|
КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЙСТВИЯ ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВЦель исследований. В процессе исследований выявляется действие новых психофармакологических препаратов путем оценки их терапевтической или профилактической эффективности и переносимости, устанавливаются рациональные дозы и схемы применения, происходит сравнение с уже существующими препаратами. Эта работа проводится в нашей стране под контролем фармакологического комитета, на основе Федерального Закона «О лекарственных средствах» от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ и «Правил клинической практики в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минздрава РФ № 266 от 19 июня 2003 г. При проведении клинических исследований новых препаратов после получения соответствующего разрешения фармакологического комитета исследования проводятся в рамках четырех взаимосвязанных фаз. Первая фаза служит для изучения фармакокинетических свойств и подтверждения безопасности нового препарата у ограниченного числа здоровых добровольцев. Вторая фаза (пилотные и контролируемые исследования) направлена на изучение у определенного контингента больных (обычно до 200 чел.) эффективности и безопасности препарата и определение оптимального уровня дозировок. Третья фаза (расширенные клинические исследования) проводится для получения дополнительной информации об эффективности и безопасности препарата у больных в условиях, максимально приближенных к клинической практике. Изучается не только особенность психотропного действия, но и весь комплекс влияния препарата на различные соматические функции. В последнее время третья фаза часто проводится по единой программе, построенной на принципах доказательной медицины в нескольких крупных лечебных учреждениях. Результаты многоцентровых контролируемых исследований являются основанием для рассмотрения фармкомитетом вопроса о регистрации нового препарата. Четвертая фаза (пострегистрационные исследования) служит для наблюдения на протяжении многих лет больных, получающих препарат, изучения на этой основе возможностей для расширения показаний к его применению и усовершенствования режимов назначения схем лечения. Особое внимание при этом обращается на сбор и анализ информации о побочных действиях препарата. Каждая из четырех фаз изучения препаратов четко регламентируется и может требовать участия клинического психолога как для психодиагностических оценок состояния испытуемых и больных, так и для выявления в процессе терапии с помощью исследовательских шкал динамики аффективных, когнитивных и ряда других показателей. Получаемые при этом данные могут служить веским дополнением общеклинических и психопатологических оценок. Особенно наглядно в этих случаях получаются данные при плацебо-контролируемых сравнительных исследованиях действия разных препаратов с однонаправленным психофармакологическим действием. Психометрические шкалы. В основу таких шкал положены количественная и качественная оценка, которые в последние годы применяются в клинической психиатрии не только при изучении психофармакологических препаратов, но и при решении разных диагностических и экспертных вопросов. Известный «бум» «балльной оценки» состояния психически больного связан с тремя обстоятельствами: во-первых, со стремлением к большей объективизации оценок психопатологического состояния больного; во-вторых, с появлением и внедрением в практику психодиагностических методов, направленных на оценку личностных свойств, эмоционального состояния, когнитивных и других возможностей человека; в-третьих, как уже отмечалось, с появлением большого числа психофармакологических препаратов, требующих сопоставимой сравнительной оценки, включающей как непосредственную эффективность каждого лекарственного средства, так и оценку его переносимости, побочного действия и вызываемых осложнений. Наиболее часто для характеристики общего психического состояния в процессе психофармакотерапии и при изучении действия новых психотропных препаратов используется шкала общего клинического впечатления. Она позволяет глобально оценить тяжесть психического состояния у больных до начала терапии и при ее проведении по 7-балльной системе: 1 балл соответствует состоянию психической нормы, отсутствию какой-либо патологии; 2 — пограничному с нормой психическому