Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕКЦИЯ 1. Предмет и метод статистики





ЛЕКЦИЯ 1. Предмет и метод статистики

План лекции

1. Понятие статистики.

2. Краткий исторический обзор развития статистики.

3. Предмет и метод статистики.

 

1. Понятие статистики

 

Статистика – одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе учёта хозяйственной деятельности.

Первые учётные операции проводились еще в глубокой древности. Возникновение государства оказало значительное влияние на развитие статистики, для государственного управления необходимы данные о количестве жителей, земли, ее качестве, распределении по владельцам, численности мужчин, способных носить оружие, потребности налогообложения и т. д. стимулировали развитие статистики. Имеются свидетельства о переписи населения, проведенной царем Давидом (конец XI — 950 г. до н. э.). Такие же работы проводились и в Древнем Вавилоне. По мере развития производительных сил в обществе возрастал интерес к различного рода знаниям, расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений, учетные операции усложнялись. Постепенно накапливался опыт, появлялись рекомендации о том, каким образом организовать отдельные учетные операции и обработать собранные сведения, чтобы обобщить их и выявить различные закономерности.

Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная впоследствии «статистикой». Возникновение статистики связано с потребностями общества в различного рода информации, необходимой для управления государством, изучения отдельных явлений и процессов, происходящих в различных областях жизни.

Есть основания полагать, что термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) и status (положение вещей, политическое состояние). До середины XVIII в. под статистикой подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях. И именно в таком понимании с 1666 г. в университетах Германии стал преподаваться курс «Государствоведение».

Термин «статистика» ввел в научный обиход немецкий ученый Готфрид Ахенваль, представитель описательной школы государствоведения. В 1746 г. он предложил заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.

1. Статистикой часто называют совокупность сведений (фактов) о разных явлениях в той или иной стране или регионах, например:

· сведения о численности и составе населения, о рождаемости, смертности, миграции и прочем (статистика населения);

· сведения о доходах и расходах населения, о среднемесячной номинальной заработной плате, о размерах пенсий, потреблении различных продуктов питания на душу населения, величине прожиточного минимума и прочем (статистика уровня жизни);

· сведения о числе промышленных предприятий, их отраслевой структуре и распределении по формам собственности, об объеме производимой продукции и прибыли, о численности занятых и прочем (статистика промышленности) и т.д.

Такие сведения обычно публикуются в специальных изданиях, справочниках. Статистика как совокупность сведений о той или иной стране наиболее близка к понятию «государствоведение». Вместе с тем современная статистика существенно отличается от «государствоведения» прошлых лет не только большей полнотой и разносторонностью содержащихся в ней сведений и данных и них, так и характером последних.

К статистике относят сведения и соответствующие данные, имеющие качественное и количественное выражения.

Отметим еще одну особенность сведений, составляющих статистику в рассматриваемом значении.

Все статистические данные относятся не к единичному (индивидуальному) явлению, а к совокупности, состоящей из множества элементов. Другими словами, статистику интересуют только такие сведения об индивидуальных явлениях, совокупность которых позволяет получить сводные данные. Например, регистрируя каждый случай рождения или смерти в целом по стране или каким-либо регионам, можно получить сводные данные по стране (или регионам) о числе родившихся и умерших, об уровне рождаемости и смертности.

2. Под статистикой понимают также процесс получения сведений с последующей их обработкой. В этом смысле статистика – практическая деятельность людей, направленная на сбор, обработку и анализ массовых данных, относящихся к тем или иным сферам общественной жизни.

Сбор сведений в целях обобщения можно вести в разных масштабах. Например, врач может вести статистику своих пациентов, чтобы обобщить опыт лечения; учитель может вести статистику своих учеников (их успеваемости), чтобы определить, какова результативность того или иного метода обучения, и т.д. Однако сбор сведений или статистической информации, касающейся всего государства или отдельных его регионов, возлагается на специальные органы – органы государственной статистики и органы ведомственной статистики, которые в совокупности можно назвать статистической службой.

