Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Место тгп в системе юридических наук.





Общность тгп и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деят. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития гос.-правовых форм в хронологическом порядке (то есть применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (то есть применяет преимущественно логический метод).По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.Таким образом, особенности тгп как науки состоят в том, что она является:— гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления—государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);—политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от др. гуманитарных теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юрид. наук).

2. Предмет, типы и способы правового регулирования. Правовое регулирование представляет собой влияние на поведение людей с помощью определенных юридических средств.

Под предметом правового регулирования подразумеваются пределы и возможности права в процессе его воздействия на общественную жизнь, т.е. внешне контролируемые отношения. Складывающиеся между людьми и их объединениями в процессе организации общественной жизни. Н-р: может ли право регулировать демографические, миграционные процессы, влиять на климат и т.д, конечно нет, право регулирует лишь конкретные общественные отношения, которые зависят от воли их участников. Тип правового регулирования - это преимущественно используемый в правовой системе, того или иного государства юридический режим регулирования.Выделяется два типа правового регулирования: общедозволительный, который отправляется - от принципа разрешено все, что не запрещено законом; разрешительный, который отправляется от принципа запрещено все, за исключением того, что разрешено.

Способ правового регулирования представляет собой конкретный прием, используемый правом для воздействия на поведение участника волевого общественного правоотношения.

Теория выделяет в основном три способа правового регулирования - дозволение - это предоставление субъектам права совершать определенные положительные действия, обязывание — возложение долга совершать определенные действия, запрет — возложение на субъекта права воздержания от совершения определенных действий.

3.Социальный аспект правотворческой деятельности.Социальный фактор правотворческой деят. – это явление общественной жизни, воздействующее в той или иной форме на выявление потребности в правовом регулировании, на разработку, принятие, изменение или отмену нормативного правового акта и в конечном счете на его содержание. Такое определение может быть использовано при составлении программ и разработке гипотез для проведения эмпирических исследований эффективности правотворческой деятельности.В принципе применительно к каждой проблемной ситуации можно выявить множество связанных с ней социальных факторов. В целях удобства оперирования свою совокупность социальных факторов правотворческой деятельности целесообразно условно подразделить на две большие группы – основные (правообразующие) и обеспечивающие (процессуальные) факторы. Основные факторы обусловливают возникновение проблемной ситуации, требующей правового регулирования, и влияют на характер ее разрешения. Наиболее распространенными основными (правообразующими) факторами являются экономический, экологический, демографический, национальный, политико-правовой, социо-культурный и др. В отличие от основных процессуальные (обеспечивающие) факторы обеспечивают надлежащее разрешение проблемной ситуации, возникшей под влиянием основных факторов, путем издания закона или подзаконного нормативного акта. Круг обеспечивающих секторов относительно невелик. Все многообразие видов и подвидов процессуальных факторов может быть сведено к четырем основным категориям, характеризующим любой вид управленческой деятельности. Это организационный, информационный, научный и программирующий факторы. Необходимо, однако, учитывать, что организационный, информационный, научный и программирующий факторы определяют не только правотворческую деятельность, но и управленческую сущность любых общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации, а, следовательно, могут сами выступать в качестве основных социальных факторов правотворческой деятельности. Специфика социальных факторов состоит в том, что они действуют системно. Одна из распространенных ошибок в процессе правотворчества состоит в том, что законодатель, ориентируясь на решение какой-либо одной проблемы, например, на расширение слоя частных собственников путем приватизации, принимает во внимание лишь наиболее мощный фактор – в нашем примере экономический, не учитывая при этом сопутствующих явлений, например, последствий приватизации в социальной сфере и низкую правовую культуру населения.Вместе с тем многообразие взаимодействующих в ходе принятия правотворческого решения факторов не означает, что в каждом случае задействованными оказываются все без исключения основные и обеспечивающие факторы. Число вовлеченных во взаимодействие факторов и их круг подвижны и в конкретных обстоятельствах зависят прежде всего от характера подлежащих регламентации общественных отношений.Понятно, что чем шире круг взаимодействующих факторов, тем сложнее характер влияния, которое они оказывают друг на друга и в конечном счете на правотворческую деятельность и содержание правового нормативного акта. Это влияние зависит не только от числа взаимодействующих факторов, но и от направленности их действия, мощности и устойчивости отдельных факторов. Вот почему в ходе правотворчества столь важное значение имеет не только выявление всей совокупности явлений и процессов, которые должны быть учтены при регламентации определенных отношений, но и их «взвешивание», т.е. измерение силы их влияния во взаимодействии с другими факторами.«Взвешивание» социальных факторов предполагает прежде всего определение в ходе подготовки законопроекта направленности действия факторов по отношению как друг к другу, так и к цели, которой стремится достичь законодатель путем принятия данного нормативного акта. В реальной жизни измерение направленности действия факторов друг к другу и к цели разрабатываемого законопроекта происходит одновременно. Другими словами, в задачу законодателя входит выявление того, в каком отношении к цели будущего нормативного акта находится результат взаимодействующих факторов. Только в том случае, когда рассчитанный общий результат взаимодействия имеет позитивную направленность, есть основания предполагать, что применение этого нормативного правового акта будет эффективным.Результат взаимодействия той или иной совокупности факторов обусловливается не только их направленностью, но и мощностью каждого из них. Мощность фактора – это сила его влияния на возникновение проблемной ситуации и на ее надлежащее разрешение. Она зависит от места данного фактора в общей системе факторов и в системе, характерной для той или иной отрасли законодательства, а также от силы его влияния в конкретной ситуации. Как показывает практика, в общей системе факторов наиболее мощными являются экономический и политический факторы. Применительно к отдельным отраслям законодательства на первый план могут выступать и другие виды основных факторов. Такова, например, ведущая роль социокультурного фактора при формировании законодательства об образовании, культуре, библиотечном деле.Реальная мощность фактора определяется также силой его влияния в конкретной ситуации, которую возможно подвергнуть количественному измерению. Она