расстройству легкой выраженности; 3 — умеренной выраженности патологии; 4 — патологии средней степени выраженности; 5 — выраженной патологии; 6 — тяжелой степени выраженности болезненных расстройств; 7 — крайне тяжелой степени выраженности патологических нарушений. Широко используется, особенно для изучения действия нейролептических препаратов, шкала краткой психиатрической оценки BPRS. Она состоит из 18 пунктов, каждый их которых может быть выражен в баллах от 1 (признак отсутствует) до 7 (крайне высокая выраженность). С учетом того, что в данной шкале преимущественно представлены продуктивные психотические симптомы, она обычно используется для оценки эффекта краткосрочного курса терапии нейролептиками в течение 6 — 8 нед. Шкала не содержит всех признаков, отражающих негативную симптоматику. Это не позволяет оценить в полном объеме эффект антипсихотических препаратов. Шкала PANSS ориентирована на достаточно универсальный подход при оценке позитивной и негативной симптоматики у больных шизофренией. Она хорошо валидизирована, стандартизирована и структурирована, включает процедуру проведения интервью. В последнее время эта шкала получила наибольшее распространение при проведении исследований препаратов в процессе антипсихотической фармакотерапии. Наряду с указанными и рядом других шкал часто при решении конкретных клинико-фармакологических вопросов используются шкалы для оценки выраженности побочных (нежелательных) эффектов (например, шкалы ESRS, AIMS, Симпсона-Ангуса). Для оценки тяжести депрессии широко используется шкала Гамильтона, состоящая из 17 признаков. При суммарной оценке состояния, оцениваемого по этой шкале менее 18 баллов, принято говорить о легкой депрессии, оценка состояния в 18 — 25 баллов свидетельствует о средней тяжести депрессии, в 25 баллов — о тяжелых депрессивных расстройствах. Шкала Монтгомери-Асберга (MADRS), содержащая 10 наиболее значимых для депрессивного расстройства показателей, так же как и шкала Гамильтона, достаточно четко «улавливает» динамику депрессивных нарушений, в том числе и при проведении психофармакотерапии. Количественная оценка тревожных состояний представляет большие трудности. Это вызвано тем, что тревожные расстройства не отличаются стабильностью и входят в структуру разных психопатологических проявлений. При изучении тревожных расстройств и их динамики в процессе терапии анксиолитиками используются шкала квантифицированной оценки пограничных психических расстройств (КОПП) (см. прил. 3) и шкала Гамильтона для тревоги (HARS), состоящая из 14 пунктов, каждый из которых выражается в баллах от 0 до 4. Суммарная величина баллов может колебаться от 0 до 56. При этом величина менее 8 баллов говорит об отсутствии тревожного состояния, от 8 до 20 баллов — о наличии симптоматики тревоги, более 20 баллов — о тревожном состоянии. Данная шкала наиболее широко используется при изучении лекарственных препаратов и предназначена для оценки симптоматики у больных тревожными расстройствами в разных диагностических группах. Семь пунктов шкалы позволяют оценить так называемую «психическую» тревогу, другие семь пунктов — «соматическую» тревогу. Несмотря на то, что эта шкала позволяет достаточно точно выявлять выраженность симптоматики при разных тревожных расстройствах, она практически не информативна при генерализованной тревоге. Шкала тревоги Кови позволяет осуществлять самую общую и грубую оценку тяжести тревоги и состоит всего из трех пунктов, оценивающих жалобы больного, его поведение и соматические симптомы. Каждый из признаков оценивается в баллах от 0 до 4, где 0 свидетельствует об отсутствии признака, 1 характеризует его слабую выраженность, 2 — умеренную выраженность, 3 — значительную выраженность, 4 — наибольшую степень имеющихся нарушений. Несмотря на малое число признаков, шкала Кови является довольно чувствительным инструментом при оценке тревожной симптоматики, но, как и шкала HARS, не позволяет дифференцировать отдельные категории тревожных расстройств между собой. Шкала тревоги Шихана была разработана для оценки преимущественно панической тревоги с акцентом на оценку соматизи-рованных и вегетативных компонентов. Она состоит из 35 показателей, интенсивность которых выражают оценкой от 0 до 4 баллов, где 0 указывает на отсутствие признака, 1 — на слабую выраженность, 2 — на признаки средней