|
Вузов России по образованию в области менеджментаСтр 1 из 32Следующая ⇒ В качестве учебного пособия по направлению «Менеджмент» для подготовки магистрантов © Лапыгин Ю.Н., 2010 ISBN © Инфра-М, 2010 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.. 6 РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.. 8 Тема 1. Специфика управления современной организацией.. 8 1.1. Введение в теорию организации. 8 1.2. Понятие и сущность экономических организаций. 12 1.3. Внутренняя логика организации. 17 1.4. Подходы к управлению организациями. 20 Контрольные вопросы и задания. 24 Тема 2. Системный подход как метод управления. 25 2.1. Становление системного подхода. 25 2.2. Базовые понятия системного подхода. 28 2.3. Три описания систем.. 35 2.4. Суть системного подхода. 37 Контрольные вопросы и задания. 41 Тема 3. Системы и модели систем.. 43 3.1. Моделирование и определение системы.. 43 3.2. Модель черного ящика. 46 3.3. Модель состава. 48 3.4. Модель структуры.. 49 3.5. Модель структурной схемы.. 51 3.6. Классификация систем.. 53 3.7. Типы способов управления и регулирования. 57 Контрольные вопросы и задания. 59 Тема 4. Анализ систем.. 60 4.1. Анализ и синтез систем.. 60 4.2. Модели систем как основания декомпозиции. 63 4.3. Агрегирование и эмерджентность систем.. 64 4.4. Система методов анализа. 66 4.5. Этапы системного анализа. 70 Контрольные вопросы и задания. 74 Раздел 2. Системы управления организациями.. 75 Тема 5. Организационные метафоры.. 75 5.1. Теория метафор Гарета Моргана. 75 5.2. Организация – машина или община?. 76 5.3. Организация как политическая система, «душевная тюрьма», культура. 79 5.4. Организм, мозг или поток. 83 Контрольные вопросы и задания. 87 Тема 6. Факторы, определяющие организационную архитектуру.. 88 6.1. Механизмы координации. 88 6.2. Варианты координации деятельности работников. 90 6.3. Ситуационные факторы.. 97 6.4. Типы организационных моделей. 100 Контрольные вопросы и задания. 103 Тема 7. Система организационных и правовых форм управления организациями.. 104 7.1. Характеристика и классификация организационных структур. 104 7.2. Институциональная система управления организациями. 118 Контрольные вопросы и задания. 124 Тема 8. Корпоративное управление организациями.. 125 8.1. Слияния, поглощения и присоединения организаций. 125 8.2. Классификация организаций по способу их объединения. 136 8.3. Многонациональные и глобальные корпорации. 151 Контрольные вопросы и задания. 157 Раздел 3. Личность и организация.. 158 Тема 9. Интеллект и развитие личности.. 158 9.1. Интеллект личности. 158 9.2. Интеллектуальные способности личности. 162 9.3. Социальный интеллект личности. 166 9.4. Эмоциональные способности личности. 169 Контрольные вопросы и задания. 179 Тема 10. Модели определения типов личности.. 180 10.1. Качества человека и типология личности. 180 10.2. Типология личности по Юнгу. 181 10.3. Типология личности по Майерс-Бриггс. 183 10.4. Типология личности по Аугустинавичюте. 189 10.5. Характеры и темпераменты личности. 192 Контрольные вопросы и задания. 198 Тема 11. Характеристики управленческих команд.. 199 11.1. Общая характеристика управленческих команд. 199 11.2. Характеристики членов управленческой команды.. 200 11.3. Характерисктика размеров управленческой команды.. 204 Контрольные вопросы и задания. 209 Тема 12. Формирование групп как управленческих команд.. 210 12.1. Этапы жизненного цикла команды.. 210 12.2. Этапы построения команды.. 214 12.3. Направления командообразования. 219 12.4. Подходы к построению команды.. 222 12.5. Методы командообразования. 227 Контрольные вопросы и задания. 235 Тема 13. Самоуправление и распределение командных ролей.. 236 13.1. Стратегическое развитие команды.. 236 13.2. Внутрикомандное управление. 244 13.3. Проблемы самоуправления командой. 253 Контрольные вопросы и задания. 264 Раздел 4. Развитие организации и личности.. 265 Тема 14. Развитие организации через развитие личности.. 265 14.1. Цикл развития организации. 265 14.2. Развитие в условиях неопределенности. 270 14.3. Модели управления организациями и их развитие. 273 14.4. Обучающаяся организация и развитие. 277 14.5. Развитие организации через развитие человеческого и интеллектуального капитала. 278 Контрольные вопросы и задания. 284 Тема 15. Организационная культура.. 285 15.1. Подходы к определению организационной структуры.. 285 15.2. Характеристики организационной культуры: нормы, формы, уровни, функции, типы.. 289 15.3. Развитие организации на базе корпоративной культуры.. 291 15.4. Формирование организационной культуры как базового представления. 294 15.5. Место организационной культуры в системе управления организацией. 297 Контрольные вопросы и задания. 298 Тема 16. Коммуникации в организации.. 299 16.1. Понятие коммуникации и коммуникационный процесс. 299 16.2. Коммуникации и их барьеры.. 301 16.3. Деловое общение и методы ведения переговоров. 313 16.4. Приемы повышения эффективности коммуникаций. 316 Контрольные вопросы и задания. 323 Тема 17. Конфликты и переговорный процесс в организации.. 324 17.1. Природа и суть конфликта. 324 17.2. Причины и последствия. 325 17.3. Типология конфликтов. 326 17.4. Моделирование конфликтной ситуации. 328 17.5. Регулирование конфликта. 329 17.6. Природа и причины стрессов. 334 Контрольные вопросы и задания. 340 Заключение.. 341 Список литературы... 343 Словарь.. 346