 

может быть определена как число совпадающих предложений, поступивших в связи с разработкой определенного законопроекта от граждан и иных субъектов – участников правотворчества.Характер влияния, которое оказывают социальные факторы, взаимодействуя в ходе принятия правотворческого решения, определяется наряду с числом взаимодействующих факторов, их мощностью, направленностью, а также устойчивостью действия отдельных факторов. Социальные факторы правотворческой деятельности не остаются неизменными во времени. Тем не менее можно констатировать, что наличие одних факторов носит относительно постоянный характер, тогда как другие существуют временно. Анализ действующего в РФ законодательства показывает, что многие законы, принятые в современный переходный период (о порядке деятельности иностранных банков, о таможенной политике и др., где приоритеты определяются прежде всего конкретной экономической ситуацией), носят временный характер.Устойчивость действия фактора, т.е. постоянный или временный характер его воздействия, не тождественна мощности фактора. Нередко оказывается, что хотя тот или иной социальный фактор существует постоянно, мощность его влияния на правовую регламентацию конкретной сферы общественной жизни относительно невелика. Так, постоянный характер действия географического фактора сомнения не вызывает. Тем не менее его воздействие, например, на гражданско-процессуальное законодательство невелико. Вместе с тем при определенных условиях воздействие конкретного временного фактора на развитие законодательства может быть весьма мощным.Специфика предмета правового регулирования не отменяет типичного во взаимосвязях факторов правотворчества. Однако она придает взаимодействию факторов в рамках той или иной отрасли индивидуальные черты, учет которых является необходимым условием эффективности принимаемых законов и подзаконных актов. Обладают такой спецификой и отдельные подотрасли и институты права. Так, применительно к семейному законодательству социальная модель института, предположим, регистрации брака неидентична социальной модели института алиментных обязательств членов семьи в связи с различиями при их формировании в характере взаимосвязи демографического и экономического факторов.Отсюда следует, что достоверность научных рекомендаций по совершенствованию законодательства может быть достаточно высокой лишь при условии, что в ходе их создания учитывается специфика социальной обусловленности не только соответствующего института, но и отрасли в целом. Только в этом случае можно говорить о полном учете всего круга типичных для регламентируемых отношений факторов и особенностей их взаимодействия. Сказанным в известной мере объясняется значимость систематизации законодательства в форме принятия законов типа Основ законодательства и кодексов, регламентирующих в обобщенном (сводном) виде общественные отношения в рамках целой отрасли (подотрасли) законодательства. При подготовке кодифицированных сводных актов создаются наиболее благоприятные условия не только для максимально точного и полного учета и отражения в будущем законе всей совокупности подлежащих регламентации явлений и процессов, но и для их оценки сквозь призму взаимодействующих социальных факторов. В этих условиях законодатель приобретает наилучшую возможность обозреть применительно к масштабам целей отрасли не только позитивно, но и негативно направленные факторы, а также определить их реальную мощность. В результате законодатель может целенаправленно влиять на регламентируемую сферу общественных отношений, стимулируя развитие позитивно действующих факторов, компенсируя в случае необходимости их относительно малую мощность путем подключения к правовому регулированию не задействованных ранее прочих факторов, препятствуя превращению отрицательно направленных факторов в нежелательную тенденцию.Сказанным в известной мере определяется общая стратегия совершенствования законодательства: целесообразность кодификации при проведении правовых реформ в масштабах целой отрасли (подотрасли) и необходимость инкорпорации в ранее принятые кодексы издаваемых впоследствии законодательных актов.

