Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВАНДАЛЫ, ЖИТЕЛИ ПРОВИНЦИИ И БЕРБЕРЫ





В предшествующем изложении уже достаточно часто упоминались отношения между этими группировками населения. Они постоянно менялись в зависимости от времени, места и ситуации. Общую «норму» поэтому определить нельзя, однако, пожалуй, по некоторым примерам можно сказать кое-что об общих тенденциях истории населения Северной Африки в вандальскую эпоху.

Прежде всего следует обратить внимание на распределение и пересечение этих трех группировок. В то время как берберы (мавры, ливийцы), распадающиеся на множество отдельных кочевых и полукочевых племен, владели всей территорией за пределами римской системы лимесов и проникали также в пограничные территории, в распоряжении провинциалов находились остальные области поселений. Правда, в результате колонизации вандалов и присоединения ими sortes Vandalorum (наделов вандалов) они были лишены большей части Проконсульской Африки. Во времена королей-Асдингов свободных римлян можно было обнаружить, пожалуй, только в Карфагене и некоторых других го-{173}родах Проконсульской провинции. Вандало-аланская колония, со своей стороны, ограничивалась – как доказывают свидетельства, обработанные Куртуа1, – почти исключительно Карфагеном и sortes Vandalorum (наделами вандалов). Вне пределов этой зоны присутствие вандалов обнаруживается только в некоторых городах, таких как Тиздр (эль-Джем), Мактар (Мактарис), Тала (Тала), Тевесте (Тебесса), Аммедара (Хайдра) или Гиппон Регий (Бон; однако относится к Проконсульской Африке). Можно было бы предположить, что вандальская колонизация, по крайней мере присутствие служащих и арианских клириков, распространилась еще дальше и могла прежде всего охватить города алжирского и тунисского побережья. Переименование Гадрумета (Сус) в Хунерихополис или задокументированное Виктором из Виты появление вандальских клириков и полицейских властей в мавретанской Типасе служит определенным указанием в этом направлении. Однако из-за нехватки археологических и эпиграфических данных мы не можем утверждать этого с полной определенностью. Вследствие численной ограниченности вандальско-арианской части населения подлинная колонизация была, естественно, невозможной; тем самым у провинциалов оставалось достаточно жизненного пространства. Правда, это смешанное население из римской, пунийской и берберской составных частей было сильно затронуто вандальской колонизацией в экономическом плане; поскольку провинциалы были вынуждены уйти из Проконсульской Африки, они все же нашли достаточно места в Бизацене или в Нумидии, в случае если не предпочли бегство за море. Со времени правления Хунериха берберские набеги, доходившие до все более важных территорий, все же привели к кризису миллионного провинциального населения. В то время как городские жители или обнесенные стеной поместья часто могли противостоять набегам, остальные части на-{174}селения должны были искать спасения в бегстве и часто больше не возвращались на прежнее место жительства. Характерен для этого состояния дел факт сокрытия торговых договоров, известных нам под именем «Таблички Альбертини». Во время набега мавров в 496 г. колоны этой тунисско-алжирской пограничной области рассеялись по всем направлениям; то же происходило и с остальными. Монашеская община св. Фульгенция – в 90-х годах V в. – бежала от мавров и при этом прошла большое расстояние от Среднего или Южного Туниса (область вокруг Капсы – Гафсы) до южной части Проконсульской Африки (Сикка Венерия – Эль-Кеф)2. Юго-западная часть Вандальского государства, таким образом, несла постоянные потери в лице оседлого населения.

Население Северной Африки в вандальское время вообще находилось в гораздо большем движении, чем в позднеримский период. Римская система лимесов выполняла свою основную функцию до самого конца столь хорошо, что культурные области вряд ли страдали от сколь-нибудь крупных и продолжительных нашествий; восстания и мятежи также были ограничены во временном и пространственном отношении. Но вандальское нашествие между 429 и 442 гг. вызвало перегруппировку большой части североафриканского населения, как в Нумидии, так и в областях восточнее нее. Однако кочевое и полукочевое население Мавретании все больше приходило в движение и напирало на позиции, оставленные до 455 г. Западным Римом. Постепенно в этих областях равнины и почти все города попали в руки мавретанских князей; лишь немногочисленные прибрежные города и области в 455 г. или вскоре после этого достались вандалам, которые даже не могли и помышлять о контроле над Западным Магрибом. Вследствие этого реберберизация Северной Африки, которая была заметна уже при Диоклетиане, в V веке сделала большие успехи.{175} При этом в качестве влиятельных кланов из горных массивов (Кабилия, Аврес, тунисский Дорсале) на передний план вышли пустынно-степные племена гетулов и арзугов, и обе группировки создали государственные образования, отталкиваясь от римских форм3. Политика этих новых государств преследовала различные цели, так что они зачастую оказывались в раздоре друг с другом или с вандалами. Эта тема заслуживает того, чтобы по меньшей мере дать краткий очерк некоторых из этих государств и их князей.