Предисловие
Основное назначение предлагаемого вниманию читателей учебного пособия — дать изложение основ курса «Теория организации и организационное поведение», отражающего базовые положения системного управления социально-экономическими системами. Это тот фундамент, на котором выстраивается умение оперативного и стратегического управления организациями, малыми группами, обеспечивающее развитие организаций и развитие самих работников. Логическая завершенность каждой из четырех частей (модулей) дисциплины заключается в том, что вначале обучаемые знакомятся с системным управлением как явлением реальной действительности и системами управления организациями, а затем приобретают знания и опыт взаимодействия в организации как на уровне организации в целом, так и в управленческих командах и путем самоуправления. Завершает дисциплину модуль, направленный на формирование компетенций в части изменений организационной культуры и коммуникаций, а также выхода из конфликтных ситуаций, возникающих в период развития организаций и стратегических перемен. В учебном пособии виды профессиональной деятельности менеджера отражены в функциях управления, методах проектирования организационных структур, выстраивания коммуникаций как на уровне организации, так и в процесс группового взаимодействия. Направленность дисциплины обеспечивает приобретение компетенций, необходимых для последующего усвоения дисциплин направления «Менеджмент». Она входит в учебный цикл, наполняя содержанием базовую (общепрофессиональную) часть дисциплин основной образовательной программы, обеспечивающей усвоение знаний и опыта в части формирования последующих компетенций в сфере управления научной и профессиональной деятельностью. Содержание пособия знакомит с общекультурными ценностями, накопленными в области теории организаций и организационного поведения и прививает знания об основных этапах эволюции управленческой мысли в предметной области теории организации, что позволяет понимать законы развития социально-экономических систем на всех этапах жизненного цикла. Обзор этапов становления теории систем как научной дисциплины позволяет вырабатывать навыки оценки исторических событий и процессов. Закладываются компетенции не только в части системного подхода, но и в моделировании систем, их классификации и способах управления. Особое внимание уделяется системному анализу и синтетическим методам исследования систем, что закладывает основу формирования навыков проведения научных исследований, направленных на выявление и формулирование актуальных научных проблем. Положения системного подхода позволяют обучаемым в дальнейшем самостоятельно осваивать новые методы и инструменты исследования. Рассмотрение этапов и методов развития организаций позволяет формировать способности к анализу социально-значимых проблем, постановке цели и выбору путей её достижения, а также оценке последствий и самих результатов выбора с помощью обратной связи. Логика изложения материала побуждает студентов аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь. Рассмотрение аспектов групповой динамики позволяет уделять адекватное внимание кооперации с коллегами и закреплению способностей эффективно организовывать групповую работу на основе принципов формирования команды. Основу для умений использовать нормативные правовые документы в своей деятельности закладывает рассмотренная система организационно-правовых форм управления организациями и специфика слияний, поглощений и присоединения корпораций. Развитие организации представлено с позиций развития личности как в части развития человеческого капитала и формирования управленческих команд, так и в части развития организационной культуры, приобретения навыков публичных и деловых коммуникаций без конфликтов и стрессов. Межличностный, групповой и организационные коммуникационные процессы, изложенные в пособии способствуют приобретению знаний в области делового общения как в части проведения переговоров, так и на поприще проведения совещаний, что позволяет овладеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций и вырабатывать умения по управлению организациями, подразделениями и управленческими командами. Обилие графического материала способствует приобретению навыков преподавания управленческих дисциплин с использованием презентационного материала. Цель изучения дисциплины можно будет считать достигнутой, если обучающиеся станут более успешными в своей деятельности как менеджеры. В конце каждой темы приводятся контрольные вопросы и задания для активного усвоения пройденного материала и рефлексии, а заканчивает учебное пособие список рекомендуемой литературы и словарь, включающий определения специальных терминов.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|