 

 

БИЛЕТ №5

1 Понятие теории государства и права.

Теория государства и права - это система знаний об объективных законах общественного развития, отраженных в государственно-правовых явлениях, их социально-политических целях, механизме государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденциях его развития.

Теория государства и права - наука о государстве и праве вообще. Как и любая другая наука, она представляет собой общечеловеческую ценность, опирается на знания, добытые учеными всех стран мира. Сегодня теория государства и права деидеологизируется, становится действительно научной дисциплиной, беспристрастно и объективно изучающей свой предмет. Объектом ее изучения выступают не конкретное государство и его система, а государство и право как таковые.

2. Субъекты, принципы и стадии правотворчества. Понятие и виды правотворчества.Правотворчество представляет собой особую форму дея­тельности государственных органов по разработке и принятию нормативно-правовых актов в целях установления, изменения или отмены юридических норм.Различают цели, формы, виды, способы, субъекты, объекты и стадии правотворчества: Целью правотворчества является создание и упрочение правовой (юридической) базы общества, совершенствование текуще­го законодательства и его систематизация в форме кодификации,,ин­корпорации и консолидации.

Кодификация - это творческая, внутренняя, содержательная переработка имеющихся нормативно-правовых актов и создание на их основе нового, единого, укрупненного нормативно-правого акта, называемого кодексом. Кодификация представляет собой норматив­но-правовое обобщение различных, порой многочисленных источни­ков права: она облегчает нахождение нужной нормы, устраняет про­белы, систематизирует многочисленные разрозненные нормы права.

Инкорпорация - не затрагивающая сути норм права внешняя обработка нормативно-правовых актов для создания сборников, соб­раний законодательства и т.д. Последние бывают хронологическими и систематическими (по видам отношений, регулируемых законода­тельством). Консолидация - укрупнение правовых актов. В нашей стране применяется редко.

Формы правотворчества. Выделяют три формы право-творчества:а) непосредственное Правотворчество, то есть правотворчест-во государствообразующего народа (референдум) и некоторых дру­гих субъектов (сходы, собрания трудового коллектива и т.д.);б) Правотворчество государственных органов (органов зако­нодательной, исполнительной власти);в) Правотворчество общественных объединений (принятие ими уставов, других решений нормативного характера).