Берберский князь Массона из Альтавы (Улед-Мимун) в надписи, датируемой 508 г., провозглашает свои притязания на титул «rex gentium Maurorum et Romanorum» («король мавров и римлян»), который может служить определенным показателем; видно, что и правители довольно небольших областей заботились о своей легитимности и опирались на римскую традицию. Область, которой правил Массона, лежала далеко на западе и потому вряд ли могла находиться в тесных отношениях с Вандальским государством. Иначе обстоит дело с Мастиной, правителем области Ходна, который, вероятно, основал свое королевство, опираясь на должность командующего римского пограничного отряда, и в конце концов даже принял титул императора. Куртуа, пожалуй, справедливо полагает, что Мастина сначала был независим от Карфагена, но после удачного мятежа населения Авреса против вандалов, следствием чего стало основание нового государства, вступил в контакты с Хунерихом. Вполне возможно, именно поэтому Мастина послал в 483 г. сильный мавретанский контингент в Лариб и Сикку Венерию (Эль-Кеф) в Проконсульской Африке, чтобы принять там около 5000 изгнанных ортодоксов и переправить их на запад4. Если такое толкование Куртуа соответствует действительности, можно предположить, что Мастина в случае нужды предоставлял в распоряжение своему союзнику и вой-{176}ска. Государство Аврес было почти взято в клещи с востока и с запада, что позволяло стратегически поставить задачу его уничтожения или по меньшей мере помешать его дальнейшей экспансии. Если отношения между Хунерихом и Мастиной были столь близки, напрашивается мысль об их совместном владении определенной частью Нумидии. Во всяком случае, еще в начале VI века довольно большая часть Нумидии являлась одновременно сферой вандальских и берберских интересов. Впрочем, союзническая политика вандалов и многочисленных мавретанских племен проявляется и в том, что карфагенское правительство в общем располагало мавретанскими матросами и солдатами. В 534 или 535 г. Византия сражалась на Сардинии и с мавретанскими войсками, которые были туда доставлены вандалами в качестве военных поселенцев; в этом отношении вандалы на столь важном для них острове использовали тактику, сходную с применявшейся римлянами по отношению ко многим варварским племенам, которые расселялись на подходящих местах в качестве федератов, несших рекрутскую повинность. В отношении вандало-берберского сотрудничества интересен также опыт Гелимера, который еще после битвы у Децима смог провести набор среди мавретанских племен и даже после окончательного поражения при Трикамаре нашел в жителях дикого горного массива Эдуг последних защитников своего королевства5. Конечно, в целом враждебность к вандалам со стороны берберских племен при последних Асдингах усилилась. Сначала трудным противником стало государство Аврес, в то время как начиная с 511 г. поражения и урон германскому государству стало приносить дорсальское государство Гуэфана и Анталы. Естественно, вновь всплывает вопрос, с неизбежностью возникший уже в разделе о Гунтамунде, не привели ли постоянные нападения кочевников к более тесному сотрудничеству между вандалами и провинциалами. Мы{177} уже имели возможность ответить на этот вопрос отрицательно, но должны еще раз повторить его, принимая во внимание берберскую тактику. Ведь Прокопий подчеркивает6, что Каваон не только мог наблюдать за наступающими вандальскими кавалерийскими частями, но и что его разведчики чистили оскверненные вандалами ортодоксальные церкви и оказывали помощь священникам. Это указание очень существенно, тем более что оно получает подтверждение в некоторых замечаниях «Жития Фульгенция»; в соответствии с ними, прежде чем отправиться в «опасную зону» арианских противников, Фульгенций, поставленный перед альтернативой, выбрал в качестве места жительства области, находившиеся под угрозой берберских нападений7. Эти замечания говорят сами за себя. Естественно, «фронты» постоянно менялись, и все же в целом вандалам и маврам или маврам и провинциалам было легче прийти к взаимопониманию, чем вандалам и провинциалам: решающую роль здесь играл, конечно же, религиозный вопрос. Противоречия между обеими христианскими церквями, ортодоксальной и арианской, действовали сильнее, чем все этнические и даже культурные различия. Ортодоксальному духовенству язычники-берберы часто были милее, чем ариане-вандалы, потому что их было легче обратить. Для такой миссионерской работы было много примеров из прежних времен, и можно было опираться даже на полезные указания Августина. Может быть, симпатии ортодоксов привлекало и то, что они предполагали за разбойничей и дикой внешностью кочевников безобидность и неиспорченность человеческой природы. Эти противоречия были в целом гораздо сложнее, чем можно отобразить в этом очерке. Главную вину за окончательный разрыв тесного вандало-римского сотрудничества против берберского наступления, естественно, следует возлагать на вандалов. Несмотря на многие шаги навстречу Гунтамунда и преж-{178}де всего Хильдериха, количественно превосходящая ортодоксальная часть населения не соглашалась с вандальским господством; кто не протестовал открыто, был по меньшей мере равнодушен и мог даже приветствовать берберские нападения, так как они подрывали престиж вандалов и в конечном счете даже размывали государство Асдингов. Римская служилая знать в целом, несомненно, была привержена вандалам и желала дальнейшего существования их королевства; однако их численность была очень мала, и они вряд ли могли – особенно после возвращения ортодоксальных епископов – оказать значительное влияние на массы провинциалов.

Тем самым в плане истории населения (и социологии) в поздние вандальские времена, как и в последнюю фазу римского владычества в Северной Африке, проявлялись чрезвычайно резкие противоречия, облегчившие византийское завоевание и победу Велизария. Вопрос о том, сыграли ли решающую роль противоречия между вандалами-арианами и провинциалами-ортодоксами, мы можем оставить открытым; ибо вместе с тем существовало противоречие между местным населением в культурных областях (как можно вкупе назвать вандалов и провинциалов) и наступающими из степных и горных областей кочевниками, которые были уже готовы отказаться от примитивной стадии языческой и племенной организации в пользу порядка более высокого уровня. Эти союзы выкристаллизовались вокруг монархической верхушки именно в ходе борьбы против управляемого из Карфагена государства и в результате во многом преодолели примитивное состояние бродячего пастушества, которое было вынуждено поддерживать и наращивать свои скромные жизненные возможности за счет разбойничих походов. Правда, современные писатели неизменно придерживались мнения о примитивности берберов и тем самым становились сторонниками вандалов, а затем преж-{179}де всего византийцев. Поэтому из этой литературы нельзя извлечь исторически достоверной картины жизни этих племен и динамических процессов их развития.{180}