В России формирование органов специальной государственной статистической службы относится к началу XIX в. (в 1811 г. создано статистическое отделение при Министерстве полиции), но окончательно сложившейся систему государственной статистики можно считать со второй половины XIX в., когда в 1858 г. был образован Центральный статистический комитет (ЦСК) при МВД. В последующие годы, и особенно в советский период, название и подчинение центрального статистического органа страны неоднократно менялось: с 1918 г. – ЦСУ (Центральное статистическое управление), с 1931 г. – ЦУНХУ (Центральное управление народнохозяйственного учета) при Госплане СССР, с 1940 г. – снова ЦСУ, но при Госплане СССР, с 1950 г. – ЦСУ при Совете Министров, с 1987 г. – Госкомстат СССР, после распада СССР – Госкомстат РФ.

С мая 2004 г. главным центральным органом государственной статистики в России является Федеральная служба государственной статистики (ФСГС). На нее, как и ранее на Госкомстат России, возлагается руководство всей статистической деятельностью в стране, осуществление сбора, обработки и анализа данных о развитии национальной экономики, представление Президенту, Правительству, Федеральному собранию и другим федеральным органам власти официальной статистической информации о социально-экономическом состоянии страны.

ФСГС России должна обеспечивать единство методологии учета и статистики в стране, разрабатывать формы отчетности, проводить (с помощью местных органов государственной статистики) переписи населения, осуществлять единовременный учет различных объектов исследования, публиковать статистические данные о социально-экономическом развитии страны и ее регионов.

Наряду с государственной существуют ведомственная и территориальная статистики, которые ведут все министерства и ведомства на основе информации, поступающей к ним от подведомственных предприятий и организаций, а также соответствующие территориальные органы статистики. Такая информация, ее обработка и анализ необходимы министерствам, ведомствам и территориальным (региональным) органам управления прежде всего для оперативного руководства и управления деятельностью соответствующих подведомственных производственных и других единиц, а также для ее планирования.

3. Под термином «статистика» понимают также некий параметр ряда случайных величин (х 1, х2, …, хn), получаемый по определенному алгоритму из результатов индивидуальных наблюдений. Таким параметром – статистикой – являются средняя арифметическая значений х 1, х2, …, хn, мода, среднее квадратическое отклонение и др. К числу статистик в этом смысле относятся разнообразные статистические критерии (критические статистики), которые применяют при проверке различных статистических гипотез (предположительных утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.

Термин «статистика» как параметр, как статистический критерий употребляется преимущественно в математической статистике. Некоторые из таких статистик (χ2, t и др.) рассмотрены в соответствующих главах данного учебника.

4. Наконец, под статистикой в широком смысле понимают науку, изучающую с количественной стороны массовые явления и их закономерности.

Статистика как наука содержит теоретические положения о методах изучения массовых явлений.

2. Краткий исторический обзор развития статистики

 

Статистика как наука возникла в XVII в. почти одновременно в Германии и Англии. Ее зарождение произошло в недрах развившейся и расширившейся практики учетно-статистических работ. Несомненно, что говорить об оформлении статистики как науки стало возможным только тогда, когда появились первые научные труды, посвященные изучению массовых явлений, государства, общества, когда в вузах было введено преподавание статистики как учебной дисциплины.

 

Развитие статистики как науки шло по двум направлениям.

 

Первое направление возникло в Германии и известно как государствоведение, или описательная школа.

Представители этой школы основной своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, вероисповедания, ведения хозяйства, торговли, благосостояния государства и граждан и т.п. – без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями.

Основателем описательной школы был немецкий ученый Герман Конринг (1606 – 1681). Он же ввел и преподавание «Государствоведения» как учебной научной дисциплины в университетах Германии (1666 г.).

Много сделал для развития описательной школы и идей Конринга его последователь Готфрид Ахенваль (1719 – 1772), который, как уже указывалось, ввел термин «статистика», а также ученик последнего Август Людвиг Шлецер (1735–1809).

В России отсутствовало четкое деление статистических «школ», но характер научных работ и практической деятельности отдельных представителей статистики позволяет отнести их к сторонникам выделенных направлений статистики.

К.И. Арсеньев и К.Ф. Герман считаются представителями описательного направления, но их работы содержат элементы анализа, группировки, динамические сопоставления, что свойственно второму направлению в развитии статистики – политической арифметике.

 

Под влиянием идей (и практики) Кетле в XIX в. возникло и успешно развивалось третье направление статистической науки математико-статистическое.

