Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тгп в системе гуманитарных наук.





Применение права: понятие, признаки, отличия от других форм реализации права.

Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.

В зависимости от характера действий субъектов выделяют 4 формы реализации права:— соблюдение (с помощью ее осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться);— исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны):— использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает

определенного блага, ценности):— применение (это властная деятельность компетентных органов по

 

 

разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).

Применение — особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:1) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные,
муниципальные органы и т.п.);2) носит властный характер;3) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);4) осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права);5)связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта;6) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав и обязанностей, мер наказания и поощрения и т.п.

Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.д.

 

Правовой нигилизм.

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

 

Проявления правового нигилизма Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствие уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом.

Значимость правового нигилизма Люди, утверждающие, что правовой нигилизм является основной причиной совершения преступлений, явно считают ценностные и моральные установки основной причиной также и соблюдения законов. Этому прямо противоречит экономика преступления и наказания, исключающая из решения гражданина о соблюдении или несоблюдении закона морально-этическую составляющую. Соответственно правовой нигилизм не будет причиной преступлений в случае, если человек знает законы, и эти законы устроены так, что этому человеку выгоднее жить по законам, а не преступать их. Причины правового нигилизма Основной причиной правового нигилизма есть знание людей о том, что законы не исполняются, когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности — правового нигилизма. Пути преодоления Преодоление правового нигилизма весьма сложный и длительный процесс. Основные пути преодоления правового нигилизма: повышение уровня общей и правовой культуры; их правосознания; предупреждение правонарушений, в первую очередь преступности; совершенствование законодательства; массовое правовое просвещение; правовое воспитание; укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины; уважительное отношение к личности человека, обеспечение его прав и свобод; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; правовая реформа и другое.

 

БИЛЕТ №9

1. Современные проблемы т гп.

Так, на основе анализа истории развития юриспруден­ции к современному периоду стало очевидным, что граждан­ское общество может формироваться и нормально функциони­ровать, опираясь лишь на демократические законы. Эта же ис­тория свидетельствует о том, что тоталитаризм и правовое го­сударство являются антиподами. Такими же антиподами явля­ются понятия «верховенство права» и «административно-командная система».Кроме того, есть парадигмы юриспруденции, которые относятся как бы к внутреннему строению самой правовой сис­темы. К их числу можно отнести такие современные парадигмы юриспруденции, как: носителем суверенитета и единственным источником власти является государствообразующий народ; го­сударственная власть должна иметь четкую иерархическую структуру; источники права выстраиваются строго по юридиче­ской силе актов, начиная с конституции страны, законов, подза­конных актов и т.д.К категории парадигмов юриспруденции следует отнести и положение о единстве понятий и категорий, существующее в государственно-правовой сфере. Это положение распространя­ется даже на юриспруденцию всех стран планеты. Дело в том, что нельзя, например, в понятие «право» вкладывать один смысл в России и совсем другой - во Франции. Тогда юристы разных стран будут разговаривать совершенно на разных язы­ках и не поймут друг друга.К сожалению, относительно парадигмы юриспруденции исторически сложились и отрицательные исходные положения. Особенно это относится к истории российской общественной жизни. Так, здесь относительно юриспруденции нередко гово­рили: «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло»; «сила (солому) закон ломит»; «против сильного не судись» и т.д.

К советскому периоду относятся такие отрицательные высказывания, характеризующие роль и место юриспруденции, как: «телефонное право сильнее писаных законов»; «законы -это бумага, а жить надо по разуму»; «ваше бумажное право людей не накормит» и т.д.

Сегодня в Российской Федерации все еще продолжается процесс переосмысления того, что было в советское время, и все в большей мере здесь задаются вопросом о том, какое об­щество мы хотим построить и каковой должна быть та общена­циональная идея, которую мы должны стремиться реализовать в своем развитии в будущем.

Нам бы хотелось, чтобы в таком переосмыслении про­шлого и в поиске возможных путей развития нашего общества принимали более активное участие представители юридиче­ской науки, которые, в основном, специализируются на выяс­нении роли и места государства и его институтов в обществен­ном развитии.