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы подошли к концу нашего очерка истории Вандальского государства. Сейчас речь не идет о том, чтобы в прагматичной манере, к сожалению, получившей чрезвычайно широкое распространение, поставить вопрос об «уроках», которые можно извлечь из истории вандалов – прежде всего из судьбы их африканского государства; в этом эпилоге уместнее спросить, оказали ли вандалы существенное влияние на историю стран Атласа и прервали ли они или нет неизменность развития – нечто подобное говорил еще Куртуа. К этому можно добавить вопрос о влиянии на неафриканские области. Ответ сам собой вытекает из предыдущего анализа. Не желая преуменьшить решающее воздействие Переселения народов на историю и территорию Римской империи, мы должны подчеркнуть, что последствия вандальского завоевания и основания государства в Северной Африке были довольно незначительны. Характерно, что короли-Асдинги властвовали только над частью бывших римских владений в странах Атласа; позднее они наблюдали, как эта территория постоянно сокращается под ударами мавров еще до того, как хотя бы один византийский солдат ступил на африканскую землю. И все-таки мы продолжаем твердо придерживаться высказанного выше мнения, что Вандальское государство, не будь удачного нападения Юс-{181}тиниана, могло бы продержаться еще несколько десятилетий. Однако, так как его роль мировой державы уже давно была исчерпана, его влияние на североафриканское развитие должно было бы постепенно уменьшаться.

Не только во время мусульманского нашествия, но уже спустя пару десятков лет после похода Велизария следы вандалов в Северной Африке полностью стерлись. В то время как цивилизующее влияние Рима в этой области, осуществлявшееся при помощи латинского языка, ортодоксальной церкви и многочисленных экономических форм, действовало еще несколько десятилетий, любое заметное воздействие вандалов прекратилось вскоре после победы византийцев. Итак, вандалы развернули в Северной Африке – как и в Испании – лишь временную, а именно, постоянно ослабевающую историческую активность, которая оказалась неспособной к сколь-нибудь длительному существованию. Следует также допустить, что имевшее место воздействие вандалов на Северную Африку носило скорее отрицательный, чем положительный характер. Если отвлечься от зачатков феодализации, проявившихся в среде вандальской служилой знати, вандальская колонизация и основание государства не повлекли за собой никакого существенного перспективного развития. Ничего нового не возникло и на месте римской структуры общества, сильно поврежденной нашествием. В сфере культуры вандалы, по отдельности легко поддававшиеся процессу романизации и католизации, не смогли внести никакого собственного вклада в латинский язык и литературу, научные и церковные институты. В этом отношении их деятельность в целом носила разрушительный характер; пассивно восприняв римскую культуру, систему управления и экономику, они не сумели предложить ничего конструктивного для развития этих областей. В этом проявляется внутриполитическая неспособность, ставшая особенно действенной в период внешнеполитических поражений. Ни одно государство не может на{182} протяжении длительного времени выказывать внутри- и внешнеполитическую несостоятельность: обычно естественным следствием является исчезновение, а значение такого государства для «мировой истории» в этом случае определяется скорее периодом его упадка, чем расцвета.

Несмотря на это, ни один специалист не будет утверждать, что Вандальское королевство не имело значения для мировой истории. В качестве внешней опоры совокупности государств, образовавшихся в результате Переселения народов, и разрушителя изживших себя порядков и институтов Римской империи оно выполнило важную функцию; хотя вандалы не смогли долго продержаться, они по меньшей мере косвенно гарантировали достаточно спокойное развитие других варварских государств, прежде всего государства франков, так как они, равно как и остготы, отвлекли на себя удары Византийской империи. Кроме того, разрушение африканских позиций Рима дало большие возможности для развития берберско-мавретанским силам, с готовностью использовавшим их: тем самым дело дошло, естественно, до процесса дероманизации, сыгравшего значительную роль для дальнейшего культурного развития, который был задержан вмешательством Византийской державы, но был доведен до конца после успешного вторжения ислама.

Таким образом, если стремиться к объективности, мы не можем составить однозначного заключения: следует одновременно подчеркнуть негативные черты вандальской власти, ее непреклонность и заторможенность, и в то же время учитывать позитивные признаки, проявлявшиеся большей частью косвенным образом. В любом случае функция и значение Вандальского государства далеко выходят за рамки промежуточного этапа между римским и византийским господством в Северной Африке.{183}

 

 

{184}

 

ПРИМЕЧАНИЯ

{185}

 

{186}

 

Примечания к главе I

1. Имеются в виду такие романы, как «Борьба за Рим» Дана, «Гипатия» Кингсли, «Северин» Дерфлера и т. д.

2. См., например, Heuss, 492.

3. Heuss, 496.

4. Heuss, 494.

5. Heuss, 495.

6. Об этом свидетельствует большинство германских правовых источников, например, в германских государствах доступны были своды римского права. См., например, N. Kunkel, Römische Rechtsgeschichte, Weimar 1964, 140ff. Что касается королевства вандалов, то я снова могу сослаться на статью «Vandalen (2)» (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).

7. Courtois, 59.

8. Courtois, 59.

9. Courtois, 59.

10. См. обзор этих вопросов: Pfister, Zur Discussion: Volkssunde und Volkerskunde (Forschungen und Fortschritte 28/1954. 113ff); G. Waiser, Rom, das Reich und die fremden Völker in der Geschichtschr. d. frühen Kaiserzeit, Baden-B. 1951; A. Briessmann, Tacitus und das flavische Geschichtsbild, Wiesbaden 1955.

11. См., например, Salvian v. Massilia, De gubernatione Dei, VII, passim.{187}

12. См. Новеллы Валентиниана III (13; 34).