Развитие этого направления связано с именами таких ученых, как англичане Фрэнсис Гальтон (1822–1911), Фрэнсис Эджворт (1845-1926), Карл Пирсон (1857-1936), Одни Дж. Юл (1871-1951), Артур Боули (1869-1957), Вильям Госсет (1876-1937), Рональд Фишер (1890–1968), Морис Дж. Кендэл (р. 1907), немец Вильгельм Лексис (1837–1914), итальянец Коррадо Джини (1884–1965) и многие другие.

Деятельность большинства из них протекала уже в первой половине XX в., для которого в целом характерно бурное развитие науки разных отраслей.

Работы перечисленных выше ученых обогатили статистическую науку такими новыми методами исследования, как: корреляционно-регрессионный анализ, дисперсионный анализ, анализ временных рядов, построение и анализ теоретических моделей распределения единиц совокупности по тем или иным признакам, оценивание гипотез и др.

 

Математико-статистическое направление статистической науки развивалось не только на Западе, но и в России.

Вторая половина XIX – начало XX в. были для России периодом бурного развития статистической науки и практики. И большая заслуга в этом принадлежит представителям так называемой академической статистики, к числу которых относили профессоров университетов, преподававших математику и статистику, авторов учебников по статистике и других научных трудов, посвященных различным проблемам статистической науки.

Это прежде всего представители математической школы Петербургского университета: Пафнутий Львович Чебышев (1821 – 1894), сформулировавший закон больших чисел; Андрей Андреевич Марков (1856-1922) – создатель математической теории, способной описать сложные явления (так называемой схемы цепей Маркова), а также Александр Михайлович Ляпунов (1857–1918), обобщивший идеи Чебышёва и Маркова и заложивший теоретические основы в практику выборочного наблюдения в статистике.

К академической школе относится Юрий Эдуардович Янсон (1835–1893), автор учебника «Теория статистики», придававший большое значение вопросам организации наблюдения и группировкам, а также выявлению причинно-следственных связей, но отрицавший роль закона больших чисел в изучении явлений общественной жизни.

К академической школе относится и Александр Иванович Чупров (1842–1908), читавший лекции по статистике в Московском университете, а также его сын Александр Александрович Чупров (1874–1926), профессор Петербургского политехнического института, заведующий кафедрой статистики, член-корреспондент Российской Академии наук. А.А. Чупров оставил глубокий след в развитии так называемой стохастической (вероятностной) статистики. Его заслуги в развитии статистики были признаны не только в России, но и за ее пределами. В 1924 г. он был избран почетным членом Лондонского королевского статистического общества.

Единомышленником А.А. Чупрова в вопросах стохастической статистики был профессор Московского университета Николай Алексеевич Каблуков (1849–1919), автор учебника «Курс статистики», принимавший активное участие в деятельности земской статистики.

В числе представителей академической статистики и профессор Петербургского университета Александра Аркадьевича Кауфмана (1864–1919), автор весьма популярного в свое время учебника «Теория и методы статистики» (1916 г.) переиздававшегося и в советский период. Для А.А. Кауфмана характерно скептическое отношение ко многим разработкам стохастической статистики, в частности к теории корреляции. Саму статистику он рассматривал как методологическую науку.

Надо сказать, что представители академической статистики не были единомышленниками по всем вопросам статистики. У них были расхождения во взглядах, например, на предмет статистики, на использование тех или иных методов в изучении общественных явлений, на роль закона больших чисел и теории вероятно­стей в статистике. Но все они были преданы статистике, содействовали развитию статистической практики в России, создавали фундаментальные научные труды и учебники по статистике, по которым обучались студенты вузов разных специальностей, что обеспечивало подготовку статистически грамотных специалистов в разных областях.

Многие идеи представителей академической статистики получили дальнейшее развитие в трудах их учеников и последователей и были предметом спора, обсуждения и обобщения на протяжении всего XX в., в частности и в советский период.

 

 

3. Предмет и метод статистики.

Предмет статистики

Изучение любой науки начинается с определения её предмета.

Статистика – наука методологическая. С её помощью изучается не какое-то одно конкретное явление либо выделенная группа явлений, скажем, экономика легкой промышленности, внешняя торговля либо выделенные группы торговых операций. Статистика нужна для изучения любых явлений, которые могут быть формально охарактеризованы статистической совокупностью.