выраженности, 3 — на значительную выраженность, 4 — на наибольшую выраженность признака. Задача испытуемого и исследователя состоит в определении в количественной форме величины каждого признака. Суммарная величина симптоматики по этой шкале может варьировать от 0 до 140. При этом итоговая величина в диапазоне 0 — 30 баллов будет говорить об отсутствии клинически выраженной тревоги, 30 — 80 баллов — укажет на клинически определяемую тревогу, более 80 баллов — на тяжелое тревожное расстройство. Рассмотренные шкалы касаются оценки непосредственно тревожной симптоматики и не дают возможности определить выраженность других признаков, сопряженных с тревогой. Это позволяет во многих случаях отдать предпочтение опроснику SCL-90, состоящему из 90 признаков. Используемая в нем шкала позволяет в девяти кластерах дифференцированно оценивать выраженность тревожной симптоматики (генерализованная тревога, паническая (пароксизмальная) тревога, обсессивно-компульсивные расстройства, признаки соматизации, депрессии, агрессивности, и др.) у большого числа больных. Она удобна для изучения связей между отдельными составляющими сложных тревожных синдромов, а также для оценки влияния анксиолитических препаратов не только на тревожный аффект, но и на другие компоненты сложных психопатологических синдромов. Унифицированных и рекомендуемых шкал для оценки тяжести астении и эффективности психостимуляторов при ее лечении не существует. Возможно, это связано с ограниченным применением психостимуляторов. Одной из наиболее распространенных шкал, используемых с этой целью, является визуальная аналоговая шкала астении. Оцениваемые с ее помощью показатели ранжированы от 0 (очень хорошее самочувствие) до 10 (чрезмерное истощение), позволяют сделать заключение о выраженности различных астенических проявлений. Другой распространенной шкалой, позволяющей характеризовать тяжесть астении и ее динамику в процессе лечения, является субъективная шкала оценки астении MFI-20 (Multidimensional Fatigue Inventory). Она состоит из 20 утверждений, отражающих разные аспекты астении. Показатели сгруппированы в пять шкал. Каждая из них содержит четыре пункта и составлена таким образом, чтобы свести на нет влияние субъективною фактора. Каждый блок содержит два пункта, подтверждающих астению, и два пункта, опровергающих ее. Эта шкала предоставляет возможность клинической оценки вариантов астении (общей астении, физической астении, пониженной активности, снижения мотивации и психической астении). Каждое утверждение ранжируется по 5 пунктам. Наивысший балл отражает самую высокую тяжесть астении. Оценка шкалы является суммой баллов отдельных составляющих ее пунктов и может варьировать в интервале от 4 до 20 баллов. Оценка побочных эффектов психофармакотерапии. Она зависит от типа побочных эффектов: тип А (фармакологические) или тип В (идиосинкразические/аллергические). Побочные реакции типа А встречаются чаще, обычно менее выражены, во многом зависят от дозы препарата. При их развитии невелик риск летального исхода, их выявляют еще на стадии клинических испытаний. В отличие от них реакции типа В встречаются гораздо реже, являются грозными осложнениями, способными привести к смерти, они регистрируются в процессе широкого применения препарата и не зависят от дозы. При оценке реакции типа В рекомендуется использовать спонтанные сообщения, в то время как оценочные шкалы рекомендуют для оценки типа А. Контроль за побочными реакциями лекарственных средств всегда был предметом повышенного интереса, тем не менее шкалы для их оценки были разработаны относительно недавно. Наиболее распространенной структурированной шкалой оценки нежелательных эффектов является шкала UKU. Кроме структурированных шкал, существуют специализированные шкалы для различных классов психотропных препаратов. Обязательным условием для оценки того или иного побочного эффекта является установление связи между развитием нежелательного явления и назначением лекарственного препарата. Обычно отмечаются следующие градации: отсутствие связи, связь возможна, связь вероятна, связь отчетлива. Методы самооценки побочных эффектов в большей степени подходят для определения эмоциональных нежелательных явлений. Специально разработанных опросников для этих целей не существует, так как пациентам обычно трудно провести грань в своих ощущениях между