13. Courtois, 61ff.

14. См., например, B. Taubler, Imperium Romanum, I, Leipzig-Berlin 1913, passim.

15. См. Diesner, Kirche und Staat..., Nr. 9.

16. См., например, Orosius, Historia adversum paganos, VII, 41, 7 et passim; Salvianus, De gubernatione Dei, VII, 7ff.

17. См. ссылки, например, Orosius, Historia adversum paganos, VI, 41, 7; Salvianus, De gubernatione Dei, VII, 16, 17; cp. также Dannenbauer, passim.

18. См. по данным вопросам также книга Courcelle, Dannenbauer, Fischer, Heuss.

 

Примечания к главе II

1. Tacitus, Germania, 2; 43; Plinius Major, Historia Naturalis, IV, 14, 99. Cp. Courtois, 22(ff.); к данной проблематике также см. книги Jahn, Schwarz, L. Schmidt и статью Miltner (Pauly-Wissowa).

2. Schwarz, 68.

3. L. Schmidt, 7, 33, 39; Courtois, 21, 31, 237, 391 и сл.

4. Zosimus, Historia Nova, I, 68; по существу L. Schmidt, 9; Courtois, 37.

5. L. Schmidt, 9.

6. По этим вопросам высказываются L. Schmidt, Schwarz и Courtois (см. карту S: 30).

7. S. 66; a также Jahn, 980ff.

8. L. Schmidt, 3f.

9. Schwarz, 66ff.

10. Schwarz, 66.

11. Schwarz, 66.

12. Поднимаемые здесь проблемы, разумеется, достаточно сложны. См., например, G. van der Leeuv, Phänomenologie der Religion, 1956.

13. Miltner, 300.

14. Schwarz, 68.{188}

15. Jahn, 1011ff.

16. Jahn, 1000f.

17. Jahn, 999.

18. L. Schmidt, 13ff.; Schwarz, 69; Miltner, 303ff.; Courtois, 38ff.

19. L. Schmidt, 13f.

20. Об этих и обсуждающихся далее вопросах см. L. Schmidt, 17ff.; Miltner, 305ff.; Courtois, 38ff.

21. L. Schmidt, 15f.

22. К этим произведениям относится и знаменитое 228-е письмо Августина (от 429 г.).

23. L. Schmidt, 22; Courtois, 52ff.

 

Примечания к главе III

1. Courtois, 236ff.

2. Courtois, 27.

3. Cp. L. Schmidt, который (28) рассматривает Гейзериха как командующего флотом Гундериха.

4. Diesner, Der Untergang..., 168.

5. Об этом размышляют в своем 228-м письме Августин и Поссидий в «Житии Августина» (28 и 30).

 

Примечания к главе IV

1. Diesner, Der Untergang..., passim.

2. Frend, passim.

3. Frend, passim. Diesner, Kirche und Staat..., Nr. 4, 5, 8 и 9.

4. Stein, 355.

5. См. прежде всего чрезмерно критичную книгу Тенгстрема, в которой он пытается поставить под вопрос даже вполне надежные результаты исследований.

6. Codex Theodosianus VII, 19, 1.

7. van der Meer, 59f.

8. Frend, Гл. 17 (и 18).{189}

9. Stein, 402; в целом эту тему интересно трактует также книга Г. П. Конса.

10. Diesner, Studien zur Gesellschaftslehre..., passim.

11. Frend, passim.

12. В этом отношении мы несколько модифицируем положения, приведенные в «Studien zur Gesellschaftslehre und sozialen Haltung Augustins».

13. Stein, 504ff.; Diesner, Der Untergang..., 149.

14. H. Damenbauer, Die Entstehung Europas, Von der Spätantike zum Mittelalter, Stuttgart 1959–1962, 1 Т., Гл. 5 и 6.

15. См. интересную африканскую надгробную надпись в Corpus Inscriptionum Latinarum, VIII, 11824.

16. Leschi, 246ff. (об альбоме из Тамугади).

17. Possidius, Vita Augustini, 28; Victor Vitensis, Historia persecutionis Africanae provinciae, I, 3.

18. J. Sundwall, Weströmische Studien, Berlin 1915, Гл. 5.

19. О Бонифации см. список источников и литературы в Diesner, Kirche und Staat..., Nr. 8.

20. См. мои возражения против Ф. Г. Майера в «Kirche und Staat..», Nr. 8.

 

Примечания к главе V

1. Prosper Tiro, Epitome 1348 к 442 году.

2. В своем труде «De gubernatione Dei», VII, 11f.

3. E. Bayer, Wörterbuch zur Geschichte, Stuttgart 1960, 305.

4. См. предложенное Фишером различение аскетического и апологетического рассмотрения феномена Переселения народов.

5. Об этом Diesner, «Kirche und Staat...», Nr. 11.

6. Salvian, «De gubernatione Dei», VII, 16f.

7. Iordanes, Getica 169.

8. Vita Augustini, 28(ff.).

9. Cp. L. Schmidt, 30; Courtois, 157.

10. Об этом и дальнейшем см.: L. Schmidt, 30ff.; Miltner, 312f.; Courtois, 158ff.{190}

11. Victor Vitensis, Historia persecutionis Africanae provinciae, I, 3.

12. Речь идет о проповедях 344 и 345; см. об этом Diesner, Kirche und Staat..., Nr. 9.

13. Courcelle, 108.

14. Courtois, Append. II, 70.

15. Migne, Patrologia Latina, Bd. 53, 845; cp. Diesner, Der Untergang..., 183.

16. О договоре 435 г. и о передаче Хунериха в качестве заложника см. также: L. Schmidt, 64f.; Miltner, 316; Courtois, 169f.; 173f.

