Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современная ментальная лингводидактическая ситуация





Современная ментальная лингводидактическая ситуация

(вводное занятие)

 

Цель занятия – получить представления о современной ситуации преподавания школьного курса русского языка.

 

Примерные темы эссе

1. Учитель словесности (размышления о роли учителя русского языка в школе).

2. Мои принципы преподавания русского языка.

3. ЕГЭ по русскому языку: за и против.

 

 

1. Микроэксперимент.

Продолжите письменно цитату К. Д. Ушинского: «Если молодой человек в 15–16 лет, выражая свои мысли или чувства, думает о грамматической правильности своих выражений и воздерживается от ошибок, то можно сказать с убеждением, что…».

2. Сравните полученные результаты с размышлениями самого К. Д. Ушинского:

«Если молодой человек в 15 – 16 лет, выражая свои мысли или чувства, думает о грамматической правильности своих выражений и воздерживается от ошибок, то можно сказать с убеждением, что в этом юноше духовная жизнь очень мало возбуждена, что в нем не зародилось никаких серьезных увлекающих его интересов и что, говоря попросту, он туп и мало обещает в будущем. Вот почему иной тупоумнейший писарь пишет безукоризненно правильно, Гете и Пушкин делают орфографические ошибки всю свою жизнь; вот почему так же крайне несправедливо видеть в грамматических ошибках признаки неподготовленности молодого человека к университетскому образованию» (К. Д. Ушинский).

3. Проанализируйте свой ученический опыт изучения русского языка в школе. Выделите противоречия, отразившиеся в преподавании русского языка, найдите сильные и слабые стороны в методике школьного преподавания. Сделайте выводы по поводу сложившейся лингводидактической ментальности. Будьте готовы высказать свою точку зрения!

 

 

Практическое занятие № 2

Лингводидактические концепции языковой личности.

Цели обучения русскому языку в школе

 

Цель занятия – сформулировать цели и задачи преподавания школьного курса русского языка на основе анализа лингводидактических концепций языковой личности.

1. Познакомьтесь с работами Ф. И. Буслаева, Й. Л. Вайсбергера, в которых представлены основы методики преподавания родного языка. Как понимается учеными-филологами сущность обучения родному языку в школе? Каковы цели и задачи преподавания школьного курса родного языка? Какие положения, идеи методических систем, на ваш взгляд, оказываются актуальными в свете современных тенденций развития школьного образования? Сделайте сравнительную таблицу.

2. Познакомьтесь со статьёй Е. А. Быстровой «Русский язык: проблемы и размышления» (статья имеется в электронном виде). Сделайте выписки, связанные с темой занятия.

3. Инновационные процессы в области образования. Личностно-ориентированное обучение: лингвистический и дидактический аспекты.

4. Концепция языковой личности Г. И. Богина.

5. Концепция языковой личности Ю. Н. Караулова.

6. Концепция языковой личности Н. Д. Голева. Структура языковой личности.

7. Формирование теории языковой личности (данные сети Интернет) – сообщение 1 человек.

8. Типы языковой личности и методика обучения языку.

 

Литература

1. Богин Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: Автореф. дисс…. док. филол. наук. Л., 1984. – 31 с.

2. Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. Калинин, 1975. – 107 с.

3. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. – М., 1992. – С. 25–48. (имеется в электронном виде.)

4. Быстрова Е. А. Подходы и принципы обучения языку // Обучение русскому языку в школе. – М., 2004. – С. 40–47.

5. Вайсгербер, Й. Л. Задачи обучения языку // Родной язык и формирование духа / Й. Л. Вайсгербер. Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. О. А. Радченко. - М.: Изд-во МГУ, 1993. – С. 141–149. (имеется в электронном виде на кафедре).

6. Голев Н. Д. Лингвистические и лингводидактические проблемы языкового образования: опыт построения концепции единого курса развития языковой способности // Прикладная филология в сфере инженерного образования. – Нортхэмптон; Томск, 2004. – С. 15 – 37.

7. Голев Н. Д. Теоретические основания личностно-ориентированного обучения // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение: Коллективная монография. - Барнаул, Кемерово: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 366 - 271.

8. Дейкина А. Д. Воспитание русского национального самосознания при обучении родному языку // Рус. яз. в школе. – 1993. – № 5.

9. Кабардов М. К., Арцишевская Е.В. Типология языковых способностей (электронный ресурс).

10. Караулов Ю. Н. Лингводидактическое представление языковой личности и ее структура // Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – С. 48 – 68.

