Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 53: Реакция высшего образования на вызовы экономики знаний.





Для характеристики степени инновационности экономики экспертами ОЭСР (организацией экономического сотрудничества и развития) разработана система, состоящая из 200 индикаторов «экономики, основанной на знаниях». В системе этих показателей важнейшее место занимают данные, отражающие развитие системы образования.

В условиях инновационного развития меняется функциональная роль образования: из транслятора знаний и генератора специфических навыков и умений оно превращается, во-первых, в непосредственного производителя знаний и, во-вторых, в активного участника процесса трансформации этих знаний в новые продукты, технологии и услуги. Формирование экономики, основанной на знаниях, означает взаимную интеграцию образовательного, научного и производственного пространства: включение процесса применения знаний в образовательный процесс происходит на фоне генерации новых знаний в непосредственном процессе производства.

За последние десятилетия увеличился удельный вес расходов на образование в ВВП всех развитых стран, но особенно выросли расходы на высшее образование. Это связано с тем, что долгосрочная политика развитых стран направлена на расширение доступа молодежи к образованию, что привело к значительному повышению его уровня.

В ближайшие годы, по мнению американских специалистов, главным двигателем экономического роста будут отрасли экономики и сферы деятельности, основанные на нововведениях. В последние десятилетия в экономике США появились новые сильные импульсы для развития сферы образования. С 1980 г. до 2003 г. численность научно-инженерных кадров, занятых в сфере НИОКР, возросла с 651,1 тыс. человек до 1,3 млн. человек. По прогнозу Бюро статистики труда в 2002 – 2012 гг. число ученых и инженеров возрастет на 26%, в то время как общая занятость вырастет только на 15%.

В последние три десятилетия непрерывно росло число рабочих, имеющих высшее образование. Одновременно увеличивалась и их заработная плата. C 1975 г. до 2004 г. разрыв в размере зарплаты рабочих со средним и высшим образованием вырос с 50 до 87%, что привело к увеличению притока молодежи в вузы.

В условиях возрастающего спроса на услуги высшего образования встает вопрос об источниках их финансирования. Существуют разные подходы к оценке современных тенденций соотношения государственных и частных источников финансирования.

Массовый характер высшего образования не мог не привести к снижению качества образовательных услуг. Некоторые экономисты считают, что стремление вузов к увеличению контингента платных студентов явилось главной причиной снижения требований к выполнению образовательных стандартов. Косвенным признаком снижения требований к результатам образовательного процесса является опережающий рост студентов заочных отделений.

Тенденции, характерные для современного международного рынка образовательных услуг:

• рост масштабов рынка и объемов продаж образовательных услуг, международной мобильности студентов, преподавателей и исследователей;

• интернационализация высшего образования и развитие трансграничного образования;

• усиление конкуренции и появление новых игроков на рынке международного образования;

• значительное повышение активности учебных заведений (что особенно заметно проявилось в условиях мирового финансового кризиса);

• изменение рядом государств экспортно-импортной политики в сфере образования;

• формирование региональных рынков образовательных услуг;

• разработка новых стратегий экспорта образовательных услуг;

• слияние академических учреждений или присоединение отдельных институтов в качестве факультетов университетов, создание образовательных кла-стеров;

• ускоренный рост международных университетских сетей;

• повышение роли (и доли) консалтинга и тестирования среди предлагаемых образовательных услуг;

• расширение круга международных и национальных провайдеров, в том числе за счет необразовательных структур;

• повышение внимания к качеству предоставляемых образовательных услуг со стороны различных участников рынка образовательных услуг;

• создание и развитие сетевых структур, объединяющих различных участников рынка образовательных услуг;

• переход от массового набора студентов к поиску лучших и талантливых.

 

-переход к непрерывному образованию как основе жизни человека в «мире изменений»;

- переход к всеобщему высшему образованию в первой половине XXI века («развитые страны мира» ставят эту задачу на первые десятилетия XXI века);

- развитие новой парадигмы профессионализма – проблемно-ориентированного, универсально-энциклопедического;

- фундаментализация образования;

- всестороннее, гармоничное, универсально-целостное, креативное различие личности;

- переход к образовательному обществу как новой модели «соединения» образования и общества в XXI веке, при которой образование становится тотальным, охватывая все сферы общества, и при которой оно становится «базисом базиса экономики и всех процессов воспроизводства жизни общества».

Одна из важных тенденций развития современного рынка образовательных услуг связана с трансграничным (или транснациональным) образованием. Увеличилось количество иностранцев, поступающих в вузы за пределами своей страны.В соответствии с международными документами под транснациональным образованием понимаются все виды программ высшего образования, комплексы образовательных курсов, или образовательные услуги (включая услуги дистанционного образования), при которых обучающиеся находятся в стране, отличной от той, в которой базируются образовательные учреждения. Отличительной чертой транснационального образования является то, что такие образовательные программы и услуги могут принадлежать к национальной образовательной системе, отличной от образовательной системы страны, в которой подобные программы и услуги предлагаются, и даже вовсе быть независимыми от какой-либо национальной образовательной системы.

Изменение места и роли высшего образования в экономической системе на современном этапе на практике выразилось в увеличении его масштабов («массовизация высшего образования»), его дифференциации и глобализации; в теории - в разработке научно-исследовательской программы человеческого капитала. Заметим, что «плодовитость» программы человеческого капитала проявилась прежде всего в «экономическом империализме», распространившим принципы неоклассического анализа (рациональность, максимизацию и прочее) на нерыночные сферы (семью, право и т.п.). Очевидно, что в современных условиях традиционные экономические предпосылки и факторы (стимулирование спроса, регулирование денежной массы, рыночные методы регулирования инвестиций и инноваций и т.п.) являются уже недостаточными для развития экономики знаний. Как подчеркивает В. А. Логачев, «... с исторической точки зрения, экономика знания не может возникать вне рыночной формы отношений, но находится с ней в противоречии и по мере своего развития должна выбираться из нее, получая более адекватную социальную форму свободного обмена знаниями». На передний план решения практических проблем выдвигается задача теоретического анализа явлений и процессов нерыночного (пострыночного) характера, связанные с созданием условий для полной реализации и активизации человеческого потенциала.

На уровне эмпирических фактов наблюдается массовизация высшего образования и рост размеров финансирования ее. Массовизация высшего образования привела к повышению образовательного уровня совокупной рабочей силы, который фиксируется в таких показателях, как уровень охвата населения различными ступенями образования, среднее число лет образования, количество обучающихся, индекс образования и т.д.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.