Метод статистики

Характер и специфика предмета статистики обусловливают специфику её метода.

Статистический метод включает сбор данных (статистическое наблюдение), их обобщение, представление, анализ и интерпретацию.

Источником статистических данных могут быть публикации (статистические сборники, статьи и т. д.), а можно собрать новую информацию по каждой единице совокупности (фирме, человеку, товару). Получение исходных данных является одной из наиболее трудных и важных задач, которые встают перед статистикой. Главное – использовать те данные, которым можно доверять.

Статистическая отчетность

Отчетность предусмотренная действующим законодательством форма организации статистического наблюдения за деятельностью предприятий и организаций, при котором органы государственной статистики получают информацию в виде установленных отчетных документов – форм статистической отчетности. Отчетность устанавливается для юридических лиц. Для нее характерна обязательность, т. е. представление по установленной программе на специальных формах или бланках в определенные сроки. Каждый отчет содержит определенные реквизиты – номер или индекс формы, название отчета, указание отчетного периода или даты, на которую составляется отчет, название предприятия, организации, административно-территориальной единицы, где расположено предприятие, срок представления отчета, подписи ответственных лиц и др. Предприятия и организации несут ответственность за достоверность данных отчетности. Органам государственной статистики РФ дано право применять к руководителям и другим должностным лицам предприятий всех форм собственности административные взыскания и налагать штрафы за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности.

Формы государственной статистической отчетности разрабатываются и утверждаются Федеральной службой государственной статистики РФ. Отдельные виды отчетности, характеризующие финансовые результаты деятельности субъектов рынка, утверждаются совместно с Министерством финансов РФ. Список форм отчетности определяется в соответствии с ежегодно утверждаемой Государственной программой статистических работ. Кроме того, государственное статистическое наблюдение отражают ведомственную специфику деятельности отдельных отраслей. Сбор и обработку информации по данным формам статистической отчетности осуществляют министерства и ведомства в соответствии с предметом их ведения, предоставляя в Федеральную службу государственной статистики РФ лишь сводные итоги.

В условиях планово-административной экономики статистическая отчетность была основным источником информации о деятельности предприятий и организаций и являлась обязательной для всех предприятий. В основу построения форм отчетности закладывалась отраслевая специфика. Развитие рыночных отношений в России обусловило необходимость реформирования всей государственной статистики и прежде всего форм организации статистического наблюдения. Наиболее существенными итогами реформирования являются широкое внедрение в практику государственной статистики несплошных наблюдений (цензовый принцип организации учета) и переход от отраслевого принципа сбора информации к статистике предприятий. Переход к статистике предприятий стал возможен благодаря внедрению Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и разработке так называемых унифицированных форм статистической отчетности. В практику государственной статистики унифицированные формы статистической отчетности были введены с 1998 г. В этих формах отчетности нет отраслевой специфики, они содержат сведения, которые собираются по всем предприятиям (организациям) независимо от форм собственности и видов деятельности.

Регулярно осуществляется пересмотр действующих форм статистической отчетности в соответствии с процессом перехода практики учета и статистики на международные стандарты и изменяющимися потребностями пользователей статистической информации. Основными принципами реформирования статистической отчетности являются унификация и упрощение форм и состава их показателей, устранение дублирования информации, снижение нагрузки на отчитывающие организации и бюджет.

Наряду с отчетностью все большее распространение получают специально организованные статистические наблюдения.

 

Литература

 

1. Методологические положения по статистике. Вып.3/ Госкомстат России. – М., 2000.

2. Статистика: учебник/ И.И. Елисеева, А.В. Изотов, Е.Б. Капралова [и др.]; под ред. И. И. Елисеевой. – М.: КНОРУС, 2006.

3. Теория статистики: Учебник/Под ред. Г.Л. Громыко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010.


[1] Методологические положения по статистике. Вып.3/Госкомстат России. – М., 2000. С.8.

[2] Методологические положения по статистике. Вып.3/Госкомстат России. – М., 2000. С.8.

[3] wwwgks.ru

[4] Статистический словарь/Гл. ред. Ю.А. Юрков. – М.: Финстатинформ, 1996. – С. 236-237.