17. L. Schmidt, 65(f.).

18. Stein, 481.

19. Stein, 482.

20. Об этом и далее: Stein, 482; L. Schmidt, 67ff.; Courtois, 171ff.

21. O мире 442 г.: Stein, 484; L. Schmidt, 71ff.; Miltner, 320; Courtois, 171ff.

22. Cp. Vita Fulgentii Ферранда, Гл. 1.

23. Vita Fulgentii, Гл. 1 и 16.

24. О заговоре знати и связанных с этим проблемах: L. Schmidt, 74; Courtois, 236(ff.).

25. L. Schmidt, 150ff.; Courtois, 234ff.; 248ff.

26. H.-J. Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).

27. Об этих проблемах см. также главу 7 настоящей работы.

28. См. ниже, а также главы 7 и 8.

29. L. Schmidt, 76.

30. L. Schmidt, 76; Courtois, Append. III, 15 и 17.

31. Victor Vitensis, Historia persecutionis Africanae provinciae, I, 24.

32. Об этом и следующем: Stein, 540ff.; L. Schmidt, 76ff.; Miltner, 321ff.; Diesner, Der Untergang..., 60ff.; 188ff.

33. Об этом и дальнейшем: L. Schmidt, 84ff.; Miltner, 324ff.{191}

34. К тактике «выжженной земли» см. уже образ действий скифов против царя Дария (Геродот, История, Книга IV).

35. Miltner, 326.

36. Это подчеркивает готский историк Иордан (Гетика, 244).

37. О походе к вандалам Льва I см.: L. Schmidt, 89ff.; Miltner, 332.

38. L. Schmidt, 99.

39. O мире 474 г.: L. Schmidt, 92f.; Miltner, 332.

40. Courtois, 190ff.

41. Apollinaris Sidonius, Carmina V, 328; 339ff.

42. Об этом см. важную монографию Энслина.

43. См. также ниже главу 7.

44. См. также ниже главу 7.

45. Готье, passim; очень позитивно оценивает первого вандальского короля Северной Африки и Miltner, 334f.., в то время как L. Schmidt и Courtois придерживаются гораздо более осторожных позиций.

46. Об этих проблемах см. также главы 7, 8 и 9 этой книги.

47. О личности и правлении Хунериха: L. Schmidt, 99ff.; Courtois, особенно 395f.; Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wssowa, Suppl.-Bd. 10).

48. См. ниже S. 96.

49. См., например, Victor Vitensis, Historia persecutionis Africanae provinciae, II, 14.

50. Конечно, это достаточно спорный вопрос, см. Courtois, 238ff.

51. Из слов Виктора из Виты, Hist. pers. Afr. prov., II, 8ff., остается неясным, были ли те, кто посещал ортодоксальные богослужения в варварской одежде, вандалами или римлянами; так как служилая знать состояла из вандалов и римлян, я склонен полагать, что имелись в виду обе категории.{192}

52. Victor Vitensis, Hist. pers. Afr. prov., II, 41f.

53. О религиозной дискуссии 484 г. и о королевских декретах и их воздействии: L. Schmidt, 102ff.; Courtois, 296ff.; Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).

54. Victor Vitensis, Hist. pers. Afr. prov., III, 55ff.

55. О личности и правлении Гунтамунда: L. Schmidt, 108ff.; Courtois, особенно 400; Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl. Bd. 10).

56. Persecutor (= Avellana Collectio 95, 63, в: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, Bd. 35).

57. L. Schmidt, 110.

58. Введением в эту проблематику служит комментированное издание «Табличек Альбертини» (см. указатель литературы).

59. О берберских государствах: Courtois, особенно 325–339.

60. По этому вопросу см. главу 7.

61. О личности и правлении Тразамунда: L. Schmidt, 111f.; Courtois, особенно 401; Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).

62. Об Амалафриде: Courtois, 401.

63. Corpus Inscriptionum Latinarum, Bd. 10, Nr. 7232 (= Courtois, Append. II, 138).

64. Ensslin, Art. Thrasamund (Pauly-Wissowa, Bd. 6 A 1, 555).

65. W. Wroth, Catalogue of the coins of the Vandals, Ostrogoths and Lombards and of the empires of Thessalonica, Nicaea and Trebizond in the British Museum, London 1911, 10f.

66. Прокопий Кесарийский, Война с вандалами, I, 8, 15ff.

67. О деятельности этих епископов, в особенности Фульгенция, см. Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).

68. О культурных и церковных вопросах см. также ниже главу 7.{193}

69. О личности и правлении Хильдериха: L. Schmidt, 117ff.; Courtois, особенно 397f.; 397f.; Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).

70. Courtois, 304(ff).

71. О соборе 525 г. и связанных с ним вопросах: Courtois, 305ff.

72. Предложенную Куртуа датировку времени жизни Фульгенция как 462–527 гг. (стр. 300, прим. 3) я собираюсь подтвердить в другой работе.

73. L. Schmidt, 118f.

74. Прокопий Кесарийский, Война с вандалами, I, 9; Corippus, Iohannis, III, 198 no 261.

75. О личности и правлении Гелимера: L. Schmidt, 121ff.; Courtois, особенно 402; Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).

76. Art. Prokopios von Kaisareia (Pauly-Wissowa, Bd. 23, 1, 409).

77. О ходе войны: W. Schubart, 97ff.; см. далее прим. 75 и 76.

78. Courtois, 348; 354.

79. Courtois, 269ff.

 

Примечания к главе VI

1. О мозаике и золотом медальоне: W. Schubart, 101.

2. О преобразованиях в Северной Африке: Ch.-A. Julien, Histoire de l’Aftique du Nord (Tunisie, Algérie, Maroc), I, 260ff.

