|
Тема 2. Ранние цивилизации Ближнего Востока
Вопросы для обсуждения 1. Ранние цивилизации Древнего Востока: общая характеристика. 2. Возникновение цивилизации в Египте. 3. Возникновение цивилизации в Месопотамии. 4. Сравнение цивилизаций Египта и Месопотамии с первобытностью. 5. Цивилизации Египта и Месопотамии: общее и особенное.
Основная литература 1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с. 2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.
Дополнительная литература 1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 759 с. 2. Кузык Б.Н. Цивилизации: история, диалог, будущее. — Т. 1. Теория и история цивилизаций: монография / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 386 с. 3. Культурология: учебное пособие для студентов всех специальностей МГУП. Ч. 1 / под ред. С.М. Прокопьева. — М.: МГУП, 2010. — С. 160–197.
Программное обеспечение и интернет-ресурсы 1. Цивилизации: становление и развитие: электронный учебно-методический комплекс для студентов высших учебных заведений. — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2011. — Электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. HISTORIE: История цивилизаций: сайт. — URL: http://www.historie.ru/
Литература для факультативного изучения 1. Васильев Л.С. История Востока: учебник. В 2 т. — Т. 1. — М.: Высш. шк., 2001. 2. Вуд А. В поисках первых цивилизаций. ― М.: Столица-Принт, 2007. 3. Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. Ч. 1. — М.: Добросвет, 2000. 4. Деопик Д.В. История Древнего Востока: учеб. пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. 5. Дмитриева Н. Краткая история искусств. — М.: АСТ-Пресс; Галарт, 2008. 6. История Древнего Востока: учебник / под ред. В.И. Кузищина. — М.: Высш. шк., 2005. 7. Капустин М.П. История мировой культуры: Древность: учеб. пособие. — М.: Флинта, 2000. 8. Керам К.В. Боги, гробницы, ученые. — М.: Астрель; Мир энциклопедий, 2009. 9. Моисеева Л.А. История цивилизаций. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. 10. Раннее государство, его альтернативы и аналоги / под ред. Л.Е. Гринина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, Н.Н. Крадина. — Волгоград: Учитель, 2006.
Методические указания Начните с подробного рассмотрения природно-географических условий Древнего Египта: долина Нила и специфика ирригационной экономики в Северной Африке. Затем остановитесь на процессе зарождения цивилизации на территории Древнего Египта, назвав и проанализировав основные факторы и причины. Укажите этнолингвистические характеристики населения Египта и прилегающих к нему областей. Раскройте основные научные проблемы в периодизации истории Древнего Египта. В чем, на ваш взгляд, заключается феномен египетского государства? Рассмотрите соотношение и взаимодействие власти центральной и власти местной. Что такое храмовые хозяйства? В чем заключалась их роль? Приведите характеристику основных этапов древнеегипетской политической истории. Укажите основные события и лиц древнеегипетской внутренней и внешней политики. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика древнеегипетской культуры? Разберите мифологические представления египтян и дайте характеристику египетскому мировоззрению. В качестве примера приведите основные литературно-мифологические сюжеты и укажите на парадоксальность в их осмыслении. Отдельно раскройте сущность древнеегипетской религии, ее связь с мифологией и ее роль в жизни людей. Охарактеризуйте статус науки в Египте и роль научных знаний в жизни человека. Опишите быт и нравы древних египтян: дом, семья, повседневность. Остановитесь на проблеме соотношения новаций и традиций в египетской цивилизации. Какова судьба достижений древнеегипетской цивилизации? Раскройте условия, факторы и предпосылки зарождения цивилизации на территории Южной Месопотамии. Важное место отведите вопросу о шумерах: их происхождении и этнолингвистических характеристиках. В чем заключалась в Месопотамии роль ирригационной системы в становлении экономики нового типа? Дайте обзор взаимоотношений цивилизационной зоны и окружающего племенного мира. В чем заключается роль кочевников? Остановитесь на обзоре экономических и военно-политических контактов жителей Двуречья с окружающим миром. Разберите особенности социально-политической истории Древней Месопотамии. Проведите типологическую характеристику городам-государствам и территориальным царствам Двуречья. Проследите поэтапно логику историко-политического развития региона: Шумер, Аккад, Шумеро-Аккадское царство, Вавилон, Ассирия, Персидская империя. Приведите основные события и лиц политической истории: реформы, войны, дипломатические акты, правители. Проанализируйте развитие культуры народов Месопотамии. Остановитесь на шумерской культуре как ядре культуры Месопотамии. Укажите особенности различных отраслей и феноменов месопотамской культуры: язык, письменность, литература, школы, религия и особенности культа. В чем заключается специфика материальной культуры и искусства? Расскажите о зарождении и развитии права. Уделите особое внимание законам Хаммурапи. Раскройте проблему трансформации культуры Месопотамии в имперский период.
Тема 3. Античная цивилизация: Греция и Рим
Вопросы для обсуждения 1. Понятие об Античности. Античная цивилизация: общая характеристика 2. Этапы становления и развития древнегреческой цивилизации. 3. Полисная система ценностей — основа древнегреческой цивилизации. 4. Эпоха эллинизма как «симбиоз» греческих и восточных традиций. 5. Римская цивилизация: зарождение, развитие, упадок.
Основная литература 1. Новиков С.В. Всеобщая история: Цивилизация. Современные концепции. Факты, события: учеб. пособие / С.В. Новиков, А.С. Маныкин, О.В. Дмитриева. — М.: АСТ: Слово: Полиграфиздат, 2010. — 640 с. 2. Панова И.А. Цивилизации: Исторические судьбы: учеб. пособие для всех спец. / И.А. Панова, А.А. Столяров. — М.: Изд-во МГУП, 2001. — 294 с.