симптомами болезни и побочным действием лекарства. Для этого обычно используются дополнительные главы существующих шкал самооценки. В частности, расширенная шкала депрессии Бека включает подшкалу вегетативных симптомов, которая может применяться для оценки побочных эффектов антидепрессантов. Шкалы по побочным эффектам психофармакологической терапии сходны со шкалами оценки выраженности симптомов, так как сосредоточены на выявлении клинических нарушений, хотя и вызванных лекарственными средствами. Подсчет общего балла по этим шкалам недостаточно информативен, его рекомендуется заменять анализом отдельных показателей. Побочные эффекты являются одной из основных причин негативного отношения пациента к лечению. Комплайенс-индекс включает шкалу из трех пунктов: 0 — комплайенс (согласие со всеми режимными мерами, которые рекомендованы пациенту); 1 — незначительный нон-комплайенс (при отступлении от рекомендуемого режима приема лекарств); 2 — выраженный нон-комплайенс (при несогласии пациента с установленным режимом). Качественные параметры оценки действия гипнотиков заключаются в определении степени нормализации качества сна (в том числе архитектоники сна, субъективной оценки сна), качества пробуждений (отсутствие эффекта «последействия», нормализация психофизиологических параметров, субъективной оценки пробуждения), нормализации индивидуального ритма «сон — бодрствование» (оценка биоритмологического типа по анкете Остберга). Качество пробуждения отражается на психофизиологическом функционировании — в наличии или отсутствии повышенной утомляемости, сонливости, нарушении координации, когнитивных функций, замедлении психомоторных реакций и др. При этом физическое самочувствие оценивается в различное время дня: утром, в полдень, в вечернее время. Для оценки тяжести инсомнии и эффективности терапии гипнотиками используется шкала глобального клинического впечатления (GCI) (тяжесть заболевания, глобальное улучшение и индекс эффективности). Принципы оценки с помощью этой шкалы изложены выше. Другим методом оценки общей эффективности назначения гипнотиков служит визуально-аналоговая шкала (от 1 до 100 баллов), которая включает анализ качества сна (0 — очень хороший, 100 — отсутствие сна), быстроты засыпания (0 — очень трудно, 100 — очень легко), качества пробуждения (0 — состояние бодрости, 100 — сонливость), готовности к действию (0 — низкая, 100 — очень высокая), ясности мыслей (0 — ясная голова, 100 — очень трудно думать) и др. Квантифицированную оценку тяжести инсомнии и эффективности гипнотиков представляет шкала Шпигеля. Она включает анализ степени редукции (по сравнению с фоном) различных характеристик инсомнии, к числу которых относятся длительность времени засыпания, продолжительность сна, количество ночных пробуждений, частота сновидений, качество сна и пробуждения. Все эти параметры имеют пятибалльную систему оценки (от отсутствия признака до максимальной его выраженности). Одним из наиболее важных количественных показателей оценки действия гипнотиков является оценка «эффективности» сна, которая определяется как частное от деления продолжительности сна на время, проведенное в постели. При этом чем в большей степени этот показатель приближается к единице в результате применения гипнотика (когда продолжительность сна полностью соответствует времени, проведенному в постели), тем эффективнее его действие. Часто используемой субъективной шкалой для оценки явлений последействия при терапии гипнотиками является шкала SSS (шкала седации и сонливости на следующий день). Больного просят оценить свое состояние в первую половину следующего дня после приема гипнотика и отметить один наиболее подходящий ответ. Шкала позволяет определить уровень бодрствования больных на основании оценки ими своего состояния с помощью таких показателей, как чувство бодрости, ощущение полного пробуждения, состояние расслабленности и др. Одним из распространенных субъективных методов оценки тяжести инсомнии и эффективности гипнотиков служит дневник сна, в котором больной ежедневно отмечает данные, касающиеся быстроты засыпания, количества пробуждений за ночь, продолжительности сна, времени просыпания и др. Контрольные вопросы 1. В чем состоит цель клинических исследований психофармакологических препаратов? 2.Охарактеризуйте основные фазы клинического изучения действия новых психофармакологических средств. 