|
Вопрос 26: Понятие управления знаниями (Knowledge management)
Знание - доказанное истинное убеждение. (Платон) Знание - неуменьшающееся благо: неделимо как законченный предмет и уникально как произведение искусства. (Макаров). Важный фактор выживания – эффективное использование знаний и способность их воплощения в новые товары и услуги. Привлекло внимание из-за: 1. В условиях стремительных глобальных изменений, снижение привязанности к заданной структуре организации управление знаниями обеспечивает адаптацию и сохранение компетенций. 2. Постоянно растущие объем и разнородность необходимой для управления информации, которую трудно освоить. Предпосылки: 1980-е: доминирование подхода основанного на теории стратегического позиционирования. (внимание на организационных отличиях лучших компаний). Конец 1980-х: распространение идеи о том, что фактор конкуренции это внутренние ресурсы и способности организации, явные и неявные. Разработка ресурсной теории (концентрация на исследовании чел ресурсов, интел капитала и знаний). Поздние концепции: всеобщего управления качеством, обучающая стратегия. Появилась теория управления знаниями, как следствие организационных различий в структуре ведущих компаний мирового бизнеса. Для нее характерны: междисциплинарность и стремительный рост. В Рф на начальной стадии, в западных странах сформировалась в начале 90-х. В условиях постоянного увеличения стоимости продуктов и услуг удельный вес «незримой собственности» (знания, немат активы) отсутствие эффективного КМ ведет к неэффективному управлению и бессистемности. В ближайшее время КМ станет «пропуском в лидеры», технологией меин стрим. Основная функция КМ состоит не в снижении затрат, а в существенном усилении конкурентного преимущества для внедривших его компаний и всей экономики. История развития: 1. Начальная базовая концепция – финансово-ориентированный менеджмент. (существовал при рынке производителя) 2. Рынок покупателя -> маркетинг-менеджмент. 3. Менеджмент качества (в основе качество) Финансовые показатели следствие успешной деятельности компании на рынке; рыночный успех – следствие качества организации бизнес-процессов; менеджмент качества- развитие корпоративных знаний и мотивации персонала. КМ – это область, находящаяся на пересечение 3 дисциплин: 1. Управление бизнесом: вопросы: как создавать добавленную стоимость, обеспечивать конкурентное преимущество на основе знаний. Главный объект управления – компания как открытая соц – экон система. 2. Науки об информации: вопросы: как эффективно работать с информацией. Главный объект управления- информация. 3. Гуманитарные науки: вопросы: как обеспечить необходимое поведение людей. Главный объект управления – человек. Сам термин: Нет единого взгляда на определение этого понятия. Компания Gartner Group: КМ - это дисциплина, которая обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, организации, использованию инф ресурсов организации и доступа к ним. - это новый бизнес для управления интеллектуальными активами предприятия, который опр параметрами: связь со стратегий компании, организационная культура и дисциплина, способность к прозрачности и ясности бизнесс – процессов, способность к учету конкурентов, покупателей, поставщиков. International Data Corporation: КМ – это формальный процесс, который состоит в оценке организ-х процедур, людей, технологий и в создании системы, использующей взаимосвязь между этими компонентами с целью предоставления нужной информации нужным людям и в нужное время, что приводит к повышению продуктивности. PC Week: КМ – технология, вкл комплекс формализованных методов, направленных на поиск и извлечение знаний, их структурирование и систематизацию для удобного поиска и хранения, анализ знаний для выявления аналогий и зависимостей, обновление и распр знаний, генерация новых В РФ – существенные расхождения относительно русскоязычного эквивалента. Управление знаниями – новая межфункциональная дисциплина и новый вид управленческой деятельности, направленный на интенсивное использование нематериальных активов как главных ресурсов ЭЗ и стимулирования инноваций с целью максимизации эффективности экономики и отдельного предприятия и формирование на этой основе реальных конкурентных преимуществ, как на национальном, так и на международном уровне. В зависимости от уровня экономики, разные уровни управления знаниями: 1. Микроэкономика: знания – самостоятельный ресурс, не всегда заменяемый. Управление – комплексный процесс. 2. Макроэкономика 3. Мезоэкономика: вопросы концентрации, диффузии, эволюции знаний на отраслевом и региональном уровне. 4. Наноэкономика: возникновение, восприятие, передача знания от человека к человеку. Классики теории: Виинг, Нонака, Такеучи.
*есть еще понятие «менеджмент знаний» - характерно для русских исследователей. Для ее применения используется точная бизнес-модель компании, технологии «менеджмента знаний» поддерживаются средствами бизнес-инжиниринга. МЗ – целенаправленная организация деятельности компании, где знания рассматриваются в качестве главного стратегического фактора успеха. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|