Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Ранние цивилизации Ближнего Востока





 

Вопросы для обсуждения

1. Ранние цивилизации Древнего Востока: общая характеристика.

2. Возникновение цивилизации в Египте.

3. Возникновение цивилизации в Месопотамии.

4. Сравнение цивилизаций Египта и Месопотамии с первобытностью.

5. Цивилизации Египта и Месопотамии: общее и особенное.

 

Основная литература

1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с.

2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.

 

Дополнительная литература

1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 759 с.

2. Кузык Б.Н. Цивилизации: история, диалог, будущее. — Т. 1. Теория и история цивилизаций: монография / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 386 с.

3. Культурология: учебное пособие для студентов всех специальностей МГУП. Ч. 1 / под ред. С.М. Прокопьева. — М.: МГУП, 2010. — С. 160–197.

 

Программное обеспечение и интернет-ресурсы

1. Цивилизации: становление и развитие: электронный учебно-методический комплекс для студентов высших учебных заведений. — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2011. — Электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. HISTORIE: История цивилизаций: сайт. — URL: http://www.historie.ru/

 

Литература для факультативного изучения

1. Васильев Л.С. История Востока: учебник. В 2 т. — Т. 1. — М.: Высш. шк., 2001.

2. Вуд А. В поисках первых цивилизаций. ― М.: Столица-Принт, 2007.

3. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1. — М.: Добросвет, 2000.

4. Деопик Д.В. История Древнего Востока: учеб. пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.

5. Дмитриева Н. Краткая история искусств. — М.: АСТ-Пресс; Галарт, 2008.

6. История Древнего Востока: учебник / под ред. В.И. Кузищина. — М.: Высш. шк., 2005.

7. Капустин М.П. История мировой культуры: Древность: учеб. пособие. — М.: Флинта, 2000.

8. Керам К.В. Боги, гробницы, ученые. — М.: Астрель; Мир энциклопедий, 2009.

9. Моисеева Л.А. История цивилизаций. — Ростов н/Д: Феникс, 2000.

10. Раннее государство, его альтернативы и аналоги / под ред. Л.Е. Гринина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, Н.Н. Крадина. — Волгоград: Учитель, 2006.

 

Методические указания

Начните с подробного рассмотрения природно-географических условий Древнего Египта: долина Нила и специфика ирригационной экономики в Северной Африке. Затем остановитесь на процессе зарождения цивилизации на территории Древнего Египта, назвав и проанализировав основные факторы и причины. Укажите этнолингвистические характеристики населения Египта и прилегающих к нему областей. Раскройте основные научные проблемы в периодизации истории Древнего Египта. В чем, на ваш взгляд, заключается феномен египетского государства? Рассмотрите соотношение и взаимодействие власти центральной и власти местной. Что такое храмовые хозяйства? В чем заключалась их роль? Приведите характеристику основных этапов древнеегипетской политической истории. Укажите основные события и лиц древнеегипетской внутренней и внешней политики.

В чем, на ваш взгляд, состоит специфика древнеегипетской культуры? Разберите мифологические представления египтян и дайте характеристику египетскому мировоззрению. В качестве примера приведите основные литературно-мифологические сюжеты и укажите на парадоксальность в их осмыслении. Отдельно раскройте сущность древнеегипетской религии, ее связь с мифологией и ее роль в жизни людей. Охарактеризуйте статус науки в Египте и роль научных знаний в жизни человека. Опишите быт и нравы древних египтян: дом, семья, повседневность. Остановитесь на проблеме соотношения новаций и традиций в египетской цивилизации. Какова судьба достижений древнеегипетской цивилизации?

Раскройте условия, факторы и предпосылки зарождения цивилизации на территории Южной Месопотамии. Важное место отведите вопросу о шумерах: их происхождении и этнолингвистических характеристиках. В чем заключалась в Месопотамии роль ирригационной системы в становлении экономики нового типа? Дайте обзор взаимоотношений цивилизационной зоны и окружающего племенного мира. В чем заключается роль кочевников? Остановитесь на обзоре экономических и военно-политических контактов жителей Двуречья с окружающим миром.

Разберите особенности социально-политической истории Древней Месопотамии. Проведите типологическую характеристику городам-государствам и территориальным царствам Двуречья. Проследите поэтапно логику историко-политического развития региона: Шумер, Аккад, Шумеро-Аккадское царство, Вавилон, Ассирия, Персидская империя. Приведите основные события и лиц политической истории: реформы, войны, дипломатические акты, правители.

Проанализируйте развитие культуры народов Месопотамии. Остановитесь на шумерской культуре как ядре культуры Месопотамии. Укажите особенности различных отраслей и феноменов месопотамской культуры: язык, письменность, литература, школы, религия и особенности культа. В чем заключается специфика материальной культуры и искусства? Расскажите о зарождении и развитии права. Уделите особое внимание законам Хаммурапи. Раскройте проблему трансформации культуры Месопотамии в имперский период.

 

 

Тема 3. Античная цивилизация: Греция и Рим

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие об Античности. Античная цивилизация: общая характеристика

2. Этапы становления и развития древнегреческой цивилизации.

3. Полисная система ценностей — основа древнегреческой цивилизации.

4. Эпоха эллинизма как «симбиоз» греческих и восточных традиций.

5. Римская цивилизация: зарождение, развитие, упадок.

 

Основная литература

1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с.

2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.

 

Дополнительная литература

1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015. — С. 57–96.