3.Какие психометрические шкалы используются в современной клинической психофармакологии? ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Абсансы. Бессудорожные, неожиданно возникающие припадки в виде кратковременной потери сознания (не более 30 с), сопровождаемые незначительной («локальной») двигательной активностью в виде миоклонических подергиваний, миганий и др. Абстиненция. Состояние, возникающее после внезапного прекращения приема алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ, к которым имеется привыкание (зависимость). Абулия. Отсутствие побуждений, утрата желаний, бездеятельность, безучастность. Агорафобия. Страх оказаться в месте или ситуации, откуда при необходимости трудно будет спастись или где можно попасть в неловкое положение. Агрессивность (агрессивное поведение). Злобность, враждебность, потеря самоконтроля, выражающаяся в деструктивных действиях по отношению к какому-либо человеку или объекту. Адаптация. Приспособление к изменившимся условиям существования (функционирования). Ажитация. Напряженное тревожное состояние, которое может проявляться в виде гиперактивности, смятения. Акатизия. Субъективное ощущение мышечного дискомфорта, которое может стать причиной ажитации, непрерывной ходьбы, неусидчивости, и общего дискомфорта. Эти нарушения являются прежде всего моторными, и больной не может их контролировать. Появление акатизии возможно на любом этапе лечения нейролептиками. При диагностике этого расстройства дозу антипсихотического препарата следует снизить до минимально эффективной. Алекситимия. Неспособность к осознанию, выражению и описанию собственных переживаний. Алкоголизм (хронический). Заболевание, развившееся вследствие злоупотребления спиртными напитками, сопровождающееся физическими, невротическими, психическими расстройствами, приводящее к психологической и социальной дезадаптации и личностной деградации. Больные с пастозным, гиперемированным лицом, сниженным тургором кожи выглядят старше своих лет. Алкоголизм вызывает различные нарушения желудочно-кишечного тракта (анорексия, тошнота, рвота, боли в животе, проявления хронического поражения печени вследствие жировой инфильтрации и цирроза печени, пептические язвы желудка и двенадцатиперстной кишки), сердечно-сосудистой системы (алкогольная кардиомиопатия, артериальная гипертензия), эндокринной системы (гиперхолестеринемия, гипогликемия, кушингоидное телосложение), нервной системы (снижение памяти и других познавательных способностей, периферическая невропатия) и др. При развитии заболевания изменяется переносимость спиртных напитков — снижаются защитные реакции при передозировке алкоголя, появляется тяга к систематическому пьянству с развитием синдромов психической и физической зависимости, с амнезией периода опьянения. Указанные расстройства дополняются астенизацией, полиморфными энцефалопатическими проявлениями, в ряде случаев эпилептиформным синдромом. Отдельное место в алкогольной болезни отводят острым (делирий и др.) и хроническим (бред ревности и др.) психозам, которые, как правило, развиваются у больных хроническим алкоголизмом. Алкогольная зависимость. Сильное и почти постоянное стремление употреблять спиртные напитки, несмотря на вредные последствия, неспособность контролировать количество выпитого, толерантность к алкоголю, появление симптомов абстиненции при резком прекращении употребления алкоголя. Амнезия. Нарушение памяти в виде полной или частичной неспособности вспомнить прошедшие события. Различают антероградную амнезию, наступающую непосредственно после начала болезни (например, травмы), и ретроградную амнезию, проявляющуюся в виде утраты памяти на прошедшие события. Ангедония. Потеря чувства радости, наслаждения. Анергия. Снижение психической, речевой и двигательной активности. Анорексия. Отсутствие или ослабление чувства голода с отказом от приема пищи. Это приводит к похуданию, истощению, обострению или появлению соматических заболеваний. Различают нервную анорексию (anorexia nervosa), развивающуюся из-за опасения пополнеть при патологическом стремлении «сохранить фигуру», и психическую анорексию (anorexia psychica), наблюдаемую при бреде отравления, депрессии и других психических расстройствах. Анорексия, как правило, сочетается с другими психическими и соматическими нарушениями, что