Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие профессии юриста и юридического образования в Средние века (Европа)





Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться

Византия.

Византийское право включало в себя не только Римское, но и Греческое право. По сути объединяло их в себе. Именно древневизантийские юристы стали специалистами по закону. То есть они не знали самого права, не изучали его. Они знали и изучали только материальные законы и применяли их на практике.

Право Византийской империи первым в истории права признало равенство граждан перед законом. Они четко определяли, что равенство не зависит от происхождения и вероисповедания. Здесь рабы впервые получили правовую защиту от государства. Их наделяли частной собственностью и были строгие наказания за причинение им увечий и иное издевательство.

Объединяя в себе и римское и греческое право появилось множество разновидностей договоров, таких как аренды, залога и многое другое. Здесь уже на профессиональном уровне приходилось давать разъяснения по применению законов и объяснять их последствия. И делалось это не бесплатно.

Судебные процессы в Византии были открыты для всех желающих и строились на таких принципах, как и в современном процессе – это

состязательность и равенство. Впервые стали образовывается консультации юристов.

Появились нотариусы и адвокаты.

Уголовное право также получило свое развитие в этой системе и было более гуманным, нежели в древнем Риме. Смертную казнь заменяли телесными наказаниями, хоть и не очень гуманными, как например отрезание носа или других конечностей, но это выглядит более человечным, чем смертная казнь. Применяли наказания, связанные с лишением жизни лишь за тяжкие преступления. К стати, к тяжким преступлениям относилось не только убийство, но и гомосексуализм. Современной Европе и Америке такого рода наказания как раз не хватает.

Стали определять и брачные отношения между мужчиной и женщиною. Супруги наделялись равными правами, как и в современном праве.

Появились бракоразводные процессы. А так как такого рода процессы сводились к разделу имущества, то граждане прибегали к помощи юристов.

С развитием и появлением таких отраслей права, как крестьянское, земельное, морское и многое другое, профессия юриста только набирала

земельное, морское и многое другое, профессия юриста только набирала

свою популярность. Уже простой оратор, без знания соответствующих норм и правил закона, не мог защитить или научить выступлению в суде. Это требовало профессионального подхода, поэтому такого рода профессии стали обучать.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву – шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было.

Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право.

В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития.

Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции, Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права.

Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному.

Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики.

Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Развитие юриспруденции в средневековой Англии

Особенностью юриспруденции средневековой Англии стало появление многочисленных brevia (writs), содержащие

появление многочисленных brevia (writs), содержащие

индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами.

Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов.

Рядом со сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records), комментарии к ним, судебные руководства (reports), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение.

В XII и XIII веках среди таких сборников наиболее известен «Трактат о законах и обычаях королевства Англии» (Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae) Глэнвилла — первый трактат по общему праву), а также «De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque» (англ. On the Laws and Customs of England) Генриха Брэктона — наиболее значительное из средневековых юридических сочинений Англии, представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую характерной для английской юриспруденции логикой и практическим смыслом.

В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана.

Значительное отличие английской местной юридической традиции от

континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо – саксонской и романно – германской правовых семей.

Развитие юриспруденции в средневековой Франции

Французская юриспруденция до XV века направляет своё внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume — обычай) но преимущественно с изучением римского права.

Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов.

На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).

Развитие юриспруденции в средневековой Германии Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала

в развитии от английской и французской.

Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским

университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским

римским.

Средневековая Европа активно воспринимала (рецептировала) римское право в полном объеме его содержания: как юридические нормы, так и правовые ценности или принципы.

Решающую роль в корреляции юридических норм к реалиям европейского Средневековья сыграли:

глоссаторы – профессора римского права в Болонском университете и их

ученики, занимавшиеся изучением этого права в течение XII и XIII вв. и

названные так по преобладающей форме своих трудов – глоссе;

консилиаторы (от лат. consilium – совет) советники и консультанты,

входящие в плеяду так называемых «поздних глоссаторов», основными направлениями творческой деятельности которых стали: составление юридических экспертиз, заключений и т. д. по актуальнейшим политическим, дипломатическим, административным и частноправовым вопросам.

Именно университеты стали центрами по первоначальному внедрению сетевых образов римского права на новые территориальные и временные площадки.

Достаточно красноречиво и доходчиво учебный процесс в данных университетах описал Гарольд Дж. Берман.

Программа обучения в школе права XII в. состояла, прежде всего в чтении текста Дигест.

Учитель читал вслух и правил язык рукописного текста, а студенты следили за ним по своим (обычно взятым в аренду) рукописным же копиям и делали необходимые поправки.

К этому занятию и применялся термин «лекция», означавший «чтение».

Некоторые студенты, у которых не было денег на покупку или аренду текста Дигест, заучивали его наизусть. Так как текст был очень труден, его приходилось объяснять.

Таким образом, после чтения текста учитель глоссировал его, т.е. растолковывал его слово за словом, строчка за строчкой (по-гречески glossa обозначает «язык» и «необычное слово»).

Студенты записывали диктуемые учителем глоссы между строчками текста, более длинные заходили на поля.

Скоро письменные глоссы приобрели почти такой же авторитет, как и сам глоссированный текст.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.