2. Кузык Б.Н. Цивилизации: история, диалог, будущее. — Т. 1. Теория и история цивилизаций: монография / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 386 с.

3. Культурология: учебное пособие для студентов всех специальностей МГУП. Ч. 1 / под ред. С.М. Прокопьева. — М.: МГУП, 2010. — С. 198–245.

 

Программное обеспечение и интернет-ресурсы

1. Цивилизации: становление и развитие: электронный учебно-методический комплекс для студентов высших учебных заведений. — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2011. — Электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. HISTORIE: История цивилизаций: сайт. — URL: http://www.historie.ru/

 

Литература для факультативного изучения

1. Боннар А. Греческая цивилизация. В 2 т. — Ростов н/Д: Феникс, 1994.

2. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

3. История Древнего Рима: учебник / под ред. В.И. Кузищина. — М.: Высш. шк., 2005.

4. Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. Т. 1. — М.: Изд-во ГЛК, 2001.

5. История Древней Греции: учебник / под ред. В.И. Кузищина. — М.: Высш. шк., 2005.

6. Кнабе Г.С. Древо познания и древо жизни. ― М.: Изд-во РГГУ, 2006. — С. 379–580.

7. Немировский А.И. Нить Ариадны: В лабиринтах археологии. — М.: Вече, 2007.

8. Осокин Ю.В. Античный тип культуры // Его же. Современная культурология в энциклопедических статьях. — М.: КомКнига, 2007. — С. 25–42.

9. Суриков И.Е., Ленская В.С., Соломатина Е.И. и др. История и культура Древней Греции: энциклопедический словарь / под общ. ред. И.Е. Сурикова. — М.: Языки славянских культур, 2009.

 

Методические указания

Начните с разбора слова «античность» как термина и понятия. В чем состоит условность в понимании категории «античность»? Опишите античный мир, его пространственные и временные рубежи, а также природно-географические и этнолингвистические составляющие античного Средиземноморья. Раскройте вопрос о периодизации античной истории. Порассуждайте о проблемах в осмыслении сущности античной цивилизации. Постарайтесь представить цивилизацию Древней Греции как составляющую античного мира, описав этапы ее становления и развития.

Что такое цивилизация острова Крит, и в чем заключается ее роль в историко-культурном развитии древнего Средиземноморья? Остановитесь на Минойской цивилизации Крита и проблеме усвоения ее достижений античной Грецией. Опишите картину развития цивилизации на Пелопоннесе (Микены и Элладская культура). Расскажите о дорийском вторжении и гибели Микенской цивилизации. Что такое «темные века»? Можно ли считать их периодом цивилизационного разрыва в истории Балкан и всего Эгейского мира?

Опишите цивилизацию Древней Греции в период архаики и классики. Введите понятие об античном полисе как средоточии древнегреческой системы ценностей. Раскройте специфику религиозной, политической, экономической и социальной жизни древнегреческих полисов. Сравните демократические Афины и олигархическую Спарту как варианты полисного развития. Назовите важнейшие альтернативы Афинам и Спарте. Опишите и проанализируйте систему рабства в Древней Греции.

Расскажите об обострении межполисных противоречий в Древней Греции и кризисе античного полиса. Проследите за важнейшими событиями V–IV вв. до н.э.: Пелопоннесская война, установление македонской гегемонии, восточные походы Александра Македонского и создание «мировой» державы, распад державы Александра и образование системы эллинистических монархий. Рассмотрите понятие об эллинистической цивилизации. Постарайтесь осмыслить эллинизм как «симбиоз» элементов эллинской культуры и восточных культур. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика культуры в эллинистическую эпоху? Опишите завоевание эллинистических царств Римом и дальнейшую судьбу эллинского наследия.

Рассмотрите древнеримскую цивилизацию, дав ей определение и общую характеристику. Опишите становление «римского мира», постарайтесь решить проблему его истоков и внешнего влияния. Дайте периодизацию римской истории. Расскажите о «царском периоде» и роли этрусков в процессе становления римской цивилизации. Введите понятие о римской гражданской общине как о первооснове римской государственности. Необходимо привести характеристику римской социальной структуры (патриции, плебеи, союзники, рабы). Раскройте особенности политического, социального, экономического и культурного развития Рима в период Республики. В чем состояла эволюция римской гражданской общины? Разберите античное классическое рабство в Древнем Риме. Проанализируйте внешнюю политику Рима, римские войны, «греческий фактор» в развитии цивилизации Древнего Рима. В чем причины социально-экономического кризиса римской республики, гражданских войн в Риме и падения республиканского строя?

Как произошло установление военной диктатуры Октавиана Августа? Опишите принципат как общественно-политическое и культурное явление. Охарактеризуйте развитие Рима в эпоху Империи. В чем состояли принципиальные изменения в политической системе, внутренней и внешней политике, экономической жизни социальном строе? Что представляла собой римская средиземноморская держава в эпоху Траяна? Расскажите о варварской угрозе и кризисе III в. Покажите, как в правление Диоклетиана происходило возрождение империи. Опишите реформы Диоклетиана и Константина I. Дайте оценку системе домината и религиозной политике римских императоров IV в. Опишите феномен римского права. Почему произошло усиление варварского натиска и падение Рима? Назовите причины и факторы, приведшие «римский мир» к гибели. Раскройте проблему единства и обособленности цивилизаций Древнего Рима и Древней Греции, дав им сравнительную характеристику.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.