требует всестороннего обследования больного и выявления всего комплекса болезненных расстройств. Апатия. Безразличие, на начальных этапах некоторое ослабление влечений, желаний, стремлений. По мере ухудшения состояния больной перестает интересоваться событиями, не касающимися его лично, не участвует в развлечениях. При эмоциональном снижении, например при шизофрении, спокойно реагирует на волнующие, неприятные события, хотя в целом внешние события больному небезразличны. Некоторых больных мало трогают собственное положение и дела семьи. Иногда возникают жалобы на «тупость», «безразличие». Крайняя степень апатии — полное безразличие. Выражение лица больного индифферентное, он безучастен ко всему, в том числе к своему внешнему виду и чистоте тела, к пребыванию в больнице, к посещению родственниками. Астения. Повышенная утомляемость, относится к числу наименее специфических психических расстройств. При незначительных явлениях утомление возникает чаще при повышенной нагрузке, обычно во второй половине дня. В более выраженных случаях даже при сравнительно несложных видах деятельности быстро появляются чувство усталости, слабости, объективное ухудшение качества и темпа работы, отдых помогает мало. Астения заметна в конце беседы с врачом (например, больной беседует вяло, стремится поскорее лечь или опереться на что-либо). Среди вегетативных нарушений преобладают повышенная потливость, бледность лица. Астения крайней выраженности сопровождается резкой слабостью, утомляют любая деятельность, передвижение, кратковременная беседа. Отдых не помогает. Астенические расстройства нередко сочетаются с раздражительностью, нетерпеливостью, суетливой деятельностью («усталость, не ищущая покоя»). Аутизм. Погруженность в себя. Больной существует в собственном внутреннем мире, слова окружающих и события, происходящие вокруг, как бы не доходят до его понимания. Аффективные расстройства. Неустойчивость (лабильность) настроения, изменение аффекта в сторону угнетения (депрессия) или подъема (маниакальное состояние). Изменяется уровень интеллектуальной и моторной активности, наблюдаются различные соматические эквиваленты состояния. Аффективная лабильность. Повышенная эмоциональная реактивность. При невыраженных расстройствах круг ситуаций и поводов, в связи с которыми возникает аффект или меняется настроение, несколько расширен по сравнению с индивидуальной нормой, но все же это достаточно интенсивные эмоциогенные факторы (например, действительные неудачи). Обычно аффект (гнева, отчаяния, обиды) возникает редко и в значительной степени соответствует вызвавшей его ситуации. При более выраженных аффективных расстройствах настроение часто меняется по незначительным и разнообразным поводам. Интенсивность расстройств не соответствует реальной значимости психогении. Аффекты могут становиться значительными, возникать по совершенно ничтожным поводам или без уловимой внешней причины, несколько раз меняться в течение короткого времени, что крайне затрудняет целенаправленную деятельность. Состояние, характеризующееся классической триадой: снижение настроения (гипотимия), моторная и идеаторная заторможенность. При незначительных депрессивных расстройствах у больного иногда появляются печальное выражение лица, грустные интонации в беседе, но мимика довольно разнообразна, речь модулирована. Больного удается отвлечь, развеселить. Имеются жалобы на «ощущение грусти» или «отсутствие бодрости» и «скуку». Чаще всего больной осознает связь своего состояния с психотравмирующими влияниями. Пессимистические переживания обычно ограничены конфликтной ситуацией. При некоторой переоценке реальных трудностей больной надеется на благоприятное разрешение ситуации. Критическое отношение к болезни сохранено. При ослаблении психотравмирующих влияний настроение нормализуется. При утяжелении депрессивной симптоматики мимика становится более однообразной: не только лицо, но и поза выражают уныние (плечи опущены, взгляд направлен в пространство или вниз). Возможны горестные вздохи, слезливость, жалкая, виноватая улыбка. Больной жалуется на подавленное, «упадническое» настроение, вялость, неприятные ощущения в теле. Свое положение считает мрачным, не замечает в нем ничего положительного. Отвлечь и развеселить больного почти не удается. При выраженной депрессии на лице больного появляется «маска