11. Львов М. Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности: (Опыт моделирования) // Рус. яз. в школе. – 2001. – № 4.

12. Обучение русскому языку в школе. Под ред. Быстровой Е. А М.: Дрофа, 2004 – С. 40 – 65 (имеется в электронном виде на кафедре)

Практическое задание

 

1. По ключевым словам: языковая личность, типология языковой личности, языковая способность – необходимо найти электронные версии научных статей по заявленной проблематике. Сделать письменно библиографию и составить (письменно!) аннотацию 2 статей.

2. Докажите письменно тезис: «Цель курса «Русский язык в школе» – развитие языковой личности». Какие качества личности школьника развиваются в процессе формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций?

3. Проанализируйте структуру развития языковой личности в концепциях Г. И. Богина, Ю. Н. Караулова, Н. Д. Голева. Установите, какие методы и приемы обучения будут способствовать ее становлению на каждом из уровней.

Практическое занятие № 3

Содержание предмета «Русский язык», или Чему учить в школе.

Линии учебно-методических комплексов по русскому языку

Для 5-9 классов

1. Сохранение единого образовательного пространства. Федеральный государственный стандарт общего образования: содержание, структура, назначение (представлен в электронном виде на кафедре).

  1. Базисный учебный план.
  2. Программа как документ, определяющий состав и структуру курсов. Программы по русскому языку (представлены в электронном виде на кафедре):

анализ программы под редакцией Н. М. Шанского;

анализ программы под редакцией В. В. Бабайцевой;

анализ программы под редакцией М. М. Разумовской;

анализ программы под редакцией Е. А. Быстровой.

При анализе программ особое внимание обратите, на формирование каких компетенций направлено изучение разделов русского языка в рамках каждой из них. Какие качества личности школьника развиваются в процессе формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций?

4. Учебник как ведущее средство обучения на уроках русского языка: определение, традиционная структура, функции и содержание.

5. Лингвометодический анализ школьных учебников по русскому языку, включенных в Федеральный комплект учебников:

- Научное содержание учебника. Какую научную теорию излагает данный учебник? На основании чего Вы пришли к данному заключению?

- Методология. Как предлагается научное содержание: как готовый результат или как путь к этому результату, то есть догматически, аксиоматически или методом наблюдения?

- Отвечает ли учебник принципам индивидуальности и цельности? Подтвердите Ваше мнение.

- Методика. Какие упражнения наиболее типичны для учебника, как Вы определите их цель?

- Что в учебнике привлекло Ваше внимание? Почему?

Достигают ли авторы учебника заявленные в программе цели и задачи?

 

Задание. Подготовить сообщения в микрогруппах, в котором необходимо представить оценочное описание, выступить в роли эксперта учебно-методического комплекса:

а) учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-9 классов под ред. В. В. Бабайцевой (в составе три учебника);

б) учебно-методический комплекс по русскому языку под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта (учебники 5, 6, 7, 8, 9 классы);

в) учебно-методический комплекс по русскому языку под ред. Н. М. Шанского (учебники 5, 6, 7, 8, 9 классы);

г) учебно-методический комплекс по русскому языку для 5-9 классов под ред. М. В. Панова (учебники 5, 6, 7, 8, 9 классы).

Анализ должен быть проведён по следующему плану:

1. принципы подачи теоретического материала в учебниках для разных классов и его соотношение с практическим материалом,

2. виды упражнений и практических заданий,

3. система работы по развитию речи,

4. система повторения,

5. характер дидактического (текстового) материала, его образовательная (информационная) и воспитательная ценность,

6. наглядность,

7. принятые условные и графические обозначения.

Анализ можно представить в виде таблицы с соответствующими графами.

Сделать вывод о соответствии учебника требованиям, предъявляемым к средствам обучения, отметить достоинства и недостатки.

 

 

Литература

1. Владимирская, Г. Н. Повышают ли культуру школьника современные учебники русского языка? / Г. Н. Владимирская // РЯШ. – 2007. – № 7. – С. 40 – 44.

2. Ганькина, М. В. Попробуем вернуть здравый смысл школьной грамматике / М. В. Ганькина // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 11 (июнь). – С. 23–30.

3. Кромер, Э. В. Рассогласование лингвистического содержания школьных учебников в условиях подготовки к Единому государственному экзамену / Э. В. Кромер // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – № 9 (май). – С. 2–4.

4. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е. И. Литневская. – М., 2006. – С. 16–29; 44–52.

5. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: Астрель: АСТ, 2004. – 446 с.

6. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5-9 кл. / Сост. Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.

7. Начинаем разговор об учебниках. Учитель и учебник // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2002. – № 1. – С. 5 – 12.

8. Фарисенкова, Л. В. Новый учебник – востребованная методическая традиция / Л. В. Фарисенкова // РЯШ. – 2005. – № 5. – С. 92 – 93.

Учебники

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс / Научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский.

2. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс / Научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский.

3. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс / Научный редактор акад. РАО Н. М. Шанский.

4. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 8 класс.

5. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс.

6. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы.

7. Русский язык. Практика. 5 класс / под ред. А. Ю. Купаловой.

8. Русский язык. Практика. 6 класс / под ред. Г. К. Лидман-Орловой.

9. Русский язык. Практика. 7 класс / под ред. С. Н. Пименовой.

10. Русский язык. Практика. 8 класс / под ред. Ю. С. Пичугова.

11. Русский язык. Практика. 9 класс / под ред. Ю. С. Пичугова.

12. Никитина Е. И. Русская речь. 5 класс.

13. Никитина Е. И. Русская речь. 6 класс.

14. Никитина Е. И. Русская речь. 7 класс.

15. Никитина Е. И. Русская речь. 8 класс.

16. Никитина Е. И. Русская речь. 9 класс.

17. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 5 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

18. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 6 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

19. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 7 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

20. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. 8 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

21. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И., Львов В. В. Русский язык. 9 класс / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

22. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С. Русский язык. 5 класс.

23. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С. Русский язык. 6 класс.

24. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С. Русский язык. 7 класс.

25. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С. Русский язык. 8 класс.

26. Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С. Русский язык. 9 класс.

 

Практическое занятие № 4

Литература

1. Аксенова, Л. А. Дидактический материал по теме «Фразеологизм» / Л. А. Аксенова // РЯШ. – 2006. – № 5. – С. 24–27.

2. Балакай, А. Г. Некоторые спорные вопросы морфемного анализа в вузе и школе / А. Г. Балакай // РЯШ. – 1990. – № 4. – С. 81 – 86.

3. Баранов, М. Т. Методики лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя / М. Т. Баранов. – М., 1988.

4. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы. – РЯШ. – 2002. - №2.

5. Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // РЯШ. – 1996. - №3.

6. Блинов, Г. И. Методика изучения пунктуации в школе / Г. И. Блинов. – М., 1990.

7. Блинов, Г. И. О системе упражнений по пунктуации / Г. И. Блинов // РЯШ. – 1989. – № 1.

8. Блинов, Г. И. Пунктуационные задачи / Г. И. Блинов // РЯШ. – 1987. – № 1.

9. Вознюк, Л. В. Освоение лексического материала на базе морфемики и словообразования (6 класс) / Л. В. Вознюк // РЯШ. – 1994. – № 2. – С. 9–13.

10. Гребенкина, Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка / Р. Т. Гребенкина. – М., 1984.

11. Домашенкина, Г. П. Грамматический разбор в вузе и в школе / Г. П. Домашенкина, Т. Б. Иванов. – М., 1987.

12. Ковалев, В. И. Об использовании этимологии на уроках русского языка / В. И. Ковалев // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 14 (июль). – С. 2 – 10.

13. Кунусова, М. С. Изучение словообразования в 5 классе с применением компьютера / М. С. Кунусова // РЯШ. – 1994. – № 5.

14. Купалова, А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе: библиотека учителя / А. Ю. Купалова. – М., 2002.

15. Левушкина, О. Н. Этимологический анализ на уроках орфографии / О. Н. Левушкина // РЯШ. – 1999. – № 6.

16. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с. (Главы 12-19) (Имеется в электронном виде на кафедре).

17. Львов, В. В. Упражнения по орфоэпии в 4 классе / В. В. Львов // РЯШ. – 1989. – № 5.

18. Львова, С. И. Разбор по составу при обучении русскому языку / С. И. Львова // РЯШ. – 1985. – № 3.

19. Львова, С. И. Словообразовательная модель как объект анализа на уроках русского языка / С. И. Львова // РЯШ. – 1993. – № 3.

20. Львова, С. И. Словообразование. Словообразовательные модели на уроках русского языка / С. И. Львова. – М., 2000.

21. Максимов, Л. Ю. Понимание языковой системы в школьном курсе русского языка / Л. Ю. Максимов // РЯШ. – 1994. – № 4.

22. Мелкумян, М. И. Из опыта использования структурной схемы предложения в преподавании русского языка // Мир русского слова. – 2008. – № 1. – С. 91–94.