Такая необходимость объясняется тем, что в России го­сударственно-правовые институты испокон веку формирова­лись по усмотрению правителей, научные же основы в этой об­ласти остаются не востребованными до

 

настоящего времени. Даже вопрос о том, является ли юридическая наука наукой в России до сих пор для многих представителей естественных и общественных наук остается дискуссионным. Но как бы там не было, если серьезно поразмышлять, то получается, что иного пути развития у Российской Федерации, кроме как интегрироваться в правила организации обществен­ной жизни в цивилизованных странах, по существу, нет. Хотим мы того или нет, мы должны идти в ногу с цивилизованным миром, и не наступать каждый раз на одни и те же грабли. Нам в России необходимо переосмыслить представле­ния и о первичности некой политики по отношению к государству и праву. Ведь и сегодня из уст самых, что ни на есть, вы­соких государственных чиновников приходится слышать вы­ражение типа: «это не юридический, а политический вопрос», и тем самым юридическое решение вопроса отодвигается на вто­рой план, как это бывало в советское время, когда государст­венная власть полностью подчинялась политической власти Коммунистической партии.

Далее нам в России необходимо переосмыслить уста­ревшие представления о государстве как организаторе (прора­бе) производства, экономического развития. В условиях фор­мирования рыночной экономики государство должно от прямо­го управления экономикой перейти к созданию условий для оптимальной деятельности предпринимателей, землевладель­цев. У нас еще не сложилось понимание сути такого поворота в деятельности государства. Поэтому к предложениям об усиле­нии регулирующей функции государства экономикой следует отнестись с большей осторожностью:во-первых, в каждом случае, следует уточнять: в каком направлении надо усилить государственное вмешательство в экономику;во-вторых, какими методами и, в-третьих, какими фи­нансовыми возможностями следует сопровождать такое вме­шательство. Если не определиться в этих тонкостях, то призыв лишь к усилению государственного вмешательства в экономи­ку может оказаться простым продолжением прежнего админи­стрирования с такими же общими результатами.

Когда у нас призывают усилить государственное вмеша­тельство в экономику и ссылаются при этом на зарубежный опыт, то не учитывают минимум три момента:

во-первых, за рубежом речь идет об усилении государственного вмешательства в условиях развитого рынка и с це­лью предотвращения монополизации рынка, то есть вводиться ограничения в развитую стихию рынка. У нас же развитого рынка еще нет, в этих условиях предложения об усилении го­сударственного вмешательства, по существу, оказываются ан­тирыночными, то есть прежними командами; во-вторых, усиление государственного вмешательства в рыночных зарубежных странах предлагается строго в рамках совершенствования этих рыночных механизмов. Предложения же наших авторов зачастую мыслятся без учета сохранения рыночных механизмов, вопреки этим механизмам, а иногда и взамен их; в-третьих, в зарубежных странах государственное вме­шательство в экономику осуществляется всецело в социальных интересах, не подменяя законов функционирования экономики. У нас же направленность государственного вмешательства не уточняется и получается, что государство может вмешиваться как угодно, в какую угодно сферу и под каким угодно мотивом.

Размышляя обо всем этом, нельзя не прийти к выводу о том, что в России до сих пор цели и средства, связанные с раз­витием общества четко не определены. Все это происходит еще и потому, что в России до сих пор не найдена соответствующая опора развития для государства. Государство в России и его чиновники опять, в отличие от активных периодов реформ, забыли то, ради чего они нужны обществу. Между тем в стра­нах с демократической правовой ориентацией давно уже разо­брались в таких ценностях, как «права человека», «народный суверенитет», «строительство правового государства» и т.д.

Если задуматься над вопросом о том, чего сегодня не хватает России для отлаживания ее многочисленных проблем, то решение его вряд ли будет упираться в укрепление гос. суверенитета (то есть независимости государства от кого-то). Напротив, хроническая болезнь России (по сравнению с западными странами) заключается в неумении оптимально использовать государственно-правовые институты для отлаживания цивилизованной жизни, в постоянном игнорировании принципа верховенства права в обществе в угоду верховенетнй государства и его чиновников. И сегодня для России обеспечение верховенства права, легитимного закона в обществе, ни нашему мнению, является важнее, чем всевозможные струк­турные изменения исполнительной власти. Сегодня нам, как на уровне Российской Федерации в це­лом, так и в ее субъектах, необходимо вести речь не об укреп­лении государственного суверенитета, не об укреплении госу­дарственной власти вообще, а об обеспечении формирования правового государства, предусмотренного в Конституции, об установлении в нашем обществе верховенства права, законов, отвечающих интересам народа. Правда, это сделать гораздо труднее, чем объявить и праздновать государственный суверенитет, не совсем понятный простым людям.