скорби», лицо вытянувшееся, серовато-цианотичного цвета, губы и язык сухие, взгляд страдающий, выразительный, слез обычно нет, мигание редкое, глаза иногда полузакрыты, углы рта опущены, губы часто сжаты. Речь не модулирована вплоть до неразборчивого шепота или беззвучных движений губ. Поза сгорбленная, с опущенной головой, сдвинутыми коленями. Возможны также раптоидные состояния: больной стонет, рыдает, мечется, стремится к самоповреждению, ломает руки. Преобладают жалобы на «нестерпимую тоску» или «отчаяние». Свое состояние считает безысходным, безнадежным, беспросветным, существование — невыносимым. Маниакальный синдром. Сочетание повышенного настроения, ускоренного темпа мышления и усиления двигательной активности. При развитии маниакального состояния сначала появляются едва заметная приподнятость настроения, необычный оптимизм, оживление мимики. Больной ощущает бодрость, неутомимость, у него хорошее самочувствие, он «находится в отличной форме», несколько недооценивает реальные трудности. В последующем наблюдается явное оживление мимики, глаза блестят, больной улыбается, нередко склонен к юмору, остротам, в некоторых случаях заявляет, что чувствует «особый прилив сил», «помолодел», события неблагоприятного значения считает пустяковыми, трудности — легко преодолимыми. Одевается ярко и вызывающе, как правило, предпочитает непринужденные, выразительные позы, движения быстры и порывисты. При выраженном маниакальном состоянии возникает генерализованное нецеленаправленное двигательное и идеаторное возбуждение, при крайней выраженности аффекта — до степени неистовства. Лицо нередко краснеет, присоединяется охриплость голоса, тем не менее больной отмечает «необыкновенно хорошее самочувствие». Ориентация в окружающем, как правило, не нарушена, сознание болезни обычно отсутствует. Бредовые расстройства (бред). Ложное, не поддающееся логической коррекции убеждение или суждение, не соответствующее реальной действительности, а также социальным и культурным установкам больного. Бред необходимо дифференцировать с бредоподобными идеями, которые отражают ошибочные суждения, высказываемые с чрезмерным упорством. Бредовые расстройства свойственны многим психическим заболеваниям; как правило, они сочетаются с другими психическими нарушениями, формируя сложные психопатологические синдромы. В зависимости от фабулы выделяют бред отношения и преследования (патологическая убежденность больного в том, что он является жертвой преследования), величия (убежденность в высоком, божественном предназначении и особой собственной важности), изменения собственного тела (убежденность в изменении частей тела, часто причудливом), тяжелого заболевания (ипохондрический бред, при котором на основании реальных соматических ощущений или без них развивается озабоченность, а затем и убежденность в развитии той или иной болезни без ее явных признаков), ревности (болезненная убежденность в неверности супруга обычно формируется на базе сложного эмоционального состояния). Различают также первичный бред, содержание которого и вытекающие из него поступки невозможно связать с историей жизни и особенностями личности больного, и вторичный бред, условно вытекающий из других психических расстройств (например, из галлюцинаций, аффективных нарушений и др.). С точки зрения динамики, относительной специфичности признаков психических заболеваний и прогноза выделяют три основных типа бреда — паранойяльный, параноидный и парафренный. При паранойяльном бреде содержание патологических переживаний вытекает из обычных жизненных ситуаций, они, как правило, логично построены, аргументированы и не носят абсурдного и фантастического характера. Встречается бред реформаторства и изобретательства, ревности и др. В некоторых случаях имеется тенденция к постоянному расширению бредовых построений, когда новые реальные жизненные обстоятельства как бы нанизываются на «стержень» болезненного представления. Это способствует систематизации бреда. Параноидный бред менее логичен. Чаще бывают идеи преследования и воздействия, нередко в сочетании с псевдогаллюцинациями и явлениями психического автоматизма. Парафренный бред обычно фантастический и полностью абсурдный, чаще это бред величия. Больные считают себя властителями огромных богатств, творцами цивилизации. Обычно у них приподнятое настроение, нередко бывают