23. Мерзлова, Е. А. Фонетика. Лексика. Фразеология: учебное пособие по русскому языку / Е. А. Мерзлова, М. В. Сандакова. – Киров, 1994.

24. Методика преподавания русского языка: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. П. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

25. Милославский, И. Г. О соотношении целей и содержания обучения русскому языку в школе / И. Г. Милославский // РЯШ. – 2006. – № 3. – С. 46–50; № 4. – С. 36–43.

26. Милославский, И. Г. Об изучении тем «Состав слова» и «Словообразование» в старших классах / И. Г. Милославский // РЯШ. – 2007. – № 3. – С. 3–9.

27. Моисеев, А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография: пособие для учителей / А. И. Моисеев. – М., 1980.

28. Никитина, Е. И. Несколько упражнений для обострения языкового чутья на уроках изучения словообразования / Е. И. Никитина // РЯШ. – 1989. – № 3.

29. Озерская, В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе: книга для учителя / В. П. Озерская. – М., 1989.

30. Пономарева, Л. Д. Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку / Л. Д. Пономарева // РЯШ. – 2003. – № 5. – С. 11–15.

31. Сергеева, Н. М. Работа с заимствованной лексикой на школьных уроках / Н. М. Сергеева // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 13 (июль). – С. 10–21.

32. Соколова, Г. П. Так ли просты «простые» знаки препинания / Г. П. Соколова // РЯШ. – 2006. –№ 6. – С. 11 – 18; 2007. – № 1. – С. 10 – 18.

33. Стрыгина, Т. В. «Скучная и бесполезная меледа»? (О способах обучения морфологии на современном этапе) / Т. В. Стрыгина // РЯШ. – 2005. – № 1. – С. 47–52.

34. Целикова, М. П. Трудные случаи при синтаксическом анализе второстепенных членов предложения / М. П. Целикова // РЯШ. – 2005. – № 1. – С. 42 – 46.

35. Шипицына, Г. М. Этот трудный разбор по составу… / Г. М. Шипицына // РЯШ. – 2007. – С. 35–38.

36. Юрьева, Е. С. Текстовые задания при изучении раздела «Лексика» / Е. С. Юрьева // РЯШ. – 2006. – № 5. – С. 28–30.

 

На уроках русского языка

1. Стандартные и нестандартные формы и приемы работы по русскому языку:

- упражнения и их виды (фонетические, лексические, пунктационные, грамматико-орфографические др.);

- словесные формы работы (лингвистические сказки, рассказы, стихи);

- наглядные пособия по русскому языку, алгоритмы в обучении русскому языку, схемы по русскому языку, таблицы по русскому языку, кинофильмы учебные по русскому языку, аудиовизуальный метод, диапозитивы (слайды), диафильмы, опоры (опорные конспекты и сигналы).

2. Средства наглядности:

визуальные (печатные – демонстрационные таблицы, карточки, картины (репродукции, иллюстрации), раздаточный изобразительный материал; экранные – транспаранты, диафильмы, диапозитивы);

аудиальные (магнитофонные записи, грампластинки, радиопередачи);

аудиовизуальные (диафильмы со звуковым сопровождением, кинофильмы и кинофрагменты).

3. Современные информационные технологии (компьютерные программы).

На основе прочитанной литературы ознакомьтесь с формами и приёмами подачи языкового материала. Проанализируйте их с точки зрения реализации принципов дидактики (научности, доступности, систематичности, связи теории с практикой, индивидуального подхода, прочности, наглядности).

Практические задания: 1. Подберите из учебника по русскому языку (5-9 классы) по одному упражнению фонетического, лексического, пунктационного, грамматического типа и проанализируйте их с точки зрения реализации основных принципов дидактики (задание для всех).

2. Разработайте или подберите из рекомендованной литературы по любой теме карточку с заданием (желательно размножить по количеству студентов в группе) и предложите для анализа своим коллегам на занятии (для двух студентов).

3. Подберите из рекомендованной литературы или найдите самостоятельно не менее 3 способов подачи языкового материала учащимся. Выступите в роли учителя с этим материалом в студенческой группе. Будьте готовы к анализу эффективности выбранных форм работы (для одного студента)

4. Используя учебник (любой), выберите одну из тем. Представьте, что у вас в классе есть представители разных типов личностей по доминированию ведущего канала восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики, рационалы). Учитывая индивидуальные особенности учеников, организуйте изучение темы разными способами (для одного студента).