ЛЕКЦИЯ 1. Предмет и метод статистики

План лекции

1. Понятие статистики.

2. Краткий исторический обзор развития статистики.

3. Предмет и метод статистики.

 

1. Понятие статистики

 

Статистика – одна из древнейших отраслей знаний, возникшая на базе учёта хозяйственной деятельности.

Первые учётные операции проводились еще в глубокой древности. Возникновение государства оказало значительное влияние на развитие статистики, для государственного управления необходимы данные о количестве жителей, земли, ее качестве, распределении по владельцам, численности мужчин, способных носить оружие, потребности налогообложения и т. д. стимулировали развитие статистики. Имеются свидетельства о переписи населения, проведенной царем Давидом (конец XI — 950 г. до н. э.). Такие же работы проводились и в Древнем Вавилоне. По мере развития производительных сил в обществе возрастал интерес к различного рода знаниям, расширялся круг учитываемых явлений и собираемых о них сведений, учетные операции усложнялись. Постепенно накапливался опыт, появлялись рекомендации о том, каким образом организовать отдельные учетные операции и обработать собранные сведения, чтобы обобщить их и выявить различные закономерности.

Так постепенно сформировалась отрасль знаний, названная впоследствии «статистикой». Возникновение статистики связано с потребностями общества в различного рода информации, необходимой для управления государством, изучения отдельных явлений и процессов, происходящих в различных областях жизни.

Есть основания полагать, что термин «статистика» произошел от латинских слов stato (государство) и status (положение вещей, политическое состояние). До середины XVIII в. под статистикой подразумевалась совокупность сведений о государстве, о его достопримечательностях. И именно в таком понимании с 1666 г. в университетах Германии стал преподаваться курс «Государствоведение».

Термин «статистика» ввел в научный обиход немецкий ученый Готфрид Ахенваль, представитель описательной школы государствоведения. В 1746 г. он предложил заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в нескольких значениях.

1. Статистикой часто называют совокупность сведений (фактов) о разных явлениях в той или иной стране или регионах, например:

· сведения о численности и составе населения, о рождаемости, смертности, миграции и прочем (статистика населения);

· сведения о доходах и расходах населения, о среднемесячной номинальной заработной плате, о размерах пенсий, потреблении различных продуктов питания на душу населения, величине прожиточного минимума и прочем (статистика уровня жизни);

· сведения о числе промышленных предприятий, их отраслевой структуре и распределении по формам собственности, об объеме производимой продукции и прибыли, о численности занятых и прочем (статистика промышленности) и т.д.

Такие сведения обычно публикуются в специальных изданиях, справочниках. Статистика как совокупность сведений о той или иной стране наиболее близка к понятию «государствоведение». Вместе с тем современная статистика существенно отличается от «государствоведения» прошлых лет не только большей полнотой и разносторонностью содержащихся в ней сведений и данных и них, так и характером последних.

К статистике относят сведения и соответствующие данные, имеющие качественное и количественное выражения.

Отметим еще одну особенность сведений, составляющих статистику в рассматриваемом значении.

Все статистические данные относятся не к единичному (индивидуальному) явлению, а к совокупности, состоящей из множества элементов. Другими словами, статистику интересуют только такие сведения об индивидуальных явлениях, совокупность которых позволяет получить сводные данные. Например, регистрируя каждый случай рождения или смерти в целом по стране или каким-либо регионам, можно получить сводные данные по стране (или регионам) о числе родившихся и умерших, об уровне рождаемости и смертности.

2. Под статистикой понимают также процесс получения сведений с последующей их обработкой. В этом смысле статистика – практическая деятельность людей, направленная на сбор, обработку и анализ массовых данных, относящихся к тем или иным сферам общественной жизни.

Сбор сведений в целях обобщения можно вести в разных масштабах. Например, врач может вести статистику своих пациентов, чтобы обобщить опыт лечения; учитель может вести статистику своих учеников (их успеваемости), чтобы определить, какова результативность того или иного метода обучения, и т.д. Однако сбор сведений или статистической информации, касающейся всего государства или отдельных его регионов, возлагается на специальные органы – органы государственной статистики и органы ведомственной статистики, которые в совокупности можно назвать статистической службой.

