевское учение о добродетелях: «Никомахова этика». Создание этики как специфической отрасли философского знания. Единство этики и политики. Эвдемонизм Эпикура и абсолютизация судьбы у стоиков: сравнительный анализ. Мораль иудаизма и христианства: общее и особенное. Общечеловеческое значение принципа любви в христианстве. Аврелий Августин о свободной воле и предопределении. Фома Аквинский: свобода как ценность. Своеобразие принципов и норм мусульманской этики. Гуманистическая этика Возрождения. Лоренцо Валла: попытка синтеза эпикуреизма и христианства. Духовно-нравственный кризис позднего Возрождения (Н. Макиавелли). Человеческая рациональность как основа нравственности в этической рефлексии Нового времени. Этика Б. Спинозы. Особенности нравственных воззрений мыслителей эпохи Просвещения. Концепция нравственного преобразования «природного индивида» в «разумного эгоиста». Этика долга и концепция взаимодополнительности морали и права в философии И. Канта. Г.В.Ф. Гегель: преодоление морали, реализация нравственности в системе общественных отношений и государстве. Этический принцип любви в антропологии Л. Фейербаха. Кризис классической этики и антинормативистский поворот в этике Х1Х века. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и учение о сверхчеловеке Ф. Ницше. Утилитаризм И. Бентама и Дж. С. Милля. Социально-исторический анализ нравственности и гуманистическая сущность критики капитализма в марксистской этике. Экзистенциалистская этика о трагизме человеческого существования и приоритете свободного выбора (С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю). Благоговение перед жизнью (А. Швейцер). Нравственная дилемма современного человека: «быть или иметь» (Э. Фромм). Феномен «бегства от свободы». Этический релятивизм прагматизма и теория справедливости Дж. Ролса. Постмодернизм как крайняя форма антинормативистской критики морали. Герменевтический вариант современной этики: Ю. Хабермас. Этика в России Х1Х-ХХ веков: своеобразие, основные идеи и представители. Материалистическое понимание нравственности: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, П.А. Кропоткин. Этика ненасилия Л.Н. Толстого. Нравственная философия всеединства и трактовка В.С. Соловьёвым соотношения права и нравственности. Концепция права как минимума нравственности в контексте современности. Продолжение линии приоритета морали по отношению к праву: П.И. Новгородцев и др. Проблемы этики в трудах философов советского и постсоветского периодов.
Тема 3. Основные категории этики и нравственные ценности Особенности этических категорий. Нравственная аксиология. Понятие нравственного идеала и ценности. Формирование идеалов и ценностей, как высших духовных потребностей человека. Императивность нравственных ценностей. Категории добра и зла в теоретической этике. Добро и зло как степень соответствия идеалу. Добро как ненасилие, цель и средство. Понятие добродетели. Многоаспектность и цельность свободы. Нравственное измерение свободы. Свобода и ответственность: нравственный и правовой аспекты. Нравственно-философское понимание справедливости как основа социально-экономических и правовых представлений о справедливости. Правовые аспекты справедливости и их значение для воспроизводства и культивирования нравственности. Понятие долга. Долг и личный интерес. Стыд. Совесть как постоянная готовность к критической рефлексии по отношению к собственному поведению. Счастье как этическая категория. Стремление к счастью и соображения долга в жизни человека: возможности и пути гармонизации. Смысл жизни как нравственная ценность. Ценностные приоритеты в современной России.
Тема 4. Актуальные проблемы этики и право Прикладная этика: предпосылки формирования и особенности. Прикладные проблемы современной этики права. Права человека как категория этики права. Нравственно-правовые аспекты проблем биоэтики. Феномены эвтаназии, клонирования, трансплантологии и др. Нравственно-правовая проблема генетического контроля и мера его допустимости. Нравственно-философская экспертиза экологических проблем.Наказание, его соразмерность преступлению. Смертная казнь как нравственно-правовая проблема. Этические аргументы против смертной казни. Этическая интерпретация актуальных правовых проблем. Амнистия как морально-этическая проблема. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации. Морально-правовые проблемы, связанные с распространением Интернета в России и мире. Этические характеристики виртуального общения. Нравственно-правовая оценка войны и информационной её разновидности. Нравственно-правовая оценкатерроризмав условиях глобализации.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|