Дополнительная литература 1. Культурология: История мировой культуры: учебник / под ред. А.Н. Марковой. — М.: Юнити-Дана, 2015. — С. 57–96. 2. Кузык Б.Н. Цивилизации: история, диалог, будущее. — Т. 1. Теория и история цивилизаций: монография / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. — М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 386 с. 3. Культурология: учебное пособие для студентов всех специальностей МГУП. Ч. 1 / под ред. С.М. Прокопьева. — М.: МГУП, 2010. — С. 198–245.
Программное обеспечение и интернет-ресурсы 1. Цивилизации: становление и развитие: электронный учебно-методический комплекс для студентов высших учебных заведений. — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2011. — Электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. HISTORIE: История цивилизаций: сайт. — URL: http://www.historie.ru/
Литература для факультативного изучения 1. Боннар А. Греческая цивилизация. В 2 т. — Ростов н/Д: Феникс, 1994. 2. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. 3. История Древнего Рима: учебник / под ред. В.И. Кузищина. — М.: Высш. шк., 2005. 4. Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. Т. 1. — М.: Изд-во ГЛК, 2001. 5. История Древней Греции: учебник / под ред. В.И. Кузищина. — М.: Высш. шк., 2005. 6. Кнабе Г.С. Древо познания и древо жизни. ― М.: Изд-во РГГУ, 2006. — С. 379–580. 7. Немировский А.И. Нить Ариадны: В лабиринтах археологии. — М.: Вече, 2007. 8. Осокин Ю.В. Античный тип культуры // Его же. Современная культурология в энциклопедических статьях. — М.: КомКнига, 2007. — С. 25–42. 9. Суриков И.Е., Ленская В.С., Соломатина Е.И. и др. История и культура Древней Греции: энциклопедический словарь / под общ. ред. И.Е. Сурикова. — М.: Языки славянских культур, 2009.
Методические указания Начните с разбора слова «античность» как термина и понятия. В чем состоит условность в понимании категории «античность»? Опишите античный мир, его пространственные и временные рубежи, а также природно-географические и этнолингвистические составляющие античного Средиземноморья. Раскройте вопрос о периодизации античной истории. Порассуждайте о проблемах в осмыслении сущности античной цивилизации. Постарайтесь представить цивилизацию Древней Греции как составляющую античного мира, описав этапы ее становления и развития. Что такое цивилизация острова Крит, и в чем заключается ее роль в историко-культурном развитии древнего Средиземноморья? Остановитесь на Минойской цивилизации Крита и проблеме усвоения ее достижений античной Грецией. Опишите картину развития цивилизации на Пелопоннесе (Микены и Элладская культура). Расскажите о дорийском вторжении и гибели Микенской цивилизации. Что такое «темные века»? Можно ли считать их периодом цивилизационного разрыва в истории Балкан и всего Эгейского мира? Опишите цивилизацию Древней Греции в период архаики и классики. Введите понятие об античном полисе как средоточии древнегреческой системы ценностей. Раскройте специфику религиозной, политической, экономической и социальной жизни древнегреческих полисов. Сравните демократические Афины и олигархическую Спарту как варианты полисного развития. Назовите важнейшие альтернативы Афинам и Спарте. Опишите и проанализируйте систему рабства в Древней Греции. Расскажите об обострении межполисных противоречий в Древней Греции и кризисе античного полиса. Проследите за важнейшими событиями V–IV вв. до н.э.: Пелопоннесская война, установление македонской гегемонии, восточные походы Александра Македонского и создание «мировой» державы, распад державы Александра и образование системы эллинистических монархий. Рассмотрите понятие об эллинистической цивилизации. Постарайтесь осмыслить эллинизм как «симбиоз» элементов эллинской культуры и восточных культур. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика культуры в эллинистическую эпоху? Опишите завоевание эллинистических царств Римом и дальнейшую судьбу эллинского наследия. Рассмотрите древнеримскую цивилизацию, дав ей определение и общую характеристику. Опишите становление «римского мира», постарайтесь решить проблему его истоков и внешнего влияния. Дайте периодизацию римской истории. Расскажите о «царском периоде» и роли этрусков в процессе становления римской цивилизации. Введите понятие о римской гражданской общине как о первооснове римской государственности. Необходимо привести характеристику римской социальной структуры (патриции, плебеи, союзники, рабы). Раскройте особенности политического, социального, экономического и культурного развития Рима в период Республики. В чем состояла эволюция римской гражданской общины? Разберите античное классическое рабство в Древнем Риме. Проанализируйте внешнюю политику Рима, римские войны, «греческий фактор» в развитии цивилизации Древнего Рима. В чем причины социально-экономического кризиса римской республики, гражданских войн в Риме и падения республиканского строя? Как произошло установление военной диктатуры Октавиана Августа? Опишите принципат как общественно-политическое и культурное явление. Охарактеризуйте развитие Рима в эпоху Империи. В чем состояли принципиальные изменения в политической системе, внутренней и внешней политике, экономической жизни социальном строе? Что представляла собой римская средиземноморская держава в эпоху Траяна? Расскажите о варварской угрозе и кризисе III в. Покажите, как в правление Диоклетиана происходило возрождение империи. Опишите реформы Диоклетиана и Константина I. Дайте оценку системе домината и религиозной политике римских императоров IV в. Опишите феномен римского права. Почему произошло усиление варварского натиска и падение Рима? Назовите причины и факторы, приведшие «римский мир» к гибели. Раскройте проблему единства и обособленности цивилизаций Древнего Рима и Древней Греции, дав им сравнительную характеристику.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|