Нам в России необходимо научиться жить в условиях введения в практику принципа верховенства в обществе правил поведения, содержащихся в законах, других нормативных пра­вовых актах. Речь также идет об их верховенстве по отноше­нию к волевым указаниям начальников, чиновников и т.д. К сожалению, у нас до сих пор принцип верховенства юридиче­ских правил поведения в обществе не воспринят и в первую очередь среди самих государственных чиновников. Не оста­навливаясь на причинах такого явления (о них тоже уже много раз было сказано), хотелось лишь подчеркнуть, что без реализации принципа верховенства законов в обществе, нам не уда­йся создать условия для нормальной жизни людей. Эта пара­дигма также должна быть усвоена в нашей российской действительности.

2. Юридический язык.

Юридический язык, как и любой другой профессиональный язык, обладает определенными свойствами (признаками), которые позволяют выделить юридическую деятельность, как определенный вид профессиональной деятельности, без наличия которых он не может быть воспринят как особая отдельная языковая категория и которые будут характерны только для юридического языка.

а) Адекватность. первую очередь, несомненно, юридический язык должен реально отражать имеющуюся государственно-правовую действительность. Каждый юридический термин, каждая юридическая категория должна быть как внешним отражением содержания государственно-правовых явлений, а также социальной практики, так и точно, достоверно передавать смысл каждой категории. При несоответствии смысла и содержания смысловая нагрузка юридической терминологии будет утеряна и даст искаженное проецирование в социальную среду, для которой она и предназначена. Поэтому юридический язык должен иметь юридический смысл и юридическое значение.

г) Формальность. Формальность юридического языка предопределяется формальностью самого права: каждый термин, каждая категория при юридическом толковании могут быть только однозначными и не должны предполагать двойного значения.Юридический язык не совсем русский и совсем не литературный. Современная юридическая терминология требует обращения к языковым первоосновам, которыми является – латынь. Знание латыни, в свою очередь, не предполагает дополнительных языковых обозначений, которые бы устанавливали смысл и значение каждого юридического термина, каждой юридической категории.

Однако при этом недопустимо и применение юридических архаизмов. Так, применение таких терминов, вышедших из употребления, как тать, кат и прочих аналогичных вряд ли будут способствовать верному правомониманию и реальному правоприменению.

д) Функциональность. Проецируемость юридического языка в социальной среде предопределяет его функциональное предназначение. Функция юридического языка состоит не только том, чтобы точно и верно определить языковой смысл государственно-правовых явлений, а, чтобы, спроецировав его в социальную среду, придать ему прикладное значение и сделать средством общения, в первую очередь, в профессиональной юридической деятельности.

 

3. Материальное и процессуальное, публичное и частное право. В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное право - совокупность правовых нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливает правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т. д. Материальные отрасли права связаны с процессуальным, всякое материальное право имеет свои необходимые, присущие ему процессуальные формы. Один и тот же дух должен одушевлять судебный процесс и законы, ибо процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни.

Процессуальное право - регламентир. порядок правов. регулир. материальн. отраслей. Состоит из прав, норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. Оно неразрывно связано с материальным правом, так как закрепляет процессуальн. формы, необходимые для его существования.

Частное и публичное право

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Отсюда частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);

2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);

3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);

4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

 

БИЛЕТ№10

1. Социальное государство.

Под «социальным государством» понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое гос-во, свобода и равенство, права человека. Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль. Бенжамен Констан. Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью. Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы. считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который задача государства.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции. Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого формировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может быть правовым. Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

БИЛЕТ №11

Функции права.

Право - это система установленных и гарантированных государством формально определенных правил поведения общего характера, обусловленных, в конечном счете, материальными и духовно-культурными условиями жизни общества.

Термин право используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Его синонимом здесь выступает термин "правовая система"

Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику работы юридических норм. Общесоциальные функции: экономическая, политическая, воспитательная. Функциональное назначение права проявляется в следующих конкретных функциях: 1. регулятивно-статическая - это функция закрепления, стабилизации общественных отношений, более четко выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц; правоспособности физических и юридических лиц.2. Регулятивно-динамическая - с ее помощью право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. 3. Охранительная - выделяет право из других систем социальной регуляции, т.к. осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которой гарантируется государственным принуждением.4. Оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чего-либо, решений поступков.

5. Воспитательная - с помощью этой функции право оказывает воспитательное воздействие на индивида и общество в целом.