Литература

1. Акуленко, А. П. Использование кодоскопа при изучении способов словообразования в V классе / А. П. Акуленко // РЯШ. – 1989. – № 6.

2. Архипова, Е. В. О методе моделирования и возможностях применения тестовых заданий при обучении орфографии / Е. В. Архипова // РЯШ. – 2003. – № 2. – С. 3 – 9.

3. Вагапова, Д. Х. Как преодолеть «минусы» опорных конспектов / Д. Х. Вагапова // РЯШ. – 1991. – № 3.

4. Вершинина, Г. Б. Музыка на уроках обучения описанию / Г. Б. Вершинина // РЯШ. – 1990. – № 3. – С. 34 – 38.

5. Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В. В. Волина.– М.: АСТ, 1996. – 464 с.

6. Габитова, В. Ф. Схемы при обучении орфографии / В. Ф. Габитова // РЯШ. – 1991. – № 1.

7. Горячева, И. А. Наглядное изучение грамматики русского языка на уроках лингвистического анализа текста (5 кл.): работа с текстом «Нашествие Батыя» (несколько уроков) / И. А. Горячева // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2002. – № 2 (январь).

8. Громов, И. А. Все в квадрате. Материалы для повторения изученного в 5 – 6 классах в начале учебного года / И. А. Громов // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – № 18 (сентябрь). – С. 29 – 36.

9. Докукина, М. А. Использование компьютерных программ при изучении морфемики / М. А. Докукина // РЯШ. – 2005. – № 5. – С. 26 – 28.

10. Егорова, И. И Школьные радиопередачи о русском языке / И. И. Егорова // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2008. – № 9 (май). – С. 40 – 46; № 11 (июнь). – С. 20 – 28.

11. Зельманова, Л. М. Диафильм «Как образуются слова» / Л. М. Зельманова // РЯШ. – 1990. – № 3.

12. Иваницкая, Г. М., Корсакова, В. А. Обобщающие таблицы по русскому языку / Г. М. Иваницкая, В. А. Корсакова // РЯШ. – 1990. – № 1.

13. Кохановская, Л. В. Лингвистические сказки / Л. В. Кохановская // Русский язык и литература. – 1990. – № 1.

14. Ладыженская, Т. А. Практическая методика русского языка. 5 класс / Т. А. Ладыженская, Л. М. Зельманова. – М., 1995. – С. 81 – 85.

15. Ларионова, Л. Г. «Плюсы» и «минусы» опорных конспектов / Л. Г. Ларионова // РЯШ. – 1989. – № 6.

16. Лаури, Н. М. Алгоритмы по орфографии / Н. М. Лаури // РЯШ. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32.

17. Лингвистические сказки // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2000. – № 46 (декабрь). – С. 8.

18. Логачева, А. П. Работа с видеосюжетами на уроках русского языка / А. П. Логачева // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 7 (апрель). – С. 29 – 30.

19. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка / М. Р. Львов. – М., 1997. – 256 с.

20. Львова, С. И. Схема на уроке русского языка / С. И. Львова // РЯШ. – 1990. – № 2.

21. Методика преподавания русского языка / сост. И. В. Тимонина. – Кемерово, 2003 (параграфы 3.3, 3.4). (Имеется на кафедре и на учебном абонементе.)

22. Мурзо, Г. В. Видеозапись в системе тренировки речевых умений школьников / Г. В. Мурзо // РЯШ. – 2005. – № 2. – С. 41 – 45.

23. Никитенко, Г. Ю. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка / Г. Ю. Никитенко // РЯШ. – 1991. – № 6.

24. Пазина, Е. А. Изучение темы «Союз» в VII классе с компьютерной поддержкой / Е. А. Пазина // РЯШ. – 2003. – № 4. – С. 24 – 32.

25. Серова, М. Б. Изучение слитного и раздельного написания наречий на основе опорных схем и таблиц / М. Б. Серова // РЯШ. – 2006. – № 5. – С. 31 – 3.

26. Тарская, Д. М. Использование визуально-графических схем при объяснении нового материала / Д. М. Тарская // РЯШ. – 1990. – № 5.

27. Тимонина, В. Ю. Диалог о роли компьютера в преподавании русского языка / В. Ю. Тимонина, Л. А. Тростенцова // РЯШ. – 2006. – №4. – С. 14 – 18.

28. Феоктистова, Л. В. Музыка на уроках грамматики / Л. В. Феоктистова // РЯШ. – 2007. – № 1. – С. 33 – 37.

