Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 33: Системы управления знаниями.





 

Знание – достоверное, истинное убеждение. (Платон);

- неуменьшающееся благо, наподобие информации, неделимо, как законченный предмет и уникально, как произведение искусства. (Макаров В.Л.)

Управление - элемент, функция организмов, систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. (социологический словарь Осипова Г. В.)

Система - 1. Упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. 3. Форма, способ
устройства, организация ч.-л. (социологический словарь Осипова)

Информация – сырье для мыслительной деятельности, порождающей знание. (из лекции)

Все, что об этом из лекции - Стратегия управления современными компаниями – это стратегия управления знаниями как набором способностей и компетенций персонала. Информационная система создается и функционирует с целью получения управленческого решения и в его поддержку. (в отличие от информационной технологии, которая созд. с целью получения нового знания и информации).

(нормального определения СУЗ нигде нет) Таким образом, систему управления знаниями (далее СУЗ) можно определить как множество взаимосвязанных элементов в структуре предприятия, предназначенных для хранения информации, генерирования знаний и доставки информации по вопросам деятельности компании или обеспечение доступности и повторной используемости знаний на уровне всей корпорации, целью которых в итоге должно стать принятие управленческого решения.

Далее основная часть из учебника, по которому он давал доклады. СУЗ появилась в более развитых странах в середине 90-ых годов в тех компаниях, которые стали осознавать значимость знания как фактора обеспечивающего преимущество перед конкурентами, когда возрастает внимание к проблеме обработки информации. (видимо, нормальной эффективной СУЗ еще не существует, так как Максимов сказал, что ее вообще нигде нет). Стали замечать – информации в компаниях становится больше, чем они в состоянии обработать, вследствие чего основной проблемой становится именно обработка накопленных знаний. То есть работники предприятия тратят слишком много времени на поиск необходимой информации, предыдущий опыт квалифицированных специалистов не учитывается – проблема передачи знаний между работниками. Таким образом, возникает потребность в налаженной СУЗ. Главная цель СУЗ – интеграция знаний сотрудников, хранящихся в их голова(человеческая компонента интеллектуального капитала(ИК)), знаний, накопленных предприятием(организационная компонента ИК), со знаниями партнёра и заказчика («капитал отношений») в целях принятия максимально эффективных управленческих решений.

Основные элементы СУЗ:

1. Общение пользователей с базами данных на ограниченном естественном языке

2. Поиск документов и изображений, релевантных запросу

3. Вывод и принятие решений

4. Извлечение знаний из данных

5. Динамические экспертные системы, объединяющие компоненты СУЗ в систему (далее о них будет подробнее)

Существующие сегодня СУЗ – набор разнообразных функций и инструментальных средств, не учитывающих изменение знаний во времени и не позволяющих оперативно изменять информационные системы.

Для устранения этих недостатков в качестве ядра СУЗ сегодня предлагается использовать динамическую экспертную систему- система, способная делать умозаключения, учитывающую время, имеющую опыт методологию и программные средства в области извлечения неявных знаний, позволяющую изменять при необходимости бизнес-правила и прослеживать последствия на модели, а не на «живом» предприятии.

Кроме того современная СУЗ должна обладать различным уровнем доступа и мотивацией сотрудников. – Пример такой системы- динамическая карта знаний – использует методы мотивации на основе рейтингов – выделены три группы пользователей –читатели, писатели, эксперты. Проблема мотивации решается внедрением рейтинговой системы экспертов по отдельным направлениям – система экспертов завязана на системе материального вознаграждения сотрудников. Кроме того данная система обеспечивает связь с учебным контентом- организовано электронное обучение, то есть позволяет подготовить, а так же обнаружить экспертов в отдельных областях знания.

К ключевым технологиям СУЗ относятся (то есть СУЗ состоит из технологий):

1. Инструментальные средства совместной работы людей (групповое программное обеспечение – ПО, цель которого – поддержка взаимодействия между людьми, работающими вместе; системы управления документооборотом – обеспечивают единый порядок организации движения документов).

2. Системы, основанные на прецедентах и приложениях типа Help Desk (информационная система технической поддержки, решение проблем пользователей с компьютерами, аппаратным и программным обеспечением).

3. Система поиска знаний и навигации по знаниям (интернет, интрасети – внутренняя частная сеть организации)

4. Системы, обеспечивающие взаимодействие с банком данных на естественном языке.

Еще примеры технологий, использ. для управления знаниями: хранилища данных/средства интеллектуального анализа – методы обнаружения в базах данных ранее неизвестных знаний (например статистические методы, методы классификации, моделирования, прогнозирования); системы поддержки принятия решений – комп. Система, которая путём сбора и анализа большого количества информации может влиять на процесс принятия решений- помогает проследить за всеми доступными информационными активами, получить сравнительные значения объемов продаж, спрогнозировать доход организации при гипотетическом внедрении новой технологии, рассмотреть все возможные альтернативные решения; искусственный интеллект – использование программ для моделирования интеллектуальных способностей человека, дублирование вычислит. устройствами ментальной деятельности человека. Еще очень важным активом в СУЗ является база знаний- это это особого рода база данных, разработанная для управления знаниями, то есть сбором, хранением, поиском и выдачей знаний. Отличие базы знаний от базы данных в том, что база знаний - это интеллектуальная система, которая поддерживает правила логического вывода, т. е. может самостоятельно анализировать поступающие факты и выдавать соответствующую информацию. ((Обычно база знаний покрывает какую-то одну предметную область. Например, сфера тушения лесных пожаров: на основе информации о пожаре (описание растительности в данной области, сводка погоды и т. п.) выдаётся некая рекомендация относительно стратегии борьбы с данным пожаром (оценка требуемых ресурсов, рекомендации по размещению техники и т. п.)).

При разработке СУЗ выделяются следующие этапы:

1) Накопление информации

2) Извлечение

3) Структурирование

4) Формализация – представление структурированной информации в форматах машинной обработки, то есть на языках описания данных и знаний.

5) Обслуживание – а)корректировка формализованных данных и знаний (добавление, обновление); б) удаление устаревшей информации; фильтрация данных и знаний для поиска информации, необходимой пользователям.

Существуют различные подходы, модели и языки описания знаний в СУЗ, сегодня все большую популярность приобретают онтологии. Онтология – точная спецификация некоторой предметной области. Онтологии обеспечивают словарь для представления и обмена знаниями о некоторой предметной области и множество связей, установленных между терминами в этом словаре. То есть онтологии это, например, концептуальные карты - технология визуализации отношений между различными концептами, понятиями, идеями; семантические сети – способ представления информации, имеющий вид графа, вершины которого соответствуют объектам предметной области, а ребра, отношениям между ними. Программы визуализации онтологии помогают сделать видимыми структуры корпоративного знания, наглядно сформулировать и объяснить структуру явлений.

Опыт внедрения. По данным Meta Group более 75 процентов из 2000 крупнейших компаний мира используют методы и технологии управления знаниями. Мировые расходы на СУЗ в 1999-2004 гг. выросли более чем в 7 раз – с 2 млрд до 15 млрд. долларов. Эти расходы включают расходы на консультации, внедрение, поддержку и подготовку кадров, внедрение информационных технологий. (но опять – Максимов говорит, что СУЗ нигде нет- значит технологии есть, а единой эффективной СУЗ нет)

Таким образом, предназначение СУЗ состоит в увеличении объема и повышении уровня используемой информации за счет ее эффективного поиска и фильтрации, включения в коллективную память компании профессиональных знаний и опыта, в том числе, хранящихся в головах специалистов; а конечной целью создания СУЗ является принятии эффективных управленческих решений.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.