2. Демократия: понятие, признаки и эволюция представлений о демократии.

Демократию сегодня нельзя рассматривать лишь в духе политики Аристотеля, поскольку таких мелких государств, как древнегреческие полиса сейчас нет. Сегодня, демократия - это одна из форм организации государственной власти, при которой государствообразующий народ участвует в формировании политической власти, в программировании ее деятельности и действенно контролирует ее, удерживает от всевозможных отклонений. Необходимо отметить, что демократия — оценочное понятие, которое нельзя примерять к каким - либо формам или типам гос-ва. С ее помощью следует оценивать действующую гос-ую власть. Поэтому демократия не может быть ни социалистической, ни буржуазной, ни французской и.... Она представляет собой совокупность определенных требований, с позиций которых следует оценивать то или иное общество и государство.

Демократия представляет собой совокупность определенных требований, с

позиций которых следует оценивать то или иное общество и государство. Она характеризуется следующими моментами: уважительное, терпеливое отношение к мнению меньшинства; равноправие граждан независимо от национальности, вероисповедания; признание в обществе естественных политических и социальных прав, закрепленных в законе, гарантирующем их реализацию; гласность в деятельности государства.

Форма демократии представляет собой внешнее проявление участия народа в формировании государственной власти и контроле за ее деятельностью. По этому признаку она бывает непосредственной и представительной. В первом случае граждане непосредственно вырабатывают решения (референдум, выборы депутатов, сходы граждан и др.), во втором — выражают их через своих представителей. Гражданское общество должно активно использовать все формы демократии, постоянно сверять деятельность государства с интересами общества.

БИЛЕТ№14

Правомерное поведение.

Правомерное поведение - это осознанное деяние (действие или бездействие) участника общественного отношения в соответствии с требованиями правовых норм.

Оно представляет собой желаемое поведение участника общественного отношения. Любое цивилизованное общество должно быть заинтересовано в том, чтобы оно функционировало на основе правомерного поведения граждан. Чем больше такого поведения, тем меньше правонарушений.

Теорией государства и права установлено, что правомерному поведению способствуют следующие условия: - соответствия политики государства воле народа, демократические порядки и гласность в деятельности государства и его должностных лиц;

- совпадение цели законодателя с практической деятельностью всей правоохранительной службы государства;. недопущение чрезмерной зарегулированности общественных отношений, особенно в сфере предпринимательства;- совершенное, отвечающее потребностям общественного развития и интересам широких слоев населения законодательство; - уменьшение количества запретов в обществе, предпочтение управомочивающих правовых норм," выход в сфере экономики на принцип "Разрешено все, чти прямо не запрещено"; - совпадение требований правовых норм с нравственными ценностями, которых придерживается большинство населения; - широкое использование норм стимулов и поощрительных норм; - высокий уровень правовой культуры граждан и должностных лиц.

Виды правомерного поведения можно квалифицировать по различным основаниям:

по внешнему проявлению: действия или бездействия; по субъектам правомерного деяния: деяния граждан, государственных органов, общественных организаций; по отраслевой принадлежности: административно-правовые, гражданско-правовые, государственно-правовые и т.д.

 

БИЛЕТ №17

1. Форма политического режима.

Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе.

Политический режим (в широком смысле) - уровень гарантированности демократических прав и полит-их свобод личности, степень соответствия официальной конституции и правовых форм полит-им реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам гос-ой и общественной жизни.

Государственно-правовой (политический) режим бывает двух видов - демократический и авторитарный. Демократический режим - это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека. Источником власти является народ. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения. Объединения, союзы, секции, общества...)

Авторитарный режим (антидемократический) — абсолютно-монархический, тоталитарный, фашистский и т.д. - проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр.

Уясняя понятие государственного режима, нужно иметь в виду, что демократические и авторитарные режимы не существуют в чистом виде. В реальных государствах демократические и авторитарные режимы могут на некоторое время переплетаться (особенно в государствах переходного типа), дополняться различными факторами, обусловленными конкретными историческими условиями жизни того или иного государствообразующего народа.

Все виды: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный, либеральный, демократический.