Виды правотворчества. Различают три вида правотворче­ства:а) непосредственное Правотворчество государствообразующе­го народа, органов государственной власти;б) делегирование правотворчества - предоставление государ­ством права принятия каких-то нормативных актов другим, негосударственным субъектам (например, право профсоюзов в регулирова­нии трудовых отношений); в) санкционированное правотворчество. Так называется факт регистрации в государственном органе нормативного акта, принятого негосударственной структурой, и придания ему таким путем юриди­ческой силы. Имеет место в случаях, когда, например, принятый ус­тав акционерного общества, зарегистрированный в соответствующих государственных органах, приобретает силу нормативно-правового акта.

Способы правотворчества. Выделяются два способа правотворчества:- прямое установление норм нрава (референдумом, государ­ственным органом, делегированным органом);- санкционирование, то есть придание юридической силы правилам поведения непрямого установления (например, придание юридической силы некоторым обычаям, нормам, установленными общественными объединениями и т.д.).

Субъекты правотворчества. Ими являются все государст­венные органы, общественные организации, которым законодатель­ством предоставлено право издавать нормативно-правовые акты (парламент, правительство, профсоюзы в лице определенных органов и т.д.).

Объекты правотворчества - конкретные письменные до­кументы, обладающие качеством нормативно-правового акта (кодек­сы, законы, указы, постановления, уставы, решения и т.д.).

Стадии правотворчества. Поскольку правотворчество яв­ляется важнейшим видом государственной деятельности, то осущест­вление его подразделяется на несколько стадий:

а) законодательная инициатива. Эту стадию проходит принятие законов, кодексов, а также некоторых других важнейших нормативно-правовых актов. Статья 104 Конституции Российской Федерации пере­числяет официальных лиц, обладающих правом законодательной ини­циативы. Если законопроекты или проекты иных нормативно-правовых актов внесены в орган, обладающий правом законодательной инициативы, то такой законопроект должен быть принят законодате­лем к обсуждению. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, довольно широк, а поэтому любые лица или группы лиц. заинтересованные в принятии какого-то закона, должны обращаться к лицам, обладающим правом законодательной инициативы; б) решение компетентного органа о необходимости принятия нормативно-правового акта. На этой стадии определяется потреб­ность в нормативно-правовом акте и принимается решение присту­пить к его разработке; в) разработка нормативно-правового акта, согласование его с заинтересованными учреждениями, организациями; г) рассмотрение проекта соответствующим органом; д) принятие нормативно-правового акта; с) доведение принятого нормативно-правового акта до адре­сатов, опубликование его.

В зависимости от сложности и объема нормативно-правового акта могут быть образованы рабочие комиссии, проведено обсужде­ние проекта и т.д. Принятие акта может быть осуществлено с помо­щью нескольких чтений, что определяется регламентом правотворческого органа.

Принципы правотворчества - это основные начала осуществления правотворческой деятельности, наиболее важные из них: Принцип законности (заключается в том, что разработка и принятие нормативно-правовых актов должны происходить с соблюдением правовой процедуры и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов); Принцип научности (заключается в том, что подготовка и принятие проекта нормативно-правового акта осуществляется с участием представителей разных наук); Принцип правового использования правового опыта (подразумевает, что всякий вновь разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт государств и цивилизации - в целом);

Принцип демократизма (позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа);

Связь с практикой (выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правоприменительными органами.

3. Принципы и гарантии законности и Правопорядка.

Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Объективные условия - экономические, политические, социальные условия общественной жизни, в: осуществляется правовое регулирование.

Субъективные факторы - состояние правовой науки, полнота и развитие в ней процессов гуманистических положений, научно-теоретических конструкций, концепций, эффективная деятельность политического руководства, избрание лидеров приоритетов при принятии политических решений.

Законность - юридическая категория, которая означает сложившееся отношение в том или ином государствообразующем обществе к законам и к претворению требований законов в жизнь.