3. О преобразовании церкви: Julien, I, 269ff.

4. О деятельности Соломона и его преемников: Julien, I, 267ff.; L. Schmidt, 144ff.

5. Война с вандалами, II, 14, 8ff.

 

Примечания к главе VII

1. К этому абзацу: L. Schmidt, 154ff.; Courtois, 2. Teil, Kap. 2; Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).{194}

2. L. Schmidt, 156; 162.

3. L. Schmidt, 156f.; Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).

4. Cp. L. Wickelt, Art. Princeps (Pauly-Wissowa, Bd. 22, 1998 по 2296).

5. Прокопий Кесарийский, Война с вандалами, II, 9 10ff.

6. L. Schmidt, 68. Многочисленные надписи служат свидетельствами того, что в центральных областях Северной Африки датировка велась по королям (см. Courtois, Append. II, 54; 96; 98; 103; 104; 106), в Мавретании, напротив, по летоисчислению провинции.

7. L. Schmidt, 162.

8. О Салической и Рипуарской правдах, а также о законах вестготов, бургундов, лангобардов и т. д. см. Н. Conrad, Deutsche Rechtsgeschichte, Karlsruhe 1954, passim; см. также главу 1, прим. 6.

9. См. выше стр. 46.

10. См. прежде всего Courtois, Append. III.

11. О Гоамере Courtois, Append. III, Nr. 23.

12. О Гибамунде Courtois, Append. III, Nr. 51.

13. См. список в Courtois, 255, прим. 12.

14. Житие Фульгенция, 20; см. L. Schmidt, 155.

15. Victor Vitensis, Hist. pers. Afr. prov., III, 27; о дальнейшем см. также L. Schmidt, 152ff.; Courtois, passim; Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).

16. L. Schmidt, 175.

17. Victor Vitensis, Hist. pers. Afr. prov., I, 19; Incerti auctoris passio septem monachorum, 8.

18. См. выше стр. 61f.; см. L. Schmidt, 164ff.

19. Victor Vitensis, Hist. pers. Afr. prov., II, 28.

20. L. Schmidt, 152 (оригинал в Британском музее).

21. Об этом см. также выше 73Г.

22. Gautier, 245ff.

23. L. Schmidt, 167.

24. Courtois, Append. II, Nr. 167; подробная служебная инструкция для соответствующих остготских частей содержится в Cassiodor, Variae VII, 7.{195}

25. Возможно, в распоряжении вандалов там находились также материалы (например, карты) ставки бывшего римского командующего, comes Africae.

26. Об управлении – при несколько иной рубрикации – прежде всего L. Schmidt, 164ff. (военное управление), 169ff. (представительская власть, право, суд), 172ff. (законодательство), 173ff. (королевский двор и королевские служащие), 179ff. (управление финансами).

27. Victor Vitensis, Hist. pers. Afr. prov. III, 11; 13.

28. См., например, Victor Vitensis, Hist. pers. Afr. prov. III, passim; Incerti auctoris passio septem monachorum, 8; 12; Прокопий Кесарийский, Война с вандалами, I, 8, 10.

29. L. Schmidt, 172.

30. L. Schmidt, 181; о монетном деле см. прежде всего уже упоминавшуюся работу Рота.

31. Vita Fulgentii, 1f.; 14. Cp. Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).

32. Прокопий Кесарийский, Война с вандалами, II, 8, 25; об этом же L. Schmidt, 180.

33. Эта сторона вопроса, по моему мнению, недостаточно принимается во внимание Л. Шмидтом и Куртуа, подробно рассматривающими общество и экономику, в том числе и служилую знать.

34. L. Schmidt, 181f.

35. 3-я часть, глава 1, разделы 2 и 3.

36. См., например, Victor Vitensis, Hist. pers. Afr. prov., I, 48; III, 27.

37. Vita Fulgentii, 1.

38. См. также главы 4 и 5 этой работы.

39. Об отдельных сферах экономик прежде всего см. Courtois, 310ff.

40. См, например, Vita Fulgentii, 10; 16; (19; 24).

41. L. Schmidt, 183f.; Courtois, 320ff.{196}

42. Victor Vitensis, Hist. pers. Afr. prov., I, 48.

43. О проблеме разведения верблюдов и о дромадерах, использовавшихся в военных целях, см. особенно Р. Altheim, Niedergang der Alten Welt, Frankfurt/Main 1952, Bd. 1, 157ff.

44. L. Schmidt, 185.

45. Victor Vitensis, Hist. pers. Afr. prov., III, 29f.; 42ff.

46. O. Brunner, Feudalismus. Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte. Abh. d. Geistes- und Sozialwiss. Kl. d. Ak. d. Wiss. und der Lit. in Mainz. Jg. 1958, Nr. 10, 624.

47. См. последнюю главу Vita Fulgentii; также в J. D. Mansi, Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, Paris 1901ff., Bd. VIII, 635ff.

48. Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).

49. M. Jahn, 1000ff.; 1020ff.; L. Schmidt, 194f.

50. M. Schanz, G. Krüger, C. Hosius, Geschichte der römischen Literatur bis zum Gesetzgebungswerk des Kaisers Justinian, München 1920, 71ff.; L. Schmidt, 191.

51. Schanz-Krüger-Hosius, 58ff.; L. Schmidt, 190f. et passim.

52. Об ортодоксальных писателях: L. Schmidt, 191ff.; Diesner, Art. Vandalen (2) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10).

53. L. Schmidt, 193.

54. Courtois, Victor de Vita et son oeuvre, 87.

55. Подробно в G.-G. Lapeyre, Saint Fulgence de Ruspe, un dveque camolique africain sous la domination vandale, Paris 1929.