29. Чундулаева, Е. Г. Система блоков и опорных карточек // РЯШ. – 1991. – № 2.

30. Шитова, В. А. Подготовительные курсы по русскому языку в режиме он-лайн: новые возможности обучения / В. А. Шитова // РЯШ. – 2007. – № 1. – С. 18 – 24.

31. Шмелев, А. Д. Язык и компьютер: лингвистические алгоритмы / А. Д. Шмелев // РЯШ. – 1989. – № 6.

Практическое занятие № 6

Литература

 

1. Аксенова, Л. А. Как научить? / Л. А. Аксенова // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 23 (декабрь). – С. 33 – 34.

2. Донченко, Т. К. Комплексное решение задач урока / Т. К. Донченко // РЯШ. – 1990. – № 3.

3. Ершов, А. П. Режиссура урока, общение и поведение учителя / А. П. Ершов, В. М. Букатов. – М., 1998.

4. Коротаева, Е. В. «Озадаченная» педагогика / Е. В. Коротаева // РЯШ. – 2008. – № 1. – С. 17 – 22.

5. Криушова, В. В. Перспективы творческого становления («предвосхищающего ожидания» в творческих домашних заданиях) / В. В. Криушова // Русская словесность. – 2007. – № 7. – С. 50 – 55.

6. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева. – М.: Академический проект, 2006. – Глава 10. Формы организации учебной работы по русскому языку. – С. 120–146.

7. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. – М., 1997. – 256 с. (Словарные статьи: подготовка учителя к уроку; урок русского языка; система уроков русского языка; цель урока русского языка; урок сообщения новых знаний; урок закрепления знаний, умений, навыков; урок комбинированный; урок проверки знаний, умений, навыков (контрольный)).

8. Методика преподавания русского языка: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. П. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Академия, 1990 или 2001. – 368 с (Глава VI).

9. Методика преподавания русского языка / сост. И. В. Тимонина. – Кемерово, 2003. – С. 77–96. (Имеется на кафедре и на учебном абонементе.)

10. Панов, Б. Т. Типы и структура уроков русского языка / Б. Т. Панов. М., 1986.

11. Соколова, Л. Л., Никитина, М. В. Размышления о некоторых психологических аспектах преподавания русского языка в средней школе / Л. Л. Соколова // Русская словесность. – 2007. – № 8. – С. 50 – 56.

12. Сонкина, А. С. Обучение студентов планированию материалов по русскому языку / А. С. Сонкина // РЯШ. – 1966. – № 5.

 

 

Практическое занятие № 7

Урок сообщения новых знаний

1. Методика построения урока сообщения новых знаний (отличительные признаки, специфика и основные структурные элементы урока первичного усвоения знаний).

2. Стандартные и нестандартные формы проведения уроков сообщения новых знаний.

3. Методы обучения на этапе восприятия и осознания нового материала. Способы активизации мыслительной активности учащихся при изучении новой темы.

4. Представление фрагмента урока.

5. Анализ эффективности урока.

 

Литература

1. Антонова, Е. С. Как организовать исследование на уроке русского языка / Е. С. Антонова // РЯШ. – 2007. – № 7. – С. 3 – 8.

2. Бакулина, Г. А. Обучение русскому языку средствами субъективизации / Г. А. Бакулина // РЯШ. – 2003. – № 3 – С. 10 – 17.

3. Вознюк, Л. В. Начинаем изучать грамматику (Вводный урок) / Л. В. Вознюк // РЯШ. – 2003. – № 6. – С. 18 – 22.

4. Денисова, Л. О. Развитие творческих способностей учащихся (Поисковая деятельность) / Л. О. Денисова // РЯШ. – 2007. – № 3. – С. 10 – 11.

5. Журавлева, С. И. Лексика. О чем говорят устаревшие слова. 6-й класс / С. И. Журавлева // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2008. – № 15 (август). – С. 7 – 9.

6. Климкина, Ю. Е. Урок на тему «Глагол как часть речи» / Ю. Е. Климкина // РЯШ. – 2003. – № 2. – С. 49 – 50.

7. Котова, Н. В. Что такое частицы? / Н. В. Котова // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2008. – № 8 (апрель). – С. 5 – 7.

8. Криворотова, Э. В. Формирование лингвистического мышления учащихся при изучении лексического и грамматического значений слова / Э. В. Криворотова // РЯШ. – 2007. – С. 18 – 22.

9. Криворотова, Э. В Познавательные задачи на уроках грамматики / Э. В. Криворотова // РЯШ. – 2005. – № 3. – С. 10 – 14.