ложные воспоминания (конфабуляции). Булимия. Неконтролируемые многократные эпизоды повышения потребности в пищи. Некоторые больные после булимического приступа испытывают страх пополнеть и искусственно вызывают рвоту, принимают слабительные средства. Влечение (нарушения). Расстройства, отражающие изменение волевой мотивированной психической активности в результате различных причин (гипоталамические расстройства, органические нарушения ЦНС, опьянение, психические нарушения и др.). Следствием становятся «глубинная чувственная потребность» в реализации побуждений и усиление различных влечений. Клинические проявления нарушений влечения включают в себя булимию, дромоманию (влечение к бродяжничеству), пироманию (влечение к поджогам), клептоманию (влечение к кражам), дипсоманию (алкогольные запои), извращения полового влечения и др. Патологическое влечение может проявляться в виде навязчивых мыслей и действий, определяться психическим и физическим дискомфортом (зависимостью), а также возникать остро по типу импульсивных реакций. В отличие от других вариантов в последнем случае часто полностью отсутствует критическая оценка ситуации, в которой больной пытается реализовать действие, определяемое патологическим влечением Нарушение влечений возможно при разных психических расстройствах, их дифференциально-диагностическая оценка строится на основании всего комплекса болезненных проявлений и личностно-типологических особенностей больного. Внимание (нарушения). При астении и других расстройствах нарушения внимания проявляются рассеянностью, повышенной истощаемостью с быстрым переходом активного целенаправленного «заинтересованного» внимания в пассивное безразличие. Возбуждение. Общее название психопатологических состояний с выраженным усилением психической и двигательной активности. Существует несколько видов возбуждения. Кататоническое возбуждение — вид психического расстройства. Различают экстатическое (растерянно-патетическое), гебефреническое, импульсное и немое (безмолвное) кататонические возбуждения. Экстатическое, или растерянно-патетическое, возбуждение проявляется патетикой, экстазом. Больные принимают театральные позы, поют, декламируют стихи, на лице преобладает выражение восторга, проникновенности. Речь выспренна, непоследовательна. Возбуждение может прерываться эпизодами ступора или субступора. Импульсивное возбуждение выражается в неожиданных, внезапных поступках. Больные внезапно вскакивают, куда-то бегут, стремятся ударить окружающих, впадают в неистовую ярость, агрессию, на непродолжительное время застывают и вновь становятся возбужденными. В речи нередко преобладает повторение услышанных слов (эхолалия) или повторение одних и тех же слов (вербигерация). Гебефреническое возбуждение проявляется дурашливостью, гримасничаньем, нелепым хохотом. Больные прыгают, кривляются, пляшут, неуместно шутят, внезапно становятся агрессивными. Немое (безмолвное) возбуждение — хаотическое, целенаправленное, безмолвное с агрессией, яростным сопротивлением, нанесением себе и окружающим тяжелых повреждений. На пике такого возбуждения движения больных становятся ритмическими, напоминают хореотические или атетоидные. Экстатическое возбуждение обычно предшествует импульсному, затем может смениться гебефреническим и иногда немым. Моторное возбуждение — общее двигательное беспокойство, связанное с навязчивым страхом, тревогой (тревожное), безысходным отчаянием и невыносимой тоской (депрессивное, меланхолический раптус), повышенным настроением (маниакальное), кататонией (кататоническое), состоянием дисфории и сумеречным помрачением сознания у больных эпилепсией (эпилептическое, эпилептиформное), устрашающими галлюцинациями (галлюцинаторное); у детей обусловлено дефицитом внимания (гиперкинетическое). Галлюцинации. Нарушения чувственного восприятия, при которых в отсутствие реальных внешних стимулов возникают сенсорные ощущения. Обычно галлюцинации вытесняют действительные раздражения и протекают без явлений нарушенного сознания. Различают слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные (ощущения ползания насекомых под кожей) галлюцинации и др. Особое место принадлежит вербальным галлюцинациям, которые могут быть комментирующими или императивными, в виде монолога или диалога. Галлюцинации во Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|