 

Примечания к главе VIII

1. Courtois, карты № 14 и 18.

2. Vita Fulgentii, 5ff.

3. Об этом прежде всего Courtois, 325ff.; Diesner, Der Untergang..., 57ff.

4. См. выше S. 79 и Courtois, 338.{197}

5. Courtois, 348.

6. Война с вандалами, I, 8, 15ff.

7. Vita Fulgentii, 7.{198}

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

{199}

{200}

БИБЛИОГРАФИЯ

Albertini, E., Marçais, G., Yver, G., L’Afrique du Nord française dans l’histoire, Paris 1937.

Altaner, B., Patrologie, Freiburg/Br. 1960.

Audollent, A., Carthage romaine, Paris 1901.

Baradez, J., Fossatum Africae. Recherches aériennes sur l’organisation des confins sahariens à l’epoque romaine, Paris 1949.

Bates, O., The Eastern Libyans, London 1914.

Berthiers, A., L’Algérie et son passé, Paris 1951.

Brisson, J.-P., Autonomisme et Christianisme dans l’Afrique romaine de Septime Sévère à l’invasion vandale, Paris 1958.

Büttner, Th., Die Circumcellionen – eine sozial-religiöse Bewegung. (Th. Büttner – E. Werner, Circumcellion und Adamiten. Zwei Formen mittelalterlicher Haeresie, Berlin 1959 S. 1–72).

Burian, J., Die einheimische Bevölkerung Nofdafiikas von den punischen Kriegen bis zum Ausgang des Prinzipats (F. Altheim –{201} R. Stiehl, Die Araber in der Alten Welt, 1. Band, Berlin 1963 S. 420 549).

Cagnat, R., L’armee romaine d’Afrique et l’occupation militaire de l’Afrique sous les empereurs, Paris 1913.

Camps-Fabrer, H., L’olivier et l’huile dans l’Afrique romaine, Alger 1953.

Carcopino, J., Le Maroc antique, Libraire Gallimard 1943.

Courcelle, P., Histoire littéraire des grandes invasions germaniques, Paris 1948; 1943.

Courtois, Chr., Victor de Vita et son oeuvre, Alger 1954.

Courtois, Chr., Les Vandales et l’Afrique, Paris [1955].

Dannenbauer, H., Die Entstehung Europas. Von der Spätantike zum Mittelalter, 2 Bde., Stuttgart [1959–1962].

Diesner, H.-J., Studien zur Gesellschaftslehre und sozialen Haltung Augustins, Halle (S.) 1954.

Diesner, H.-J., Possidius und Augustinus (Studia Patristica, 6, S. 350 bis 365).

Diesner, H.-J., Der Untergang der römischen Herrschaft in Nordafrika, Weimar 1964.

Diesner, H.-J., Art. Vandalen (Schlussteil) (Pauly-Wissowa, Suppl.-Bd. 10, 957–992).

Diesner, H.-J., Kirche und Staat im spätrömischen Reich, Aufsätze zur Spätantike und zur Alten Kirche, Berlin 1963; 1964.

Diesner, H.-J., Gildos Herrschaft und die Niederlage bei Theueste (Tebessa) (Klio, 40, 1962 S. 178–186).

Die Völker Afrikas, ihre Vergangenheit und Gegenwart, 2 Bde., red. v. D. A. Olderogge u. I. I. Potechin, dtsch. Übers., Berlin 1961.

Diligenskij, G. G., Severnaja Afrika v IV–V vekach, Moskva 1961.

Ensslin, W., Theoderich der Grosse, München [1947; 1959].

Fiebiger, O., Schmidt, L., Inschriftensammlung zur Geschichte der Ostgermanen (Denkschriften der Kaiserl. Akademie der Wissenschaften in Wien, phil.-hist. Klasse, 60, 1917, Abh. 3).

Fischer, J., Die Völkerwanderung im Urteil der zeitgenössischen kirchl. Schriftsteller Galliens unter Einbeziehung des hl. Augustinus, Heidelberg [1948] (Theol. Diss. Würzburg 1943).{202}

Frend, W. H. C., The Donatist Church, a Movement of Protest in Roman North Africa, Oxford 1952.

Gautier, E. F., Le passé de l’Afrique du Nord, les siècles obscurs, Paris 1937.

Gautier, E. F., Geiserich, deutsche Übers, v. J. Lechler, Frankfurt/M. 1934.

Geffcken, J., Der Ausgang des griechisch-römischen Heidentums, Heidelberg 1929.

Gsell, St., Atlas archéologique de l’Algérie, Alger 1911.

Hartke, W, Römische Kinderkaiser, Berlin 1951.

Jahn, M., Die Wandalen (в Vorgeschichte der deutschen Stämme, hrsg. v. H. Reinerth, Bd. III, 943–1032).

Julien, Ch.-A., Histoire de l’Afrique du Nord, Tunisie, Algérie, Maroc, I, des origines à la conquête arabe (647 ap. J.-C.), Paris 1956; II, de la conquête arabe à 1830, Paris 1956.

Kaser, M., Das römische Privatrecht, 2 Bde., München 1955–1959.

Kohns, H. P., Versorgungskrisen und Hungerrevolten im spätantiken Rom, Bonn 1961.

Lapeyre, G., Pellegrin, A., Carthage latine et chrétienne, Paris 1950.

Lepper, J. L. M. de, De rebus gestis Bonifatii comitis Africae et magistri militum, Tilburg-Breda 1941.

Leschi, L., Études d’épigraphie, d’archéologie et d’histoire africaines, Paris [1957].

Lietzmann, H., Geschichte der Alten Kirche, Leipzig-Berlin 1937/44.

Löwith, K., Weltgeschichte und Heilsgeschehen, Stuttgart [1953].