10. Лапшова, Л. Б., Знакомство с причастием / Л. Б. Лапшова, Е. М. Сыров // РЯШ. – 2005. – № 4. – С. 38 – 43.

11. Литневская, Е. И., Багрянцева, В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.

12. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. – М., 1997. – 256 с. (Словарные статьи: урок сообщения новых знаний, сообщение нового материала по русскому языку, методы обучения русскому языку, объяснительно-иллюстративный метод, наглядность в обучении русскому языку, активность в обучении русскому языку, лекционный метод обучения русскому языку, демонстрация на уроках русского языка, эвристическая беседа по русскому языку, проблемное изложение материала по русскому языку).

  1. Методика преподавания русского языка: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. П. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

14. Методика преподавания русского языка / сост. И. В. Тимонина. – Кемерово, 2003. – С. 96–110. (Имеется на кафедре и на учебном абонементе.)

15. Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка / Т. В. Напольнова // Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку. – М., 1996.

16. Парфенова, Е. Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка / Е. Л. Парфенова // РЯШ. – 2005. – № 3. – С. 33 – 38.

17. Рухленко, Н. М. Беспризорные слова, или Категория состояния / Н. М. Рухленко // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2008. – № 20 (октябрь). – С. 14 – 18.

18. Рухленко, Н. М. «Досадное недоразумение», или Междометия / Н. М. Рухленко // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2008. – № 6 (март). – С. 31 – 38.

19. Степанов, Н. М. Уроки знакомства с новыми понятиями при изучении морфологии / Н. М. Степанова // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 18 (сентябрь). – С. 13 – 14.

20. Хохлова, Н. А. Неполные предложения / Н. А. Хохлова // Русская словесность. – 2007. – № 8. – С. 57 – 63

 

Практические задания

1. Просмотрите современные периодические издания «Русский язык в школе», «Русский язык». Еженед. прилож. к газете «Первое сентября», «Мир русского слова» и др. (можно привлекать электронные ресурсы сети Интернет). Найдите дополнительную информацию о стандартных и нестандартных формах проведения уроков сообщения новых знаний по различным разделам курса «Русский язык». Представьте результаты Вашего поиска в группе с краткой аннотацией статей (задание для всех студентов).

2. Разработайте письменно конспект фрагмента урока сообщения новых знаний по любой теме. Подготовьтесь к представлению результатов в группе. Сформулируйте цели Вашего урока. При разработке урока продумайте разнообразные формы, методы и приемы подачи нового материала, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся на уроках русского языка. Будьте готовы к анализу уроков друг друга (задание для двух студентов).

 

Практическое занятие № 8

Литература

1. Аксенова, Л. А. Фразеологические средства языка. Использование фразеологизмов в речи / Л. А. Аксенова // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2005. – № 24 (декабрь). – С. 21 – 23.

2. Белова, Л. Г. «Я усвоил все местоимения» (урок-викторина) / Л. Г. Белова // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – № 7 (февраль).

3. Бураева, Н. Н. Лабораторные работы на уроках русского языка в X классе / Н. Н. Бураева // РЯШ. – 2005. – № 1. – С. 34 – 42.

4. Ващенко, А. А. Из опыта работы в парах сменного состава / А. А. Ващенко // РЯШ. – 1990. – № 2.

5. Зайцева, Е. Ю. Урок-исследование «Изобразительно-выразительная роль причастий» / Е. Ю. Зайцева // РЯШ. – 2004. – № 5. – С 44–46.

6. Ивкина, С. М. Урок-конкурс в 4 классе (завершение тем «Лексика», «Словообразование» // РЯШ. – 1989. – № 4.

7. Кийко, М. Н. Закрепление тем «Диалог» и «Обращение» в 6 классе на базе создания коммуникативных ситуаций / М. Н. Кийко // РЯШ. – 1989. – № 3.

8. Литневская, Е. И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е. И. Литневская, В. А. Багрянцева. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с. (параграфы 29, 30).

9. Лихоманова, Э. В. Урок-практикум «Общественный смотр знаний» (6 кл.) / Э. В. Лихоманова // РЯШ. – 1989. – № 4.

10. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1997. – 256 с. (Словарные статьи: урок закрепления знаний, умений, навыков; закрепление знаний, умений, навыков; повторение материала по русскому языку, сравнение и сопоставление в обучении русскому языку; аналогия в обучении русскому языку; прочность знаний, умений и навыков; индивидуальный подход в условиях коллективной работы класса; дифференцированный подход в обучении русскому языку; практикум, диспут, викторина по русскому языку; самостоятельная работа учащихся по русскому языку).

