Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вузов России по образованию в области менеджмента





В качестве учебного пособия по направлению

«Менеджмент» для подготовки магистрантов

© Лапыгин Ю.Н., 2010

ISBN © Инфра-М, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.. 6

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.. 8

Тема 1. Специфика управления современной организацией.. 8

1.1. Введение в теорию организации. 8

1.2. Понятие и сущность экономических организаций. 12

1.3. Внутренняя логика организации. 17

1.4. Подходы к управлению организациями. 20

Контрольные вопросы и задания. 24

Тема 2. Системный подход как метод управления. 25

2.1. Становление системного подхода. 25

2.2. Базовые понятия системного подхода. 28

2.3. Три описания систем.. 35

2.4. Суть системного подхода. 37

Контрольные вопросы и задания. 41

Тема 3. Системы и модели систем.. 43

3.1. Моделирование и определение системы.. 43

3.2. Модель черного ящика. 46

3.3. Модель состава. 48

3.4. Модель структуры.. 49

3.5. Модель структурной схемы.. 51

3.6. Классификация систем.. 53

3.7. Типы способов управления и регулирования. 57

Контрольные вопросы и задания. 59

Тема 4. Анализ систем.. 60

4.1. Анализ и синтез систем.. 60

4.2. Модели систем как основания декомпозиции. 63

4.3. Агрегирование и эмерджентность систем.. 64

4.4. Система методов анализа. 66

4.5. Этапы системного анализа. 70

Контрольные вопросы и задания. 74

Раздел 2. Системы управления организациями.. 75

Тема 5. Организационные метафоры.. 75

5.1. Теория метафор Гарета Моргана. 75

5.2. Организация – машина или община?. 76

5.3. Организация как политическая система, «душевная тюрьма», культура. 79

5.4. Организм, мозг или поток. 83

Контрольные вопросы и задания. 87

Тема 6. Факторы, определяющие организационную архитектуру.. 88

6.1. Механизмы координации. 88

6.2. Варианты координации деятельности работников. 90

6.3. Ситуационные факторы.. 97

6.4. Типы организационных моделей. 100

Контрольные вопросы и задания. 103

Тема 7. Система организационных и правовых форм управления организациями.. 104

7.1. Характеристика и классификация организационных структур. 104

7.2. Институциональная система управления организациями. 118

Контрольные вопросы и задания. 124

Тема 8. Корпоративное управление организациями.. 125

8.1. Слияния, поглощения и присоединения организаций. 125

8.2. Классификация организаций по способу их объединения. 136

8.3. Многонациональные и глобальные корпорации. 151

Контрольные вопросы и задания. 157

Раздел 3. Личность и организация.. 158

Тема 9. Интеллект и развитие личности.. 158

9.1. Интеллект личности. 158

9.2. Интеллектуальные способности личности. 162

9.3. Социальный интеллект личности. 166

9.4. Эмоциональные способности личности. 169

Контрольные вопросы и задания. 179

Тема 10. Модели определения типов личности.. 180

10.1. Качества человека и типология личности. 180

10.2. Типология личности по Юнгу. 181

10.3. Типология личности по Майерс-Бриггс. 183

10.4. Типология личности по Аугустинавичюте. 189

10.5. Характеры и темпераменты личности. 192

Контрольные вопросы и задания. 198

Тема 11. Характеристики управленческих команд.. 199

11.1. Общая характеристика управленческих команд. 199

11.2. Характеристики членов управленческой команды.. 200

11.3. Характерисктика размеров управленческой команды.. 204

Контрольные вопросы и задания. 209

Тема 12. Формирование групп как управленческих команд.. 210

12.1. Этапы жизненного цикла команды.. 210

12.2. Этапы построения команды.. 214

12.3. Направления командообразования. 219

12.4. Подходы к построению команды.. 222

12.5. Методы командообразования. 227

Контрольные вопросы и задания. 235

Тема 13. Самоуправление и распределение командных ролей.. 236

13.1. Стратегическое развитие команды.. 236

13.2. Внутрикомандное управление. 244

13.3. Проблемы самоуправления командой. 253

Контрольные вопросы и задания. 264

Раздел 4. Развитие организации и личности.. 265

Тема 14. Развитие организации через развитие личности.. 265

14.1. Цикл развития организации. 265

14.2. Развитие в условиях неопределенности. 270

14.3. Модели управления организациями и их развитие. 273

14.4. Обучающаяся организация и развитие. 277

14.5. Развитие организации через развитие человеческого и интеллектуального капитала. 278

Контрольные вопросы и задания. 284

Тема 15. Организационная культура.. 285

15.1. Подходы к определению организационной структуры.. 285

15.2. Характеристики организационной культуры: нормы, формы, уровни, функции, типы.. 289