Одним из требований законности является строгое соблюдение законов. Истинное назначение законности проявляется лишь по отношению к действительно правовым законам Основой подлинной законности является легитимность закона и всеобщая непререкаемость закона. Когда законы.не имеют в обществе одинаковой силы для всех то говорить о подлинной законности не приходится. Если, например, правила дорожного движения не будут соблюдать высокие чины или сами контролеры за дорожным движением, то требование их соблюдать, предъявляемое рядовым водителям, вряд ли свидетельствует в наличии законности в данном обществе. Люди о законах судят по тому, насколько они (законы) их защищают, выражают их интересы. Поэтому законность чаще всего употребляется наряду со слове справедливость. Законность - не метод государственного руководства обществом (как говорили в советское время), 1 принцип жизни общества, определяющий деятельность государства. Субъектами обеспечения законности в цивилизованных странах выступают и граждане, и их общественные объединения. Институт заявлений, который наделяет граждан правом обращения в суд о нарушении законов, - важна юридическая гарантия обеспечения законности в обществе. В правовом государстве не должно быть никаких ограничений относительно дееспособных граждан, изъявивших желание оспаривать в судебном порядке факт нарушения законности' если даже этот факт конкретно не затрагивает его сугубо личные интересы. Принципы 3аконности: единство 3аконности(вся территория), Всеобщность (все население), Целесобразность (надо следовать предписаниям законов), Верховенство закона (высшая сила юридически закреплена),Связь законности и культуры. Гарантии 1.Общие- экономические; полит; идеолог; соц; 2.Спец-е: организационные, юридические (средства выявления, предупреждения, пресечение Правонарушения; меры защиты и восстановления нарушенных прав; юридическая ответственность.

Правопорядок. Правопорядок представляет собой результат (продукцию) воздействия всего механизма государства на общественную жизнь с помощью правовых средств. В условиях функционирования механизма правового государства вырабатывается подлинно народный, справедливый правовой порядок. Он отличается от общественного порядка вообще и распространяется лишь на такую сферу общественной жизни, где без правового вмешательства государства невозможно организовать оптимальную общественную жизнь. Таким образом, правопорядок складывается из многочисленных форм юридической деятельности граждан, их объединений, а также государственных органов. Между тем подлинно народное государство (правовое государство) больше внимания должно обращать не на борьбу с правонарушителями, а на созидание для своих граждан соответствующих условий правомерного поведения.

Общество и государство должны быть заинтересованы в том, что бы было больше правомерного поведения. Это ведет к уменьшению числа противоправных действий, снижает расходы государства на организацию работы с правонарушениями.

 

 

БИЛЕТ№7

1. Формирование правового государства в современном мире.

В масштабе всей России мы сегодня находимся на уровне осмысления его идей и формально-юридической реализации их в соответствующих законах. Нам еще очень далеко до реального правового государства. Нам необходимо:

1. Отрешиться от идеологии нищих и бедных.2. Перестать рассматривать государство как благотворитель граждан, который в своей деятельности не имеет пределов.3. Преодолеть идеологию безусловного примата общественных интересов над интересами личности.4. Юридически закрепить и реально придерживаться примата общечеловеческих ценностей над национальными, внутригосударственными.5. Преодолеть негативное отношение к идее подлинного разделения власти.6. Преодолеть исторически сложившееся негативное отношение к праву, созреть до уровня, позволяющего рассматривать его как социальную..ценность, объективно необходимый регулятор общественных отношений в цивилизованном обществе.

7. Преодолеть народное стремление найти высшую справедливость в верховном правителе, в любой вышестоящей инстанции, а не на суде, который функционирует в каждом районе.8. Преодолеть субъективное стремление правящих любого уровня - особенно самого высокого - объявлять свою волю правом и законом.9. Покончить с отсутствием правовых знаний, правовой культуры у населения, для которого: право, закон зачастую трактуются как категория, отражающая деятельность только органов милиции, суда и прокуратуры.10. Нельзя не учитывать ее огромную территорию России, многонациональный состав населения и исторически сложившееся сознание, как управляющих, так и управляемых. Нам необходима Россия демократическая, признающая власть права.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.