В России формирование органов специальной государственной статистической службы относится к началу XIX в. (в 1811 г. создано статистическое отделение при Министерстве полиции), но окончательно сложившейся систему государственной статистики можно считать со второй половины XIX в., когда в 1858 г. был образован Центральный статистический комитет (ЦСК) при МВД. В последующие годы, и особенно в советский период, название и подчинение центрального статистического органа страны неоднократно менялось: с 1918 г. – ЦСУ (Центральное статистическое управление), с 1931 г. – ЦУНХУ (Центральное управление народнохозяйственного учета) при Госплане СССР, с 1940 г. – снова ЦСУ, но при Госплане СССР, с 1950 г. – ЦСУ при Совете Министров, с 1987 г. – Госкомстат СССР, после распада СССР – Госкомстат РФ.

С мая 2004 г. главным центральным органом государственной статистики в России является Федеральная служба государственной статистики (ФСГС). На нее, как и ранее на Госкомстат России, возлагается руководство всей статистической деятельностью в стране, осуществление сбора, обработки и анализа данных о развитии национальной экономики, представление Президенту, Правительству, Федеральному собранию и другим федеральным органам власти официальной статистической информации о социально-экономическом состоянии страны.

ФСГС России должна обеспечивать единство методологии учета и статистики в стране, разрабатывать формы отчетности, проводить (с помощью местных органов государственной статистики) переписи населения, осуществлять единовременный учет различных объектов исследования, публиковать статистические данные о социально-экономическом развитии страны и ее регионов.

Наряду с государственной существуют ведомственная и территориальная статистики, которые ведут все министерства и ведомства на основе информации, поступающей к ним от подведомственных предприятий и организаций, а также соответствующие территориальные органы статистики. Такая информация, ее обработка и анализ необходимы министерствам, ведомствам и территориальным (региональным) органам управления прежде всего для оперативного руководства и управления деятельностью соответствующих подведомственных производственных и других единиц, а также для ее планирования.

3. Под термином «статистика» понимают также некий параметр ряда случайных величин (х 1, х2, …, хn), получаемый по определенному алгоритму из результатов индивидуальных наблюдений. Таким параметром – статистикой – являются средняя арифметическая значений х 1, х2, …, хn, мода, среднее квадратическое отклонение и др. К числу статистик в этом смысле относятся разнообразные статистические критерии (критические статистики), которые применяют при проверке различных статистических гипотез (предположительных утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.

Термин «статистика» как параметр, как статистический критерий употребляется преимущественно в математической статистике. Некоторые из таких статистик (χ2, t и др.) рассмотрены в соответствующих главах данного учебника.

4. Наконец, под статистикой в широком смысле понимают науку, изучающую с количественной стороны массовые явления и их закономерности.

Статистика как наука содержит теоретические положения о методах изучения массовых явлений.

2. Краткий исторический обзор развития статистики

 

Статистика как наука возникла в XVII в. почти одновременно в Германии и Англии. Ее зарождение произошло в недрах развившейся и расширившейся практики учетно-статистических работ. Несомненно, что говорить об оформлении статистики как науки стало возможным только тогда, когда появились первые научные труды, посвященные изучению массовых явлений, государства, общества, когда в вузах было введено преподавание статистики как учебной дисциплины.

 

Развитие статистики как науки шло по двум направлениям.

 

Первое направление возникло в Германии и известно как государствоведение, или описательная школа.

Представители этой школы основной своей задачей считали описание достопримечательностей государства: территории, населения, климата, политического устройства, вероисповедания, ведения хозяйства, торговли, благосостояния государства и граждан и т.п. – без анализа закономерностей и взаимосвязей между явлениями.

Основателем описательной школы был немецкий ученый Герман Конринг (1606 – 1681). Он же ввел и преподавание «Государствоведения» как учебной научной дисциплины в университетах Германии (1666 г.).

Много сделал для развития описательной школы и идей Конринга его последователь Готфрид Ахенваль (1719 – 1772), который, как уже указывалось, ввел термин «статистика», а также ученик последнего Август Людвиг Шлецер (1735–1809).

В России отсутствовало четкое деление статистических «школ», но характер научных работ и практической деятельности отдельных представителей статистики позволяет отнести их к сторонникам выделенных направлений статистики.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.