Maier, F. G., Augustin und das antike Rom, Stuttgart-Köln [1955].

Marec, E., Hippone la Royale, antique Hippo Regius, Alger [1954].

Marrou, H. L., Saint Augustin et la fin de la cultur antique, Paris [1958].{203}

Mazzarino, S., Aspetti sociali del quarto secolo, Roma 1951.

Meer, F. van der, Augustinus der Seelsorger, deutsche Übers, von N. Greitemann, Köln 1953.

Mesnage, J., L’Afrique chrétienne. Évêchés et ruines antiques, Paris 1912.

Messmer, H., Hispania-Idee und Gotenmythos, Zürich 1960.

Miltner, F., Art. Vandalen (Pauly-Wissowa, Bd. 8 A 1, 298 335).

Monceaux, P., Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’ à l’invasion arabe, 3.–7. Bd., Paris 1905–1923.

Ostrogorsky, G., Geschichte des Byzantinischen Staates, München 1952 (Handbuch der Altertumswissenschaft, fortgef. von W. Otto, XII 1,2).

Pellegrin, A., Histoire de la Tunisie depuis les origines jusqu’ à nos jours, Tunis 1944.

Picard, G. Gh., Les religions de l’Afrique antique, Paris 1954.

Picard, G. Ch., La civilisation de l’Afrique romaine, Paris [1959].

Romanelli, P., Storia delle province romaine dell’Africa, Roma 1959.

Rubin, B., Prokopios von Kaisareia, Stuttgart [1954] (=Pauly-Wissowa, Bd. 23, 1).

Schmidt, K. D., Die Bekehrung der Ostgermanen zum Christentum, I. Bd., Göttingen 1939.

Schmidt, L., Geschichte der Wandalen, München 1942.

Schneider, G., Geistesgeschichte des antiken Christentums, 2 Bde., München 1954.

Schubart, W., Justinian und Theodora, München [1943].

Schwarz, E., Germanische Stammeskunde, Heidelberg 1956.

Seeck, O., Geschichte des Untergangs der antiken Welt, 6 Bde., Berlin 1895 ff.

Seeck, O., Regesten der Kaiser und Päpste für die Jahre 311–476 n. Chr., Stuttgart 1919.

Seyfarth, W, Soziale Fragen der spätrömischen Kaiserzeit im Spiegel des Theodosianus, Berlin 1963.{204}

Stajerman, E. M., Die Krise der Sklavenhalterordnung im Westen des römischen Reiches, übers. und hrsgb. v. W. Seyfarth, Berlin 1964.

Stein, E., Geschichte des spätrömischen Reiches, I. Bd., Wien 1928.

Stroheker, K. F., Germanentum und Spätantike, Zürich-Stuttgart 1965.

Tablettes Albertini, Actes privés de l’époque vandale, ed. par Chr. Courtois, L. Leschi, Ch. Perrat et Ch. Saumagne, Paris [1952].

Tengström, E., Donatisten und Katholiken, Soziale, wirtschaftliche und politische Aspekte einer nordafrikanischen Kirchenspaltung, Göteborg 1964.

Teutsch, L., Das Städtewesen in Nordafrika in der Zeit von C. Gracchus bis zum Tode des Kaisers Augustus, Berlin 1962.

Warmington, B. H., The North African Provinces from Diocletian to the Vandal Conquest, Cambridge 1954.

Warmington, B. H., Carthage, London 1960.

Westermann, W. L., The Slave Systems of Greek and Roman Antiquity, Philadelphia 1955.

Zumkeller, A., Das Mönchtum des hl. Augustinus, Würzburg 1950.{205}

Вандалы

100 г. до н. э. Вандалы в Силезии

Со II в. н. э. Вандалы в Восточной Венгрии и Словакии

278 Император Проб побеждает силингов

ок. 335 Вандалы в Восточной Венгрии

IV в. Вандальские «княжеские дворы» в Силезии

406/7 Вандалы вместе с аланами перешли верховье Рейна

411 Вандалы, аланы и свевы заключают в Испании договор

с Западной Римской империей, став ее федератами

418 После поражения в борьбе с вестготами аланы

и вандалы заключают союз

428–477 Король Гейзерих

429 Переправа в Северную Африку

435 Заключение договора с Западной Римской империей

19.10.439 Гейзерих завоевывает Карфаген

442 Независимость королевства вандалов в Африке

455 Гейзерих завоевывает Рим. Присоединение к королевству

вандалов Балеарских островов, Корсики,

Сардинии и Сицилии

468 Уничтожение византийской морской экспедиции при

Карфагене

474 Признание Вандальского государства со стороны

Зинона

477 Смерть Гейзериха

477–484 Король Хунерих

484–496 Король Гунтамунд

491 Потеря Сицилии, включение ее в состав Остготского

королевства

496 Король Тразамунд

500 Заключение брака между Тразамундом и сестрой

Теодориха Амалафридой

523–530 Король Хильдерих

528–529 Победа берберов над войсками Хильдериха приводит

к перевороту под руководством Гелимера

530–533/534 Поход Велизария уничтожает королевство вандалов

с 534 Византия переустраивает Северную Африку

546 Конец вандальского сопротивления

647 Вторжение арабов в Тунис со стороны Египта{206}

 

 

Германцы

с I в. н. э. Готы в устье Вислы (затем между Дунаем и Доном)

378 Битва при Адрианополе

410 Завоевание Рима вестготами (Аларих)

с 418 Возникновение королевства вестготов с центром

в Тулузе

439 Независимость Вестготского королевства

451 Победа над гуннами на Каталаунских полях (Аэций)

453 Смерть Аттилы. Распад империи гуннов

486–511 Хлодвиг основывает короле







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.