15.3. Развитие организации на базе корпоративной культуры.. 291

15.4. Формирование организационной культуры как базового представления. 294

15.5. Место организационной культуры в системе управления организацией. 297

Контрольные вопросы и задания. 298

Тема 16. Коммуникации в организации.. 299

16.1. Понятие коммуникации и коммуникационный процесс. 299

16.2. Коммуникации и их барьеры.. 301

16.3. Деловое общение и методы ведения переговоров. 313

16.4. Приемы повышения эффективности коммуникаций. 316

Контрольные вопросы и задания. 323

Тема 17. Конфликты и переговорный процесс в организации.. 324

17.1. Природа и суть конфликта. 324

17.2. Причины и последствия. 325

17.3. Типология конфликтов. 326

17.4. Моделирование конфликтной ситуации. 328

17.5. Регулирование конфликта. 329

17.6. Природа и причины стрессов. 334

Контрольные вопросы и задания. 340

Заключение.. 341

Список литературы... 343

Словарь.. 346

 


Предисловие

 

Основное назначение предлагаемого вниманию читателей учебного пособия — дать изложение основ курса «Теория организации и организационное поведение», отражающего базовые положения системного управления социально-экономическими системами. Это тот фундамент, на котором выстраивается умение оперативного и стратегического управления организациями, малыми группами, обеспечивающее развитие организаций и развитие самих работников.

Логическая завершенность каждой из четырех частей (модулей) дисциплины заключается в том, что вначале обучаемые знакомятся с системным управлением как явлением реальной действительности и системами управления организациями, а затем приобретают знания и опыт взаимодействия в организации как на уровне организации в целом, так и в управленческих командах и путем самоуправления. Завершает дисциплину модуль, направленный на формирование компетенций в части изменений организационной культуры и коммуникаций, а также выхода из конфликтных ситуаций, возникающих в период развития организаций и стратегических перемен.

В учебном пособии виды профессиональной деятельности менеджера отражены в функциях управления, методах проектирования организационных структур, выстраивания коммуникаций как на уровне организации, так и в процесс группового взаимодействия.

Направленность дисциплины обеспечивает приобретение компетенций, необходимых для последующего усвоения дисциплин направления «Менеджмент». Она входит в учебный цикл, наполняя содержанием базовую (общепрофессиональную) часть дисциплин основной образовательной программы, обеспечивающей усвоение знаний и опыта в части формирования последующих компетенций в сфере управления научной и профессиональной деятельностью.

Содержание пособия знакомит с общекультурными ценностями, накопленными в области теории организаций и организационного поведения и прививает знания об основных этапах эволюции управленческой мысли в предметной области теории организации, что позволяет понимать законы развития социально-экономических систем на всех этапах жизненного цикла.

Обзор этапов становления теории систем как научной дисциплины позволяет вырабатывать навыки оценки исторических событий и процессов. Закладываются компетенции не только в части системного подхода, но и в моделировании систем, их классификации и способах управления. Особое внимание уделяется системному анализу и синтетическим методам исследования систем, что закладывает основу формирования навыков проведения научных исследований, направленных на выявление и формулирование актуальных научных проблем. Положения системного подхода позволяют обучаемым в дальнейшем самостоятельно осваивать новые методы и инструменты исследования.

Рассмотрение этапов и методов развития организаций позволяет формировать способности к анализу социально-значимых проблем, постановке цели и выбору путей её достижения, а также оценке последствий и самих результатов выбора с помощью обратной связи.

Логика изложения материала побуждает студентов аргументировано и ясно строить свою устную и письменную речь.

Рассмотрение аспектов групповой динамики позволяет уделять адекватное внимание кооперации с коллегами и закреплению способностей эффективно организовывать групповую работу на основе принципов формирования команды.

Основу для умений использовать нормативные правовые документы в своей деятельности закладывает рассмотренная система организационно-правовых форм управления организациями и специфика слияний, поглощений и присоединения корпораций.

Развитие организации представлено с позиций развития личности как в части развития человеческого капитала и формирования управленческих команд, так и в части развития организационной культуры, приобретения навыков публичных и деловых коммуникаций без конфликтов и стрессов.

Межличностный, групповой и организационные коммуникационные процессы, изложенные в пособии способствуют приобретению знаний в области делового общения как в части проведения переговоров, так и на поприще проведения совещаний, что позволяет овладеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций и вырабатывать умения по управлению организациями, подразделениями и управленческими командами.

Обилие графического материала способствует приобретению навыков преподавания управленческих дисциплин с использованием презентационного материала.

Цель изучения дисциплины можно будет считать достигнутой, если обучающиеся станут более успешными в своей деятельности как менеджеры.

В конце каждой темы приводятся контрольные вопросы и задания для активного усвоения пройденного материала и рефлексии, а заканчивает учебное пособие список рекомендуемой литературы и словарь, включающий определения специальных терминов.


 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.