Билет №19

БИЛЕТ №22

БИЛЕТ №28

1. Внутренние функции государства. Или внешние функции государства

Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Функции государства - -это основные направления его политический деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение. Внутренние функции — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К внутренним функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, финансовую (налогообложение и финансовый контроль) и функцию охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка. Полит-ая функция обусловлена тем, что в сфере политич-х отношений действует целая система полит-их институтов, учреждений, гос-ных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие гос-ва, в т.ч. обеспечение народовластия. Функция гос-ва в полит-ой сфере имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества. Она позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятствующих развитию др.направлений деятельности гос-ва. Содержание экономич-ой функции зависит от того, осуществляется ли она в условиях распределительной экономики (господствует гос-ная собственность) или рыночной (на основе саморазвития). При характертистике экон-ой функции гос-ва следует иметь в виду, что рынок - динамическое явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются. Гос-во поощряет области экономики и отечественного производителя (кредиты, освобождение от налогов и др.), все это играет особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения. Социальная функция определяется задачами гос-ва в социальной сфере. Главное назначение этой функции - обеспечение общественного благополучия и создание каждому равных возможностей для достижения этого благополучия (гарантированный со стороны гос-ва прожиточный минимум, обеспечение права каждого на свободу труда...). Экологическая функция тесно связана с социальной функцией, т.к. обусловлена социальной обязанностью гос-ва обеспечить благополучие граждан и безопасность страны в экологическом отношении. Эта функция приобретает большое значение в условиях ухудшения во всем мире состоянии окружающей среды и ряда экологических катастроф. Разрабатывается обширное природоохранное законодательство, кот. регулирует деятельность людей в области использования окруж.среды, а к его нарушителям применяются жесткие правовые меры. Важной функцией гос-ва являтеся финансовая, включающая налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экон-кой и социальной политики. Другой частью этой функции явл.финансовый контроль, который осуществляется гос-вом. От эффективности фин.контроля во многом зависят экон-ое благополучие и полит-ая стабильность страны. Функция защиты прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка относится к приоритетным. Права чел-ка составляют основу политики в отношения с др.гос-ми и со всем мир.сообществом. Выполнение этой функции осуществляется системой правоох-ных органов, судами, ОВД, гос-ной безопаснотью, прокуратурой и т.д.

Внешние функции государства составляют: обеспечение интеграции в мировую экономику; оборона страны; поддержание мирового порядка; сотрудничество с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем современности. Функция интеграции в мир.экономику основывается на признании взаимозависимости гос-в в современном мире, в т.ч. в сфере производственных, научно-тех-их, торговых, кредитных, транспортных и др.отношений. Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между гос-ми. Общую координацию международно-экономического, торгово-финансового острудничества осуществляет ООН и ее специализированные учреждения -Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС). Функция обороны основывается в большинстве демок-их гос-в на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Функция поддержания мирового порядка охватывает следующие сферы: деятельность по разоружению, обеспечение сотрудничества гос-в в борьбе с организ-ой преступностью, наркобизнесом, регулирование межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Функция сотрудничества, ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, затрагивающих интересы каждого народа и чел-ва в целом и требующих междунар-го реагирования (голод, нищета, охрана прир.ресурсов). Эта функция носит всеохватывающий хар-р и предполагает создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз.

БИЛЕТ№29

1. Методы теории государства и права (диалектический материализм, общенаучные и частнонаучвые методы)

Методы теории государства и права - это приемы, способы,.подходы. которые используются теорией государства и права для познания своего предмета и получения научных результатов.

Методология т гп- применение совокупности теоретических принципов, логических приемов и способов исследования основных, общих закономерностей возникновения и развития гос-правовых явлений.

Выделяются следующие методы:

общенаучные - общие методы, выработанные общественными и естественными науками:

- материалистический подход - позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявить и исследовать их возможности для упрочнения материальных основ и увеличения экономического потенциала общества;- диалектический метод - учение об общих закономерных связях развития бытия и сознания;- метод перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному - например. процесс познания формы государства переходит от абстрактной формы государства к его видам -форма правления и форма государственного устройства, затем к их видам;- исторический метод - изучение исторических традиций, социально-культурных корней государства и права;- системный метод - исследование объекта как системы - упорядочивание множества элементов.

К общенаучным методам относятся и логические приемы:" анализ - выявляет структур}' государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними • синтез - используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа. * индукция - познание отдельных сторон или свойств государства и права; «дедукция -обратный прием - познание от общего к частному: сначала познаются общие закономерности и свойства государства и права, затем, разделяя их на определенные группы, им дается определение. гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией.

Частнонаучные

• формально-юридический метод - исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, анализ форм государства, опред







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.