11. Малявина, Т. П. Материалы к уроку «Знаки препинания в союзных сложных предложениях» / Т. П. Малявина, Н. А. Белова // РЯШ. – 2006. – № 6. – С. 30 – 33.

12. Мартынова, С. С. Формы и приемы групповой работы на уроках и во внеурочное время / С. С. Мартынова // РЯШ. – 1990. – № 3.

13. Методика преподавания русского языка: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. П. Львов; под ред. М. Т. Баранова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

14. Методика преподавания русского языка / сост. И. В. Тимонина. – Кемерово, 2003. – С. 110–124. (Имеется на кафедре и на учебном абонементе.)

15. Новикова, Л. И. Урок-суд «Обсудим словари» или «Вселенная в алфавитном порядке» (5 – 6 кл.) / Л. И. Новикова // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – № 3 (январь.

16. Пересветова, Е. В. Размышляем над черновиками А. С. Пушкина (Урок-исследование) / Е. В. Пересветова // РЯШ. – 2004. – № 3. – С. 57 – 59.

17. Родченко О. Л. и др. Дискуссия как форма общения на уроке русского языка / О. Л. Родченко и др. // РЯШ. – 1990. – № 4.

18. Рухленко, М. Н. Урок-практикум «Восстановление деформированного текста» / М. Н. Рухленко // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – № 7 (февраль).

19. Сухар, С. С. КВН юных филологов / С. С. Сухар // РЯШ. – 1992. – № 5 – 6.

20. Тандат, С. В. Урок на тему «Распространенные и нераспространенные предложения» (8 класс) / С. В. Тандат // РЯШ. – 1991. – № 6.

21. Храмова, Л. М. Тренировочный урок по теме «Обращение» / Л. М. Храмова // Русская словесность. – 2007. – № 8. – С. 63 – 66.

22. Худякова, Л. А. Уроки русского языка в форме лабораторной работы / Л. А. Худякова // РЯШ. – 2005. – № 1. – С. 30 – 34.

23. Шарапов, О. Ю. Фонетический КВН (5–6 кл.) / О. Ю. Шарапов // РЯШ. – 1997. – № 2.

 

Практические задания

1. Просмотрите современные периодические издания «Русский язык в школе», «Русский язык». Еженед. прилож. к газете «Первое сентября», «Мир русского слова» и др. (можно привлекать электронные ресурсы сети Интернет). Найдите дополнительную информацию о стандартных и нестандартных формах проведения уроков закрепления знаний, умений и навыков. Представьте результаты Вашего поиска в группе с краткой аннотацией статей (задание для всех).

2. Разработайте фрагмент урока закрепления знаний, умений и навыков по любой теме. Подготовьтесь к его представлению в студенческой группе. Будьте готовы к анализу уроков друг друга (задание для двух студентов).

 

Практическое занятие № 9

Литература

1.Богданова, Г. А. Урок-зачет по теме «Имя прилагательное» / Г. А. Богданова // РЯШ. – 1992. – № 2.

2.Вахрушева, Л. М. Применение проективного метода на уроках русского языка / Л. М. Вахрушева // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2007. – № 14 (июль). – С. 35 – 36.

3.Вовк, С. М. Изучение обособленных членов предложения на материале повести А. Пушкина «Капитанская дочка» (урок-игра) / С. М. Вовк // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2006. – № 19 (октябрь). – С. 22 – 25.

4.Галимова, Л. М. Урок-практикум в VIII классе. Обобщение изученного по теме «Обстоятельство» / Л. М. Галимова // РЯШ. – 2004. – № 3. – С. 55 – 56.

5.Ефремова, Л. Р. Урок-путешествие. В гостях у суффиксов и окончаний / Л. Р. Ефремова // Русский язык. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». – 2008. – № 15 (август). – С. 16 – 18.

6.Ивкина, С. М. Урок-конкурс в IV классе (Завершение тем «Лексика» и «Словообразование») / С. М. Ивкина // РЯШ. – 1989. – № 4.

7.Козырева, Н. Л. Урок русского языка: результативно и интересно / Н. Л. Козырева // РЯШ. – 2003. – № 1. – С. 35 – 38.

8.Коротаева, Е. В. Уровни познавательной активности (технология обучения всего класса) / Е. В. Коротаева // РЯШ. – 1996. – № 4.

9.Крамаренк







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.